Социология молодежи как отрасль

Социологического знания

Сегодня социология молодежи – одна из важнейших и стремительно развивающихся отраслей социологии. По своему предмету она имеет комплексный характер и охва­тывает целый ряд проблем молодежи как особой демогра­фической группы: социализация и адаптация молодого по­коления; место и роль студенчества в современном обще­стве; девиантное поведение молодежи; место молодежи на рынке труда; проблемы молодой семьи и др.

Известный социолог И.С. Кон дает наиболее полное определение предмета исследований социологии моло­дежи: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик, особенностей социального положения и обуслов­ленных теми или другими социально-психологических свойствами. Молодежь как определенная фаза, этап жиз­ненного цикла биологически универсальна, но ее конкрет­ные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют соци­ально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу зако­номерностей социализации» [6. С. 478].

Молодежь является объектом изучения многих соци­ально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демо­графии, права, политологии, философии, истории, социо­логии. В связи с резким ухудшением здоровья молодежи в последние годы усилился интерес к ней и в медицинской науке.

В изучении проблем молодежи отмечается широкий спектр исследовательских подходов и направлений.

1. Психоаналитическое направление, основанное на идеях З. Фрейда, помогает осмыслить природу конфликтов между поколениями, особенности гендерного поведения, причины агрессивности молодежи. Так, Л. Фойер утвер­ждает, что конфликт поколений – универсальная тема че­ловеческой истории. Он основывается на самых изначаль­ных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой, чем классовая борьба. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на социализацию личности, ее развитие и становление (Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский).

2. Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теории межпоколенного взаимо­действия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). С точки зрения структурно-функционального подхода моло­дежная группа представляет из себя систему структурных позиций, занимаемых индивидами, приобретающими неко­торый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной функцией в структур­ном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности. Отечественные ученые: В. Мансуров, Л. Рубина, С. Фролов, В. Шубкин внесли большой вклад в изучение проблем образования, профес­сионализации молодежи, изменения молодежной среды.

3. Культурологическое направление изучает моло­дежь в аспекте феноменологии человеческой культуры (немецкий социолог К. Маннгейм). В рамках данного на­правления смена поколений рассматривается как процесс: а) в культурном поле появляются новые участники; б) ста­рые участники постепенно исчезают; в) члены данного по­коления могут участвовать в крайне ограниченном хроно­логическом отрезке исторического процесса; г) поэтому необходимо постоянно передавать накопленное культур­ное наследие.

Антрополог Маргарет Мид, занимаясь проблемами социализации, социального и культурного измерения лич­ности, пришла к выводу, что культурный характер есть со­вокупность закономерностей психической жизни, обу­словленной культурой. В истории культуры М. Мид раз­личает три типа культур:

- постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков;

- конфигуративные (и дети, и взрослые учатся у рав­ных, сверстников);

- префигуративные (взрослые учатся также у своих детей).

Отечественные социологи (В. Боровик, Л. Коган, В. Стегний, В. Харчева и др.) изучали молодежные суб­культуры в связи с ценностной и мировоззренческой диф­ференциацией в молодежной среде, досуг, неформальные объединения молодежи.

В России исследовательский интерес к проблемам молодежи возник еще на рубеже XIX-XX веков. В своей знаменитой статье «Кризис современной семьи» П.А. Сорокин обращал внимание на процесс распада тра­ди­ционных семейных связей – прежде всего связей между родителями и детьми. О студенческой и учащейся моло­дежи писал А. Сперанский.

В 1920-е годы значительное внимание уделялось проблемам труда, воспитания, занятости молодежи. Это было не случайно. Молодые люди рано начинали трудо­вую жизнь. Каждый пятый работник в России был в воз­расте 14-22 лет, при этом основная часть молодежи (28 млн.) жила в деревне и лишь 14 млн. в городе.

В 1930-е годы молодежь рассматривалась, в основ­ном, как объект социалистического воспитания, ее соци­альные характеристики «подгонялись» под соответствую­щие идеалы. Работ по молодежной проблематике станови­лось все меньше и меньше. И лишь в 1960-е годы вновь актуализировался интерес к проблемам молодежи.

Социология выполняла идеологический заказ, и по­этому большинство исследований были посвящены ком­мунистическому воспитанию молодежи. Но и в рамках этого социального заказа пробивалась реальная молодеж­ная проблематика. Можно выделить несколько школ в оте­чественной социологии, заложивших основу сегодняшней социологии молодежи.

Новосибирская школа (В.Н. Шубкин) существенно углубила представление о процессе вхождения молодежи во взрослую жизнь. Существенное значение имеет введе­ние новосибирскими исследователями понятия «престиж профессии» как показателя субъективного отражения со­циальной иерархии в массовом сознании. В ходе много­численных исследований были изучены проблемы несоот­ветствия рынка труда и образования молодежи, неравен­ства жизненных шансов разных социальных групп, несо­ответствие профессиональной подготовки условиям на­учно-технической революции.

