Типология малых социальных групп

И проблема их изучения

Социологи, изучающие группы, сталкиваются с ог­ромным их разнообразием. МСГ различаются и по разме­рам, и по видам деятельности, и по внутригрупповым взаимоотношениям, по поведению. Выделим лишь самые основные виды групп.

1. Основными видами МСГ являются «ингруппы» и «аутгруппы». Ингруппа – та, к которой принадлежит ин­дивид, членом которой он себя считает. Аутгруппа – это «другие», другая семья, другой коллектив, другая компа­ния. В современных условиях у каждого человека огром­ное количество социальных связей, поэтому ингрупповые и аутгрупповые взаимодействия могут пересекаться. Эти виды групп изучались Р. Парком, Э. Берджесом, Э. Богардусом. В социологии существует «шкала Богар­дуса» – специальная методика по измерению чувств чле­нов группы по отношению друг к другу и по отноше­нию к другим группам. Социальными психологами заме­чено, что на обыденном уровне образ другой группы чаще всего воспринимается через стереотипы. «Стереотип» – это со­циальный образ других, например, наша студенче­ская группа сильная, а в «той» – все «тупые», все спорт­смены – ограниченные люди, представители многих этни­ческих групп воспринимаются как «жадные», «хитрые», «одни бандиты», «одни пьяницы», и т.д.

Стереотипы отличаются тем, что они: а) очень жи­вучи; б) очень быстро воспринимаются другими людьми, гораздо быстрее, чем истинные черты той или иной группы людей; в) в стереотипах реальные черты отдельных членов группы переносятся на всех.

2. Референтная группа. Термин введен в социоло­гию социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г. Он означает «реальную или условную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентиру­ется в своем поведении и самооценке» [26. С. 209]. Рефе­рентная группа может совпадать с ингруппой, а может и не совпадать. Так, подросток скорее ориентиру­ется на пове­дение, принятое в его компании, чем на ценно­сти семьи. Некоторые из членов коллектива могут ориен­тироваться на поведение и ценности другого, членом кото­рого они мечтали бы стать. Поэтому различают норма­тивные исравнительные референтные группы. Референтные группы могут быть также реальными и воображаемыми. Воображаемые группы – это отражение идеалов и ценно­стей, к которым индивид стремится, но не находит их в ре­альной жизни, это его «внутренняя аудито­рия», на кото­рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. Какую же функцию выполняют референтные группы?

Статусную, информативную, формирующую у ин­дивида его реальные представления о месте в социальной структуре общества, о его реальном статусе.

Регулятивно-нормативную. Через референтную группу индивид усваивает социальные нормы и ценности, определенный тип поведения и даже моду.

Мировоззренческую – через референтную группу индивид усваивает и определенные идеалы, эта группа оп­ределяет и его установки, жизненные и идеологические позиции.

Для чего необходимо изучение референтных групп? Теории референтных групп применяются при изучении процесса адаптации личности к той или иной социальной среде (так, известный уже Флориан Знанецкий изучал про­блему адаптации эмигрантов в Америке), адаптации чело­века в новом коллективе, например, школьника к студен­ческой жизни. Теории референтных групп помогают глубже рассмотреть проблему социальной мобильности, социальных перемещений в обществе.

3. По характеру взаимоотношений в группе они де­лятся на первичные и вторичные. Под первичными груп­пами обычно понимают такие, в которых установлен тес­ный личный контакт между всеми членами группы. В этих группах, в основном, удовлетворяется потребность в эмо­циональном общении: семья, дружеская компания, близкие родственники. Вторичные группы – группы, в которых со­циальные роли функционально распределены. Вторичные группы ориентированы на достижение какой-либо цели, например, спортивная команда, желающая победить в со­ревнованиях, студенческая группа, целью которой явля­ется окончание института. Вторичные группы строятся на чисто функциональных отношениях, но они могут вклю­чать в себя и несколько первичных групп как свою состав­ную часть. Так, сегодня в бизнесе могут участвовать со­вместно несколько семей, образуя «производственный» коллектив, в студенческой учебной группе могут учиться несколько молодых семейных студенческих пар. Группа может просто распадаться на несколько дружеских компа­ний.

