Современные тенденции развития религии

Современные тенденции развития религии описываются сле­дую­щи­ми основными категориями: секуляризация, модернизация, экуменизм.

16.6.1. Секуляризацией называется процесс в современных об­щест­вах, в ко­тором религиозные идеи и организации имеют тенден­цию утрачи­вать влияние перед лицом науки и других современных форм знания [7, I, 191]. Это понятие возникло в XVII веке и перво­на­чально оз­начало процесс конфискации монастырских земель, но впоследствии обрело более широкое значение. Существует целый ряд факторов, спо­соб­ствующих секуляризации общества.

Во-первых, развитие науки, заменяющей теологические объяс­не­ния естественнонаучными, неизбежно приводит к ослаблению идей­но­го влияния религии. Однако в современном обществе, когда сама наука перестает рассматриваться как единственный синоним знания и формируется весьма осторожное отношение к ее возможностям и перспективе (см. 17), этот фактор начинает ослаблять свое влияние.

Во-вторых, развитие светского государства, отделение от него церкви – все это также ведет к ослаблению влияния религии даже в тех странах, где роль религии всегда была значительной. В России цер­ковь от государства была отделена в 1917 г., и одновременно был восстановлен сан патриарха.

В-третьих развитие других институтов и учреждений, принявших на себя функции, ранее выполнявшиеся религией. Напри­мер: образо­ва­ние, наука, медицина (психологическая помощь), свет­ские куль­тур­ные учреждения (театры, библиотеки и т.д.).

На процесс секуляризации также влияют процессы внутри церкви: компромиссы по спорным вопросам веры ради преодоления разно­гласий, утрата общности, рост социальной мобильности населения, тех­нический прогресс, развитие капитализма.

Тем не менее многие социологи отмечают стабилизацию влияния церкви, а значит, и ослабление процесса секуляризации. Более того, по мнению ряда исследователей, «численность верующих и по­се­щаемость церкви останутся на прежнем уровне или даже возрастут, т.к. людям необходимо придавать смысл своей повседневной жизни и об­легчать свойственный им страх смерти» [25, 484–485]. Правда, немало социологов придерживаются и прямо противоположного мнения.

16.6.2. Модернизация – изменение религиозных верований и ри­туалов, яв­ляю­щееся реакцией на происходящие в обществе измене­ния. На­при­мер, решением Ватиканского собора в католических хра­мах раз­решено ис­пользование не только органа, но и других музы­кальных ин­струментов.

16.6.3. Экуменизмв строгом смысле есть стремление различных кон­фес­сий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию [25, 485]. Одна из при­чин экуменизма – реакция религий на процесс се­куляри­за­ции, ибо, по­добно коммерческим предприятиям, религиоз­ные орга­ни­за­ции, объе­диняющие свои ресурсы, являются более жиз­неспо­собны­ми. Резуль­та­том этого процесса является, например, воз­ник­но­вение Всемирного со­ве­та церквей – организации, выполняю­щей важ­нейшие гу­манитар­ные функ­ции. Однако есть и более ради­­каль­ный вариант эку­менизма, высту­паю­щего за воссоединение хрис­тиан­­ских церквей (всех или, на­пример, ка­толиков и протестантов), и вообще за объеди­нение всех мо­нотеисти­ческих и всех мировых ре­ли­гий. У этого дви­жения есть не­ма­ло про­тив­ников, справедливо ука­зывающих, напри­мер, что по­добные объеди­не­ния могут привести к негативным и не­обратимым культурным последствиям.

Основные мировые религии

Сегодня обычно выделяют три необходимых критерия, которым должна соответствовать религия, чтобы считаться мировой.

Во-первых, массовость. Данный признак является, очевидно, необходимым, но недостаточным. Так, например, количество сторон­ни­ков индуизма сегодня более чем в полтора раза превышает числен­ность буддистов, но поскольку индуизм практически полностью локализован в районе полуострова Индостан, его к мировым рели­гиям отнести нельзя. Таким образом, второй признак мировой рели­гии – рас­пространенность в большинстве регионов мира. Данному при­знаку, в принципе, соответствует иудаизм, поэтому иногда, осо­бен­но в популярных текстах, его относят к мировым религиям. Одна­ко на са­мом деле иудаизм не соответствует третьему критерию миро­вых религий – открытости. В отличие от представителей христиан­ства, ислама и буддизма, принадлежать к которым может, в принципе, лю­бой человек, вне зависимости от его происхождения, иудаизм стро­го ориентирован на представителей определенного этноса. В итоге трем данным критериям соответствуют только три религии, которые и считаются мировыми: христианство, ислам, буддизм.

