Тема 14. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Управление социальное – в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.
Субъект социального управления – организационно оформленные общности людей, формируемые ими органы управления; руководящий состав (в том числе на персонифицированном уровне), наделённый управленческими функциями.
Объект социального управления – с элементно-структурной точки зрения – это люди, трудовые коллективы, организации, территориальные общности и др; с точки зрения функциональной –деятельность, поведение человека и социальных групп в самом широком понимании.
Руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей.
Власть – способность или возможность влиять и определять действия других людей.
Авторитет – общепризнанное значение, влияние, которым пользуется то или иное лицо в силу определённых качеств или заслуг.
Принцип организации социального управления – принцип основного звена, принцип проблемной ориентации, принцип конкретно-целевой направленности, принцип адресности.
Метод социального управления - способ или совокупность приёмов, операций и процедур подготовки и принятия решений, организации и контроля за их выполнением.
Форма социального управления - способ организации взаимодействия субъектов управления, отношений между ними в процессе их совместной деятельности.
Стиль управления – совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с подчинёнными и коллегами.
Социальное проектирование – специфическая деятельность, связанная с научнообоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.
ПЕРСОНАЛИИ
АРОН РАЙМОН (1905-1983) – французский философ, социолог, политолог. Автор 36 книг и множества публицистических статей. «Моя деятельность в конечном итоге сводилась к участию в великих войнах XX века во имя философии», - так определял Р.Арон смысл своей жизни. Cчитал себя прежде всего философом, хотя среди написанного только 3-4 книги он относил к философским работам.
Считается основателем критической философии истории. Еще до войны он опубликовал книгу «Введение в философию истории» (1938), в которой проводил три важные мысли: а) категорического отрицания какого-либо смысла истории, б) отбрасывание тезисов глобального детерминизма истории, в) проталкивание идеи «фундаментального выбора» (либо принятие типа общества, в котором мы живем, либо его отрицание). В 1961 г. он выпустил еще один труд в этой области «Изменения исторического сознания».
Социологии посвящены следующие работы: «Этапы развития социологической мысли» (1967), «Опиум интеллигенции» (1968), «От одного святого семейства к другому. Очерки о воображаемых марксизмах», «Классовая борьба», «Эссе о свободах», «Демократия и тоталитаризм». Изучая западное общество XX века, Р.Арон выдвинул концепции «конвергенции социализма и капиталлизма» (позднее отказывается от нее), «деидеологизации», «единого индустриального общества». Он часто апеллировал к О. Конту, А. Токвилю, К. Марксу, М. Веберу и другим авторитетам, считая, по его собственным словам, что « конфронтация с великими умами необходима ему, чтобы уберечься от посредственности».
Известен и как теоретик мировой политики («Мир и война между нациями» (1961), «Размышления о войне: Клаузевиц» (1976), «Мемуары: 50 лет политических размышлений» (1983).). Согласно его теории, международная политика коренным образом отличается от внутренней политики: внутри страны действуют определенные законы, имеются средства принуждения, а в международных отношениях таких средств нет, как нет и никакой центральной власти, и в этой сфере царит «война всех против всех». В международной политике всегда имеются элементы аморальности.
С 1963 г. член Французской академии моральных и политических наук, в разное время избирался почетным доктором ряда университетов. Для его исследовательского метода характерно использование междисциплинарного подхода, о чем свидетельствует многообразие интересов и направлений в научной деятельности. Арон активный противник тоталитаризма, известный антимарксист.
БЕРГЕР ПИТЕР ЛЮДВИГ (1929, Вена) – американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания.
Автор ряда ярких работ по социологии религии (в частности, «Шум торжественных ассамблей» (1961) и «Двусмысленное видение» (1961).). В 1963 г. вышла в свет его книга «Приглашение в социологию» (на русский язык переведена в 1996 г.), быстро ставшая очень популярной. В ней раскрывается взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». В 60-х годах начинается многолетняя творческая дружба с Томасом Лукманом. Общие интересы обоих социологов касались как феноменологической социологии знания, так и социологии религии. Их совместная работа «Социальное конструирование реальности» (1966г.) (на русском языке была издана в 1995 г.) - признана классической и стала в один ряд с социологическими «бестселлерами» второй половины XX в.
