Расово-антропологическая школа в социологии

Расово-антропологическое направление, будучи разновидностью натурализма, получило достаточно широкое распространение в социологии во второй половине XIX – начале ХХ веков. Его исходная посылка заключается в том, что биологическая природа человека, его антропологические характеристики, генотип определяют, в конечном счете, все социальные явления и процессы.

Сторонники расово-антропологического направления в социологии стремились обосновать следующие положения:

1) социально-культурные явления и процессы обусловлены биологическим фактором;

2) различные общества, в целом, и социальные группы (классы, сословия, профессиональные группы), в частности, представляют собой разные расово-антропологические образования;

2) основным движущим механизмом эволюции общества и культуры выступает взаимодействие между разными расово-антропологическими группами;

3) расово-антропологические группы неравноценны;

4) расовые смешения могут принести вред обществу и культуре.

Следует отметить, что расово-антропологическая школа в социологии при обосновании своих основных положений стремилась опираться на факты и данные наблюдений. Однако на рубеже XIX – ХХ веков подобных объективных данных еще не было. Дело в том, что физическая антропология (отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас) в то время пребывала в зачаточном состоянии. В результате расово-антропологическая школа оперировала псевдонаучными фактами, полученными с помощью сомнительных в научном плане методов.

Под человеческими расами в физической антропологии обычно понимаются «исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах».[26] В составе современного человечества выделяют три основные группы рас («большие расы»): негроидная, европеоидная и монголоидная. Внутри этих больших рас существуют более мелкие категории антропологической классификации, называемые антропологическими типами или группами.

Одним из наиболее видных представителей расово-антропологической школы является французский философ, писатель и дипломат Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882). Он гордился своим знатным происхождением и с благоговением отзывался о временах, когда аристократия была на вершине социальной иерархии. В своем главном труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» (в 4 т., 1853, 1855) французский исследователь хочет найти и обосновать вечные, раз и навсегда данные критерии истинных иерархий и подлинных элит. Эти критерии не должны зависеть от таких второстепенных факторов, как, например, собственность, в зависимости от отношения к которой градируется капиталистическое общество.

Ж.-А. де Гобино утверждал, что элита во все времена должна формироваться на основании одних и тех же принципов. В противном случае общество впадет в кризис и окажется на пороге гибели. Ученый рассматривал расовое неравенство как исходный, фундаментальный принцип, определяющий все остальные виды неравенства (сословное, классовое и др.) и выступающий главной движущей силой истории.

В «Опыте о неравенстве человеческих рас» Ж.-А. де Гобино анализирует проблему упадка и гибели цивилизаций. Все цивилизации, утверждает автор, смертны. Европейская цивилизация не является в этом смысле исключением. Специфика подхода Ж.-А. де Гобино к исследованию данной проблемы заключает в том, что он в качестве главного субъекта исторического процесса рассматривает расу (этническую группу). Именно раса, по мнению французского мыслителя, полностью определяет бытие и функционирование общества и его базовых институтов. Те институты, которые не вписываются в сущность данной расы, со временем погибают, если не происходит расового смешения. Поэтому Ж.-А. де Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий. Ни христианство, ни буддизм, ни ислам не в состоянии изменить глубинные характеристики того или иного народа.

Ж.-А. де Гобино выделяет три основные расы: белую, желтую и черную. Эти расы, по его мнению, имеют разную ценность и образуют иерархию, в которой белая раса находится на вершине, желтая – посередине, а черная – в самом низу. В рамках белой расы наиболее ценным антропологическим типом являются «арийцы». Основным показателем ценности той или иной расы Ж.-А. де Гобино считает интеллект, умственное развитие. У белой расы данный показатель имеет наивысшее значение. При этом французский мыслитель обращает внимание на превосходство остальных рас в других областях. Так, например, черная раса выше всех остальных в сфере художественного творчества. Искусство возникает только при смешении элементов белой и черной рас. Справедливости ради нужно сказать, что Ж.-А. де Гобино осознает тот факт, что в чистом виде ни один расовый тип не сохранился. В ходе развития человечества расы многократно смешивались и комбинировались друг с другом, что привело к образованию так называемых расовых типов.

Основные социальные законы Ж.-А. де Гобино связывает с механизмами притяжения и отталкивания рас. Взаимодействие между расами, их смешение выступает, по мнению французского мыслителя, основной причиной возникновения и гибели цивилизаций. При этом зарождение цивилизации возможно лишь при участии белой расы, которая рассматривается Ж.-А. де Гобино в качестве главного жизненного начала всего человечества. Расовые смешения позволяют посредственным людям сомнительного происхождения возвыситься за счет исчезновения и гибели представителей благородных сословий. Это, в конечном счете, приводит к гибели данной цивилизации.