По последним данным, численность мировых религий распре­деляется следующим образом:

– христианство: около 2,1 млрд. сторонников (возникновение – I–II вв. н.э.);

– ислам: около 1,5 млрд. (возникновение – VII век н.э.);

– буддизм: около 0,37 млрд. (возникновение – VI век до н.э.).

Однако вокруг данных о численности сторонников мировых рели­гий периодически возникают споры.

Во-первых, численность приверженцев ислама может быть уста­нов­лена весьма условно, ибо в большинстве мусульманских стран про­ведение строгих социоло­ги­ческих исследований европейцами весьма затруднено. Во-вторых, вызывает сомнение и точность данных о количестве в мире христиан. Действительно, если принадлежность человека к исламу или иудаиз­му может быть, как мы уже говорили выше, установлена достаточно строго и даже формально, то ничего по­добного нельзя сказать о боль­шинстве конфессий христианства. В таком случае возникает естест­вен­ный вопрос о сопоставимости цифр, полученных в ходе изучения приверженцев данных религий, о зависимости полученных таким обра­зом результатов даже от мелких нюансов и тонкостей исполь­зуемых методик.

Религии также группируются с точки зрения наличия у них об­щих кор­ней. По данному критерию выделяют аврамические (или по-друго­му – библейские) религии, к каковым относят христианство, ислам, иуда­изм. Эти три религии имеют в своей основе общие священ­ные текс­ты и, соответственно, общие мифы (миф об Адаме и Еве, о зак­лю­чении Авраамом Завета с Богом и так далее). В христианстве дан­ный раз­дел учения, общий с другими религиями, относится к Вет­хому Завету.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 16

1. Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет описывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функ­цио­нировании и развитии общества? Приведите примеры социаль­ных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества. Что такое явные и латентные функции социального института?

Назовите важ­нейшие институты современного общества. Струк­тура социаль­ных институтов, основные элементы. Институты и по­требности. Ди­на­мика институтов. Процесс институализации.

2. Дайте определение религии как социального института. Яв­ляет­ся ли оно исчерпывающим? Какие недостатки в этом определении вы можете указать? В чем, с вашей точки зрения, состоит основное от­личие социологического подхода к объяснению феномена религии от тео­логического? Какие вы знаете основные научно-социологические под­ходы к объяснению причин возникновения религии? Укажите ос­новные положения теорий религий Маркса, Дюркгейма и Вебера. Что объединяет эти подходы? В чем их отличия?

Назовите основные функ­ции религии в обществе. Как изменялись эти функции в ходе истори­чес­кого развития человечества? Как вы думаете, могут ли со време­нем другие социальные институты взять на себя все функции религии?

3. Назовите основные формы социальной организации религии. Укажите основные отличия церкви от секты. В каких религиозных организациях преобладает крещение во взрослом состоянии, в каких – в детском? Как это связано с их отношением к доминирующей куль­туре. В чем причины существования сект и деноминаций в совре­мен­ном мире? Назовите основные подходы, объясняющие динамику ре­лигиозных организаций.

4. Раскройте содержание понятий «секуляризация», «мо­дер­ни­за­ция», «экуменизм». Как менялась роль описываемых этими по­нятия­ми процессов в истории человечества?

Почему, с вашей точки зрения, се­годня экуменизм встречает боль­шое количество про­тив­ников? На­зо­вите основные мировые религии, укажите период их воз­никнове­ния, современное состояние. Вспом­ните основные события в рели­гиоз­ной истории России: кре­ще­ние Руси, раскол, отделение церкви от го­су­дарства.

Каково современ­ное состояние религиозной жиз­ни России?

Основные термины и понятия

Деноминация – религиозная организация, являющаяся по отно­ше­нию к доминирующей культуре субкультурой.

Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения.

Религия – совокупность учений и ритуалов, с помощью и по­сред­ством которых группа реагирует (и объясняет) на то, что она считает священным.

Секта – религиозная организация, отвергающая ценности окру­жаю­щего общества.

Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с об­ществом и действующая внутри него.

Экуменизм – стремление различных религиозных организаций к более глубокому сотрудничеству и объединению, частным случаем которого является стремление к объединению.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 337–346.

Популярная:

2. Кулаков А.Е. Религии мира: 10–11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 1998.

Дополнительная:

3. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 2005. С. 65–88, 202–208, 218–223, 301–319.

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 322–344.

5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 427–460.

6. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 93–101.

Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Наши рекомендации