Этнонация: концепции сущности

Этносы как сложные социальные группы, связанные с

разными сферами общественной жизни, исследуются различными науками. В социологической науке они изучаются этносоциологией («этнической социологией»)- наукой, возникшей на стыке социологии, этнологии, социальной психологии. Являясь пограничной научной дисциплиной, она изучает социальные процессы в разных этнических группах и средах и одновременно – этнические процессы в социальных группах.

Выделение этносоциологии в самостоятельное направление науки относится к концу 60-х годов XX века, когда был накоплен и изучен огромный этнографический материал, возникла потребность более глубокого изучения взаимосвязи социальных и этнических процессов, накоплен опыт соединения социологических исследований с межнациональными. В отечественной науке большую роль сыграл Институт этнографии АН СССР (с 1990 года - Институт этнографии и антропологии РАН), его директор Ю.В. Бромлей, ученые-этнографы и социологи Ю.В. Арутюнян, И.С. Кон, О.И. Шкаратан и другие. В середине 80-х годов была сделана попытка обобщения этносоциологических исследований[26], а в 90-е годы этносоциология была «переведена» на язык учебных пособий для вузов[27].

Есть отличия в содержании этносоциологии. В западной науке термину «этносоциология» соответсвует понятие «социология межэтнических отношений». Исследования ведутся в основном в малых группах (молодежи, военнослужащих, спортивных лагерей), причем ситуация заранее моделируется[28]. В России объектом исследования являются целые народы, этнические группы, меньшинства, диаспоры, их профессиональные ориентации, мобильность, социальные перемещения, внутри и межреспубликанская миграция, использование русского языка и других языков в различных социальных группах, этническое самосознание в них, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов, межнациональные браки, соотношение традиционной и современной культуры городского и сельского населения, социальная и демографическая структура народов и т.д. Как видно, спектр изучаемых этносоциологией объектов широк.

Этническая группа в социологическом понимании является частью общества, его сегментом, члены которого осознают себя (или определяются таковыми другими группами) носителями общей культуры, обладают чувством солидарности. Она выступает одновременно формой человеческой групповой интеграции и дифференциации.

Этническая социология является социологической теорией среднего уровня, возникающей на основе социологических исследований. В ней различаются два направления:

- изучение этнической специфики общего социального направлений плана;

- исследование собственно этнических признаков – национального (этнического) самосознания, языков, традиций и других элементов культуры в их социальной обусловленности.

Необходимость изучения этносов обусловлена полиэтничностью современного шестимиллиардного населения Земли (4-5 тысячи этносов, хотя и эта цифра не является абсолютно точной). В России перепись населения 2002 года зафиксировала свыше 160 этносов. Из общего числа 145,2 млн.человек – 116 млн.- русские. По современным оценкам, в РФ проживает 170 народов, среди которых русские составляют 80 % населения. Тульская область (бывшая Тульская губерния) в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи» (издание Канцелярии Комитета Министров, СПб, 1905), характеризовалась как «сплошь русская» (99,7 % населения). В 1979 году русские составляли здесь 95,9 % жителей, в 1989 году – 95,3 %, а в начале XXI в. – 96.1 %,

Изучение взаимосвязи социального и этнического моментов (нацелено на выполнение ряда функций), среди них: теоретико-познавательная, прогностическая, просветительская (воспитательная), практико-преобразовательная.

Следует заметить, что при осуществлении этих функций значительную роль играет этническое самосознание. В то же время четкого представления о нем у многих индивидов нет, что зафиксировала перепись 2002 г.: отмечено 800 вариантов ответов об этническом самоопределении граждан.

Рассмотрим сущность этноса. Возникновение этносов совпало с процессом антропогенеза (около 4 млн. лет тому назад), трансформации продолжаются и до настоящего времени. Отсюда множество теорий, подходов к раскрытию этнической общности людей.

Понятие «этнос» (от греческого «ethnos» - народ, племя) получило распространение в науке в последние два десятилетия XX в. До этого чаще применялись понятия «племя», «народность», «нация» как различные формы этноса, соответствующие разным ступеням человеческой цивилизации[29].

