Классические социологические теории.
В развитии социологии можно выделить два основных этапа:
1) классический (XIX век – 1920-е годы), который характеризуется преобладанием теоретической социологии (добывание теоретического знания, создание общих и специальных социологических теорий);
2) современный (ХХ век), отличающийся синтезом теоретической и эмпирической традиций.
Раскроем суть социологических теорий, концепций и направлений, созданных на классическом этапе становления данной науки.
1.Французский ученый Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии как науки. Конт утверждал, что социология должна быть наукой «позитивной». Позитивизм – первое направление в социологии XIX века, суть которого состояла в том, чтобы сформировать новую систему знаний об обществе, основанную на законах и методах естественных наук (наблюдение, эксперимент, сравнительный и др.).
Вся социология, по Конту, по аналогии с физикой делится на две части: социальную статику (изучение структуры общества) и социальную динамику (изучение процессов развития общественной жизни).
О. Конт сформулировал основной, по его мнению, закон эволюции человеческого сознания и всего человечества – «Закон трех стадий».
1) теологическая (господство религиозного сознания);
2) метафизическая (господство абстрактного сознания, оторванность от реальности);
3) позитивная (научная; господство позитивного, или научного, сознания, истинного понимания сути природы и общества).
2.Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903) изучал общество, его структуру и функции различных его элементов по аналогии с биологическим организмом (земледелие, промышленность он сравнивал с питанием, торговлю – с кровообращением, армию – с кожным покровом, транспорт – с сосудистой системой и т.д.). Спенсер заложил основы натуралистического направления в социологии. Английский ученый ввел в научный оборот такие понятия, как «социальный институт», «социальное развитие», «социальная структура», «социальная функция» и др.
3.Суть натуралистического направления в социологии заключается в изучении социальных отношений и процессов по аналогии с природными. В рамках данного направления можно выделить такие школы, как социал-дарвинизм, расово-антропологическая и географическая школы.
Социал-дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер) провозгласил в качестве определяющих факторов общественной жизни принципы естественного отбора и биологической эволюции. Сторонники расово-антропологической школы (Ж.-А. де Гобино) в социологии утверждают, что социальная жизнь есть следствие расовых и антропологических факторов; расы не равны между собой и их смешение чрезвычайно вредно для общества. Географическое направление (Г. Бокль, К. Риттер, Ф. Ратцель) рассматривает географические факторы (климат, рельеф, реки, флора, фауна и др.) как определяющие по отношению к экономическим, социальным и политическим процессам.
4.Главной установкой психологического направления в социологии является объяснение всех социальных явлений и процессов психическими факторами развития человека и общества. Внутри психологического направления сосуществовали такие подходы, как эволюционизм, психология народов, групповая психология и интеракционизм.
Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддингс) рассматривает процесс развития общества как часть космической эволюции от простого к сложному. Суть психологии народов (В. Вундт) состоит в признании народа в качестве основной движущей силы исторического процесса. В центре внимания представителей групповой психологии (Г. Лебон, Г. Тард) находится анализ поведения больших групп людей (массы, толпы и т.д.). Сторонники интеракционизма (Ч. Кули) изучают межличностное взаимодействие и межличностные связи.
5.Выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) определял социологию как науку, занимающуюся исследованием и объяснением социальных фактов. Социальный факт – существующий независимо от индивида способ действий, способный оказывать на него внешнее принуждение.
Теория общества Дюркгейма, получившая название «социологизма», во-первых, утверждает примат общественного начала над индивидуальным, а, во-вторых, предполагает наличие объективного научного подхода к социальным фактам, который состоит в требовании объяснять один факт другими.
В своих работах Дюркгейм также уделял внимание проблемам общественной солидарности и разделения труда, морали и религии, личности и общества, воспитанию и образованию и др.
6.Немецкий мыслитель Карл Маркс (1818-1883) одним из первых осуществил анализ социальной структуры общества, рассматривая общество как систему. Представление об обществе как системе воплотилось в понятии «общественно-экономическая формация». Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальных благ. Способ производства, в свою очередь имеет две стороны: производительные силы (человек, естественные ресурсы) и производственные отношения. Производственные отношения образуют экономический базис общества. Помимо базиса, любая формация включает в себя некую идеологическую структуру – надстройку (юридические и политические отношения, все сферы общественного сознания – мораль, религия, искусство, наука и т.д.).
7. Представители формальной социологии (Ф. Тённис, Г. Зиммель) придавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Социальные процессы и отношения рассматривались в рамках многообразных детальных классификаций социальных форм, вбирающих в себя самые различные общественные структуры, действия и тенденции.
8.Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) подразумевал под социологией науку, которая стремится понять социальное действие и объяснить его суть. Теория социального действия – ядро социологии Вебера. Социальным, по Веберу, действие становится, если оно осознанно и ориентировано на поведение других людей.
Вебер выделил четыре основных вида социального действия:
1. Целерациональное (есть ясная цель и соответствующие средства ее достижения);
2. Ценностно-рациональное (основано не вере в безусловную ценность определенного поведения в независимости от того, к чему оно приведет);
3. Традиционное (основано на длительной привычке);
4. Аффективное (обусловлено аффектами).
Пониманию окружающей реальности, по Веберу, призвана помочь категория «идеального типа» (средство обобщения многообразия действительности). Вебер также занимался разработкой учения о типах господства, проблемой взаимообусловленности экономики, этики и религии и др.
9.Итальянский ученый Вильфредо Парето(1848-1923)считал, что социология – это «логико-экспериментальная» наука, т.е. она может основываться только на наблюдении и опыте и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы.
Все человеческие действия Парето подразделял на логические и нелогические. Логическими, по его мнению, являются действия, которые соединены со своей целью и с точки зрения субъекта, их совершающего, и на самом деле, т.е. объективно. Другие действия он считает нелогическими, что не означает, что они противоречат логике.
Социология в России