Правовая социализация личности

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализа­ция личности — процесс выработки у человека пред­ставлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и явля­ется своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы ак­тивности. Функциональное значение такого «отесыва­ющего» формирования способностей, навыков и зна­ний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Дюркгейм связывает понятие «социализация» с про­блемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рам­ках этого понятия социализацию ассоциативную, пре­имущественно добровольную, и социализацию инсти­туциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью соци­ального поощрения и принуждения. Т. Парсонс пони­мает социализацию как процесс функциональной адап­тации индивида.

Большинство современных социологов рассматри­вают социализацию как процесс взаимодействия меж­ду индивидами, развивающими в обществе собствен­ные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Г. Роше, например, определяет социали­зацию так — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей лично­сти под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному ок­ружению, среди которого ему приходится жить».' Со­циализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частно­сти, индивид должен научиться определенным прави­лам поведения, присущим его социальной группе, ус­воить принятые в ней бытовые навыки, пищевые при­страстия, адаптироваться к жизни в определенном кли­матическом поясе, составляющем географическую сре­ду проживания его группы. Для того чтобы чувство­вать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность прису­щих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид осу­ществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведен­ческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Социализация, в сущности, представляет собой про­цесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произво­ла, уважительному отношению к другим, короче гово­ря, процесс развития морали.

Американский психолог Л. Кольберг выделяет сле­дующие ступени морального развития:

1.Преконвенциональный (доморальный) уровень.

На этом уровне ребенок выполняет требования взрос­лых просто ради самого послушания; именно поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его пове­дение — результат давления авторитета родителей.

Вторая фаза этого этапа проявляется в норматив­ном поведении в порядке обмена: в расчете на конкрет­ное вознаграждение, обещанное родителями. Здесь ре­бенок уже понимает свои интересы, а нормативное по­ведение рассматривает как уступку интересам других людей, поступая правильно как бы «для них» и в обмен рассчитывая на их взаимную уступку.

2.Конвенциональный уровень. На этом уровне формируется «нравственное» сознание, зачатки собственных, а не заимствованных представлений о «хорошем»
и «плохом». В первой фазе нормативное поведение мотивируется чувством стыда в случае ошибки, стремлением заслужить одобрение значимых взрослых.

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

3.Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что — злом. В первой
фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становит­ся собственная совесть человека, и он поступает мо­рально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, ра­циональных соображений.

Переход от одной стадии к другой рассматривается как научение. Это означает, что моральные принципы следует рассматривать как результат не столько влия­ния окружения, или «генетической» программы, сколь­ко процесса творческой реорганизации системы когни­тивных способностей личности.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в те­чение всей жизни индивида. Периодом наиболее интен­сивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при перехо­де из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на город­ское и наоборот, вынужденная смена работы, сопро­вождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, за­нятии должностей и т.п. Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первич­ную социализацию, которой индивид подвергается в дет­ском возрасте, становясь членом общества, и вторич­ную, означающую любой последующий процесс, с по­мощью которого уже социализированный индивид ин­тегрируется в новые секторы общества.

Как именно осуществляется процесс социализации? В работе социологов Р. Клутье и А. Рено выделены четыре иерархически расположенные структуры, осу­ществляющие социализацию'. Воздействие этих струк­тур наслаивается друг на друга. Первая из этих струк­тур — это микросистема, в функционировании кото­рой индивид принимает непосредственное участие: се­мья, школа или детский сад, круг друзей. Вторая струк­тура — мезосистема — это отношения между элемен­тами микросистемы, например, между семьей и шко­лой. Третья структура — это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, тем не менее участвуют в его социа­лизации, иногда оказывая на него очень сильное влия­ние. Это, например, работа родителей, их деловое ок­ружение, начальники н подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играет важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура — это мак­росистема, культурное окружение. Речь идет о соци­альных ценностях и идеологиях, не только прямо вну­шаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функцио­нирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские орга­низации идеологического характера и т.д.

