Исследовательский проект в рамках социологического практикума

Исследовательский проект в рамках социологического практикума

Программа социологического исследования проблемы:

«Влияние качества жизни на стабильность российской семьи»

Москва 2014 – 2015 г.

Оглавление

Предисловие к программе социологического исследования. 3

Программа социологического исследования. 12

I. Вводный раздел программы социологического исследования. 12

1. Проблема исследования. 12

2. Актуальность проблемы исследования. 19

3. Проблемная ситуация. 20

4. Научная разработанность проблемы исследования. 21

5. Теоретический объект исследования. 22

6. Эмпирический объект исследования. 23

7. Предмет исследования. 25

8. Цель исследования. 25

9. Задачи исследования. 26

10. Теоретические основы изучения проблемы.. 31

11. Эмпирические основы изучения проблемы.. 34

12. Научная новизна исследования. 34

13. Практическая значимость темы исследования. 35

II. Теоретико-методологический раздел. 37

1. Теоретическая концепция исследуемого явления. 38

2. Концептуальная понятийная модель объекта и предмета исследования. 44

3. Операциональная модель. 55

4. Система переменных. 59

5. Исследовательские гипотезы.. 63

III. Методический раздел классической программы социологического исследования 71

1. Эмпирическая интерпретация переменных социологического исследования 72

2. Сетка социальных показателей зависимой и независимой переменных. 73

3. Эмпирические индикаторы исследования. 76

4. Формирование выборочной совокупности респондентской аудитории. 78

5. Методическая стратегия исследования. 79

Приложение (анкета социологического исследования) 101

Предисловие к программе социологического исследования

В каждой сфере научного знания существует определенная система понятий, терминов, определений, категорий, которая формирует понятийно-категориальный аппарат или терминологический язык данного научного знания. Поэтому в такой отрасли социологического знания, как методология и методика также существует терминологический язык (понятийно-категориальный аппарат).

Эта понятийная система формирует теоретическую основу любого научного знания. В связи с этим, первым термином в нашей дисциплине выступает сам термин «понятие», который представляет собой форму теоретической интерпретации существующего круга как социальных, так и природных явлений, а также качественную специфику их свойств, состояний и особенностей. Вторая интерпретация: понятие представляет собой мысль, отраженную в определенной форме характеристики объекта исследования.[1] Понятие - это форма обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений.[2]

Теоретические понятия всегда выступают в качестве исходных (основных) любых теоретических концепций, и эмпирическая значимость этих понятий состоит в том, что, во-первых, они отражают существующий масштаб того научного знания, которое они представляют. Во-вторых, понятие отражает качественные и количественные характеристики как социальных, так и природных явлений. В-третьих, они отражают не только масштаб, но и уровень развития научного знания. В-четвертых, понятие отражает тенденции и основные направления развития и совершенствования своего смыслового содержания.

Следующим термином нашего категориального аппарата будет термин «социологические исследования», который представляет собой научно-обоснованную систему теоретических и методических процедур, поэтапное осуществление которых позволяет получить исследователю новое научное знание о современном состоянии исследуемого явления.[3]Социологическое исследование- исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение.[4]

Третьим термином нашего категориального аппарата будет методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности исследования[5]. Методологией называют систему принципов научного исследования. Термином "методология" принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.[6] Таким образом, можно сказать, что методология -1) совокупность исследовательских процедур, техники и мето­дов; 2) система принципов научного исследования.[7]

Под методологией социологического исследования понимается система закономерностей и принципов, логических приемов и правил построения теоретических и методических действий по познанию социальных явлений.[8]

Под предметом методологии социологического исследования как отрасли социологии понимают определение и обоснование закономерностей и принципов построения теоретико-познавательных конструкций исследования социальных явлений.[9]

Методология социологических исследований выполняет в социологии функцию теории познания социальной действительности, которая выступает в качестве объекта методологии социологических исследований. Объект методологии социологического исследования - это те социальные явления, которые изучает социология как наука: закономерности функционирования и развития общества как социальной системы, составляющих его социальных общностей, социальной структуры, социальных институтов и процессов, массового поведения и социальных взаимодействий людей, структуры их сознания.[10]

Следующим термином нашего понятийного аппарата будет методика, под которой понимают совокупность приемов практической деятельности, приводящей к определенным результатам. Методика - понятие, которое обозначим как совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.[11]