Находясь под влиянием А. Шюца, П. Бергер совместно с Т. Лукманом выделил среди множества реальностей одну как наиболее значимую - реальность повседневной жизни. Она представляется как интерсубъективный мир, т.е. мир, который человек разделяет с другими людьми. В этом мире господствует повседневное знание (знание повседневной жизни). Как считает социолог, оно напоминает инструмент, прорубающий дорогу в лесу и проливающий узкую полосу света на то, что находится впереди и непосредственно рядом, между тем как со всех сторон дорогу обступает темнота.
По мнению П. Бергера, знание в обществе – это совокупность того, что каждый знает о социальном мире: правила поведения, моральные принципы, предписания, ценности, верования, пословицы, поговорки и т.д. Они рассматривают не только повседневное, обыденное знание, но и теоретическое, значение которого они, по всей видимости, принижают. Теоретическое знание, говорят социологи, «лишь небольшая и отнюдь не самая важная часть того, что считается знанием об обществе». С этим утверждением, особенно второй его частью, вряд ли можно согласиться в начале XXI в., когда роль науки и научного знания невиданно возросла и имеет поистине необозримые перспективы. Феноменологическая характеристика повседневного знания в творчестве П. Бергера тесно связана его анализом проблем социализации.
БЛАУ ПИТЕР МИКАЭЛ (1918) - американский социолог. В работах "Динамика бюрократии" (1955), и "Формальные организации: сравнительный подход" совместно с В.Скоттом (1962),”Американская структура занятости” (1967) попытался определить источник структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном обществе.
Наряду с Дж. К. Хомансом, Блау считается одним из создателей теории социального обмена. Основные положения данной концепции были сформулированы им в работе "Обмен и власть" (1964). Стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта. Придавая решающее значение в межличностных отношениях экономическим мотивам (наградам, выгоде, пользе), он ставит задачу выведения из простейших форм социального обмена "эмерджентных свойств" социальной структуры: ролевых отношений, власти и законности, коллективных ценностей, взаимоотношений сложных социальных организаций.
Блау разработал систему параметров, которые определяют положение индивида в обществе. Он подразделяет их на номинальные (пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык) и ранговые (образование, доход, богатство (наследование или накопление), престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность).
Данные параметры, по мнению П. Блау, могут быть отнесены как к отдельному индивиду, так и к каждой социальной группе. Их совокупность определяет место индивида или группы в социальной структуре.
БУРДЬЕ ПЬЕР (1930-2002) – французский социолог, профессор социологии в парижском Колеж де Франс социальных наук, основатель центра европейской социологии. Создатель концепции «структуралистического конструктивизма», в которой соединяет объективное (влияние социальной структуры) и субъективное (конструктирование личностью объектов) в социологическом познании. Придерживается мнения, что теоретические определения не имеют сами по себе никакой ценности, если их нельзя заставить работать в эмпирическом исследовании. Задача социологии, считает Бурдье, состоит в том, чтобы выявить наиболее глубоко скрытые структуры различных социальных миров, составляющих социальную вселенную, а также механизмы , которые обеспечивают ей воспроизведение или трансляцию.
Основными понятиями его социологической теории являются «поле», «габитус», «символическое насилие»[81]. Общество - это совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические типы власти. Социальное поле – это социальное пространство, среда, в которой осуществляется различное взаимодействие людей. Габитус – сконцентрированное социальное отношение, сконцентрированное восприятие, мышление и поведение, которое воспроизводит социально-культурные правила, стили жизни разных социальных групп. Габитус является одновременно и продуктом социальных условий и средством управления поведением индивида в обыденных ситуациях, средством, изменяющим и вновь упорядочивающим условия окружения. Символическое насилие – это навязывание властью системы значений и иерархию ценностей.
