Идейно-теоретические предпосылки
Возникновения социологии
Социология как самостоятельная наука об обществе закрепила за собой право на существование лишь во второй половине XIX века. Однако, это не означает, что до этого времени никто не исследовал социальную реальность, ее формы, структуру и закономерности развития. За более чем двухтысячелетнюю историю социально-гуманитарного знания было создано множество оригинальных концепций общества, которые, несомненно, оказали значительное влияние на формирование взглядов первых социологов.
Мы полагаем, что в рамках настоящего учебного пособия целесообразно охарактеризовать наиболее существенные социальные теории, разработанные на так называемом предсоциологическом этапе формирования научного знания о социуме. Известный российский специалист по истории социологии, автор одного из популярнейших среди студентов учебника «Семь лекций по истории социологии» А.Б. Гофман к числу важнейших идей, послуживших основой для становления социологии как науки, относит идею общества как самостоятельной реальности, идею прогресса, идею социального закона и идею метода.
А.Б. Гофман полагает, что уже в античности началось формирование двух противоположных подходов к объяснению сути общества. Сторонники первого подхода, в числе которых были такие выдающиеся мыслители древности, как Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и Луций Анней Сенека (4 г. до н.э.- 65 г. н.э.), убеждены в естественном способе образования общества. Человек при этом рассматривается как социальное по своей природе существо, которое просто не может существовать вне коллектива. Существование государства по логике данного подхода является закономерным результатом длительного мирного сосуществования индивидов.
Взгляды Аристотеля и Сенеки на природу социума не были общепринятыми в античном обществе. Более распространенными среди мыслителей той эпохи были представления об обществе как об искусственном образовании. Выдающиеся древнегреческие философы Платон (427-347 гг. до н.э.) и Эпикур (341-270 гг. до н.э.) полагали, что общество является изобретением человека, продуктом его целенаправленной деятельности. Сторонники данного подхода утверждали, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (то есть дообщественное) состояние человека. Индивиды, будучи по природе своей существами эгоистическими и антисоциальными, по утилитарным и рациональным соображениям учредили сначала общество, а затем и государство.
В античности термин «общество» использовался исключительно для обозначения конкретных форм сосуществования или жизнедеятельности индивидов – таких, как семья, имущественное объединение, дружеский союз, коммуна, братство и др. Понятие об обществе как о чистой форме, обществе людей еще не утвердилось. Общество включало в себя не индивидов вообще, а вполне конкретных индивидов, объединившихся ради достижения определенных целей.
В средневековой Европе понятие общества носило, прежде всего, конфессиональный характер. Многие мыслители относилось главным образом к католической церкви и ее прихожанам. Кроме того, обществом считались сельская община, городская коммуна, цех, корпорация.
В Новое время дискуссия о дообщественном состоянии человека возобновляется. В XVII-XVIII веках было создано несколько версий теорий естественного состояния и общественного договора. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) в работе «Левиафан» (1651) отмечает, что любой народ проходит в своей жизни две стадии. Государственной, гражданской стадии (status civilis) предшествует догосударственная, естественная (status naturalis). Естественное состояние представляет собой непрерывную «войну всех против всех». Эта война грозит человечеству гибелью, потому что все люди равны, и никто не может утвердить свое превосходство. Возникает жизненная необходимость в смене естественного состояния на состояние гражданское, государственное.
Государство, по Т. Гоббсу, возникает в результате общественного договора. По этому договору государство обязуется обеспечивать безопасность людей, которые, в свою очередь, передают часть своих естественных прав государству. Общественный договор приводит к созданию государства, но не общества. Только государство своей властью обеспечивает единение отдельных людей, которое и является обществом. Т. Гоббс считает, что выполнение условий данного договора возможно только при наличии принуждения со стороны государства, которое философ сравнивает со страшным морским чудовищем из Ветхого Завета Левиафаном. Государство ради всеобщего блага должно устрашать своих подданных, устанавливая тем самым порядок. Таким образом, согласно взглядам Т. Гоббса, государство, созданное на основе общественного договора, предшествует обществу и довлеет над ним.
Французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» (1748) утверждал, что в первоначальном, естественном состоянии люди не знали государства и лишь с течением времени пришли к необходимости его организации. При этом философ рассматривал первобытную жизнь не как состояние непрекращающейся войны, а как состояние дружбы и мира. Именно мир, а не война, был, по мнению Ш. Монтескье, первым естественным законом человека. Второй естественный закон – стремление человека добывать себе пищу, а третий – чисто биологическое влечение каждого живого организма к существам своего вида. На основании трех естественных законов Ш. Монтескье выводит четвертый закон – желание жить в обществе, то есть осознание человеком необходимости создания общества и государства, вытекающее из рациональных способностей человека делать умозаключения и принимать решения. Кроме того, Ш. Монтескье высказал весьма прогрессивную для своего времени мысль о том, что общество образуют не индивиды, а отношения, складывающиеся между ними.