Методика социологического исследования–совокупность приемов и методов для реализации целей и задач исследования.[12] Также, методика социологического исследования - система способов, процедур, приемов установления конкретных социальных фактов и средств получения, обработки и анализа социологической информации.[13] Система методических действий или методика социологического исследования – это совокупность взаимосвязанных методов и приемов их использования для оценки и обобщения эмпирических фактов о состоянии исследуемого явления.[14]

Метод – совокупность средств, правил, норм познания, а также видов практической деятельности. Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.[15]Метод(в социологии) - правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь меж­ду фактами, гипотезами и теориями.[16]

Теория представляет собой научнообобщающую систему взаимосвязанных утверждений, направленную на объяснение определенных сторон исследуемого явления. Теория – система основных идей в той или иной отрасли научного знания. Теория рассматривается как наиболее сложная и развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.[17] Теория - попытка выявить общие характеристики и закономерности, объясняющие регулярно наблюдаемые явления.[18]

Различные явления могут быть рассмотрены в разных парадигмах. Термин «парадигма» был впервые введен в 30-ые гг. XX века позитивистом Г.Бергманом, отражая этим понятием нормативную методологию социально - философского познания реальности. В 1962 г. Т.Кун в работе «Структура научных революций» вводит понятие «парадигма», в котором он определяет, что парадигма – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени формирует модель постановки проблем и способы их решения[19].

Соотношение теории и парадигмы состоит в том, что парадигма создает общий взгляд на исследуемые явления, а теория описывает и объясняет эти явления, которые существуют в конкретной социальной реальности и тем самым наполняют парадигму конкретным содержанием. Исследовательская парадигма предлагает определенный взгляд на способ получения знания о реальности, а теория служит основой для конструирования методологии исследования в рамках данной парадигмы и объясняет полученные результаты.[20]

Исследовательская парадигма – общая мировоззренческая конструкция, задающая нормативный способ познания как природной, так и социальной реальности, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.[21] Существует несколько исследовательских парадигм:

1. Позитивизм

2. Неопозитивизм

3. Номинализм

4. Интерпретативизм

5. Многопарадигмальный подход

Позитивизм - социально-философское и социологическое направление (Конт, Спенсер, Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из «по­зитивного», т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизи­ческих объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на мето­дологии, свойственной естественным наукам.[22] Позитивизм является классической исследовательской парадигмой.

При неопозитивистском подходе исследователь описывает социальную реальность в рамках выбранной теоретической модели исследования, «смотрит» на нее сквозь структуру тех понятий, которые составляют содержание данной модели.[23]

В рамках исследовательской модели, опирающейся на номинализм, делается попытка преодолеть ограничения гипотетико-дедуктивного моделирования действительности. Таким образом, номиналистскую модель социологического исследования можно определить, как вид модели, которая построена как процесс восхождения от «исходных» эмпирических терминов, описывающих индивидуальные действия и состояния сознания, к теоретическим обобщениям.[24]

Интерпретативистская модель исследования – это такой вид модели, которая представляет собой прямое постижение социальной реальности в ходе процесса поиска «правильного» языка толкования ее смысла и общего понимания ее значения.[25]

На данный момент при проведении социологического исследования все большее применение находит многопарадигмальный подход, который подразумевает стремление к использованию многообразных теоретических подходов при описании, толковании и объяснении одних и тех же социальных явлений. Следует заметить, что использование многопарадигмального подхода позволяет нам получить многоуровневое знание при исследовании одного и того же явления.[26]

Научно обоснованное социологическое исследование должно быть выведено из общих закономерностей, установленных на основе объективных правил логического доказательства. Данные логические принципы являются следствием принятия социологом определенных правил получения и воспроизводства знания, эти правила включают понятия универсализма и организованного скептицизма. Данные понятия сейчас будут рассмотрены.

Универсализм – принцип, который отражает такое понимание как природной, так и социальной реальности, при котором все явления повсюду признаются одинаковыми, а истинность утверждений об этих явлениях не зависят от утверждающего. Это такой научный принцип, в соответствии с которым требуется рассматривать явления природы как одинаковые повсюду и понимать истинность утверждений как не зависящую от утверждающего.[27]

Организованный скептицизм выступает в качестве инструмента, благодаря которому любые исследователи получают возможность обрести новое научное знание, отражающее современное состояние исследуемого социального явления. Это такой научный принцип, в соответствие с которым требуется систематически опровергать установленные обобщения, искать такие факты, которые им противоречат.[28]

В содержании принципов универсализма и организованного скептицизма фиксируются общие требования к проведению социологического исследования. Реализация этих требований предполагает построение некоторых операций по его проведению, которые называют процедурой социологического исследования. Процедура социологического исследования – это логически взаимосвязанная последовательность операций, которая определяет систему действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом социальном явлении.[29]

Документ, в рамках которого находит свое оформление процедура социологического исследования, называется его программой. Программа социологического исследования – специально разработанный исследовательским коллективом документ, направленный на теоретико-методологическое, методическое, аналитическое, организационное обоснование процесса проведения социологического исследования.

