Кризис» социологической теории конца 60-х - начала 70-х годов ХХ в. и его основные компоненты.
Конец 1960-х – начало 1970-х гг. — это период, вошедший в историю социологии как переходный и трансформационный. Трансформационное качество этого периода было связано как с целой серией обстоятельств и факторов теоретического плана, имманентных развитию социологического знания, так и с реальными социальными изменениями, обусловленными преимущественно третьей промышленной революцией, поставившей перед социологической теорией новые проблемы.Начался новый этап в развитии социологической теории, который обусловлен совершенно новыми явлениями и процессами, которые стартовали в западных обществах в конце 1960 – начале 1970-х годов. Речь идет:
· о широко развернувшейся телекоммуникационной революции, появлении новых организационных форм и стратегий, фактически означавших закат идеологии и практики фордизма, конец организованного капитализма;
· о серьезных трансформациях, происходивших в сфере культуры, получивших название постмодернистской трансформации культуры, о контркультурной критике цивилизации;
· о новых формах социального конфликта и протеста, о новых социальных движениях, о сексуальной революции;
· об изменениях, претерпеваемых фундаментальными социальными институтами и процессами, такими как, например, институт семьи, детства или процесс социализации.
В силу этих обстоятельств и трансформационного качества социологии наиболее часто встречающейся характеристикой социологического знания в этот период становится «кризис». При этом само понимание кризиса весьма различается у социологов, пишущих об этом явлении. Можно вычленить и указать на множество аспектов и перспектив, с опорой на которые социология рассматривалась как переживающая кризис, однако существует фундаментальное проблемное ядро, вокруг которого и развернулись основные социологические дискуссии. Этим ядром является вопрос о природе социологического знания и связанные с ним вопросы социологического метода, «научности» социологии, ее отношения к идеологии, ценностной нейтральности социологического метода.
Можно выделить несколько основных дискуссий, в рамках которых и предпринимались усилия по решению указанных вопросов, осуществлялось то, что следует назвать «саморефлексией» социологии. В американской социологии такой дискуссией следует считать обсуждение методологических вопросов, связанных с критикой структурно-функционального анализа Т. Парсонса («Структура социального действия» (1937 г.), «Социальная система» (1951 г.); Р. Мертон пишет о структурно-функциональном анализе в работе «Социальная теория и социальная структура» (1949 г.)).В европейской социологии это был имевший широкий резонанс так называемый «спор о позитивизме» (дискуссия между критическим рационализмом и критической теорией по поводу методологических проблем современной социологии).
Социальные и культурные трансформации 1970-х годов оказались совершенно неожиданными для социологии. Социология оказалась не в состоянии выполнить свою прогностическую функцию. Осознание данного факта, а также критическая, контркультурная направленность части социальных процессов, развернувшихся в конце 1960 – начале 1970-х годов, привели к оформлению широкой дискуссии о статусе и задачах социологической теории, к ревизии тезиса о ценностно-нейтральной социологии. Главными вехами в этом процессе являются:
· так называемый «спор о позитивизме» в рамках европейской социологии (К. Поппер (доклад «Логика социальных наук», 1961 г.), Т. Адорно(содокладчик К. Поппера), Р. Дарендроф, Г. Пайлот, Г. Альберт, Ю. Хабермас («К логике социальных наук», 1970 г.) и др.);
· критика структурного функционализма (парсонсианства) и оформление «радикальной» и «рефлексивной» социологии в США. Теория «грядущего кризиса западной социологии» Э. Гоулднера («Надвигающийся кризис западной социологии», 1970 г.);
· появление «новой левой» социологии (Ч.Р. Миллс, «Социологическое воображение», 1959 г.);
· «ренессанс» классических социологических теорий XIX в.
Начало 1970-х годов в социологической литературе было отмечено также появлением теорий, в которых предпринималось теоретическое осмысление происходящих изменений. Теоретическая рефлексия при этом была многоплановой и многоуровневой – от простого описания и эмпирического исследования до построения теоретических моделей и разработки фундаментальных методологических подходов. «Кризис социологии» в имманентно-теоретическом плане явился во многом результатом изначально сложившегося и воспроизводившегося в истории социологии XIX и первых двух третей ХХ в. противостояния двух теоретических проектов социологического знания — позитивистского проекта и проекта понимающей социологии
Основные социологические идеи и теории, зафиксировавшие «слом» 1960 – 1970-х годов:
1) метафорика «конца» и «пост» в качестве средства, указывающего новое социальное качество, современности. Теории «конца истории», «конца идеологий», «конца утопий», «конца субъекта», теория «постматериалистических ценностей», теория «конца детства» и т.д.;
2) теории «конца трудового общества», «конца труда» как теории, осуществляющие фундаментальное переосмысление принципов социологического объяснения, отказ от «экономического» редукционизма. Специфической чертой этих теорий было то, что анализ новых процессов осуществлялся вкупе с теоретической ревизией классических подходов: «Дискуссия о классе» (1980-е гг.);
3) современные социологические теории социальной стратификации, неравенства и конфликта, теории новых социальных групп (Р. Дарендорф («Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957 г.), Р. Милибэнд («Государство в капиталистическом обществе», 1969 г.) и другие);
4) оформление новых тем и сфер социологического интереса и анализа, например, оформление исторической социологии.
Подробнее о теориях О. Гоулднера и Р. Мертона см. вопросы 6 и 7.