Методология и методы социологических исследований.
Семинар-тренинг по прикладной социологии
(см. папку семинар №2)
Доклады
1. История качественных исследований в социологии.
2. Метод контент - анализа и сфера его применения.
3. Интервью как универсальный, межпарадигмальный метод исследования.
4. Метод наблюдения в прикладной социологии.
Вопросы
1. Расскажите об истоках прикладной социологии.
2. Расскажите о двух подходах к изучению социальной реальности в прикладной социологии.
3. Что такое жесткие и мягкие методы сбора информации?
4. Дайте определение социологического исследования.
5. Какие типы СИ вам известны?
6. Перечислите этапы проведения соц. исследования.
7. Расскажите о структуре программы СИ.
8. Раскройте понятия объект и предмет в СИ.
9. Что такое операционализация понятий?
10. Какие виды гипотез вам известны?
11. Что такое репрезентативность выборки?
12. Какие типы выборок вам известны?
13. Что такое контент-анализ?
14. Как может осуществляться наблюдение в СИ?
15. Какие виды опросов вам известны?
16. Как структурируется анкета?
17. Определите, в каких целях применяются разведывательные, описательные, аналитические, точечные и повторные социологические исследования.
Творческие задания
1. Из истории разведки известно, как по изменению в специальной литературе частоты упоминания определенных научных тем и фамилий ученых делались достоверные выводы об успехах, достигнутых в конкретных областях исследований. Проведите небольшое исследование на тему: «Семья: социокультурная ячейка и социальный институт общества». При помощи метода контент-анализа проанализируйте не менее трех источников (газеты, журналы, Интернет и другие на ваш выбор) и сделайте вывод о том, насколько актуальна сейчас эта тема среди российских ученых или политиков.
2. При помощи метода контент-анализа выясните, какое внимание уделяют газеты теме образования: «Комсомольская правда» и «Новая газета». Как вы думаете, эти газеты рассчитаны на одну аудиторию или нет? Почему вы так считаете. Можно ли судить на основе проведенного вами анализа о различиях в политике, проводимых людьми, стоящими за этими изданиями?
3. Определите с помощью каких социологических методов можно изучить приведенные ниже объекты:
№ п/п | Основные методы | Объекты изучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Анкетирование Изучение документов Интервью Контент-анализ Наблюдение Социометрия Эксперимент Социологическое тестирование | Газетные тексты Индивидуальные особенности сознания Межличностные отношения Причинно-следственные связи Протоколы, отчеты, письма Факты поведения людей Факт сознания Ценностные ориентации и установки |
Литература для конспектирования
1. И. Девятко Методы социологического исследования
2. Г. Батыгин Лекции по методологии социологических исследований
3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение)
(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 2)
Семинар №3
Общество как социокультурная система
(Понятийно-терминологическая игра)
Доклады
1. Теория постиндустриального общества Д. Белла
2. Концепция одномерного человека Г. Маркузе.
3. Экономическая парадигма Гэрри Бэккера (Чикагская школа)
4. Теория общества Т. Парсонса
5. Теория социального обмена Д. Хоманса и П. Блау
6. Взаимодействие общества, государства и СМИ в современном обществе.
Вопросы
1. Какие теории общества вам известны?
2. Чем отличаются взгляды социологических реалистов и номиналистов на общества.
3. В чем суть системного подхода?
4. Дайте определение общества.
5. Дайте определение социальной системы.
6. Охарактеризуйте общество как систему с точки зрения ее внутренней структуры.
7. А с точки зрения взаимоотношения системы с окружающей средой?
8. Перечислите динамические характеристики социальной системы.
9. Признаки общества с точки зрения Э. Шилза.
10. Признаки общества в отечественной социологии.
11. Расскажите о сферном подходе к анализу общества.
12. Есть ли в обществе «главные» и «второстепенные» сферы? А с точки зрения Маркса?
13. Охарактеризуйте специфику объяснения социальной реальности в доклассический и классический периоды развития социологии.
14. Какие типологии общества классического периода вам известны?
15. Какие модели типологий общества возникают в постклассический период?