Программа социологического исследования выполняет ряд функций, среди которых нужно отметить такие функции, как общенаучная, методическая, теоретическая, аналитическая. Программа социологического исследования в обязательном порядке предваряет само социологическое исследование и выступает как своеобразный сценарий, отражающий теоретическое представление исследователей о специфике проведения конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования, создаваемая до его реализации, всегда оберегает социолога от неточностей, существенных и непоправимых ошибок.

Функции программы социологического исследования реализуются при помощи определения логической последовательности взаимосвязанных этапов и процедур проведения исследования социального явления, образующих структуру программы социологического исследования. Структура программы социологического исследования – это логическая последовательность взаимосвязанных этапов и процедур исследования социального явления.[30] Она может быть внешней и внутренней.

Внешняя структура классической программы социологического исследования состоит из следующих разделов:

1. Вводный раздел;

2. Теоретико-методологический раздел;

3. Методический раздел;

4. Аналитический раздел;

5. Организационный раздел.

Каждый из этих внешних разделов обладает своей внутренней структурой, характерной особенностью которой является существование органически взаимосвязанных между собой элементов.

Классическая программа социологического исследования всегда разрабатывается на основе анализа и осмысления источников научно-теоретической базы, которая отражает, во-первых, монографическую научную литературу, которая характеризует наше явление в целом, или в отдельных главах, параграфах или фрагментах своего текста. Во-вторых, научные статьи, которые мы выявляем в специализированных журналах или в журналах, которые отражают проблему, лежащую на стыке наук. В-третьих, это специализированная и учебная литература, в которой мы выявляем интерпретацию нашей проблемы. Следующие источники – статистические данные, характеризующие нашу проблему исследования. Существует два типа статистики:

А) оперативная – анализ различных средств массовой информации;

Б) сводная – анализ различных статистических сборников.

Следующим источником научно-теоретической базы является энциклопедический фонд, который позволяет нам увидеть четкое понимание нашего понятия. Далее, это иностранная литература, как первоисточники, так и переводы. Следующий источник – анализ проведенных ранее социологических исследований по нашей проблеме, для того, чтобы увидеть, как изменяется и развивается наша проблема. В том числе источником нашей программы социологического исследования могут выступить многообразные средства массовой информации, предопределяющие необходимость анализа данной информации по нашей проблеме. Последним источником научно-теоретической базы является обращение к сети Интернет, для того, чтобы выявить причины и закономерности нашего явления.

Проблема исследования

Первый элемент – это характеристика проблемы исследования. В любом обществе существует определённая совокупность социальных проблем, которые влияют на качество жизни и деятельность общества, кардинально меняют характер общественных отношений. Общественные отношения – постоянные устойчивые связи, существующие между индивидами в процессе их постоянного взаимодействия, материальной и духовной деятельности в условиях данного общества.[31] Также общественные отношения можно определить, как отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические.[32] В широком смысле под проблемой понимается несоответствие между действительным и желаемым состоянием явления, препятствующее развитию индивидов, социальных групп, общностей и общества в целом. Под социальной проблемой подразумевается несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений между социальными общностями, личностью и обществом, социальных действий и массового поведения, препятствующее их развитию.[33]Также существует еще одна интерпретация: социальная проблема – объективно возникшее противоречие между интересами, потребностями, формами поведения и деятельности отдельных индивидов, социальных групп, которым располагает общество на данном этапе своего функционирования и развития.[34]В научной социологической литературе существует определённая классификация (группировка) социальных проблем, которая формирует определённую типологизацию и вычленяет систему, характеризующую эти проблемы по разным основаниям.

В качестве основы социальной проблемы выступает социальное противоречие, которое отражает наличие недостаточного и неравного доступа к различным ресурсам и способам удовлетворения своих интересов и потребностей, возникающих у отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.[35]Учитывая курс, проводимый государством на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование российской семьи представляет для нас особый интерес. Для нас как для исследователей также очевидно и то, что в настоящий момент к категориям населения, имеющим семьи, относится более половины населения нашей страны, следовательно, исследование данной проблемы (проблемы влияния качества жизни на стабильность семьи) представляет большой интерес для населения, поскольку в решении данной проблемы заинтересованы многие.