Семья — важнейший агент социализации. Она со­ставляет первое и самое близкое «социальное окруже­ние» ребенка, и при этом сама входит в более обшир­ную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в се­мью — означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте»'. Именно с помощью семьи ребе­нок вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индиви­да. Социальное положение родителей определяет соци­альный статус ребенка на протяжении первых двадца­ти лет его жизни. То, где и как родители живут, конкре­тизирует социальный контекст, в котором ребенок рас­тет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущных потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомит­ся с половыми ролевыми стереотипами и проходит про­цесс половой идентификации.

Одновременно семья — это и институт, который боль­ше всего способен принести вред в процессе социали­зации. Низкое социальное положение родителей, алко­голизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положе­ние на работе, социальное отчуждение, неполнота се­мьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми — все это накладывает неизгладимый отпечаток на ха­рактер, мировоззрение и социальное поведение ребен­ка. Конечно, здесь нет прямого детерминизма, и от врож­денных черт личности многое зависит. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком сам, а может вынести из своего детского опыта отвращение к алкоголю на всю жизнь. Дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут и стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Школа как агент социализации принципиально от­личается от семьи тем, что это эмоционально нейтраль­ная среда, где к ребенку относятся не как к единствен­ному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он научается преодолевать трудности или привыкает сда­ваться перед ними. Именно школьный период социали­зации формирует у ребенка самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, люди, хорошо учившиеся в школе, обычно сохраняют высо­кую самооценку и степень самоуважения. Неудачи в учебе часто формируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более об­ширной социальной системы, она обычно отражает до­минирующую культуру с ее ценностями и предрассуд­ками. Так, Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Еще один агент социализации — это окружение свер­стников. Чем ближе ребенок к подростковому возрас­ту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстни­ков компенсирует неудачи в учебе или отсутствие вни­мания со стороны родителей. Поэтому дети из неблаго­получных семей особенно тяготеют к компаниям ровес­ников. Именно среди сверстников индивид учится на­ходить разрешение конфликтных ситуаций, учится об­щению на равных, в отличие от школы и семьи, где общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лиде­ром, середняком или аутсайдером.

Отношения в группе также позволяют ребенку лучшe узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа вносит кор­рективы в семейные ценностные представления, полу­ченные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоборство с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая разли­чия в социальном положении членов группы сверстни­ков, ребенок узнает свое собственное социальное поло­жение.

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выде­литься среди них. Здесь вступают в борьбу две пози­ции — соревновательная и конформистская. Подрос­ток проявляет конформизм, подстраивая свое поведе­ние под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учить­ся, чтобы не выделяться в среде других учеников и не прослыть «зубрилой».

Поскольку в обществе вступают во взаимодействие различные по принадлежности группы — семья, шко­ла, круг сверстников и т.д. — ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимо­помощь, тогда как в школе ребенок попадает в систе­му, где преобладает дух соперничества. Ему приходит­ся испытывать на себе влияние разных людей, и он пы­тается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает спо­собность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу ценностей. Это позволяет индивиду более точно опре­делить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества. Процесс формиро­вания ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социаль­ного актора.

Среди других агентов социализации следует выде­лить средства массовой информации и в первую оче­редь телевидение. Их влияние на все группы населе­ния и в особенности на детей и подростков огромно. Все мы помним, какой переворот в массовом сознании произошел в эпоху горбачевской «гласности», когда за счи­танные годы рухнули идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями воспитания и пропаганды. Серьезные исследования социологов и психологов по­священы воздействию на сознание и подсознание масс людей рекламы (мы уже упоминали выше теорию «ис­тинных и ложных потребностей» Г. Маркузе). Много­численные фильмы и в особенности сериалы активно формируют у детей и подростков стереотипы поведе­ния, которых они не могут видеть в семье и непосред­ственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жизни» богатых и праздных, физи­чески привлекательных людей, а также к сценам наси­лия, которыми так изобилует современное телевидение. Конечно, следует отметить и то, что массовая телевизи­онная продукция внедряет в сознание стереотипы за­падной, точнее, американской, массовой культуры, ко­торые постепенно вытесняют традиционные стереоти­пы. В работе И. Болье, посвященной видеоклипам, по­казано, что клипы дают молодежи очень стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью. При всем этом не следует забывать об огромной позитивной воспитательной роли средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Ведь именно благодаря им в зна­чительной мере компенсируется пропасть в возможно­стях расширения кругозора, отделяющая людей из обес­печенных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором со­циализации является работа. Именно работа обеспе­чивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Однако идеология труда интернализируется задолго до этого. В значительной мере это обуслов­лено профессиями родителей. Сын или дочь врача смот­рит на мир социальных отношений иначе, чем сын или дочь булочника. Кроме того, многие люди начинают под­рабатывать еще в детстве, тем самым включаясь в мир трудовых отношений. Для многих профессия является главным средством самоидентификации. Работа помо­гает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт обще­ния с работодателями и коллегами. Он знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой сре­де. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