Бурдье принадлежит идея преодоления двойственности социального пространства, суть которого заключается в том, что социальное пространство представляет собой одновременно систему своих символических и физических измерений. Согласно Бурдье, культура, искусство, система образования имеют классовый характер, поскольку социальные группы, классы наделены собственным «стилем жизни», выражающим форму их приспособления к своему положению в социальной структуре и участия в борьбе за власть.
Представляют интерес размышления социолога по проблемам формирования общественного мнения, соотнесения его с личным мнением, о поддержании в обществе социального порядка.
ВЕБЕР МАКС (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ, историк, юрист по образованию, основоположник понимающей социологии, теории социального действия. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905 гг.), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйствования этика мировых религий» (1915-1916 гг.), «Хозяйство и общество» (1921 г.), «Социология религии» (1922 г.) и др.
«Ядром» социологии М.Вебера является теория социального действия. По его мнению, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии, ее «атомом», тем простейшим единством, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.
Социальное действие выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном. Целерациональное действие – это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуктивной цели» (Вебер М. Избр. произв. М. Прогресс, 1990. С. 628). Ценностно-рациональное действие основано «на вере в безусловную эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет» (там же). Аффективное действие - это действие, обусловленное аффектами, или эмоциональным состоянием индивида. И, наконец, традиционное действие - это действие, основанное на длительной привычке. Приведенная классификация типов социального действия оказалась «сквозной» для всего творчества социолога.
Свою социологию определяет как понимающую. Раскрывая главные особенности понимающей социологии, ученый останавливается на трех из них, характеризующих наличие объясняемого поведения человека и придаваемого ему смысла.
Внес большой вклад в развитие социологии управления и социологии власти и сделал это прежде всего за счет разработки учения о содержании и типах господства. Ученый говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соответствии с тремя основами мотивами повиновения. Это – легальное, харизматическое и традиционное господство.
Создал собственную теорию капитализма. Она включает в себя в качестве важнейшей составляющей рассмотрение ученым социальной структуры общества вообще, капиталистического – в особенности и в первую очередь.
Является одним из родоначальников и классиков социологии религии. На протяжении всего творчества ученого идея взаимовлияния религии и экономики сохраняет свое значение, более того, усиливается от первой крупной работы в области социологии религии – «Протестантская этика и дух капитализма» к последней – «Хозяйственная этика мировых религий». При этом М. Вебера интересуют не только различные формы христианства (в первую очередь, конечно, протестантизм), но и, по существу, все развитые мировые религии.
Одим из наиболее цитируемых сегодня социологов. Несмотря на то, что прошло уже более трех четвертей века после смерти М. Вебера, интерес к его творчеству не ослабевает.
ГАРФИНКЕЛЬ ГАРОЛЬД (1917) – американский социолог, основатель этнометодологии. Обучался в университете Северной Каролины, где познакомился с различными социальными теориями и, что особо следует подчеркнуть, с работами феноменологов и одной из главных книг Т. Парсонса «Структура социального действия». В 1942 г. Гарфинкель был призван в состав военно-воздушных сил. С 1946 по 1952 гг. стажировался в Гарвардском университете под научным руководством Т. Парсонса, учеником которого его считают. С 1954 г. вплоть до выхода на пенсию в 1987 г. преподавал в Калифорнийском университете. В 1967 г. был опубликован его главный труд «Исследования по этнометодологии». Предложив данный термин, социолог занимался анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Предметом этнометодологии являются процедуры интерпретации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникации между людьми. Последняя имеет место прежде всего в виде речи, языкового общения, приобретающего формальные очертания и структуры.
По его мнению, задача этнометодологии состоит в характеристике методов социологического исследования, связанного с рациональным, конкретным языковым описанием повседневных социальных взаимодействий. Одним из решающих условий успешности этого описания является значение контекста (социальные среды), в котором происходит взаимодействие.
Этносоциология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. Сам Гарфинкель изучал поведение людей в суде, очередь как явление социального порядка, беседы между людьми и т.д. Ученого интересовало: благодаря каким действиям и каким методам осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок.
