В. Парето о методе социально-гуманитарных наук
В вопросах методологии науки В. Парето придерживается позитивизма. Он резко критикует догматическую трактовку социологии. Ученый считает, что социология есть наука не догматическая (гуманитарная, метафизическая), а «логико-экспериментальная». Это значит, что она может основываться только на наблюдении и опыте и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных принципов к конкретным фактам, то экспериментальная наука восходит от конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее не существуют), а к общим принципам. Затем она устанавливает их зависимость от других, более общих и так далее до бесконечности.
При этом общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы, «цель которых – обеспечить нам познание синтеза фактов, связать их посредством теории, обобщить их. Теории, их принципы, их дедукции, целиком подчинены фактам и не имеют иного критерия истинности, кроме хорошего представления фактов».[52] Иными словам, логико-экспериментальный метод не дает знания о сущности вещей, о необходимых связях между ними. Этот метод дает вероятностное знание. Устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь некоторые единообразные связи, строго ограниченные определенными, известными нам пространственно-временными рамками.
В наибольшей степени, по мнению В. Парето, эталону научности будет соответствовать та теория, которая более других согласуется с фактами прошлого, лучше других предсказывает факты будущего и объемлет большее количество фактов. Предметом науки должно быть исследование единообразия явлений, установление между ними функциональной взаимозависимости. В. Парето писал: «В науке нет предвзятых идей, страстей, она не принадлежит никакой партии, ее функция состоит в описании фактов, исследовании отношений, которые существуют между ними, и в открытии законов, которые составляют естественное единообразие».[53]
В. Парето выделяет следующие правила логико-экспериментального метода:
«1. Мы никоим образом не собираемся заниматься истиной, присущей какой бы то ни было религии, вере, метафизическому, моральному или иному верованию. Это не значит, что мы полны презрения ко всем этим вещам; это значит, что они выходят за рамки, в пределах которых мы желаем оставаться. Религии, верования и т.п. мы рассматриваем только извне, в той мере, в какой они суть социальные факты, без их действительной ценности. Положение: «А должно равняться B в силу какого-то сверхопытного принципа», – следовательно, нами не рассматривается; но мы изучаем, каким образом такое верование возникло, развилось и в каком отношении оно находится с другими социальными фактами.
2. Объектом нашей деятельности выступает исключительно сфера опыта и наблюдения. Мы употребляем эти понятия в том значении, какое они имеют в естественных науках – например, в астрономии, химии, физиологии и др., – а не в том, какое они получают в выражении «личный христианский опыт», которое, почти не меняя слова, попросту воскрешает самонаблюдение прежних метафизиков. Мы рассматриваем это самонаблюдение как внешний факт; изучаем его как таковой, а не как свойственное нам чувство...
4. Строя теории, мы исходим из фактов и всегда стараемся как можно меньше отходить от них. Мы не знаем, что такое сущность вещей, и не интересуемся ею, потому что ее изучение не наша задача. Мы занимаемся поиском единообразий в фактах и сводим их к законам, но не факты подчинены законам, а наоборот. Законы не неотвратимы, это гипотезы, служащие для краткого изложения большего или меньшего числа фактов и сохраняющиеся до тех пор, пока их не заменят лучшими.
5. Итак, все наши поиски случайны, относительны и дают результаты, лишь более или менее вероятные, самое большее – очень вероятные... Все наши положения, включая чисто логические, должны приниматься с оговоркой: они ограничены тем временем и опытом, которые мы познали.
6. Мы рассуждаем исключительно о вещах, а не о чувствах, которые пробуждают в нас их названия. Сами эти чувства мы изучаем как простые внешние факты, т.е. мы отказываемся, например, спорить о том, справедлив или несправедлив, морален или аморален поступок A, если сначала не выявлены реальности, соответствовать которым призваны эти термины. Но мы будем изучать как внешний факт то, что хотели выразить люди данной страны, принадлежащие в данное время к данному общественному классу, когда утверждали, что A – поступок справедливый или моральный.
7. Мы ищем доказательства наших положений так же, как их логических следствий, только в опыте и наблюдении, исключая любое доказательство, основанное на согласии с чувствами, внутренней или внушенной сознанием очевидности.
8. Следовательно, мы будем пользоваться единственно словами, соответствующими конкретным объектам, и со всем усердием позаботимся о том, чтобы придать им как можно более точное значение.
9. Мы действуем методом последовательных приблизительных оценок, т.е. рассматриваем прежде всего феномен в целом, сознательно пренебрегая частностями, которые будут приняты во внимание в последующих приблизительных оценках».[54]