Социология религии Э. Дюркгейма
Свою концепцию религии Дюркгейм излагает в своей третьей большой книге «Элементарные формы религиозной жизни». Это исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Цель данного сочинения заключается в разработке общей теории религии на основании анализа первичных и наиболее простых религиозных институтов. Обращение к «элементарным» формам религии позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в «чистом виде», без последующих теологических и прочих наслоений.
Французский социолог Р. Арон отмечает, что «Элементарные формы религиозной жизни» включает в себя три вида исследования:
1) описание и подробный анализ системы кланов и тотемизма в австралийских племенах;
2) раскрытие сущности религии;
3) социологическое объяснение форм мышления.
Э. Дюркгейм анализирует тотемизм австралийских аборигенов, пользуясь понятиями клана и тотема. Клан – это группа родства, строящаяся на кровных связях. Это простое объединение людей, единство которых связывается с каким-нибудь растением или животным (тотемом). В австралийских племенах, которые исследовал Э. Дюркгейм, каждый клан имеет свою эмблему или герб. Почти во всех кланах есть предметы (куски дерева, отделанные камни), в которых заключается фигуральный образ тотема и которые, следовательно, относятся к миру священного.
Тотемические предметы, носящие эмблему тотема, требуют типично религиозного поведения: воздержания или, наоборот, невоздержания. Члены клана должны воздерживаться от того, чтобы есть или касаться тотема или предметов, имеющих отношение к сакральности (святости) тотема; или, напротив, они должны выказывать тотему уважение.
Таким образом, вся реальность оказывается разделенной на две основные сферы: сферу обыденности, сферу повседневных явлений и предметов (экономическая деятельность) и сферу сакральности, священных явлений и предметов (растений и животных, их изображений и т.д.). По мнению Дюркгейма, первопричиной тотемизма является признание священного. Священным при этом оказывается сила, позаимствованная у самого коллектива, превосходящая всех индивидов.
«Тотемизм – это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды. Одни поколения заменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение, как одушевляла и вчерашнее и как будет одушевлять завтрашнее. В самом широком смысле слова можно сказать, что эта сила – Бог, поклонение которому отличает каждый тотемический культ. Только Бог безличный, безымянный: внеисторический, имманентный миру, рассеянный среди бесчисленных вещей».[48]
От описания и анализа тотемизма австралийских аборигенов Э. Дюркгейм переходит к раскрытию природы религии. Он отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога, например, буддизм), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру – в естественное, – возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п.
Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Э. Дюркгейм определяет религию как связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками. Понятие церкви дополняет понятия священного и системы верований с целью отграничения религии от магии, не предполагающей обязательного объединения в церковь.
Э. Дюркгейм убежден в том, что религия является порождением общества, она укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия – это символическое выражение общества. Поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу – «реальному» объекту всех религиозных культов.
«В большинстве случаев общество, несомненно, имеет все необходимое для того, чтобы произвести на людей, уже только одним своим воздействием, божественное впечатление, ибо оно для них то же, что Бог для верующих. В самом деле, Бог прежде всего сила, представляющаяся человеку превосходящей его в некотором отношении, сила, от которой он считает себя зависимым. Идет ли речь о сознательной личности, как, например, Зевс или Яхве, или об абстрактных силах, как те, что действуют в системе тотемизма, верующий и в том и в другом случаях считает себя обязанным поступать так, как это ему внушено самой природой священного, с которым он ощущает контакт. Но ведь и общество поддерживает в нас ощущение постоянной зависимости. Потому что свойственная ему природа отлична от нашей, индивидуальной природы, да и цели, преследуемые обществом, в равной мере особые; однако так как они достижимы только посредством нашего участия, общество настоятельно требует нашей поддержки. Оно требует, чтобы, забыв о своих интересах, мы стали его слугами; оно принуждает нас ко всякого рода неудобствам, лишениям и жертвам, без которых общественная жизнь была бы невозможна. Таким образом, мы постоянно вынуждены подчиняться правилам поведения и мышления, каких мы не ждали, о каких не гадали и какие порой даже противоречат нашим склонностям и нашим главным инстинктам. Тем не менее, если бы общество получало от нас эти концессии и жертвы, оно смогло бы пробудить в нас лишь представление о физической силе, которой нам следует уступить по необходимости, а не о моральной силе, подобной тем, каким поклоняются религии. Но на деле власть, осуществляемая обществом над сознанием, основана не столько на физическом превосходстве, которое, конечно, остается за ним, сколько на моральном авторитете, каким она обличена. Если мы уступаем его приказам, то не просто потому, что оно достаточно вооружено для преодоления нашего сопротивления, а прежде всего потому, что оно – объект подлинного уважения».[49]
Таким образом, религия имеет в своей основе достоверную действительность – общество, которое пробуждает в нас чувство божественного, которое одновременно и неотвратимая власть, и качественно высшая по отношению к индивидам реальность, вызывающая уважение, готовность к самопожертвованию и поклонение.
