Теория человеческого поведения В. Парето.
Концепция «осадков» и «производных»
В. Парето делит все человеческие действия на логические и нелогические. Основанием такой классификации служит соотношение в действиях людей средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах.
«Существуют действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были одинаково логическими средствам мореплавания».[55]
Логическими В. Парето называет действия, «которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т.е. действия, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться нелогическими”, что не означает “противоречащие логике”».[56]
Типичными примерами логических действий является поведение инженера и спекулянта. Инженер, строящий мост, знает цель, которую хочет достичь. Он изучил сопротивление материалов и в состоянии подсчитать соотношение средств и цели. Иными словами, существует сходство между отношением «средством – цель» в том виде, в каком оно воспринимается умом и объективно складывающимся подобным отношением.
Цель спекулянта – зарабатывать деньги. Он выявляет логическую связь между средствами, которые он использует (покупка ценностей в момент их низкой стоимости) и целью, которую хочет достичь (увеличение своего капитала). Если дела идут в соответствии с его предположениями, то объективно средства и цели будут следовать друг за другом так, как это было задумано заранее субъектом.
Логические действия, основанные на рассуждении, довольно редки. В социальной жизни доминируют нелогические действия, базирующиеся на чувстве. В. Парето отмечает, что нелогические действия отличаются от чисто инстинктивных действий человека. Они также включают в себя рассуждение, роль которого состоит в логизации, то есть в рационализации этих действий. Иными словами, люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве.
Таблица 1. Классификация человеческих действий, по В. Парето
Классы и роды | Есть ли логическая цель у поступков? | |
объективно | субъективно | |
1-ый класс. Логические поступки. Объективная цель идентична субъективной. | ||
да | да | |
2-ой класс. Нелогические поступки. Объективная цель отличается от субъективной. | ||
1-ый род | нет | нет |
2-ой род | нет | да |
3-ий род | да | нет |
4-ый род | да | да |
1-ый род: поступок нелогичен, то есть средства не увязаны с целью ни в реальности, ни в сознании. Средства не дают никакого результата, который можно было назвать логически связанным с ними, и вместе с тем субъект даже не представляет себе цели или отношения между средствами и целью. Поступки данного рода встречаются редко, так как человеку свойственно придавать даже самым абсурдным поступкам цель.
2-ой род, напротив, широко распространен. Поступок данного рода логически не связан с результатом, к которому он приводит, но субъект неправильно полагает, будто используемые им средства по своей природе таковы, что приводят к желанной цели. К этому роду относится большинство разновидностей обрядового или символического поведения, например, жертвоприношение людей Богу, чтобы вызвать дождь, и их убежденность в том, что их молитвы оказывают влияние на погоду. В этом случае субъективно существует отношение «средство-цель», хотя объективно его нет.
3-ий род – поступки, вызывающие результат, логически связанный с использованными средствами, но при этом субъект не осознает отношения «средства – цель». Примером могут служить рефлекторные действия (человек, закрывающий веко в тот момент, когда в глаз может попасть пыль, объективно совершает логический поступок, а субъективно – нет. Он заранее не думал и не думает в момент действия об отношении между используемыми им средствами и целью, которую он достигнет).
4-ый род – поступки, результат которых логически связан с использованными средствами, но субъект проводит иную связь между средствами и целями, так что объективная последовательность не соответствует субъективной. К этому роду относятся все типы действий, объясняемые научными ошибками. Использованное средство приводит к эффективному результату и соотносится с целями, задуманными субъектом действия, но происходящее не соответствует тому, что должно было произойти, согласно надеждам и предположениям субъекта действия. Следствие ошибки – несовпадение объективной последовательности с субъективной.
В качестве примера В. Парето приводит поведение так называемых благодетелей человечества – пацифистов или революционеров, которые хотят изменить общество, исправить его пороки. Так, революционеры-большевики скажут, что они хотят взять власть, чтобы обеспечить свободу народа. Совершив насильственным путем революцию, он самúм непреодолимым ходом вещей вовлекаются в процесс установления авторитарного режима.
Существует объективная связь между поступком и его результатом, а также субъективная связь между утопией бесклассового общества и революционными действиями. Но то, что люди делают, не отвечает их замыслам. Цели, которых они хотят достичь, не могут быть реализованы применяемыми средствами. Эти средства логично ведут к определенным результатам, но между объективной и субъективной последовательностями нет соответствия.
Особенно важны для социолога, по мнению В. Парето, 2-ой и 4-ый роды поступков.
Как уже было сказано, большинство поступков людей имеет нелогический характер. При этом люди склонны представлять свои нелогические поступки логическими посредством всевозможных теорий, которые содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый В. Парето обозначает термином «осадок» (итал. residuo), второй – термином «производное» (деривация).
В. Парето не дает четкого определения термина «осадок». Он отмечает, что осадки представляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. При этом он подчеркивает, что не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются именно элементами «теорий».
В. Парето делит «осадки» на шесть классов, которые в свою очередь делятся на ряд подклассов.
I класс
Инстинкт комбинаций
Ia. Комбинации вообще.
Iб. Комбинации подобных или противоположных вещей.
Iб1. Комбинации вообще.
Iб2. Редкие вещи и исключительные события.
Iб3. Страшные вещи и события.
Iб4. Состояние счастья, связанное с хорошими вещами; состояние несчастья, связанное с плохими вещами.
Iб5. Вещи, которым приписывается оказание на человека воздействия, сходного с их собственной природой, иногда – противоположного.
Iв. Таинственная власть некоторых вещей и дел.
Iв1. Таинственная сила вообще.
Iв2. Имена, таинственно связанные с вещами.
Iг. Потребность в объединении осадков.
Iд. Потребность в логическом развитии.
Ie. Вера в эффективность комбинаций.
II класс