Возникновение эмпирической социологии

Важное место в развитии социологии XX в. играет взаимо­дейст­вие теории и эмпирических исследований. Социологи XIX в. в ос­нов­ном сосредотачивались на разработке теоретических схем. Надежная эм­пирическая база использовалась, пожалуй, только в отдельных ра­бо­тах К.Маркса (имеются в виду именно социологические работы, по­сколь­ку его экономические исследования опираются на огромный кон­кретный материал). Отдельные работы М.Вебера и Э.Дюркгейма со­дер­жат статистические данные в качестве иллюстративного материа­ла.

В начале XX в. в США возникает эмпирическая социология как са­мостоятельное направление. В первую очередь это связано с дея­тель­нос­тью т.н. Чикагской школы (У.Томас, Ф.Знанецкий, Э.Берджесс, Р.Парк, и др.). Школа просуществовала около 20 лет (1915–1935). За это время бы­ло проведено большое количество исследований, мно­гие из ко­торых до сих пор считаются классическими. Были заложены осно­вы современной социологической методики. С тех пор эмпири­чес­кие ис­следования составляют неотъемлемую часть социологии.

В конкретных (эмпирических) социологических исследованиях ис­пользуются различные методы.

Методы опроса

Наиболее распространенный среди них – формализованный ан­кет­ный опрос, когда респонденту предлагается заполнить заранее под­готовленную анкету. В нее могут включаться как закрытые вопросы (содержащие заранее подготовленные варианты ответов), так и от­крытые и полузакрытые, где респондент отвечает на вопрос «своими словами». На основе анкет­ных опросов работают многие социоло­ги­чес­кие, «пиаровские» и мар­ке­тинговые фирмы.

В круг социологических методов входит также интервью – непо­сред­ственная беседа интервьюера с респондентом. Интервью бывают формализованные, когда все или значительная часть вопросов подго­тов­лены заранее, полуформализованные и свободные, когда ин­тервью­е­ру задаются лишь основные направления разговора. Ин­тервью по­зволяет получить более глубокую информацию, чем ан­кетный оп­рос, но существует опасность влияния (сознательного или непредна­ме­ренного) самого интервьюера на ответы респондента. Ин­тер­вью­ер – высокопрофессиональная работа. Во всем мире работа ин­тервьюера лицензируется, ведется специальная подготовка и отбор пре­тендентов. Хорошими интервьюерами способны стать не более 30% всех претендентов на эту работу. В крупных исследовательских цент­рах работа интервьюера хорошо оплачивается.

Особое место в кругу социологических методов занимает экс­пертный опрос, когда на вопросы анкеты и интервью отвечают не обыч­ные граждане, а специалисты по изучаемой проб­ле­ме.

Проведение опросов – занятие дорогостоящее и достаточно дли­тель­ное. Телефонные опросы, проводимые от начала до подготовки отчета за несколько часов, позволяют получить информацию по очень ограниченному кругу вопросов и только у тех, кто доступен по те­ле­фону. Поэтому в прикладных исследованиях сейчас очень популяр­ным стал метод фокус-групп. Суть этого метода состоит в том, что исследователь собирает в одном помещении малую группу (не более 8 чел.), из представителей разных слоев населения, заинтересованных в изучаемой проблеме. Исследователь ведет с ними беседу по за­ранее подготовленной программе; все ответы, предложения, выска­зы­вания фиксируются и затем обобщаются. Таких фокус-групп по каж­дой проб­леме проводится обычно несколько десятков. Метод со­вмещает достоинства многих других социологических методов и по­зволяет очень быстро и надежно предсказывать поведение населения (спрос на товары, голосование на выборах и т.д.) с минимальными затратами.