ГИДДИНГС ФРАНКЛИН ГЕНРИ (1885 – 1931) – американский социолог, профессор Колумбийского университета. Считал социологию наукой о социальных явлениях, в основании которых находится сознание рода, влияющее на поведение людей. Предметом исследования, по его мнению, является противодействие сознания и внутренних мотивов людей. Жизнь есть деятельность и вид конфликта. Успех индивида в обществе зависит от его силы и энергии. В этом плане интересны размышления о добродетеле, счастье, идеальном благе, удовольствиях, о роли волевых факторов в изменении общества.
Социальный процесс, по мнению Гидденгса, управляется посредством внушения и подражания и социального выбора. Общество постоянно усовершенствует свой тип сообразно преобладающему понятию идеального блага. Законы разумного социального выбора состоят в способности соотнесения социальных ценностей и форм социального поведения. Только население, имеющее разнообразные и гармонично переплетающиеся интересы, будет прогрессивным в своих выборах. Функция общества, подчеркивал социолог, состоит в развитии сознательной жизни и в осознании ценности человеческой личности. Социологическая задача состоит в изучении социальных отношений и их воздействия на развитие личности.
ГИДДЕНС ЭНТОНИ (1938) - английский социолог, проффесор Кэмбриджского университета, автор одного из популярных учебников по социологии – «Социология: учебник 90-х годов» (1987). Определяет социологию как науку о социальных институтах, которые «конституируются активными действиями субъектов». Проводя диагноз современного общественного развития, он сосредотачивает внимание на кардинальном отличии современного мира от предшествующих эпох. Классы, стратификационную структуру считает фундаментальным признаком общества «эпохи модерна» и поэтому задача социологии состоит в том, чтобы помочь понять изменившийся мир.
Гидденс обращает внимание социологов на необходимость обладания «социологическим воображением», под которым он понимает определенные взаимосвязанные формы восприятия действительности, а именно историческое, антропологическое и критическое восприятие. По его мнению, любая критика из анализа отношений между западными обществами и обществами в других частях света, поэтому важно рассмотрение современной мировой системы, происходящие здесь изменения. Без понимания этого фундаментального явления, по убеждению ученого, невозможно оценить потенциальные возможности социальных организаций человечества.
Теория структурации, разработанная Гидденсом, исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Социолог дает определение системы и объясняет природу социальных систем и институтов. В его представлении, социальная система - это образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Составными частями теории структурации являются: структуры- набор правил, относящихся к трансформации практик; системы – устойчивые совокупности действий индивидов или групп, предстающие как социальные практики; структурации - условия, задающие последовательность и изменчивость структур, социальных систем.
Гидденс обосновывает неразделимость и взаимодействие структуры и действия. Вводит в социологический лексикон понятие социального агента, подразумевая под этим людей, способных трансформировать окружающий мир посредством своих активных действий и деятельности. Правила, существующие в обществе, позволяют агентам использовать их в своем поведении и ориентироваться в повседневной жизни. Целенаправленные действия людей-агентов влияют на структуру социальных изменений.
Социология как научная дисциплина включает в себя, по его мнению, систематические методы исследования социальной жизни, анализ данных, проверку теорий фактами и логическими аргументами. Практическую необходимость социологических исследований видит во влиянии на принятие политических решений и проведение социальных реформ.
ГОФМАН ИРВИНГ (1922-1982) – американский социолог, основоположник так называемой социологической драматургии. Родился в Канаде, в 1945 окончил университет Торонто, в 1949 г. - чикагский университет. Автор работ: «Приюты» (1961), «Представление себя в повседневной жизни» (1959), «Поведение в общественных местах» (1963), «Стигма» (1968), «Ритуал взаимодействия» (1972), «Отношение на публике» (1971), «Рамочный анализ» (1974). В 1981 г. - избран президентом Американской социологической ассоциации.
