Тема занятия 14: Социология религии

1. Предмет социологии религии

2. Основные мировые религии: Ислам, Христианство, Буддизм

3. Система типов релизиозных структур по Р.Беллаху и М.Веберу.

4. Религиозное сознание. Религиозная деятельность. Религиозные организации. Церковь и государство. Сектанство

5. Современная религиозная ситуация в Казахстане. Социальная функция религии в обществе – 1 час.

Тема занятия 15: Этносоциология или социология наций

1. Генезис социологии наций: этнические общности, этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ.

2. Основные понятия этносоциологии: шовинизм, национализм, расовое неравенство, этническая группа, расизм, ассимиляция, толерантность.

3. Национальный конфликт.

4. Направления этносоциологии - экономическое, социальное, духовное.

5. Современная межнациональная политика в Казахстане и феномен биллингвизма– 1 час.

7. Силлабус для студентов

Казахская головная архитектурно-строительная академия Силлабус «Социология» ФОГП для всех специальностей 2 кредита бакалавриата 2017-2018 уч. года часов: лекционных 15 практических: 15 Асс/профессор Касымова Л.Н.

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

Темы лекционных занятий

Модуль I

  Л 1: Предмет социологии – 1 час  
  Л 2: История развития социологии – 1 час  
  Л 3: Общество как социальная система – 1 час  
  Л 4: Социология социальной структуры – 1 час  
  Л 5: Социология личности – 1 час  
  Л 6: Социология культуры – 1 час  
  Л 7: Социология коммуникации и средств массовой информации – 1 час  
  Л 8: Социология девиантного поведения и социального контроля – 1 час Модуль II  
  Л 9: Социология семьи – 1 час  
           

Л 10:Методика и методология социологических исследований – 1 час

Л 11: Социология труда – 1 час

Л 12: Социоогия управления – 1 час

Л 13: Социология экономики и организаций – 1 час

Л 14: Социология религий – 1 час

Л 15: Социология наций – 1 час

Темы практических занятий

Модуль I

  П 1: Предмет социологии – 1 час  
  П 2: История развития социологии – 1 час  
  П 3: Общество как социальная система – 1 час  
  П 4: Социология социальной структуры – 1 час  
  П 5: Социология личности – 1 час  
  П 6: Социология культуры – 1 час  
  П 7: Социология коммуникации и средств массовой информации – 1 час  
  П 8: Социология девиантного поведения и социального контроля – 1 час Модуль II  
  П 9: Социология семьи – 1 час  
           

П 10: Методика и методология социологических исследований – 1 час

П 11: Социология труда – 1 час

П 12: Социоогия управления – 1 час

П 13: Социология экономики и организаций – 1 час

П 14: Социология религий – 1 час

П 15: Социология наций – 1 час

График СРС и СРСП

Недели   Номера занятий по силлабусу СРС     Темы и вид задания (с указанием страниц литературы)   Сроки выдачи и приемы задания (недели) В том числе СРСП  
Темы и вид задания (с указанием страниц литературы и объема) Сроки выдачи и приема задания (недели)  
Модуль 1  
Л.1   П.1 СРС 1 (3 ч.), [1-6 (осн.), 1-3 (доп)] Опишите: 1) связь социологии с философией и политологей. 2) 3 уровня социологического знания (теоретический, теории среднего уровня, эмпирический)         СРСП 1 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Социология – наука об обществе»  
    Л.2   П.2   СРC 2 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные понятия: понимающая социология по Г.Зиммелю и М.Веберу, социальная динамика и социальная статика по О.Конту, макросоциология и микросоциология     СРСП 2 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Составить глоссарий по лекции № 2  
Л.3 3 П.3 3   СРМ 3 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Опишите ваш статус приписанный и статус приобретенный.       СРСП 3 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Деловая игра на тему «Простое и сложное общество по Э.Дюркгейму»  
Л.4 П.4 СРС 4 (3 ч.). [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте основные классы современного казахстанского общества. СРСП 4 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Глоссарий на тему №4  
Л.5 П.5 СРС 5 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] О Опишите ваши этапы социализации: п ервичная, вторичная, ресоциализация, десоциализация   СРСП 5 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Моя социальная природа»  
Л.6 П.6     СРС 6 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйете признаки молодёжной субкультуры: слэнг, теорию аномии стигматизации (наклеивания ярлыков и клеймения), нетрадиционную форму одежды и поведения, меломанию и др.) СРСП 6 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Реферат на тему «Массовая культура и её виды (кино, печать, поп-музыка, мода)»
Л.7 П.7 СРC 7 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Опишите систему СМИ в совре- менном Казахстанском обществе по принципу: элементы тоталитаризма (контроль всех ситуаций) и демократии СРCП 7 (1 ч.). [1-3 (доп.)] Используя метод контент-анализа напишите эссе на темы: «Безработица среди молодёжи», «Молодежь на рынке труда»
Л.8.П.8 СРС 8. (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Охарактеризуйте теорию суицида Э.Дюркгейма в его работе «Самоубийство»; 2) Опишите типы девиации по Р.Мертону: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, бунт. СРСП 8 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на одну из тем «Преступность», «Алкоголизм», «Проституция», «Суицид», «Наркомания», «Социальная аномия»
Модуль II
Л.9 П.9 СРC 9 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Работа с терминами. Основные понятия: нуклеарная семья, моногамия, полигиния, полиандрия, экзогамия, эндогамия, матриархат, патриархат, 2) Опишите проблему развода в современном мире и укажите альтернативы браку и семье (сожительство, гражданский брак, материнская семья, двоеженство и т.д.). СРCП 9 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дайте характеристику своей семье, классифицируя членов вашей семьи, согласно социальной структуре общества
Л10 П10 СРC10 (3 ч. ) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные по- нятия: описательное исследование, аналитическое исследование, опрос, генеральная совокупность, выбо- рочная совокупность, респондент, репрезантивность, контент-анализ СРCП 10 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Проведите исследования со студентами используя глубинные интервью, (in-depth-interview), наблюдение, эксперимент, анализ личных документов
Л11 П11 СРC 11 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте: 1) теорию отчуждения труда К.Маркса; 2) теорию социального конфликта Р. Дарендорфа по его работе «Аномия и конфликтная модель общества». CРCП 11 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Опишите пункты в соответствии со спецификой Вашей будущей трудовой деятельностью: а) ваше физическое состояние: б) способности
Л12 П12 СРC 12 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Работа со словарем. Основные понятия: управление впечатлениями, символический интеракционизм, социальный обмен; авторитаризм, демократия, либерализм, анархизм; координация, субординация, реординация. 2) Охарактеризуйте теории: а) социального действия М.Вебера и Т.Парсонса б) управления Ф.Тейлора. СРCП 12 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Эссе на тему «Рестрикционизм и абсентеизм»    
Л13 П13 СРC 13 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] 1) Опишите социальные корни предпринимательства в работах М.Вебера. 2) Дайте характеристику основным моделям хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм, партнерство. СРCП 13 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дайте определение КазГАСА как социальному институту, сделав упор на систему координации, субординации, реординации между студентами и преподавателями
Л14 П14 СРС14 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Охарактеризуйте систему типов релизиозных структур по Р.Беллаху и М.Веберу СРСП 14 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Круглый стол на тему «Религиозный экстремизм и сектантство»
Л15 П15 СРС 15 (3 ч.) [1-6 (осн.), 1-3 (доп.)] Работа со словарем. Основные понятия: этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ. СРСП 15 (1 ч.) [1-3 (доп.)] Дебаты на тему «Сущность шовинизма, национализма, расизма, ассимиляции»
                                 