В отличие от вторичных групп социализация лично­сти проходит именно в первичной группе. Ч. Кули указы­вал на две основные функции первичных групп: а) быть источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей жизни; б) быть средством эмоциональной поддержки и стабильности взрослого человека. Кули считал, что именно первичная группа формирует личность. Но, поскольку она является частью общества, она является и проводником идей, установок, норм, существующих в обществе как в целостной социальной системе. Следовательно, первичные группы формируют личность не сами по себе, а как орга­ническая часть общества, всей социальной системы.

4. По форме организации власти группы различаются на формальные и неформальные. В формальных группах власть более или менее институциализирована (опреде­лена, оформлена, закреплена). Здесь существует также четкая иерархия ролевых ожиданий от каждого члена группы (например, бригада «скорой помощи» – врач, мед­сестра, водитель; военное подразделение; производствен­ный коллектив). Формальная группа, безусловно, создается с целью выполнения определенных функций (бригада, ка­федра, научный коллектив). Она является частью системы более высокого уровня, который и определяет этими функции: так, кафедра является подразделением инсти­тута, на заводах существуют цех, участок, отдел, бригада.

Важно, что по отношению к личности формальная группа выступает чем-то внешним, не зависящим от его воли и желаний. Межличностные отношения в формаль­ной группе складываются внутри установленных офици­альных рамок.

Для чего и как изучаются малые группы?

Изучение МСГ активно началось в первой четверти XX века. До этого времени изучались проблемы типа «личность – общество», «личность – большая социальная система». Но уже были классические исследования семьи Лепле, Дюркгейма, признававшего большую роль первич­ных групповых связей, в частности, в предотвращении са­моубийств. Известный немецкий социолог Георг Зиммель исследовал межличностные взаимодействия, рассматривая феномен взаимности в общении.

Но систематическое изучение МСГ связано с име­нами Ч. Кули, Ф. Оллпорта, Э. Мэйо, Я. Морено, К. Левина.

Ч. Кули изучал связи между индивидом и группой, «…младенец, – считал он, – превращается из дикаря в со­циальное существо через тесное и продолжительное взаи­модействие с той первичной группой, которой является семья» [1. С. 84]. У. Томас выявил, что при дезинтеграции группы ее члены также склоны к дезинтеграции. Влияние группы на индивидов XX века стало выявляться экспери­ментально, главным образом, врачами. Так, эксперимен­тально было установлено, что группа гонщиков движется быстрее, если в ней есть тот, кто задает темп движения, что присутствие других улучшает целевую деятельность, что личность, вольно или невольно, склона приспосабли­вать свое восприятие к групповому.

В Бостоне Прэтт открыл терапевтический эффект группы. Он обнаружил, что в неличностном общении больные туберкулезом оказывают друг другу существен­ную поддержку.

С именами экспериментаторов Я. Морено и Э. Мэйо связаны целые направления в социологии. Э. Мэйо (1880-1948) провел серию экспериментов на заводах электрообо­рудования Хортона (пригород Чикаго). Изучая факторы, влияющие на производительность труда, он показал, что выпуск продукции зависит от: а) групповых отношений; б) межгрупповых – от степени близости и доверия с дру­гими группами; в) идентификации с компанией, от ощу­щения себя ее частицей. Полевые исследования Мэйо по­казали, что на производительность труда влияют не столько технические факторы (освещенность, уровень шума, длительность перерывов, количество выходных дней и др.), сколько «человеческий фактор».

Так, женщины, отобранные для эксперимента, рабо­тали несравненно лучше, чем другие. Они, во-первых, не хотели «ударить в грязь лицом», зная, что за ними наблю­дают, во-вторых, не хотели подвести свою компанию. В результате своих экспериментов Мэйо пришел к открытию роли группового фактора, выдвинув положения, ставшие фундаментом теории менеджмента (теории управления).

