Предмет, структура и роль социологии
В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее.сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П.А.Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане (см., например, «Границы и предмет социологии», «Программа преподавания социологии», вводная лекция по курсу социологии, «Общедоступный учебник социологии» и др.).
П.А.Сорокин признавал в начале своего творческого пути, что нет общепризнанного понимания социологии, ибо «сколько социологов — столько и социологии». Для понимания социологии как науки об обществе особенно важно выяснить то, какое содержание вкладывается в такие понятия, как «общество», «социальное» и др. По Сорокину, общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения». Феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся е сознании индивидов».
Взаимодействие индивидов — простейшая модель социального явления и универсальная основа социального анализа, так как «общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двоих или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой сложнейший из сложнейших общественных процессов, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями».
Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т.е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.
Социология, отмечал П.А.Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т.е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция-реакция). Вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. В этой связи уже в ранней своей работе «Преступление и кара, подвиг и награда» П.А.Сорокин выделял три основных вида акций-реакций: а) дозволенные действия — должные реакции; б) рекомендуемые действия — награды; в) запрещенные действия — кары.
К середине нынешнего столетия Сорокин был уже убежден в том, что личность — общество — культура — вот та неразрывная триада, сквозь призму которой социология изучает все проблемы. Она имеет дело с «надорганикой», представляющей собой социокультурное пространство, формирующее личность и определяющее характер ее взаимоотношений с другими личностями. В этом смысле химия, физика, биология — это «досоциология» или досоциальные науки, в отличие от которых социология и другие общественные науки — это «надорганические» науки, имеющие дело с человеком и созданным им миром. При этом личность выступает как субъект взаимодействия индивидов; общество — как совокупность взаимодействующих индивидов и групп с их социокультурными отношениями и процессами; а культура — как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность их носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Социология, по мнению Сорокина, и призвана изучать общие черты такого взаимодействия.
Исключительно велика заслуга П.А.Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни. Позднее он характеризует структуру социологии так: а) общее учение об обществе (определение общества, социального явления; анализ процесса взаимодействия; формулирование основных социальных законов; история социологии и характеристика современных социологических учений о методах социологии; б) социальная механика как важнейший раздел социологии (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества); в) социальная генетика (учение о происхождении и развитии общества и его институтов — хозяйства, права, религии, языка, семьи, искусства и др.; об основных исторических тенденциях поступательного развития общества, т.е. формулирование исторических законов общества); г) социальная политика — чисто практическая, прикладная дисциплина, формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, т.е. «социальная медицина или учение о счастье».
В другой связи П.А.Сорокин подразделял социологию на общую и специальные. Общая социология — это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. Она в свою очередь подразделяется на общую структурную социологию и общую динамичную социологию. Специальные социологии — это теории структуры и динамики соответствующего класса соци-окультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях. Таковы, например, демографическая социология, аграрная социология, урбан-социология, социология войны, экономическая социология, социологии семьи, религии, искусства и т.д.
В 20-е гг., характеризуя место социологии в системе общественных наук, П.А.Сорокин подчеркивал, что социология — это «генерализирующая» наука (в отличие, например, от истории как «индивидуализирующей» науки), ибо она изучает те свойства надорганики, которые повторяются во времени и пространстве, т.е. являются общими для любого социокультурного феномена или для всех видов данного класса социокультурных явлений (например, для всех революций, для всех войн, всех религий и т.д.). Так, в «Социологии революции», определяя специфику подхода социологии к изучению русской революции, П.А.Сорокин отмечал, что русская революция с присущими ей деталями и подробностями — объект истории, а русская революция как тип — объект социологии.
Социология — наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких тоже генерализирующих наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах, не изучаемыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П.А.Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».
Показывая взаимосвязь социологии и частных общественных наук, П.А.Сорокин особо обращал внимание на определяющую, методологическую зависимость последних от социологии. Социология — фундамент для специальных общественных наук. Ее роль можно сравнить, например, с ролью общей биологии по отношению к ботанике и зоологии. П.А.Сорокин говорил даже о «социологизации» частных общественных наук после возникновения социологии как систематической науки, особенно в первой половине XX столетия. Вместе с тем он подчеркивал, что социология не подменяет и тем более не поглощает другие общественные науки, ибо имеет свой специфический предмет исследования. И в этом смысле социология «остается строго специальной наукой», хотя в общем и целом П.А.Сорокин противопоставлял социологию частным наукам.