Анализ документов

Важным источником информации в социологических исследо­ва­ниях являются контент- и ивент-анализ. Суть этих методов состоит в формализованном изучении текстов. Под текстами понимаются и ма­те­риалы периодики (газеты, журналы), и личных документов (напри­мер, писем и автобиографий, как в исследовании пред­ста­ви­телей Чикагской школы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестья­нин в Европе и Америке»), и содержание клипов, рекламных ро­ликов, теле- и радиопередач, и содержание официальных документов. В ходе ана­лиза выделяются стандартные единицы текста (например, публикации или строки) и анализируется их содержание (как они оценивают тот или иной товар, то или иное политическое событие и т.д.). Затем про­во­дится количественный анализ. Контент-анализ ориентирован на изу­чение определенного круга источников по мно­гим проблемам. Частным случаем контент-анализа является биографический метод – анализ биографий по основным вехам жизненного пути (впер­вые ис­пользовался в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Ивент-анализ ставит своей целью проанализировать отношение к ка­кому-либо одному событию во всех доступных ис­точ­никах (на­при­мер, к предстоящим выборам или приватизации круп­ного предприятия).

Наблюдение

Наконец, в последние годы снова возродился интерес к таким ме­тодам исследования, как наблюдение, в том числе и т.н. вклю­чен­ное на­блюдение. В последнем случае исследователь сам становится участ­ни­ком изучаемой группы; обычно члены группы не догады­вают­ся о его присутствии в их рядах. Метод опирается на тра­диции «пони­маю­щей социологии» и использовался еще в рамках Чикагской шко­лы.

В социологических исследованиях, особенно на подгото­ви­тель­ном этапе, широко используется государственная и ведомственная статистика. Уж давно прекратились споры о том, какие методы луч­ше. Каждый из методов имеет свои достоинства и недос­татки. Хоро­ший социолог стремится использовать взаимо­дополняю­щие методы.

Все конкретные социологические исследования подразделяются на теоретические (призванные проверить ту или иную теоретическую кон­струкцию), теоретико-прикладные (ориентированные на прак­ти­чес­кую проблему, но опирающиеся на солидный теоретический базис) и чисто прикладные (не ставящие перед собой задач получить объяс­не­ние происходящих событий и призванные только зафик­си­ровать их). Каждый из этих типов исследований имеет право на сущест­во­вание, каж­дый играет свою роль в обществе. Однако наибо­лее эффек­тив­ны­ми в конечном итоге оказываются теоретико-прик­лад­ные иссле­до­вания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 25

1. В чем вы видите принципиальное отличие социологии XX от со­­циологии XIX в.? Сформулируйте определение эмпирической со­цио­логии, каковы были причины, спо­соб­ст­во­вав­шие ее разви­тию в XX в.? Каковы были направления деятельности Чикагской школы?

2. Назовите основные методы конкретных социологических ис­сле­дований. Каковы основные принципы метода опроса? К какому из направлений в теоретической социологии (см. гл. 24) в наибольшей степени тяготеет этот метод? Укажите основные разновидности метода оп­роса, подумайте об их преимуществах и недостатках. Приходилось ли вам самим оказываться участниками социологического опроса? Ка­кой именно метод использовали при этом исследователи?

3. Назовите основные методы анализа документов, их основные прин­ципы. Сравните с методами опроса, дайте их сравнительную ха­рак­теристику. В чем специфика метода наблюдения? Чем наблю­дение в социологии отличается от методов опроса и исследования документов?

Основные термины и понятия

Вопросы закрытые – вопросы, ответы на которые формули­руют­ся как «да» или «нет».

Вопросы открытые – вопросы, ответы на которые не могут быть сфор­мулированы как «да» или «нет», а требуют изложения собст­вен­ных взглядов и аргументов.

Контент-анализ – методика объективно количественного и сис­те­ма­тического изучения содержания текстов и других средств ком­му­никации (радио- и телепередач и т.д.). Основывается на подсчете час­тоты использования тех или иных единиц коммуникации.

Опросный лист– форма, содержащая вопросы и распро­стра­няе­мая среди множества людей главным образом с целью получения и фиксации общественного мнения.

Экспертный опрос – метод социологического исследования, ког­да на вопросы отвечают не обычные индивиды, а специалисты по изу­чаемой проблеме.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 263–265.

Популярная:

2. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 5.

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 21. С. 466–487.

5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 638–650.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 188–209.

7. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. – М., 2008.

Раздел IV.

Наши рекомендации