Суть этих положений такова:

- человек представляет собой «социальное живот­ное», ориентированное и включенное в комплекс группо­вого поведения;

- жесткая иерархия подчиненности и бюрократиче­ская организация несовместимы с природой человека и его свободой;

- руководители промышленности должны ориентиро­ваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечит социальную стабильность общества и удов­летворенность индивида своей работой [54. С. 428-429].

Другой исследователь Якоб Морено (1892-1974), врач и философ, ученик З. Фрейда, на протяжении 25 лет изучал различные группы (в психиатрических клиниках, больницах, тюрьмах). Его задача – изменить организацию группы так, чтобы она более точно соответствовала эмо­циональным отношениям ее членов. Он изобрел метод, ко­торый оказался очень плодотворным и в социологии, и в психологии. Сам он так писал об этом: «В бурях и натиске Первой мировой войны мне пришла идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе» [17. С. 49]. Конечно, идея Морено изменить мир с помощью со­циометрии утопична, но сам метод плодотворен. В чем суть этого метода?

Я. Морено просил членов тех или иных групп расска­зать ему, как они относятся к другим членам группы, кто им нравится, кто не нравится, с кем бы они хотели рабо­тать, отдыхать, кого бы выбрали лидером. Так Морено «нащупал» возможности изменения социальных отноше­ний. Далее оказалось не очень сложным сделать графиче­ское изображение этих отношений, построить их струк­туру. Отношения могут быть выражены в графиках, индек­сах, социограммах. Рассмотрим самый простой пример этих измерений лидерства в группе (табл. № 1).

Таблица № 1

Кто вы­бирает Кого выбирают лидером От­дель­ные вы­боры
   

Мы видим из таблицы, что каждый член группы из пяти человек сделал только по одному выбору, при этом четыре человека отдали предпочтение четвертому номеру. Ясно, что в этой группе большинство хотели бы видеть своим лидером человека под номером 4.

В ходе своих исследований Морено пришел к вы­воду, что, во-первых, психическое здоровье человека во многом обусловлено его положением в малой группе; во-вторых, МСГ – это целая система симпатий, антипатий, привязанностей, отторжений; в-третьих, средство умень­шения конфликтов и психологической напряженности – это подбор в общности наиболее подходящих индивидов.

Методика Якоба Морено имеет несколько вариантов.

1. Социометрия как специальная техника опроса, свя­занная с изучением поведения людей.

2. Социометрический театр (его часто называют в ли­тературе психотерапевтическим), который включает соци­одраму – моделирование различных социальных ситуаций. Например, в группе проигрываются будущие отношения между женихом и невестой, между начальником и подчи­ненным. Социотерапевтический театр включает и собст­венно психодраму. Это проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекват­ных реакций при лечении неврозов, алкоголизма, ряда со­матических заболеваний. Морено применил социометрию как метод групповой психотерапии. Помимо этого его ме­тодика нашла широкое применение в изучении лидерства, в конфликтологии, как одна из методик устранения меж­личностных конфликтов, в формировании коллективов.

Проблема групповой динамики

Новое направление в исследовании МСГ было дано Куртом Левиным (1890-1947). Левин настаивал на более широком применении в социологии экспериментальных методов. Он ввел в социологию понятия «поля» и «дина­мики». Человеческое поведение закономерно, считал
Левин, оно подчинено «полю психологических и социаль­ных сил», которые являются причинами поведения. Изучая эти поля, можно создавать группы с заранее заданными свойствами и качествами, с различными типами лидеров, а потом изучать реакцию группы на этих лидеров, продук­тивность работы этих групп и др. Таким образом можно приходить к конкретным выводам о том, какой лидер предпочтительнее, как оценивает его группа, от чего зави­сит социально-психологический климат в той или иной группе. Идеи К. Левина получили называние «групповой дина­мики». Эти идеи развивали многие ученые. Дейч изучал влияние на группу сотрудничества и соперниче­ства. Бэвелас – как передается в группе информация и как она трансформируется. Развивались идеи Левина о влия­нии сплоченности группы на степень давления, которое она оказывает на своих членов. Главным же, классическим вопросом, остается вопрос о влиянии группы на личность. Независимо от типа группы, ее вида, все они стоят перед общими проблемами:

