Социологического исследования

9.1. Социологические исследования: понятия и виды

9.2. Подготовка и проведение конкретного
социологического исследования

9.3. Методы сбора и обработки социологической
информации

9.1. Социологические исследования:
понятия и виды

Как уже отмечалось, социологические исследования – это эмпирический уровень развития социологической науки. КСИ – это система методологических, теоретиче­ских и практических процедур сбора социологической информации. Основная его задача – «добыча фактов», а также количественное измерение тех или иных социаль­ных явлений, процессов. Понятие «измерение» примени­тельно к социологии разрабатывалось американским со­циологом Ф. Лазерсфельдом. Оно применимо не только в математике или физике, определенным образом можно из­мерить и чувства, и настроения, и мнения людей. Чем зна­чительнее социальные явления или факты, тем точнее должны быть измерения, например, измерения социальной структуры общества (количество бедных и богатых, имеющих то или иное образование, власть, престиж и др.).

Что касается «добычи фактов», то социология пони­мает под ними определенные стороны, фрагменты соци­альной действительности, ее отдельные явления. [35. С.24].

Какие же факты интересуют социолога?

Прежде всего – поведенческие реакции личностей, социальных групп:

- результаты человеческой деятельности и отноше­ний (что и как делается, для чего);

- вербальные действия людей (мнения, суждения, оценки – что люди говорят, о чем думают, как интерпрети­руют те или иные события);

- взаимоотношения в различных социальных общно­стях, группах.

Задача социолога – собрать, обобщить, систематизи­ровать. Описать эти факты, интерпретировать их. Поэтому к КСИ, как и к любому научному исследованию, предъяв­ляются определенные требования:

- необходимость отделения главного, типичного от случайного факта, явления или процесса;

- важно, чтобы сведения не искажались или, тем бо­лее, не фальсифицировались;

- исследования в социологии сегодня еще и «дорогое удовольствие» - они требуют больших материальных за­трат, поэтому усилия исследователей должны быть на­правлены на действительно актуальные проблемы, тре­бующие практического анализа и решения.

Итак, выделение главного, актуального, точность в интерпретации данных – основные требования к КСИ.

Таблица № 7

КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ВИДЫ И ТИПЫ
По направленно­сти По глубине По масштабам Маркетинг
Эксперимен­тальное (полевое, лабораторное) Разведыва­тельное Локальное В экономике
Обследование (панельное, лон­гитюдное) Описательное Специальное В социаль­ной сфере
Сравнительное Аналитическое Региональное В медицине и здраво­охранении
Этнографическое   Национальное, международ­ное В науке и т.д.


По глубине разработки проблемы КСИ делятся на разведывательные, описательные и аналитические.

По масштабам – на локальные, региональные, об­щенациональные, международные.

1.Экспериментальные КСИ. Они являются в ос­новном контролируемым наблюдением, цель таких КСИ – выделить переменные, которые влияют на изучаемый объ­ект, например, это факторы здоровья или болезни, фак­торы, влияющие на возникновение того или иного профес­сионального заболевания. С целью выявления и анализа этих факторов наблюдается определенная демографиче­ская или профессиональная групп людей. Эксперимен­тальные КСИ делятся на полевые (исследования, прово­димые в реальной социальной ситуации) и лабораторные (когда экспериментальный фактор, социальная ситуация и исследуемая группа создаются специально, вводятся в дей­ствие).

2. Другой вид КСИ – это обследование, проведение выборочных или панельных (сплошных), глубоких, повто­ряющихся (лонгитюдных) исследований одной и той же совокупности. Самым крупномасштабным таким обследо­ванием является, например, перепись населения, регио­нальные обследования здоровья людей, национальные об­следования. Но чаще проводятся обследования небольших, выборочных совокупностей.

3.Сравнительные исследования – о задачах и це­лях этого вида КСИ говорит само название: сравнить изу­чаемые явления, факты, данных на различных временных этапах. Или сравниваются аналогичные социальные сис­темы, институты, функционирующие в разных простран­ственных условиях. Например, социологи, изучающие об­разование, сравнивают различные системы образования, их развитие, то же касается медицины, культуры, науки, се­мьи. Сопоставляются и сравниваются как целые социаль­ные системы, так и их отдельные компоненты. Такие ис­следования часто именуют «сравнительным социологиче­ским анализом».

4. Все большее значение приобретают этнографиче­ские исследования. Основой этого вида исследований яв­ляется включенное наблюдение, когда социолог исследует возникновение, развитие правил, норм, обычаев, традиций, культуры, определяя содержание и характер поведения той или иной социальной группы, этноса.

5. Особое место занимают сегодня в социологии маркетинговые исследования, связанные с изучением рынка, потребительских товаров, услуг, в том числе и со­циального характера.

Подготовка и проведение конкретного

Наши рекомендации