Учитель О. Конта Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) сравнивал общество с механизмом и организмом, обращая при этом внимание на его кризисное состояние. В 1813 году он писал: «...Общество отнюдь не является простым скоплением живых существ, чьи действия, независимые от всякой конечной цели, имеют причиной лишь произвол отдельных индивидов, а единственным результатом – быстротечные и незначительные случайные события; общество, наоборот, – это прежде всего настоящая слаженная машина, все части которой по-разному способствуют движению целого. Объединение людей образует настоящее Существо, крепкое или слабое в зависимости от того, насколько регулярно его органы выполняют порученные им функции».[1]
Интеллектуальные предшественники социологии и многие ее представители верили в прогрессивный характер общественного развития. Идея прогресса, таким образом, стала одной из основополагающих для формирования социологической науки.
Выдающийся французский экономист и государственный деятель Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) является автором рационалистической теории прогресса. В природе, утверждает Тюрго, все повторяется, так как там действуют неизменные естественные законы. В обществе же, напротив, происходят постоянные изменения, всегда появляется что-то новое. Это связано с тем, что человек обладает свободой и способностью к творчеству. Кроме того, у людей есть язык и письменность, которые позволяет хранить и передавать знания и накопленный опыт от предшествующих поколений последующим. Благодаря новым открытиям объем этих знаний все время увеличивается. Логично заключить, считает Тюрго, что человечество, взятое как единое целое, развивается прогрессивно, то есть движется вперед, от простого к сложному, от разрозненного к организованному.
Социальный прогресс, по Тюрго, проходит три стадии: религиозную, спекулятивную и научную. Данная периодизация была принята на вооружение соотечественниками А.Р.Ж. Тюрго А. Сен-Симоном и О. Контом. Последний вообще построил на этой периодизации главный, по его мнению, закон социальной динамики – закон «трех стадий».
Свою оригинальную рационалистическую концепцию прогресса предложил известный французский философ, математик и политический деятель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794). В книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795) мыслитель обосновывает тезис о безграничности возможностей человеческого разума и способности человека к самосовершенствованию. История человеческой цивилизации, по Кондорсе, представляет собой цепь сменяющих друг друга эпох. Причем каждая последующая эпоха совершеннее предыдущей.
Главным фактором социального прогресса философ считает прогресс разума, проявляющийся в научных открытиях, технических изобретениях, развитии экономических и политических институтов общества. Препятствиями для прогресса, по мнению Кондорсе, являются устаревшие стереотипы, различного рода заблуждения и суеверия. Прогресс человечества он связывал с исчезновением неравенства между нациями, равноправием между различными классами общества и совершенствованием человеческой природы.
А. Сен-Симон (1760-1825) продолжил разработку идеи прогресса, начатую его предшественниками. Он был убежден в универсальности и всеобщности прогресса. Главную причину социального прогресса А. Сен-Симон, как и Ж.А. Кондорсе, связывал с прогрессом человеческого разума. Именно человеческий разум создал науку, технику, промышленность. А. Сен-Симон писал о прогрессе в способе осуществления трудовой деятельности. Данный процесс предполагает переход от менее эффективных форм труда к более эффективными. На смену рабскому труду приходит труд крепостных, который, в свою очередь, заменяется свободным трудом. Высшей формой труда А. Сен-Симон считает обобществленный труд, основанный на таких принципах, как всеобщность, обязательность и уважение к труду. Французский мыслитель верил в счастливое будущее человечества, связывая его, прежде всего, с развитием науки и индустрии.
Важной теоретической предпосылкой возникновения социологии следует признать идею социального закона. Ее суть заключается в том, что в обществе, как и в природе, все подчинено действию всеобщих ни от кого не зависящих правил. Ни одно событие не случается просто так. Оно является следствием других, предшествующих ему событий. Признание закономерности социальных процессов и явлений обусловило потребность в специальной науке, которая бы эти закономерности обнаруживала и исследовала.
Ш. Монтескье в предисловии к работе «О духе законов» (1748) писал: «Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона»[2]. Французский просветитель утверждает, что общественная жизнь представляет собой закономерный процесс. При этом социальные законы, по мнению Ш. Монтескье, не навязаны обществу извне, а существуют в нем самом в качестве внутренней сущности отдельных социальных явлений.
А. Сен-Симон рассматривал социальный закон как частный случай естественного. Он считал, что принципы естественнонаучного детерминизма следует перенести в сферу социальных наук. А. Сен-Симон, находясь под впечатлением от открытий выдающегося английского физика И. Ньютона, утверждал, что природа и общество подчиняются одному и тому же закону – закону всемирного тяготения. Из этого закона французский мыслитель считал возможным вывести объяснение всех явлений и процессов.