- как построить свои взаимоотношения;

- как достичь групповых целей;

- как сохранить сплоченность и удовлетворить по­требности членов группы.

Групповая динамика есть не что иное, как взаимо­действие членов группы. К процессам групповой дина­мики относятся способы коммуникаций в группе, руково­дство и лидерство, формирование группового мнения, норм, ценностей: сплоченность – разобщенность, кон­фликт; групповое давление на членов группы; регуляция поведения индивидов посредством норм и санкций и др. Остановимся на главном.

Коммуникация в группе. Она описана многими со­циологами, в том числе Гарольдом Левитом. В литературе наиболее часто встречается описание следующих схем коммуникаций: «круг», в котором никто не занимает цен­тральное положение, от «круга» отличаются «колесо» или «штурвал», где все коммуникации проходят через центр. Члены группы контактируют в основном с лидером; «иг­рек» – центр играет определенную роль в передаче инфор­мации. Еще одна типичная схема – «цепочка» или «змея» – это последовательная коммуникация.

Коммуникация (вид связи) в группе не есть раз и на­всегда данное. Для эффективного выполнения тех или иных функций группа может использовать те или иные схемы коммуникаций. Так, при чтении лекций в аудитории группа напоминает «штурвал», «колесо», в центре кото­рого преподаватель, а для организации дискуссии, напри­мер, важно, чтобы все члены группы высказали свое мне­ние («круг» или «цепочка»). В решении сложной научной проблемы лучше использовать «игрек», рассмотреть ее с разных позиций, возможно, в разных направлениях.

В сравнительно крупных группах может существо­вать и такой тип связей, как «паутина» – множественные переплетения взаимоотношений.

Лидерство. Одной из характеристик группы является распределение ролей. В любой группе существуют объек­тивно менее значимые и более значимые роли. Они и оп­ределяют наличие лидера. С другой стороны, лидерство – это проявление субъективных качеств личности (интел­лекта, воли, настойчивости), качеств, которые выделяют ту или иную личность. «Лидер, – отмечает С.С. Фролов, – появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным» [50. С. 218]. Истина всегда лежит где-то посередине, во взаимо­связях объективной природы лидерства и наличия подхо­дящего субъекта со всем набором «лидерских» качеств.

Существует несколько теорий, определяющих проис­хождение лидерства.

Теория черт. Известность получила работа уже упо­минавшегося Э. Богардуса «Лидер и лидерство». Теория сводится к набору субъективных качеств личности.

Ситуационная теория. Само название теории гово­рит о том, что лидер – это человек, который появляется в определенной ситуации, проявляя инициативу.

Психоаналитическая теория лидерства. Ее обычно связывают с именем З. Фрейда. Лидерство (так же, как и творчество) – результат сублимации (перенесения, заме­щения) подавленных инстинктов, в частности, либидо. Ли­дерство рассматривается в психоаналитической концепции и как определенное преодоление «комплекса неполноцен­ности». Существуют и предположения (так или иначе под­тверждающиеся), что все лидеры – невротики, например, Наполеон, Сталин, Гитлер.

Объективистская теория (марксизм и др.). Появле­ние того или иного крупного лидера обусловлено объек­тивными причинами, потребностями конкретной действи­тельности и даже черты лидера – это тоже требование вре­мени.

Не нужно забывать о том, что чаще всего в этих тео­риях речь идет о крупных лидерах, великих людях. Вряд ли все это можно всецело переносить на МСГ, но опреде­ленные закономерности формирования лидерства прояв­ляются и здесь: лидер появляется тогда, когда в нем появ­ляется потребность, и чаще всего им становится человек, качества которого наиболее соответствуют моменту.