Нашей социальной проблемой является влияние противоречия между желаемым и действительным качеством жизни, влияющим на стабильное положение российской семьи.

В научной литературе существует определенная классификация социальных проблем, которые отражают научнообоснованную группировку социальных проблем, формирующую их типологию.

Выделяют 3 типа социальных проблем по природе своего возникновения:

1) естественные социальные проблемы – социальные противоречия, которые выступают как результат жизнедеятельности общества вне зависимости от сознания человека и от характера восприятия им социальной реальности. Примеры: общество потребления, экономические кризисы, лихорадка Эбола.

Проблема нашего исследования не является естественной, так как один из определяющих ее факторов является сознание людей.

2) искусственные проблемы – социальные противоречия, возникающие в рамках сознания человека, всегда отражают его характер поведения и деятельности, существенно изменяют восприятие каждым из нас социальной реальности.

Проблема нашего исследования не является искусственной, поскольку мы не можем её решить только за счет приращения знания о сознании человека и способах перестройки этого сознания. Таким образом, решение данной проблемы не ограничивается лишь изменением структуры ценностей людей и повышения значимости духовных ценностей в процессе общения.

3) смешанные проблемы – те естественные проблемы, которые возникают как результат жизнедеятельности обществ, но субъективно воспринимаются каждым индивидом, формируя тем самым второй уровень.

Проблема нашего исследования является смешанной, поскольку ее можно решить посредством как развития экономики, увеличения заработной платы, увеличения финансирования социальной сферы и социальной политики за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, снижения дифференциации уровня доходов, так и за счет воздействия на сознание людей для изменения структуры ценностей путем проведения культурно-образовательных программ, направленных на воспитание духовных ценностей среди российского населения.

По уровню проявления в жизни общества выделяют 4 типа проблем:

1) индивидуальные – возникают в процессе обыденной жизнедеятельности индивидов, обладают очень коротким интервалом своего существования, не оказывают влияния на жизнедеятельность общества в целом. Но очень существенно нарушает характер межличностных отношений в конкретных социальных группах.

Проблема нашего исследования не является индивидуальной, так как она оказывает влияние не только на отдельных индивидов, но и на российское общество в целом.

2) институциональные – социальные противоречия, возникающие в результате нарушения традиционных функциональных связей между различными социальными институтами. Обладают длительным сроком своего существования, значительным уровнем социальных изменений и существенно влияют на жизнедеятельность общества в целом.

Проблема нашего исследования является институциональной, потому что стабильность российской семьи и качество её жизни оказывает влияние на демографический уровень страны, культурный уровень развития, темпы производства (довольные жизнью люди работают лучше, нежели недовольные).

3) общесоциальные – масштабные социальные противоречия, которые обладают значительным влиянием на жизнедеятельность общества в целом, кардинально изменяет характер общественных отношений. Обладают длительным сроком своего существования, вызывают сложноустранимые социальные катаклизмы, требуют консолидации усилий государственных структур по снижению этих социальных противоречий.

Проблема нашего исследования не является общесоциальной, поскольку она не приводит к серьезным социальным катаклизмам.

4) глобальные (трансконтинентальные) – данные социальные противоречия были вычленены в самостоятельный тип только в 60-ые гг. XX века. Не имеют масштабного ограничения, обладают глобальным уровнем влияния, угрожают существованию планеты.

Проблема нашего исследования не является глобальной, так как мы занимаемся изучением влияния качества жизни именно на российскую семью.

Также выделяют 3 типа глобальных проблем:

a) интерсоциальные проблемы – влияют на жизнь определенных континентов. Примеры: национальные конфликты, распространение ядерного оружия, терроризм, Север-Юг.

b) социоприродные проблемы –масштабные социальные противоречия, характерные для любого континента. Примеры: истощение природных ресурсов, исчезновение видов животных и растений, глобальное потепление.

c) социальные проблемы – определяют уровень взаимодействия человека и общества на данном этапе существования планеты. Примеры: здравоохранение, демографический уровень, образование, национальные отношения, религия, социальное неравенство, мораль, снижение культурного уровня.

По масштабу различают:

a) межгосударственные;

b) общенациональные;

c) государственные;

d) региональные;

e) городские;

f) поселковые;

g) сельские;

h) районные.

