Предмет, структура и роль социологии

В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее.сущности, специ­фики, структуры и предназначения. К этим вопросам П.А.Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, по­священных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной ди­намики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследо­вательском, так и в учебно-педагогическом плане (см., на­пример, «Границы и предмет социологии», «Программа преподавания социологии», вводная лекция по курсу соци­ологии, «Общедоступный учебник социологии» и др.).

П.А.Сорокин признавал в начале своего творческого пути, что нет общепризнанного понимания социологии, ибо «сколько социологов — столько и социологии». Для понимания социологии как науки об обществе особенно важно выяснить то, какое содержание вкладывается в та­кие понятия, как «общество», «социальное» и др. По Соро­кину, общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения». Феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся е созна­нии индивидов».

Взаимодействие индивидов — простейшая модель со­циального явления и универсальная основа социального анализа, так как «общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двоих или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодейст­вия, мы можем получить любой сложнейший из сложней­ших общественных процессов, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая миро­вой войной и революциями».

Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (сим­волы интеракции), т.е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру вза­имодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблон­ные и нешаблонные.

Социология, отмечал П.А.Сорокин, изучает специфи­чески социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т.е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изуча­ющая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических меха­низмах рефлекторного типа (акция-реакция). Вся соци­альная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе истори­ческого процесса. В этой связи уже в ранней своей работе «Преступление и кара, подвиг и награда» П.А.Сорокин выделял три основных вида акций-реакций: а) дозволен­ные действия — должные реакции; б) рекомендуемые дей­ствия — награды; в) запрещенные действия — кары.

К середине нынешнего столетия Сорокин был уже убежден в том, что личность — общество — культура — вот та неразрывная триада, сквозь призму которой соци­ология изучает все проблемы. Она имеет дело с «надорганикой», представляющей собой социокультурное про­странство, формирующее личность и определяющее ха­рактер ее взаимоотношений с другими личностями. В этом смысле химия, физика, биология — это «досоциология» или досоциальные науки, в отличие от которых социоло­гия и другие общественные науки — это «надорганические» науки, имеющие дело с человеком и созданным им миром. При этом личность выступает как субъект взаимо­действия индивидов; общество — как совокупность взаи­модействующих индивидов и групп с их социокультурными отношениями и процессами; а культура — как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность их носи­телей, которые объективируют, социализируют и раскры­вают эти значения. Социология, по мнению Сорокина, и призвана изучать общие черты такого взаимодействия.

Исключительно велика заслуга П.А.Сорокина в разра­ботке структуры социологии. В труде «Система социоло­гии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т.е. изучение соци­альных процессов; социальная генетика, т.е. теория эво­люции общественной жизни. Позднее он характеризует структуру социологии так: а) общее учение об обществе (определение общества, социального явления; анализ про­цесса взаимодействия; формулирование основных соци­альных законов; история социологии и характеристика со­временных социологических учений о методах социоло­гии; б) социальная механика как важнейший раздел соци­ологии (исследование закономерностей социальных явле­ний, формулирование статистических законов общества); в) социальная генетика (учение о происхождении и развитии общества и его институтов — хозяйства, права, религии, языка, семьи, искусства и др.; об основных исторических тенденциях поступательного развития общества, т.е. форму­лирование исторических законов общества); г) социальная политика — чисто практическая, прикладная дисциплина, формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, т.е. «социальная медицина или учение о счастье».

В другой связи П.А.Сорокин подразделял социологию на общую и специальные. Общая социология — это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. Она в свою очередь подразделяется на общую структурную социологию и общую динамичную социологию. Специальные социологии — это теории структуры и динамики соответствующего класса соци-окультурных явлений, изучаемых в их родовых и повто­ряющихся аспектах и отношениях. Таковы, например, де­мографическая социология, аграрная социология, урбан-социология, социология войны, экономическая социоло­гия, социологии семьи, религии, искусства и т.д.

В 20-е гг., характеризуя место социологии в системе об­щественных наук, П.А.Сорокин подчеркивал, что соци­ология — это «генерализирующая» наука (в отличие, на­пример, от истории как «индивидуализирующей» науки), ибо она изучает те свойства надорганики, которые повто­ряются во времени и пространстве, т.е. являются общими для любого социокультурного феномена или для всех ви­дов данного класса социокультурных явлений (например, для всех революций, для всех войн, всех религий и т.д.). Так, в «Социологии революции», определяя специфику подхода социологии к изучению русской революции, П.А.Сорокин отмечал, что русская революция с присущи­ми ей деталями и подробностями — объект истории, а рус­ская революция как тип — объект социологии.

Социология — наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существен­но отличается от таких тоже генерализирующих наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой соци­окультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, при­знаками социальных явлений во всех сферах, не изучае­мыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П.А.Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психо­логических явлений», «генерализирующая наука о соци­окультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».

Показывая взаимосвязь социологии и частных обще­ственных наук, П.А.Сорокин особо обращал внимание на определяющую, методологическую зависимость послед­них от социологии. Социология — фундамент для специ­альных общественных наук. Ее роль можно сравнить, на­пример, с ролью общей биологии по отношению к ботани­ке и зоологии. П.А.Сорокин говорил даже о «социологизации» частных общественных наук после возникновения социологии как систематической науки, особенно в первой половине XX столетия. Вместе с тем он подчеркивал, что социология не подменяет и тем более не поглощает другие общественные науки, ибо имеет свой специфический пред­мет исследования. И в этом смысле социология «остается строго специальной наукой», хотя в общем и целом П.А.Сорокин противопоставлял социологию частным наукам.

Наши рекомендации