Курт Левин выделял три основных типа лидерства: авторитарный, демократический и анархический, (или попустительский). Авторитарный тип лидерства присутст­вует там, где все действия группы определяются лидером. Демократический тип – это опора на «групповую атмо­сферу», когда все поведение и все действия определяются самой группой. Попустительский – говорит сам за себя: при таком типе лидера группа, коллектив предоставлены сами себе. Лидер существует лишь номинально.

Исследования показывают, что тип лидерства связан и с личными качествами человека. Так, авторитарный ли­дер обычно воспринимается как человек жесткий, требова­тельный, не терпящий возражений; демократический – мягкий и прислушивающийся к мнению коллектива. Лич­ные качества, безусловно, влияют на стиль руководства, поведение лидера, но оно, все же, больше определяется не его личными качествами, а той инструментальной ролью (деловой), которую он играет. Эта роль может быть в раз­ных группах организующей или эмоциональной, интеллек­туальной или моральной, формальной или неформальной, предписанной или непредписанной и т.д. По природе, ли­дер изначально авторитарен, иначе он никогда и нигде не сможет играть главную роль.

Говоря о внутренней динамике группы (сплочен­ность, давление, регуляция поведения), необходимо выде­лить следующие принципиальные моменты.

В группе возникает зависимость друг от друга, будь то семья, производственная бригада или спортивная ко­манда. Члены группы оказывают друг другу поддержку, независимо от личных симпатий или антипатий. Это каче­ство называется сплоченностью группы. Так, футболист не будет сводить на футбольной поле счеты с коллегой по команде, и забивать голы в свои ворота, даже если коллега нанес ему серьезную обиду. Он не может подвести свою команду из-за личных эмоций.

Отношение же к членам аутгрупп прямо противопо­ложное. Тот же футболист не будет помогать на поле сво­ему сопернику, даже если он – его лучший друг. Зачем я буду помогать своему другу, если он – мой конкурент? Та­ким образом, основополагающим чувством во внутригруп­повом общении будет чувство солидарности, определяемое общностью целей и задач: «Перед лицом конкурента я го­тов, в свою очередь, простить коллеге обиду, которую он мне нанес».

В социальной группе возникают специфические мо­менты духовной регуляции социальных связей: ценностей, норм, принципов поведения. Здесь все зависит от типа группы. Группа для совместного проведения досуга (фила­телисты, рыболовы-любители) имеет одну систему ценно­стей, группа производственная или научная – другую. Но условием существования группы является единство,схо­жесть этой системы ценностей. Человек не может чувство­вать себя частичкой группы, если у него другая система ценностей.

В группе присутствуют обязательства по отноше­нию друг к другу: «Я должен это сделать, иначе я подведу всю группу». Система обязательств может быть формали­зованной, например, регулироваться законодательством (отношения между членами семьи и их взаимные обяза­тельства) или должностными обязанностями и инструк­циями.

Группа заставляет своих членов принимать нормы, отношения, традиции, специфику субкультуры. Любой член группы сознает, что принято и что не принято в его группе. Тем самым группа определяет, а порой и навязы­вает определенные нравственные эталоны поведения своим членам. Влияние группы может быть настолько сильно, что социологи используют термин «групповое давление». Известны в социологии исследования Соло­мона Аша относительно давления группы на поведение ее членов. Суть экспериментов Аша сводилась к тому, чтобы выяснить, готов ли испытуемый отстаивать свою точку зрения, если другие члены группы думают иначе.

Испытуемым было дано задание сравнить отрезок бумаги с тремя другими различной длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, который из трех отрезков соответствует длине первого. В одиночку каждый решал эту задачу правильно. Но ассистенты Аша готовили группу «заговорщиков», которые давали заведомо ложные ответы. В результате одна треть испытуемых изменила свое мнение на заведомо ложное, но соответствующее дру­гим членам группы. Аш обнаружил, таким образом, эф­фект конформизма в группе (приспособления своего мне­ния к мнению группы).

