Воздействие внешней среды на организацию
Организация должна адаптироваться к изменению внешней среды. Принцип адаптации социальной системы впервые был сформулирован в 20-е годы XX века А.А.Богдановым (Малиновским) («Общая теория организации» – Тектология). Он создал Институт переливания крови, а также Центральный институт труда (ЦИТ); был последователем Ф.Тейлора. Во второй половине 60-х годов в СССР произошло возрождение интереса к НОТ, но оно не привело к кардинальным изменениям в управлении экономикой. Проблема сохранения организаций очень актуальна в настоящее время в России, когда многие государственные организации приватизируются и обостряется проблема заказов, т.е. востребованности организации. В середине 60-х годов XX века в США получил распространение структурно-функциональный, или системный, подход к анализу организации (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.). Они исходили из того, что:
– любая организация несет определенную внешнюю функцию по отношению к членам общества (производит товары и услуги, удовлетворяет определенные потребности);
– организация имеет внутренние функции: сохранения самой организации как целого, поддержания и возрастания внутренней интегрированности (сплоченности), удовлетворения запросов Членов организации (вознаграждение), обеспечения управляемости организацей (коэффициент управляемости – отношение количества реализуемых к количеству принимаемых решений).
Структура организации должна формироваться в соответствии с функциями, а не наоборот.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ№ 2
1. Дайте определение социальной группы. Подумайте, почему именно эти признаки выделены социологами в качестве основных признаков группы? Почему, с вашей точки зрения, именно группа рассматривается в современной науке в качестве основного носителя социальных отношений?
Каково соотношение слова «группа», используемого в обыденной речи, и научного термина «группа»? Приведите примеры, когда некоторая совокупность людей может быть названа группой с точки зрения обыденного словоупотребления, но не является таковой с позиций социологии. Бывают ли обратные случаи?
2. Назовите основные принципы классификаций социальных групп. Почему верхний предел малой группы определен в размере именно 10–12 человек? Почему нельзя ограничиться понятиями большой и малой группы, зачем нужно введение понятия средней группы? Укажите, в чем состоит основное отличие групп и квазигрупп. Вспомните содержание главы 1. Возможно ли существование в животном мире групп, аналогичных социальным группам в человеческом обществе? Укажите, какие признаки социальных групп могут встречаться в сообществах животных.
3. Дайте определение социальной категории. Напишите на отдельном листе бумаги как можно больше социальных категорий, к которым принадлежите лично вы. Постарайтесь, чтобы их число было не менее двух–трех десятков(!).Осознавали ли вы раньше свою принадлежность к этим категориям? Подумайте, каким образом существующие в этих категориях правила и нормы определяют ваше социальное поведение. Влияют ли эти нормы на ваше экономическое поведение, например, на предпочтение тех или иных товаров? Приведите примеры малой, средней, большой групп, членом которых вы являетесь. Какие из этих групп являются формальными, какие – неформальными? Есть ли среди них первичная группа? Подумайте, какую группу вы могли бы назвать для себя референтной? Являетесь ли вы ее членом? Знают ли вас лично члены этой группы?
4. Укажите, в чем состоит основная специфика организации как социальной группы. Вспомните авторов, изучавших организации как специфические социальные образования, попробуйте сформулировать вклад каждого в развитие данной темы в социологии. Какова роль первичных групп в функционировании современных организаций?
Основные термины и понятия
Взаимодействие социальное – информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых и символических (языковых) систем.
Группа социальная – категория индивидов, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы/
Категория социальная – совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку.
Квазигруппа – социальная общность, обладающая некоторыми (но не всеми) признаками социальной группы.
Общность социальная– социальная категория, члены которой особым образом ощущают свое единство, по определенным признакам отделяют «своих» от «чужих».
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 349–361.
2. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 42–44, 50–59.
Популярная:
3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 2.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А.Ядов; общ. ред. Л.С.Гурьевой, Л.Н.Посилевича. – М., 1999. Гл. 9. С. 205–210.
5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 429–451.
Глава 3. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ, НОРМЫ И ЦЕННОСТИ
Роли социальные
Роль (социальная) – поведение, которое ожидается от каждого человека, являющегося членом данной социальной группы. Другими словами, социальная роль – это устойчивая система реакций индивида на определенное поведение других членов группы, осуществляемая с помощью механизма обратной связи.
Социальная роль – это не свойство отдельного индивида и (очень редко) общества в целом; это всегда система поведения, принятая в определенной группе, то есть социальная роль – это элемент определенной социальной группы.
Социальные роли сложились тогда же, когда сформировались и первые человеческие коллективы. Круг интересов членов первобытного общества был достаточно узок. И выжить они могли только в составе своей группы. Каждый член группы, посылая сообщение другому ее члену, ждал от него соответствующей реакции – поведения. Если ребенок просил маму покормить его – она должна была это сделать, иначе дети будут умирать и группа прекратила бы свое существование. Если старший мужчина в группе (который, кстати, может быть и отцом ребенка) просил его помочь натянуть лук, то он должен был это сделать, иначе все остались бы без еды и т.д.