Проблема нашего исследования является государственной, так как качество жизни зависит от политики, проводимой конкретным государством.

По времени существования:

a) краткосрочные;

b) долгосрочные.

Проблема нашего исследования является долгосрочной, поскольку она берет свое начало после распада СССР вследствие коренных изменений во всех сферах жизни российского общества.

По цели своего существования:

a) гносеологические (в гносеологическом смысле проблемная ситуация – это "знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий").

Наша проблема является гносеологической, так как, хотя российское общество и знает о существовании исследуемого нами социального противоречия, оно не обладает действенным способом его разрешения. Дело в том, что по проблеме влияния качества жизни на стабильность семьи, в частности российской, проводилось недостаточно исследований, чтобы сформировалась четкое представление о её генезисе и специфике, поэтому на данном этапе развития нашего общества еще не разработаны эффективные приемы и методы по её решению.

b) предметные – когда проблема исследования выступает в качестве социального заказа, и исследовательская команда финансируется заказчиком.

Наша проблема не является предметной, поскольку нам не поступал подобный социальный заказ, и у нас нет цели интерпретировать полученную информацию в рамках определённых запросов клиентов.

По уровню воздействия:

a) одноплановые - когда нарушают процесс в конкретной сфере. Проблема нашего исследования является одноплановой, так как она влечет за собой изменения именно в системе семейных отношений.

b) системные - изменяют жизнь общества в целом, процесс общественных отношений.

c) функциональные – когда качественно изменяются функции в той или иной сфере.

Проблемная ситуация

Третий элемент – характеристика проблемной ситуации. В разные временные рамки проблема может иметь разные причины происхождения, поэтому в исследовании социальную проблему нужно рассматривать в связи с конкретными условиями ее существования, которые называются проблемной ситуацией. Причины возникновения социальной проблемы могут быть разными, они определяются той социальной ситуацией, в которой на момент исследования находится общество. Поэтому социальная проблема рассматривается в социологическом исследовании в связи с той социальной ситуацией, в рамках которой эта проблема существует. Необходимо раскрыть понятие «социальная ситуация». Под социальной ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств жизнедеятельности общества, создающих в нем определенную систему социальных отношений. Социальная ситуация, порождающая определенную проблему в жизни общества, называется проблемной ситуацией. Проблемная ситуация – это существующая в определенных условиях и обстоятельствах система социальных отношений в обществе, создающих противоречивость интересов и взаимодействий индивидов и социальных групп и порождающих конкретную проблему их жизнедеятельности.[36]Любая проблемная ситуация аккумулирует в себе диссонанс, возникающий между различными социальными факторами, которые всегда выступают в качестве движимой силы развития любого общества, а диссонанс этих факторов отражает совокупность тех условий, сочетание которых формирует причины и предпосылки возникновения данной проблемной ситуации.

Существует три группы социальных факторов:

1) социальные факторы, которые характеризуют четыре основные сферы жизнедеятельности общества:

a. экономические;

b. политические;

c. духовные;

d. социальные;

Уровень их взаимодействия оказывает решающее влияние на все общественные процессы, на социальную устойчивость общества и на социальный уровень взаимодействия социальных групп и общества в целом.

2) специфические факторы, которые характеризуют индивидуальные качественные особенности отдельных индивидов и социальных групп и определяют формы их поведения и деятельности;

3) ситуативные факторы, которые возникают как сочетание первых и вторых факторов и выступают в виде реакции или оценочных суждений социальных групп на социальные явления.

Проблемная ситуация нашего социологического исследования является совокупностью социально-экономических и социально-бытовых систем отношений, а именно оплаты труда, качества предоставляемых коммунальных услуг, качества условий проживания. На данном этапе развития российского общества, даже при наличии у мужа или обоих супругов определённого уровня заработка, члены семьи не могут удовлетворить свои потребности в полной мере, что ведет к дестабилизации российской семьи, а, следовательно, и к повышению уровня разводимости.

Предмет исследования

Когда мы смогли определить научную проблему, объект и предмет исследования, необходимо сформулировать тему исследования. Это относится к седьмому элементу – формулировке предмета исследования. Данное действие означает охарактеризовать соотношение объекта и предмета исследования в виде научной проблемы, выразив это соотношение в форме высказывания. Предмет нашего социологического исследования звучит следующим образом: «Влияние качества жизни в российском обществе на стабильность семьи».