Безусловно, МСГ не могут существовать без кон­фликтов. Но их следует отличать от общесоциальных конфликтов, который изучает в социологии целый раздел – конфликтология. Конфликт внутригрупповой – это опре­деленные отношения между членами группы, порож­денные противоречиями ее функционирования. Это конфликты и в семье, и в коллективах – научных, трудо­вых, спортивных и т.д.

Конфликт в МСГ может носить ролевой характер. Находясь во многих группах, индивид выполняет массу ролей и требований; одни его социальные роли могут про­тиворечить другим. Другая сторона ролевого конфликта – это взаимодействие, столкновение ролей в группе. Напри­мер, борьба за лидерство, борьба за материальные ресурсы. Конфликт может возникнуть и тогда, когда у члена группы (или нескольких членов) появляются новые нормы и цен­ности, новые правила поведения, противоречащие группо­вым.

Как можно оценить поведение члена группы в усло­виях конфликта?

Правомерное. Член группы сможет идти на кон­фликт, сознавая, что группа действует неправильно, не­правомерно с его точки зрения. Личность отвергает такую позицию группы. Возникает позитивный конфликт.

Утилитарно-целесообразное поведение признает возможное применение санкций. Но если применение их по каким-либо причинам несвоевременно или недоста­точно, то индивид может вести себя непредсказуемо, по­рождая конфликтные ситуации (так ведут себя расшалив­шиеся дети в отсутствие родителей, взрослые – в отсутст­вие начальника).

Смешанное. Конфликт порожден ориентированно­стью индивида на формальные или неформальные отно­шения и нарушением баланса между ними. Так, если в трудовом коллективе, формальной группе, преобладают неформальные отношения, они приводят к снижению тре­бовательности, нарушениям дисциплины, сплетням и склокам. Всем известно, к каким негативным последст­виям приводят так называемые «неуставные» отношения в армии. Здесь решение конфликта – только в пользу четкого выполнения формальных социальных ролей.

Основными структурными элементами конфликта являются:

а) его участники: личности, группы, находящиеся в разных социальных позициях;

б) источник конфликта – противоречие, причина;

в) взаимодействие, формы конфликтного поведения;

г) среда (физическая, социальная), в которой проис­ходит конфликт;

д) последствия разрешения конфликта.

От соотношения всех этих компонентов зависит про­текание конфликта, его глубина, возможность разрешения.

В социологии, в теоретическом плане, конфликт изу­чается в основном как социальный конфликт. Существует несколько теорий конфликтов (Л. Козера, К. Боулдинга, Д. Дарендорфа). На индивидуальном и групповом уровнях конфликт изучен меньше – в основном в рамках психоло­гии и социальной психологии. Но в последнее время поя­вились исследования групповой психотерапии, психотера­пии семейной, рассматривающие возможность управления конфликтными ситуациями.

В заключение отметим, каких же практических ре­зультатов достигла теория малых социальных групп.

1. Она изменила в социологии взгляд на человека как члена общества: он принадлежит обществу, с точки зрения теории МСГ, через принадлежность к многочисленным группам.

2. Проанализирована всесторонне сама группа, ее внут­ренняя динамика, воздействие на личность.

3. Сделала возможность приложения эксперимен­тальных методов в социологии (социометрия, групповая динамика, менеджмент, групповая психотерапия).

4. Изобретен метод группового самоанализа (когда группа при помощи специалистов может сама анализиро­вать свои взаимоотношения – с психотерапевтом, социоло­гом, психологом, например, психосоциальное консульти­рование для всей семьи; анализировать свою деятельность вместе с менеджером и т.д.).

ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

4.1. Семья как социальный институт

4.2. Семья как малая социальная группа.
Семья и здоровье.

Наши рекомендации