Из анализа тотемизма Э. Дюркгейм выводит социологическую теорию познания. Религия не только породила правила морали и религиозные правила. Она также является первоосновой научного мышления.
Р. Арон полагает, что социологическая теория познания Э. Дюркгейма включает в себя следующие положения:
1. Первичные формы классификации связаны с религиозными представлениями о мире, выведенными из представлений обществ о самих себе и из деления мира на светский и религиозный. По мнению Э. Дюркгейма, мы классифицируем существа, населяющие мир по группам, поскольку имеем пример обществ людей. Общества – это типы логических групп, непосредственно данных индивидам. Мы раздвигаем границы практики группирования до природных явлений, так как представляет себе мир по образцу общества. Классификации, учитывающие и второстепенные признаки, разработаны по иерархическому принципу, который также заимствуется из самого общества.
2. Э. Дюркгейм утверждает, что идея причинности также исходит от общества. Коллективная жизнь порождает идею силы. Именно общество вырабатывает у людей представление о силе, превосходящей силу индивидов.
3. Предлагаемая Дюркгеймом социологическая теория познания позволяет преодолеть противоречие между эмпиризмом и априоризмом. Эмпиризм – учение, согласно которому категории и понятия непосредственно вытекают из чувственного опыта. Согласно априоризму они даны в самом разуме человека. По Э. Дюркгейму, эмпиризм ложен, так как не может объяснить, каким образом понятия или категории проистекают из чувственных данных, а априоризм ложен потому, что не объясняет ничего, ибо помещает в разум в качестве первичных и не сводимых ни к чему данных то, что еще надо объяснить.
По мнению Э. Дюркгейма, коллективная жизнь позволяет уяснить природу понятий и категорий. Понятия – это взгляды, навязываемые индивидам, это коллективные представления, которые, будучи сильнее индивидуальных представлений, оказывают на них влияние. «Концепты выражают способ, каким общество формирует свои представления о вещах».
«Далеко не все концепты, даже когда они построены по всем правилам науки, пользуются влиянием исключительно благодаря своей объективной ценности. Концептам недостаточно быть истинными, чтобы пользоваться доверием. Если они не находятся в согласии с другими верованиями, мнениями, словом, с совокупностью коллективных представлений, они будут отвергнуты; умы для них будут закрыты; следовательно, будет так, как если бы их не было. Если сегодня, в общем, им достаточно нести на себе печать науки, чтобы пользоваться доверием, значит, мы верим в науку. Но эта вера, по существу, сродни религиозной. Ценность, придаваемая нами науке, в общем и целом зависит от коллективно вырабатываемого нами представления о ее природе и роли в жизни. Это значит, что она выражает состояние мнения. В самом деле, как и все в общественной жизни, наука держится на мнении. Конечно, мнение можно рассматривать в качестве объекта науки, к этому в основном и сводится социология. Но наука о мнении не создает мнения, она может лишь его прояснить, позволить ему лучше познать самого себя. На этом пути она действительно может быть причиной его изменения, но наука продолжает зависеть от мнения и в то же время, когда она, как кажется, повелевает им, – ибо мнение снабжает ее силой, необходимой для воздействия на мнение».[50]
Э. Дюркгейм, таким образом, подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими процессами и явлениями, фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса.