В отечественной этнологии и социологии сейчас используются понятия «этнонация», «национальность», «народ», помимо принятого во всем мире понятия «этническая группа». При этом термин «нация» употребляется в двух значениях:

- как политическая общность («нация – государство», «нация согражданство»);

- как «этническая нация» («этнонация»).

В первом случае нация рассматривается как образование, отражающее эволюцию этнической общности в условиях развития товарного производства, создания национального государства, возникновения согражданства проживающих в нем людей. Государства-нации образуют мировое сообщество, в том числе ООН. Отсюда приняты в политическом языке понятия «государства-нации», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальные границы» и т.д. В них преобладает политический, а не этнический момент.

В отечественной литературе доминирует понятие «этнонация». Этносоциологи выделяют три подхода к пониманию этнического феномена:примордиалистский; инструменталистский; кострукти -

вистский. Этнологи называют еще две концепции – информационную и системно-статистическую (компонентную).

Примордиалистский (исконный, обусловленный данностью, онтологический) подход наиболее распространенный, он распадается на два крупных направления эволюционно-историческое и социобиологическое. Первое доминировало в мировой мысли до 60-70-х гг. XX в., было единственным в отечественной науке вплоть до 90-х гг. Ю.В. Бромлей определяет важнейшие свойства этносов: язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании (этнониме). Эти свойства формируются в соответствующих территориальных, природных, социально-экономических, государственно – правовых условиях[30]. Социобиологическое направление рассматривает этнос как «расширенную родственную группу», «круг родственников на основе биологического происхождения» (П. Ван-ден-Берг). Американский ученый Б. Барбер, ранжируя стратификационную структуру, последним элементом называет в ней родственные группы и их продолжение в форме этнических групп. Отмечая снижение роли этих групп, он все же приходит к выводу, что связь с этническими группами «по-прежнему считается достоинством или недостатком, как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности»[31].

В отечественной науке социобилогическое направление своеобразно представлено Л. Н. Гумилевым: структурно-системная целостность, называемая этноценозом, включает в себя людей, доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты (как преобразованные человеком, так и девственные), богатство недр, взаимоотношения с соседями (либо дружеские, либо враждебные), то или иное сочетание языков, элементов материальной, духовной культуры и т.д. Не считая возможным выделить признаки этносов, Л.Н. Гумилев определяет основное, универсальное положение: «Мы такие-то, а все прочие другие».

Второй, инструменталистский подход (Н.Глезер, Д.Мойнихан, Д.Дэвис, Г. Дилигенский), характеризует этническую группу как общность, связанную интересами, а этничность – как средство для достижения групповых интересов, равенства, утверждения достоинства, условие этнической мобилизации к политической борьбе.

Третий, конструктивистский подход (Б. Андерсон, Э. Гэллнер,

Э. Хобсбаум, В.Тишков), определяет этничность как интеллектуальную конструкцию ученых, политиков, которая вводится в сознание людей для достижения каких-то целей, совпадающих или не совпадающих с интересами этнической группы. Особую роль здесь играют социальные и политические лидеры.

К конструктивистскому подходу близка информационная концепция этничности. Ее суть сводится к тому, что информация внутри этнической группы в силу объективных причин (язык, территория, традиции и т.д.) всегда более интересна, нежели вне ее, что содействует этнической сплоченности, формированию, говоря словами Э. Дюркгейма, «механической солидарности»

Сложность этносов положена в основу еще одной теории – системно- статистической, или компонентной. В ее русле этносы определяются как исторически возникшие, эволюционизирующие сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, обладающие многосоставной структурой. Структурные образования, в свою очередь, обладают сложным строением. В качестве компонентов этноса называются: расселение (Т-компонента), воспроизводство и демографическая структура (Д-компонента), производственно-экономическая деятельность и ее характер (Е-компонента), система социальных отношений и институтов (S – компонента), язык и разнообразие форм речевой деятельности (L - компонента), создание, использование и сохранение культуры (К-компонента), быт, или устойчивые стериотипы в поведении, реализуемые в привычках, обычаях, обрядах (С-компонента), существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической культуры мира (Р – компонента), система личностного контактирования и взаимодействия (R – компонента) и другие.