Основной темой исследований стало повседневное взаимодействие «лицом к лицу», т.е. обыденное взаимодействие между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга. Одной из важнейших его заслуг было то, что он показал фундаментальную упорядоченность привычных и незаметных форм повседневного человеческого поведения (передвижения людей по улицам, разговорных взаимодействий, приветствий и прощаний, проявления вежливости и тактичности, разрешения маленьких споров и неурядиц и т.п.). Считал, что публичный порядок, поддерживаемый в таких простейших формах человеческого поведения и взаимодействия, является базисным уровнем поддержания социального порядка и социальной солидарности и необходимым условием для всех более высоких уровней социального порядка (политического, экономического и т.д.).
Продолжая традиции исследования ритуала (Дюркгейм и Радклифф-Браун), Гофман анализировал небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.д. Разделив межличностные ритуалы на позитивные (поддерживающие) и негативные (исправленные), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий (поддержание лица, уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Гофман продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по определенным правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается.
Работы социолога отличаются междисциплинарным подходом. Они оказали серьезное влияние на антропологию, социологию, лингвистику, этологию, политику, науку, психологию, теорию коммуникаций, фольклористику и т.д. Многие исследователи относят Гофмана к числу наиболее выдающихся социологов второй половины XX века.
ГОУЛДНЕР АЛВИН (1920-1980) - американский социолог, на начальном этапе своей деятельности сторонник структурного функционализма, представитель так называемой альтернативной социологии. Занимался изучением бюрократического типа организаций. Его важной заслугой является исследование промышленной бюрократии. Широкую известность ему принесла книга «Грядущий кризис западной социологии» (1970).
В 60-70-е гг. XX в. отходит от структурного функционализма и начинает резкую критику современной ему западной социологии, в частности, особенно структурно - функционалистской социологической теории Т. Парсонса.
На философско-мировоззренческие взгляды Гоулднера большое влияние оказал марксизм. В 70-е гг. XX в. выступил с концепцией «критически-рефлексивной» социологии, в соответствии с которой капиталистическое общество оценивалось как общество, находящееся в глубоком кризисе, причинами которого явились, по его мнению, деперсонализация человека, разрушение его целостного взгляда на мир, неадекватность знания и власти. Задачу «критической рефлексии» усматривал в поисках путей преодоления данного кризиса. При этом социология рассматривалась Гоулднером как главный фактор трансформации и преобразования социального бытия.
Важное значение Гоулднер придавал вопросу о соотношении знания и идеологии. Он считал, что следует освободить социологию от всякой идеологии. Созданная им «критически-рефлексивная» социология и является, по его мнению, такой – чистой от идеологии – социологией.
В последние годы жизни развивал концепцию интеллигенции как нового класса – ведущего среди других классов постиндустриального общества. В качестве главного капитала данного класса он рассматривал культуру. Культура, считал он, такой же капитал как собственность и деньги. Интеллигенция как класс дифференцирована на научно-техническую и интеллектуальную (гуманитарную). Будущее революционное развитие общества связывал с гуманитарной интеллигенцией.
ГРАУНТ ДЖОН (1620 – 1674) – английский мыслитель, автор книги «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (Лондон, 1662), положившей начало демографии как науке. Один из первых исследователей, связавший демографические процессы с социологией, статистикой, политологией. Исследование, осуществленное Граунтом в форме «политической арифметики», положило начало количественному изучению массовых явлений, главным образом на материалах народонаселения. Учитывалось распределение по полу, возрасту, причинам смерти, а также по такому социальному признаку, как проживание в городской местности.
На основании новых источников данных о народонаселении – бюллетеней смертности, в которых периодически публиковались списки умерших и родившихся жителей Лондона с распределением по демографическим и отчасти социальным показателям, - Д. Граунтом впервые была рассмотрена смертность и отчасти рождаемость не на единичных проявлениях (как было раньше), а в совокупности этих событий, взятых за большие отрезки времени, что позволило выявить ряд закономерностей в социально-демографическом развитии общества (например, число родившихся мальчиков больше чем девочек; смертность среди первых выше, чем вторых в возрасте до 1 года; существуют различия в повозрастной смертности, а также в уровне смертности в городах и сельских местностях и т.д.) Наряду с этим открыта новая область исследования, связанная с его воспроизводством.