Отметим все же, что для многих работа — это еже­дневное нахождение у конвейера, тысячекратное по­вторение одних и тех же движений, это недопустимость личной инициативы, унижение и подчинение началь­нику, порой злоупотребляющему своей властью, на­пряжение сил и труд в опасных для здоровья услови­ях. Наконец, для многих рабочих это постоянное ощу­щение шаткости своего положения из-за угрозы без­работицы.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, по­скольку затрагивает взрослых, уже сформировавших­ся людей. Она несет в«себе свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное со­отношение между уже интериоризированными ценнос­тями и ценностями, следовать которым требует рабо­та. К примеру, люди, воспитанные в духе независимо­сти и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо про­являть знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими испол­нителями, а хорошие исполнители часто страдают безинициативностью. Обычно взрослый человек критичес­ки относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Э, Шайн указывает, что существу­ет три типа реакции индивида на производственную социализацию:

1)протест, то есть отказ от всех ценностей и норм;

творческий индивидуализм, то есть принятие толь­ко основных ценностей и норм;

конформизм, то есть безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творчес­кий потенциал индивида и может сделать из него бес­плодного бюрократа)'.

Взгляды, ценности и интересы человека несколько раз в течение его карьеры подвергаются пересмотру. Зрелый возраст является важным периодом социали­зации, который может быть для индивида дестабилизи­рующим, поскольку по-новому высвечивает первичную социализацию и ставит под сомнение фундаменталь­ные ценности семейного наследия.

Важнейшим результатом социализации является ус­тановление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Та­кое подчинение выражается в осмысленном или спон­танном следовании нормам, предписанным группой.

Как считает Р. Мертон, манера поведения индиви­дов обусловлена социально-культурной средой, в кото­рой они находятся. Каждое общество через своих аген­тов социализации устанавливает идеалы (во имя кото­рых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. По­средством агентов социализации все индивиды научи­лись пользоваться средствами достижения этого идеа­ла и они убеждены, что им это удастся.

Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нор­мативного, правомерного поведения. Правовая социа­лизация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип го­сударственного устройства, свое представление о пра­ве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в ус­воении индивидом этих норм и правил социального су­ществования в данном обществе.

Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию пу­тем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и ус­воении соответствующих норм. Социализация на соб­ственном и чужом опыте происходит в результате ос­мысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Сим­волическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, госу­дарстве, стране, нации.

Политическое и правовое воспитание — важная часть системы социализации индивида. Правовое вос­питание осуществляется путем целенаправленной пра­вовой пропаганды, просвещения и обучения. От каче­ства правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения право­вых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспита­нии как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.

Правовая культура ориентирована на развитие по­литического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-пер­вых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует лич­ность человека и приспосабливает его к жизни в обще­стве. Во-вторых, правовая культура влияет на уста­новление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры за­ключается в выработке навыков, привычек и стереоти­пов правового поведения.

Правовая социализация — это не только формиро­вание навыков социального поведения, соответствую­щих правовым нормам общества, но и «внутрение-» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ори­ентирующей личность на их соблюдение. Началом это­го процесса становится усвоение в детстве норм соци­ального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчет­ливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником пра­воотношений и сталкивается с необходимостью само­стоятельно отстаивать свои права, цивилизованно всту­пать во взаимоотношения с другими людьми и выпол­нять свои обязанности перед обществом.

В процессе правовой социализации происходит по­степенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функ­ционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и иска­жения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударствен­ного поведения.

Наши рекомендации