Э. Дюркгейм внес огромный вклад в формирование и развитие социологии. Он одним из первых стал преподавать социологию в вузах. На базе основанного им журнала «Социологический ежегодник», а также лекционных курсов в ведущих французских вузах возникла Французская социологическая школа. Кроме того, Э. Дюркгейм активно использовал эмпирические данные для подтверждения и обоснования своих теорий. Все это позволяет поставить Э. Дюркгейма в один ряд с общепризнанными классиками социологии – О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером и др.
Вопросы и задания по теме
1. Какая реальность, по мнению Э. Дюркгейма, первична?
а) общество;
б) индивид;
в) личность.
2. Каким образом, по мнению Э. Дюркгейма, следует изучать общество?
а) как особую, несводимую ни к чему реальность, с помощью специально разработанных методов, не имеющих аналогов в других науках;
б) как часть природы, с помощью методов, подобным тем, что используются в естественных науках;
в) как результат психических процессов, происходящих в сознании его членов, с помощью методов психологии.
3. Назовите главный принцип методологии Э. Дюркгейма.
а) социальные факты нужно рассматривать как вещи;
б) социальные факты нужно рассматривать во взаимосвязи с естественными фактами;
в) социальные факты полностью определяются психическими фактами;
г) социальные факты скрыты от непосредственного наблюдения, поэтому их невозможно изучать.
4. Чем, по мнению Э. Дюркгейма, следует объяснять социальные факты?
а) природными фактами;
б) психическими фактами;
в) другими социальными фактами;
г) религиозными фактами.
5. Как Э. Дюркгейм относился к позитивизму и к его родоначальнику О. Конту?
6. Э. Дюркгейм выделил в структуре социологии три раздела. Соотнесите эти разделы с их характеристиками.
1. Социальная морфология. | а) осуществление теоретического синтеза и установление наиболее общих законов функционирования и развития общества. |
2. Социальная физиология. | б) изучение субстрата общества, его структуры, материальной формы. |
3. Общая социология. | в) исследование конкретных проявлений обществ (религии, морали, права, экономики и др.). |
7. На чем, по мнению Э. Дюркгейма, основана механическая солидарность?
а) на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном;
б) на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене;
в) на использовании простых механизмов при производстве материальных благ;
г) на знаниях людей о самих себе и об обществе.
8. На чем, по мнению Дюркгейма, основана органическая солидарность?
а) на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном;
б) на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене;
в) на использовании простых механизмов при производстве материальных благ;
г) на знаниях людей о самих себе и об обществе.
9. Какие типы самоубийств выделял Э. Дюркгейм?
а) добровольные, недобровольные и смешанные;
б) психологические, климатические и географические;
в) эгоистические, альтруистические и аномические;
г) позитивные, негативные и нейтральные.
10. Соотнесите тип самоубийства, выделенный Э. Дюркгеймом, с его характеристикой.
1. Эгоистическое. | а) обусловлено особым состоянием общества, характеризующимся разложением системы ценностей. |
2. Альтруистическое. | б) имеет место в случае слабости социальных связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. |
3. Аномическое. | в) связано с полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь. |
11. Какую религию исследует Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1913)?
а) христианство;
б) ислам;
в) тотемизм;
г) конфуцианство;
д) синтаизм;
е) анимизм;
ж) буддизм.
12. Что, по мнению Э. Дюркгейма, является главной чертой религиозных верований?
а) деление мира на две противоположных сферы – священную и светскую;
б) наличие бога или богов;
в) признание существование сверхъестественных сил их определяющей роли в жизни людей;
г) наличие определенных ритуалов и обычаев.