При всем различии в подходах к определению этноса видно, что в них учитываются собственно этнические характеристики (язык, этнический характер, этническое самосознание, особенности культуры, традиций и т.д.) и условия формирования и бытия этих свойств. Спектр этих условий широк – от природно-географических, территориальных до социально- экономических, государственно-правовых. Отсюда широкий смысл этноса – «этносоциальный организм», включающий как собственно-этнические свойства, так и разнообразные условия формирования и развития этноса, и узкий – «этникос», включающий собственно этнические свойства.

Таким образом, этнос можно определить как исторически сложившуюся на определенной территории межпоколенную общность

Людей, обладающую общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, проявляющимися прежде всего в самосознании (эндоэтнониме).

Этносы структурированы не только по собственно - этническим, но и по социальным признакам каждый из них имеет конкретное соотношение слоев, групп. В полиэтнических обществах, государствах этносы своими слоями, группами входят в многонациональные классы и слои. Характер взаимоотношений внутри последних, степень их структурированности влияют на взаимоотношения между этническими группами, на их социальную мобильность. Нагляднее всего это происходит в модернизационные периоды жизни полиэтнического общества.

Межэтнические отношения

Сложность структуры этноса определяет и многогранность взаимоотношений между этническими группами. Частью этой проблемы является понимание национализма в современном мире.

В отечественной науке взаимоотношения между этносами определяются понятиями «национальные отношения», «межэтнические отношения». В западной социологии используется термин «социология расовых и этнических отношений». Термин «национальные отношения» использовался чаще в отечественной литературе потому, что основной объект анализа составляли титульные этносы бывших союзных республик страны, по отношению к которым термин «нация» был правомерен по отмеченным параметрам (нация – согражданство, этнонация).

Межэтнические отношения рассматриваются в широком и узком смыслах слова. В широком – это взаимодействие народов в разных сферах: экономике, политике, культуре, социальной сфере и т.д. В узком – межличностные отношения людей разных национальностей, имеющие место в разных сферах общения – семейно-бытовой, трудовой, досуговой, соседской, других видах неформального общения. Межэтнические отношения имеют два уровня - институциональный (макроуровень), оказывающий немалое воздействие на всю гамму отношений между национальными группами, и межгрупповой, межличностный (главный в этносоциологии).

В межэтнических отношениях проявляются интересы как настоящего, так и прошлого, охватывающие разные сферы; взаимодействие реализуется не только в поступках но и во взглядах, установках, ценностных ориентациях. Межэтнические установки как установки на взаимодействие – положительное или отрицательное – с иноэтническими общностями, их представителями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде (личностное общение, восприятие разнообразных явлений, связанных с другими этносами) аккумулируют как свой опыт, так и опыт предыдущих поколений. Особая роль принадлежит национальным стереотипам, укорененным в традиционной культуре этносов.

На межэтнические отношения влияет множество факторов:

- исторические (союзы, присоединения, завоевания, депортации);

- политические (формы государственного устройства, правления,

взаимоотношения политических элит);

- социальные (соотношение этнической и социальной стратификации

общества, различия в социальной мобильности);

- культурные (близость культур, традиций, языков);

- психологические;

- ситуативные и т.д.

Стабильное состояние общества, экономики, повышение благосостояния граждан, национальная политика государства, направленная на добрососедские или дружеские отношения между народами, содействуют их сближению, взаимообогащению, расширению интеграционных процессов, формированию общности духовного облика представителей различных этносов.

Положительное влияние на межнациональные отношения оказывают общие интересы, цели этнических групп, позитивная поддержка правительства, средств массовой инфрормации, делающих акцент на равноправие, самоценность каждого этноса, общее прошлое, индифферентность к национальным различиям, готовность к взаимной терпимости, принятие людей другой национальности такими, какие они есть. Так, среди русских 10 - 15% этничных индифферентны, 60 - 80% готовы к межэтническим контактам. Исследования, проведенные Ю.В.Арутюняном, свидетельствуют о том, что они ориентированы на межэтнические контакты в работе, семейных отношениях как в России, так и в странах бывшего СССР[32].