Таким образом, по отношению к каждому члену группы у остальных ее членов складывалась устойчивая система ожиданий того, как он должен вести себя в ответ на то или иное сообщение или на какое-либо событие во внешней среде. Группа не могла выжить, если бы каждый ее член вел себя как хотел или стремился бы обмануть группу – результатом такого поведения была бы гибель всей группы или изгнание индивида из группы, что в тех условиях было равносильно гибели его самого.
Таким образом, именно социальная роль, а не индивид, является основным элементом социальной группы. Совокупность индивидов – это как бы субстрат, на котором базируется группа. Исследования ролевых структур малых социальных групп позволили сделать следующие выводы:
1) роль автономна по отношению к индивиду: индивид может уйти, а роль – останется; человек может не соответствовать требованиям роли;
2) человек может последовательно играть несколько ролей в одной и той же группе;
3) к конкретному индивиду могут одновременно предъявляться ролевые ожидания, относящиеся к разным (часто противоречащим друг другу) ролям;
4) человек может одновременно играть социальные роли в нескольких группах, и эти роли могут как сочетаться, так и противоречить друг другу.
Ролевые структуры группы
Основной вклад в изучение ролевых структур групп внесла социальная психология – наука, очень близкая к социологии. Наиболее часто объектом изучения становились малые неформальные и формальные группы. В некоторых исследованиях изучались «искусственные» группы, специально созданные для проведения эксперимента, в других – «естественные» (бригады, студенческие группы и т.д.). Первый подход характерен для американских исследователей, второй – для европейских.
Роли образуют определенную структуру – сеть устойчивых связей и отношений между отдельными ролями. Часто эта структура является иерархией, то есть выделяются роли лидеров, приближенных к ним лиц (хранитель норм – «цензор», судья – «экзекутор», и др.), рядовых членов группы – «конформисты», а также тех, кто находится в самом низу лестницы («козел отпущения», «изгой»), или вообще вне основной иерархии («девианты»).
Напомним, что теоретический подход и эмпирическая методика, позволяющие изучать ролевые структуры группы, были предложены в 30-е годы XX века американским психологом, эмигрантом из Венгрии, Джекобом Морено, и получили название «Социометрия».
Изучение лидерства
Наибольшее внимание уделялось изучению роли лидера и ее влиянию на группу в целом.
В конце 30-х – начале 40-х годов XX в. актуальной стала проблема влияния типа лидерства на поведение группы. Эта актуальность вызывалась как политическими причинами (доминированием авторитарных режимов в ряде стран), так и проблемами выбора оптимального типа руководства компаниями (противостоянием «фордизма» и «концепции человеческих отношений»).
Этими вопросами занялся Курт Левин – американский психолог, эмигрировавший из Германии. Он выделил три типа лидерства – авторитарный, при котором решение принимается формальным лидером, демократический (решение принимается большинством) и попустительский, или либеральный (не устанавливается правил принятия решения, каждый участник эксперимента действует на свое усмотрение). Объектом исследования были искусственно сформированные группы подростков, решавших игровые задачи.
Тип лидерства в каждой группе задавался самими экспериментаторами. Их интересовали проявления агрессивности в поведении детей в зависимости от типа лидерства и от того, как происходит смена этого типа. Исследования К.Левина показали, что меньше всего агрессивности наблюдается при авторитарном типе лидерства, а больше всего – при смене авторитарного на демократический или попустительский.
Дуализм группы
Одним из важнейших свойств целевой группы (то есть группы, созданной для реализации какой-либо задачи или поставившей перед собой такую задачу уже после создания) является ее дуализм. Экспериментально доказано, что в целевых группах (формальных и неформальных) выделяются два типа лидеров – инструментальный и экспрессивный, т.е. нормальная группа биполярна. В целевой группе человек выполняет некоторые функции (роли), связанные с решением общегрупповой задачи, и в то же время группа оказывает на него психологическое воздействие, сам индивид стремится психологически самореализоваться. Эти две стороны групповой жизни человека далеко не всегда совпадают. Стремление человека максимально помочь в достижении общегрупповой цели может подавлять его личные стремления, и наоборот – попытка самореализации может мешать достижению общей цели.
Кроме того, в ходе реализации ролевых ожиданий, связанных с достижением общегрупповой цели, между членами группы могут возникать трения, которые будут проявляться как во внутригрупповых конфликтах, так и в ролевом напряжении. Инструментальный лидер отвечает за достижение группой поставленных перед нею задач, а экспрессивный – за поддержание благоприятного психологического климата. Различие инструментальных и экспрессивных функций группы по отношению к индивиду есть ее фундаментальное свойство.