Расовая теория Ж.-А. де Гобино обрела популярность уже после смерти автора. Наибольшее распространение она получила в Германии в конце XIX – первой трети ХХ веков, что обусловлено развитием националистических и захватнических настроений в немецком обществе того времени. Несмотря на то, что работы Ж.-А. де Гобино издавались в Германии огромными тиражами, а некоторые аспекты его учения даже входили в школьную программу, немецкие идеологи исказили ряд положений расово-антропологической концепции французского мыслителя. Они предпочли скрыть то обстоятельство, что Ж.-А. де Гобино считал немцев одной из самых смешанных европейских наций. Кроме того, его высокая оценка евреев явно противоречила антисемитской кампании, проводимой в нацистской Германии.

Сейчас анализ человеческих рас, осуществленный Ж.-А. де Гобино, кажется наивным и даже не рассматривается всерьез представителями научной общественности. Однако, в конце XIX века его исследование претендовало на роль главного поставщика веских аргументов против идеи равенства, которая завладела умами людей после войны за независимость США и Великой французской революции. Многие аристократы в надежде воскресить предрассудки прошлого обращались к теории Ж.-А. де Гобино за научным обоснованием справедливости и функциональности социального неравенства.

Несомненный интерес представляет такое направление расово-антропологической концепции, как антропосоциология. Ее наиболее известными представителями на рубеже XIX – ХХ веков были антропологи Жорж Ваше де Лапуж (Франция) и Отто Аммон (Германия). Жорж Ваше де Лапуж (1854-1936) изучал антропометрические данные представителей различных рас. Особое внимание он уделял такому параметру, как головной указатель (соотношение длины и ширины головы). Предметом антропосоциологии, по Ж. Лапужу, является взаимодействие расы и социальной среды, то есть биологических и социальных характеристик человека.

Французский ученый по аналогии с термином «естественный отбор», предложенным Ч. Дарвином, вводит понятие социального отбора. Социальный отбор, согласно Ж. Лапужу, может принимать разные формы: военную, политическую, религиозную, моральную, правовую и экономическую. Одним из следствий социального отбора французский антропосоциолог считает сокращение численности наиболее ценного, по его мнению, расового типа – долихокефала (от греч. длинноголовый). Ж. Лапуж утверждает, что исчезновение долихокефалов обусловлено действием естественного закона, согласно которому кефалический (головной, или черепной) указатель имеет тенденцию к постоянному и повсеместному росту. Людей с низким головным указателем (долихокефалов) французский исследователь относит к европейской, или арийской, расе. Люди с высоким головным указателем (брахикефалы – от греч. круглоголовый) являются представителями альпийской расы.

Первая изначально превосходит вторую, что проявляется в различном социальном положении людей. Иными словами, Ж. Лапуж полагает, что существует взаимосвязь между величиной головного указателя человека и его положением в обществе: чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот. Головной указатель в среднем ниже у горожан, чем у крестьян; у жителей равнин – чем у жителей горных местностей; у богатых – чем у бедных. Эти выводы Ж. Лапуж стремился подтвердить в ходе многочисленных (более десяти тысяч) антропометрических обмеров своих соотечественников.

Немецкий антропосоциолог Отто Аммон (1842-1916) соглашался с выводами Ж. Лапужа. В работе «Общественный порядок и его естественные основания» (1895) он стремился соединить принципы социал-дарвинизма и расизма. Эмпирическую базу исследования составили статистико-антропометрические данные тысяч военнослужащих и студентов. О. Аммон полагает, что брахикефалы занимают в среднем более низкое социальное положение, чем долихокефалы. Это обусловлено тем, что брахикефалы, будучи преимущественно сельскими жителями, по мнению немецкого исследователя, являются потомками коренного населения древней Европы. Долихокефалы проживают в основном в городах. Они – наследники германских завоевателей. Высшие слои сформировали замкнутое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков. Горожане не переезжали в деревню, а деревенские жители – в город. Поэтому социальная дифференциация, утверждает О. Аммон, является следствием исходного расово-антропологического неравенства. Число брахикефалов в результате высокой рождаемости в низших слоях общества постоянно возрастало. Численность долихокефалов, напротив, сокращалась из-за постоянных войн и низкой рождаемости в высших слоях.

Наши рекомендации