Свердловская школа (М.Н. Руткевич, В.Р. Филиппов, Л.Я. Рубина, Ю.Р. Вишневский) дала большой фактический материал для осмысления системы образования, как важ­нейшего фактора социальной мобильности, а также сущест­венных различий между поколениями самой молодежи.

Основателем Ленинградской школы можно с полным основанием считать профессора В.М. Лисовского, зани­мающегося проблемами социализации молодежи. В по­следние годы Лисовский активно занимался изучением по­требностей и интересов молодежи Прикамья. В рамках Ле­нинградской школы начал свою деятельность один из са­мых известных специалистов по психологии юношества И.С. Кон.

Большой вклад в изучение проблем молодежи внесли и пермские социологи – кафедра социологии и политоло­гии ПГТУ под руководством профессора М.А. Слюсарянского; профессора: А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров, В.Н. Стегний и др.

Исследовательские программы по проблемам моло­дежи координирует сектор социальных проблем молодежи в Институте конкретных социальных исследований (В.И. Чупров).

Сегодня российской социологии молодежи предстоит осмыслить новые социальные проблемы молодежи: деви­антное и протестное поведение, рост социального неравен­ства, различие в стартовых условиях жизни, миграцию, «утечку мозгов», участие молодежи в военных конфликтах и т.д.

Социализация молодежи

Социализация – полная интеграция личности в соци­альную систему, в ходе которой происходит ее адаптация к сложившимся условиям социальной среды, ее культурным, психологическим и социальным факторам. Этапы первич­ной социализации уже были рассмотрены ранее. Остано­вимся на противоречивости процесса социализации в ус­ловиях реформ. Основными противоречиями, на наш взгляд, являются следующие:

- противоречия между декларациями о правовом и социальном государстве и ростом обнищания молодежи, резким ухудшением ее здоровья, ростом сиротства, забо­леваемости и смертности. Лишь 10-14% молодых людей полностью здоровы, высокими темпами растет уровень не только соматических, но и психических расстройств;

- серьезным противоречием является отчуждение мо­лодежи от производительного труда, невостребованность ее инновационного потенциала. Так, по данным Минобра­зования, в 2003 г. число высших учебных заведений в Рос­сии составило 1039, в них обучалось около 6 млн студен­тов, но шанс устроиться на работу по специальности имели примерно 30% инженеров и экономистов и 2%-7% пред­ставителей других специальностей. Это побуждает опре­деленную часть молодежи к выбору так называемого «третьего пути», когда альтернативой учебе и работе ста­новится полукриминальное существование;

- противоречивое влияние на сознание молодежи ока­зывает разрыв между старыми ценностями и новыми. На смену ценностям социализма пришли суровые реалии де­мократии: неравенство, безработица, нищета, снижение рождаемости, рост числа разводов в молодых семьях, от­сутствие жилья. Все это порождает, с одной стороны, по­литическую индифферентность молодежи, а с другой – рост влияния религиозных, националистических, социали­стических идей на сознание достаточно большой части мо­лодежи.

Одной из самых главных причин все более ухуд­шающегося положения молодежи является слабая государ­ственная молодежная политика. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что сегодня остается невостребованным трудовой потенциал молодежи. Так, около 50% молодых людей трудится не в соответствии с избранной специальностью, а каждый третий вообще не имеет профессии. Это отодвигает время профессиональной зрелости и экономической самостоятельности к 30 годам.

Материальное положение молодых людей мало зави­сит от результатов труда, уровня образованности, квали­фикации. Поэтому молодежь не считает справедливой по­лучаемую ими зарплату. А это, в свою очередь, приводит к тому, что трудовая мотивация постепенно вытесняется спекулятивно-стяжательской.

Количество молодых людей, которые не работают и нигде не учатся, по разным источникам, составляет от 2,5 до 3 миллионов. Государство пока не находит применения потенциалу молодых людей, что неизбежно способствует их маргинализации и дезинтеграции.

Социальные последствия реформ в сфере труда и до­суга незамедлительно сказались, как уже отмечалось, на состоянии здоровья подрастающего поколения. При этом лидируют болезни, носящие ярко выраженный социальный характер. Если общая заболеваемость подростков в 1990-е годы выросла на 20%, то рост туберкулеза составляет 30%, венерические заболевания выросли в 16 раз, психоневро­логические – в 3 раза. Беспрецедентна в России смертность молодых людей. [30. С. 94].

Многочисленные исследования указывают на то, что сегодня существует две противоположные тенденции в со­циализации молодежи. Первая несет в себе продуктивные жизненные ориентации. Но набрала силу и другая тенден­ция, связанная с ростом молодежной преступности, алко­голизации, наркоманизации, потребительской психологией и культом досуга.

Наши рекомендации