Если признать факт существования особой социальной реальности, которая прогрессивно развивается в соответствии с объективными социальными законами, то следует также признать возможность открытия и изучения этих законов. Речь идет об идее метода. Слово «метод» можно перевести с греческого как путь исследования или познания. Метод представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Методы новой науки об обществе должны были соответствовать сложившемуся к XVI-XIX векам эталону научности. Этот эталон предполагал отказ от принципов познания, господствовавших в Средние века, в соответствии с которыми познание истины невозможно без божественного откровения. Методологическим эталоном признавалась механика (раздел физики). Принципы механического естествознания были разработаны и успешно применены в исследованиях таких выдающихся ученых, как Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, X. Гюйгенс, И. Ньютон. Эти принципы получили свое философское обоснование в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Г.В. Лейбница, И. Канта и др.
В Новое время сложилось два основных подхода к методу познания: эмпиризм и рационализм. Родоначальником эмпиризма считают английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона(1561-1626). В книге «Новый Органон» (1620) он предпринял попытку переосмыслить задачи и методы науки. Цель научного знания, по Ф. Бэкону, – в принесении пользы человеческому роду. Наука должна служить людям. Главной задачей всех наук английский философ считал увеличение власти человека над природой. При этом Ф. Бэкон неоднократно подчеркивал, что наука не должна становиться целью сама по себе. Это всего лишь средство раскрытия причинной связи природных явлений для последующего использования этих явлений для блага людей. Результатом научных исследований, по твердому убеждению мыслителя, должны становиться полезные изобретения и открытия, способствующие удовлетворению потребностей и улучшению жизни людей. Девиз Ф. Бэкона «знание – сила» звучит современно и является актуальным даже по прошествии почти четырех веков со смерти мыслителя.
Ф. Бэкон огромное значение придавал способу получению знания, то есть методу. Английский мыслитель в отличие от многих своих современников и философов-рационалистов не переоценивал возможности разума. Существенной проблемой многих наук, по Ф. Бэкону, заключается в том, что «мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума, возносим их и не ищем для них истинной помощи».[3] Разум, таким образом, в одиночку не способен справиться с задачей познать природу и общество. Ему требуется адекватная поддержка, представленная у Ф. Бэкона индукцией и экспериментом.
Главным источником знания Ф. Бэкон считал чувственный опыт. Путь, по которому должен следовать разум, начинается с ощущений. Он провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе восхождения от единичных явлений к общим положениям (индукция). Ф. Бэкон сформулировал основные принципы своего метода:
- наблюдение фактов;
- их систематизация и классификация;
- отсечение ненужных фактов;
- разложение явления на составные части;
- проверка фактов на опыте;
- обобщение.
Выдающийся французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650), в отличие от Ф. Бэкона, был ярым сторонником рационализма. Он обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания. В «Рассуждениях о методе» (1637) Картезий отмечал, что процесс познания не требует обращения к чувственному опыту. Истинность знания находится в самом разуме, в постигаемом разумом понятиях и представлениях. В разуме человека, по мнению Р. Декарта, изначально существуют врожденные идеи: идея Бога, идея духовной и материальной субстанций, идеи чисел, фигур, геометрических аксиом и др.
Однако, разум постигает суть вещей не автоматически. Получить новое знание можно только в том случае, если использовать адекватный метод. Французский мыслитель утверждал, что своим успехам естественные науки обязаны применению математического метода. Этот метод разума, по Р. Декарту, вполне может стать всеобщим методом познания. Исследование вещей нужно начинать с отыскания самоочевидных, ясных, и, стало быть, истинных положений. Данные положения не нуждаются в чувственном материале и логических доказательствах. Источник и критерий их истинности находится в разуме человека. Среди «всех действий нашего разума, посредством которых мы можем прийти к познанию вещей без всякой боязни обмана», Р. Декарт выделяет два: интуицию и дедукцию.[4]
Под методом Картезий понимал «достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и… постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать»[5]. Он сформулировал четыре основных правила метода:
1) «…избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»;
2) «делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить»;
3) «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших… и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных…»;
4) «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».[6]
Таким образом, возникновение социологии в теоретическом плане было подготовлено общей логикой развития социально-гуманитарного знания. К началу XIX века общество стало рассматриваться как самостоятельная реальность, существующая и функционирующая в полном соответствии с объективными социальными законами, среди которых особая роль отводилась закону прогресса. Мыслители досоциологического этапа изучения общества разработали различные методы открытия и объяснения данных законов. Иными словами, к XIX веку в западном обществознании были сформулированы все важнейшие идеи, образовавшие впоследствии фундамент социологической науки.