ГУМПЛОВИЧ ЛЮДВИГ (1838-1909) – известный польско- австрийский социолог и юрист. Согласно его точке зрения социология – основа всех наук ее предмет – исследование социальных групп и их взаимоотношений. Социальные явления объяснял с позиции социального дарвинизма. Человеческая история - «естественный процесс», а социальные законы – разновидность природных. Универсальный закон социальной жизни - борьба между социальными группами. Истоки беспощадной борьбы между первобытными ордами Л. Гумплович находит, с одной стороны, в расовых различиях между человеческими группами (причем раса для него социокультурный, а не биологический феномен); а с другой стороны, в стремлении людей к удовлетворению материальных потребностей. Л. Гумплович уверен также в том, что “всегда и всюду экономические мотивы являются причиной всякого социального движения, обусловливают все государственное и социальное развитие». В борьбе за существование видит вечный спутник человечества, главный стимулятор общественного развития. Он отрицает существование общественного прогресса. Высшим законом истории считал закон, согласно которому «Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единстве превзойти третьего, тоже сильного, и так далее». Государство, по его мнению, это организация господства меньшинства над большинством, а всякое право есть порядок неравенства.
Основными трудами социолога Л. Гумпловича являются следующие произведения: «Расовая борьба» (1883), «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства» (1875), «Основания социологии» (1899), «Социология и политика» (1895), «Социологические очерки» (1899).
Позитивное значение работ состоит в том, что в них представлены оригинальные взгляды на основные вопросы социологии и государствоведения (последнее в его учении сливается с социологией). Его взгляды сложились под влиянием идей новейшего естествознания, модных в то время идей Л.Штейна, Р.Иеринга, Е.Дюринга. Он ввел в научный оборот несколько новых понятий («раса», «этноцентризм» и другие), попытался обратить внимание на роль этнических групп и межгрупповых конфликтов в становлении и развитии социальных институтов.
ГУРВИЧ ГЕОРГИЙ ДАВИДОВИЧ (ЖОРЖ) (1894–1965) – французско-русский философ и социолог. Родился в России (г. Новороссийск), после 1917 г. эмигрировал во Францию. Социологические произведения “Essais de sociologie” (1938), “Elements de sociologie juridique” (1940), «Современное призвание социологии» (1950), «Социальный детерминизм и человеческая свобода» (1955).
Называя свои взгляды «диалектическим гиперэмпиризмом», Гурвич отвергал формально-дедуктивные теории и эмпиризм в западной социологии и стремился строить социологию на основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. «Диалектический гиперэмпиризм» в методологическом плане означал ориентацию на отказ от какой-либо заранее принятой философской позиции в подходе к изучению человека, а в онтологическом плане – истолкование человеческого опыта как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.
Приписывая универсальное значение типологическому методу, Гурвич выделяет микросоциальные типы частных групп, типы социальных классов и глобальных обществ («горизонтальное» членение социальной реальности). Отсюда деление на микро- и макросоциологию. «Вертикальный» срез социальной реальности состоит в делении на «глубинные уровни» (от эколого-морфологической основы до «коллективных умонастроений и психологических актов»), изучаемые «глубинной социологией».
Гурвича нельзя назвать только социологом, поскольку его исследования всегда имели междисциплинарный характер. Они находятся на стыке между социологией, правом, историей, антропологией и социальной психологией. В его творчестве нашли отражения философия Фихте, Бергсона, Гуссерля; социалистические воззрения Сен-Симона, Прудона и Маркса; социологические теории Вебера, Дюркгейма, Мосса. Считается одним из ведущих представителей диалектической философии во Франции. Вместе с Морено, Мэйо, Левиным его рассматривают и как одного из основателей теории малых групп.
ГЭЛБРЕЙТ ДЖОН КЕННЕТ (1908) – американский экономист, социальный мыслитель, публицист. Предметом исследования является современное индустриальное общество, реализованное в практике американского капитализма. Труды – «Новое индустриальное общество» (1969), «Экономическая теория и цели общества» (М., 1979).