В условиях кризиса общества межэтнические отношения осложняются. Растет напряженность по поводу межгрупповых различий (например, в связи с преобладанием среди «богатых людей» или властных групп представителей иной национальности. Так, в Прибалтике «не граждане» ограничены в доступе к власти, а эстонцы и латыши считают, что 60 % бизнеса находятся в руках русских и евреев. Усиливается позитивная оценка действий собственной группы и негативная оценка инонациональной группы, ответственность за ухудшение жизни переносится на других, происходит смещение «оправдательных» и «обвинительных оценок» - («братские народы» превращаются в «оккупантов», «инородцев»). Психологическая напряженность сопровождается «заряженностью» агрессией, особенно, во время массовых выступлений, связанных с национальными проблемами.

С межнациональными отношениями связана проблема национализмаи обусловленные ими типы этнического поведения.

Национализм как идеологическое, политическое, социально-психологическое явление по мощности воздействия на поведение людей приравнивается современными исследователями к либерализму. Он имеет как положительное значение (сохранение целостности этноса, национального государства, стимулирование этнической мобилизации), так и отрицательное (этноцентризм, ставка на неравенство, исключительность положения в государстве, недружелюбность по отношению к другим народам).

Национализм – это система взглядов, чувств - идеология, в основе которой лежит этноцентризм. Он имеет большую социально-политическую направленность.Многомерность национализма обусловлена разным уровнем рационально-эмоционального восприятия национальных интересов, многообразием факторов, оказывающих воздействие на его проявления.

В отличие от отечественной науки, рассматривавшей национализм вплоть до 90-х годов как отрицательное явление, на Западе, он видится как принцип, согласно которому национальные и политические интересы должны совпадать. Национализм, подчеркивает Э. Геллнер работе «Нация и национализм» (на русском языке вышла в 1991 году), выступает выражением новых форм социальной и политической организации, основанной на стремлении этносов к высокой культуре, находящейся под контролем и защитой государства. Для человека национализм является ориентиром приобщения к национальной культуре, рассматривается многими идентично патриотизму.

В науке общепризнанно деление национализма на гражданский(государственный), связанный с территорией, с самоопределением личности, рациональный, фактически равный патриотизму, и этнонациональный. Последний разделяется на два направления: этнический и этнонациональный. Этнический национализм по преимуществу обосновывает государственность по этническому признаку, а с ней и политические институты, культурные системы, собственность на ресурсы и т.д. Этнонациональный выступает за культурную целостность, язык, историческое наследие и т.д. И в том, и в другом национализме проявляются «гражданские» и этнические элементы в разной степени и в разной форме.

В зависимости от распространенности национализма межнациональные (межэтнические) отношения, которые рассматриваются, как «основные стратегии поведения», характеризуются следующим образом:

изоляция– специфическое поведение этнических меньшинств в традиционном обществе;

приспособление– основной способ участия этносов в социальной и политической жизни;

коммунализм – способ повседневного контроля над обществом со стороны представителей той этнической группы, которая является ведущей силой;

автономия– обособление с целью реализации своих этнических интересов. Существует либо в виде культурной автономии, либо политической автономии - самоуправление во всех областях жизни;

сепаратизм – стремление к созданию самостоятельного государства как основы самоопределения;

ирредентизм– стремление к объединению по этническому признаку с родственной группой, проживающей в другом (или других) государстве.

В реальной жизни все сложнее и конкретнее. Исследования российских этнологов позволили выделить проявления национализма в России в период реформирования общества в конце XX века[33]. Наиболее распространенными из них являются следующие проявления национализма.

Национализм классический, направленныйна достижение полной национальной независимости в виде образования собственного государства.

По такому пути (вольно или невольно) пошли бывшие союзные республики СССР.

Национализм паритетныйнаправлен к суверенитету, но последний ограничен передачей части полномочий Центру.

Национализм экономический.Первоначальная его задача экономическая независимость, которая может перерасти в суверенитет.

Национализм защитный направлен на сохранение и возрождение этноса, особенно языка, культуры и т.д.

Национализм модернизированный,имеющий целью осуществлять прорыв в экономике, культуре, социальной области с тем, чтобы стать притягательной силой для других этносов.

Национализм либеральныйотличается плюралистичностью, стремлением понять всех, но не конструктивный.

Национализм играет огромную роль в мобилизации этнической группы на социальные действия и, как таковой нередко приводит к межэтническим конфликтам.

Наши рекомендации