Цель исследования

Сформулировав предмет исследования, необходимо определить то, какое новое знание предполагается получить. Требуется выразить это знание в виде желаемого результата, содержание этого результата должно быть сформулировано в виде его цели. И теперь мы переходим к характеристике восьмого элемента вводного раздела программы социологического исследования – формулировке цели исследования. Сформулировать цель исследования означает содержательно развернуть соотношение объекта и предмета исследования, обозначенное в теме исследования, посредством раскрытия того знания о соотношении их конкретных свойств, которое будет являться результатом исследования.[38] Цель исследования выступает в качестве обязательной основной проблемы социологического исследования и представляет собой сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате социологического исследования. Кроме того, в качестве цели социологического исследования выступает конечный результат научно исследовательской деятельности коллектива, отражающий новое научное знание в современном состоянии исследуемого явления. Социологическое исследование может быть сугубо теоретическим (если это абсолютно новое социальное явление), может быть прикладным, может быть комплексным. Однако, цель всегда аккумулирует два уровня познания данного социального явления:

- теоретический

- эмпирический уровень.

Теоретический уровень познания всегда отражается в определении научного осмысления проблемы и характеризуется созданием или разработкой теоретической концепции данного социального явления. Исследовательская деятельность отражает эмпирический уровень познания данного социального явления. В исследовании есть всегда одна цель, достигая ее, мы получаем новое научное знание.

В нашем случае, целью социологического исследования является определение степени влияния качества жизни на стабильность семьи в России, т.е. насколько сильно влияет уровень обеспеченности социальными и материальными благами на стабильность брака и семьи вообще.

Задачи исследования

Результат исследования – это новое научное знание, сформулированное в виде цели исследования. Данный результат достигается посредством использования соответствующих средств. Таковыми являются задачи исследования, которые необходимо решить, чтобы прийти к желаемому результату. Переходим к характеристике девятого элемента – формулировке задач исследования. Это значит, что необходимо определить то частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования, характера их взаимосвязи, чтобы обеспечить достижение цели исследования.

Задачи социологического исследования – это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико-методологические, методические и аналитические средства, достижение которых дает общий результат – цель исследования [39]. Также существует еще одна интерпретация задач социологического исследования. Задачи социологического исследования – это научно обоснованная система, теоретико-методологических, методических, аналитических, содержательных процедур, реализация которых позволяет получить новое научное знание о современном состоянии исследуемого явления.[40] Существует несколько основных разновидностей задач социологического исследования:

1) теоретико-методологические;

2) методические;

3) аналитические;

4) содержательные задачи.

Они выполняют свою функциональную направленность, реализуя определенные значимые для исследователя процедуры. Причем каждая из этих задач реализуется в определенном разделе программы социологического исследования.

Рассмотрим каждый тип представленных задач по отдельности. Первый тип – теоретико-методологические задачи. Они всегда реализуются во втором разделе программы социологического исследования и отражают разработку теоретической модели данного социального явления, создание понятийной модели изучаемого явления, разработку системы переменных понятий и исследовательских гипотез. Теоретико-методологические задачи социологического исследования – это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно-следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.[41]

Теоретико-методологические задачи для объекта нашего социологического исследования:

1. Обоснование теоретического подхода, позволяющего описать и объяснить понятие семьи и стабильности семьи;

2. В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить современное состояние стабильности семьи.

Теоретико-методологические задачи для предмета исследования:

1.

2.

3. Обосновать теоретический подход, позволяющий описать и объяснить состояние влияния качества жизни на стабильность семьи;

4. В рамках выбранного подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить состояние качества жизни индивидов с точки зрения его влияния на стабильность семьи.

Следующий тип задач социологического исследования – методические задачи. Они всегда отражают научнообоснованную систему средств, способов и методов сбора первичной информации, создание методического комплекса этого сбора информации различными методами:

1) метод анализа документов: традиционный и контент-анализ;

2) выборка (определяет аудиторию респондента, которая обладает теми эмпирическими признаками, которые характерны для всего эмпирического объекта);

3) метод сбора первичной информации: анкетный опрос, интервью (количественный метод), фокус-группа (качественный метод);

4) разработка исследовательского инструментария в соответствии с выбранным методом сбора информации.

Методическими задачами социологического исследования называют сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование показателей, методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояния и характер взаимосвязи исследуемых явлений.[42]

Формулировка методических задач нашего социологического исследования:

1. Обосновать систему показателей для оценки состояния стабильности семьи и качества жизни индивидов, характера их взаимосвязи;

2.

Наши рекомендации