Придерживается мнения о необходимости изучения реального мира и исторических экономических институтов, чем сознание абстрактных экономических моделей. Изучение деятельности крупных корпораций, механизмов их связи с государственным аппаратом явились основой для обоснования идеи о «новом индустриальном обществе», где находят воплощение коллективная власть специалистов различных уровней квалификации и компетентности, приобщенных к процессу принятия решения внутри корпораций.
Индентифицировал власть в Америке как (власти) техноструктуры. Современные индустриальные общества, такие как Америка, развивались вне экономического дефицита, но не сумели скорректировать экономическую практику таким образом, чтобы позволить выделять адекватные ресурсы на государственные расходы.
Образование техноструктуры, по его мнению, является способом усовершенствования капитализма при последующем слиянии его с социализмом. Является одним из авторов концепции конвергенции, высказывается в пользу «нового социализма». Считал, что для достижения «нового социализма» необходимо прежде всего обобщить отрасли хозяйства с низкой прибыльностью, но жизненно важные для всего общества, такие как здравоохранение, жилищное строительство, городской транспорт и др. Кроме того, полагал он, государство должно активно вмешаться в «рыночную экономику». Анализируя американский образ жизни, социолог отмечает его пороки и говорит о необходимости проведения реформ.
ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822–1885) – русский социолог, этнограф. Наиболее известна работа «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германо-Романскому» (1869).
Создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен «произвольных систем» предложил «естественную» систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степеням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. В понятие «естественной» системы включены методы биологии, с помощью которых устанавливается однотипность структурных единиц независимо от внешних и функциональных различий. Каждое явление, в том числе и культурно-историческое, рассматривается как целостная система, некий «морфологический принцип», структурный план которого «есть идеальное, начертанное рукою промысла».
Человечество, по словам Данилевского, только отвлеченное понятие, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы – обособленные «культурно-исторические типы». Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. На место однолинейной исторической схемы Данилевский ставит «драму» многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и переживает, подобно организму, жизненный цикл, состоящий из четырех периодов: подготовительного, или этнографического, когда складывается этнопсихологическая общность (длится около тысячи лет); государственного – политического и территориального объединения (около 400 лет); собственного культурного периода, самого короткого, - периода «плодоношения», когда накопленные «культурные силы» обнаруживают себя в мощном творческом порыве. Затем культура, быстро истощив свои силы, либо приходит к естественному концу, либо вступает в четвертый период, проявляющийся в двух формах – «апатии отчаяния» (древние эллины) или «апатии самодовольства» (древние китайцы и египтяне). Наряду с «полными» культурно-историческими типами он выделяет еще две группы народов. Первая – те, кто в силу разных обстоятельств не сумели завершить свой жизненный цикл (перуанская, мексиканская культуры). К этой же группе относится молодой славянский тип, лишь вступающий в полосу расцвета. Вторая группа народов – «отрицательные деятели истории», «бич божий» - гунны, монголы, смысл существования которых состоит в разрушении культуры народов, чьи творческие силы иссякли.
ДАРЕНДОРФ РАЛЬФ (1929 ) – немецко-английский социолог. Наиболее известные работы: «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Новая свобода» (1925), «Жизненные шансы» (1979). Фрагмент его работы «Элементы теории социального конфликта» был переведен на русский язык и опубликован в журнале «Социологические исследования» (1994. № 5).
Р.Дарендорф считает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников (сторон). Причем наличие противоречивых отношений объясняется глубоким различием интересов. Поэтому для выяснения природы конфликта следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несовпадения и как осознают его сами участники конфликта. Здесь, однако, требуется соблюдение одного важного условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью.
Противоположные интересы, определяющие «лицо» конфликта, рассматриваются как явные и неявные, очевидные и скрытые (латентные). При этом последние могут не всегда осознаваться участниками конфликта, что ставит на повестку дня в качестве одного из средств его регулирования необходимость четкого осмысления интересов обеих сторон в возникшей ситуации.
Конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и соц<