Список литературы

Основная:

1. Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007.

2. Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004.

3. Кернаценский М.В., Шатина Н.В. Основы социологии и политологии. - Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М, 2002*.-192 с.

4. Социология для технических вузов: Учебное пособие / Под ред.С.Н.Яременко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001*.-416 с.

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009.

6. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М: Проспект.- 2008.-240 с.

7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009.

8. Акбаева Л.Н. Акбаева Л.Н. Социология: Электронный учебник.-Алматы: КазГАСА, 2010.-165 с.

Дополнительная:

1. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001

3. Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002.

5. Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000.

6. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008.

7. Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1,2. – М., 2009.

8. Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004.

9. Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002.

10. Интернет ресурсы: www.sociology.ru

9. Контроль и оценка знаний студентов

Формула подсчёта оценки знаний студентов

Контроль учебных достижений студентов проводиться в форме текущего (ТК), рубежного (Р1 и Р2), экзамена (Е) и итогового контроля (U).

К текущему контролю относится выполнение всех заданий-рефератов, контрольных работ, тестирования согласно графика СРС в период учебного семестра.

Рубежный контроль подразделяется на первый и второй рейтинговые контроли, проводимые на 8-ой и 15-ой неделях семестра. Обучающиеся студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50% к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).

Изучение дисциплины заканчивается письменным экзаменом (Е).- Итоговый контроль (U) – подсчитывается после сдачи экзамена (Е).

Критерии оценки. Итоговая оценка включает:

– рейтинговый контроль – 40%; – экзамен – 60%. Итоговая оценка подсчитывается по формуле Тема занятия 14: Социология религии - student2.ru ,

где P1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

P2 – цифровой эквивалент оценки второго рейтинга

Е – цифровой эквивалент экзаменационной оценки.

Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в балах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице.

Политика и процедуры

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 2 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Студент должен своевременно выполнять задания на СРС согласно установленного графика. За высококачественное и своевременное выполнение заданий на СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях студент может

2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.

быть поощрен дополнительными баллами рейтинга, проводимого в 8-ой и 15-ой неделях

семестра или экзамена (до 10 %), оцениваемого по 100-баллной шкале (в процентах). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций.

В случае несвоевременной сдачи заданий на СРС рейтинг может быть снижен. К

экзаменам допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу курса.

Студенты, набравшие Рср. по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются и обязаны пройти Retake (повторное изучение и сдача).

Требования, предъявляемые студентам:

1) аккуратно посещать занятия, свободное посещение предполагает посещение 5 лекций из 15 ч. и 5 семинаров из 15 ч.;

2) активно участвовать в учебном процессе, конструктивно поддерживать обратную

связь на всех занятиях;

4) на занятиях не разговаривать во время занятий, не жевать резинку, отключать сотовые

телефоны;

5) не опаздывать на занятия: 3 опоздания приравниваются к 1 пропуску;

6) отрабатывать темы пропущенных занятий во время проведения СРСП.

За высококачественное и своевременное выполнение заданий СРС по графику, хорошую посещаемость и активную работу на занятиях магистрант может быть поощрён дополнительными баллами рейтинга или экзамена (до 10%). При этом учитывается аккуратное ведение конспекта лекций, с приложением активного раздаточного материала.

За срыв срока сдачи самостоятельных работ, плохую посещаемость и пассивность на занятиях балл рейтингов будет снижен. В случае болезни на первом же после нее занятии необходимо предоставить справку.

Наши рекомендации