Творческие задания
1. На любом историческом примере рассмотрите взаимовлияние четырех основных сфер общества. При этом точкой отсчета может быть кардинальное изменение в любой сфере общества.
2. Период перестройки в России был связан с реформами в сфере экономики. Как это повлияло на развитие политической, духовной и социальной сфер общества?
3. Назовите несколько ритуалов, существующих в современном обществе, и проанализируйте их социальные функции.
4. С точки зрения системного подхода проанализируйте сущность и степень свободы индивида как члена общества.
5. В чем сущность типологии обществ классического периода? Проанализируйте черты сходства и отличий у разных авторов.
6. Некоторые религиозные деноминации в современном обществе все мягче относятся к однополым бракам. Лютеранская церковь Швеции с 01.11.2009 года приняла решение религиозно освящать однополые браки. Как вы считаете, какое влияние подобные изменения в духовной сфере окажут на другие сферы общества?
7. Примените признаки общества к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?
8. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?
9. В какую из четырех сфер общества входят такие явления, как: забота о престарелых, голосование на выборах, обмен валюты, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.
10. Влияние развитых стран на слаборазвитые сказывается негативно, помимо всего прочего, еще и в сфере потребления. В США. Японии или Франции уровень потребительских запросов населения довольно высокий: плохую продукцию там не покупают. Но она все-таки производится. Как вы думаете, куда она направляется? Как воздействует потребительский бум на образ жизни и ценностные ориентации аборигенов?
11. В чем заключается сходство и различие двух процессов – урбанизации и индустриализации? Найдите плюсы и минусы у того и другого.
Литература для конспектирования
1.Маркс К.К критике политической экономии.
2. Спенсер Г. Что такое общество
3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их
взаимоотношения
4. Маркузе Г. Одномерный человек
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество
(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1)
Семинар №4
Культура и общество
Доклады
1.Язык и символы как система кодов социального общения в рамках одной культурной системы
2. Молодежные субкультуры на Западе и в России – сходство и различие.
3.Этноцентризм и культурный релятивизм как формы отношения к другим культурам.
4.Мировые религии их основные признаки и морально-этические нормы.
5.Христианские конфессии: сравнительный анализ.
6.Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI века.
(Учебно-познавательная игра «Мировые религии как основа нормативной культуры общества»)
Вопросы.
1. Чем отличается широкое понимание культуры от узкосоциологического?
2. Как соотносятся понятия «ценности» и «нормы»?
3. Охарактеризуйте основные формы культуры.
4. Какими чертами, на ваш взгляд, обладает российская культура и регион, в котором вы живете?
5. Отметьте позитивные и негативные последствия существования массовой культуры для личности и общества.
6. Какие трактовки социокультурной динамики существуют в социальной теории и в чем их отличие?
7. В чем состоит функциональная необходимость ритуальных практик в жизнедеятельности общества?
8. Какой принцип положен в основу социокультурной динамики у П. Сорокина?
Творческие задания
1. В каких сферах наиболее жестко действует нормативный порядок (расставьте в порядке убывания)? Производство, искусство, семья, образование, армия.
2. Распределите заключенные в скобки примеры обычаев (землячество, залог, приветствие, знамя, мена, граница, дистанция) в отношении следующих сфер: политика, гражданский оборот, межличностное взаимодействие.
3. Когда мы говорим о какой-либо профессии как о профессии с большой буквы, то вступаем в «поле» действия: а) идеологии; б) социального мифа; в) ритуала; г) и первого, и второго, и третьего. Прокомментируйте свой ответ.
4. Укажите соответствия между понятиями и их определениями:
Ценности | Группы людей, чей жизненный стиль отличается от других |
Элитарная культура | Цели, которые являются значимыми для группы |
Субкультура | Духовная продукция, потребление которой требует специальной подготовки |
5. Какие социальные изменения могут вызывать такие продукты современной технологической культуры, как интернет, антибиотики, синтетические наркотики? Литература для конспектирования 1.Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма 3. Бодрийяр Ж. Общество потребления 4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика 5. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой |
(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1, 2)
Семинар №5