Социология как наука. Историко-социологическое введение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

С.В. Лепилин

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Москва, РГГРУ, 2010

Утверждено

Советом экономического

факультета РГГРУ

15 05. 2010 г.

Лепилин С. В. Социология. Учебное пособие. Издание 3-е, с изменениями и дополнениями. Российский государственный геологоразведочный университет. М., 2010 г.

Рецензент

профессор Похлебкина Е.В.

Учебное пособие предназначено для студентов очной, вечерней и заочной форм обучения. В пособии дано краткое изложение учебного курса социологии, приведены темы рефератов и список рекомендуемой литературы.

© Российский государственный

геологоразведочный университет,

2010 г.

Содержание

Стр.

Глава 1. Социология как наука. Историко-социологическое введение 4

1.1. Этимология термина "социология" . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Объект и предмет социологии. Специфика социологии как

науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.3. Возникновение социологии: предпосылки и особенности ее

формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.4. Структура и функции социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.5. Социология в системе социальных и гуманитарных наук . . . 12

1.6. "Социальное" как фундаментальная категория социологии . . . 12

1.7. Структура социального действия . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава 2. Социальная структура общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1. Социальные институты, статусы и роли . . . . . . . . . . . . . . 15

2.2. Социальная стратификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.3. Социальные общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Глава 3.Культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 23

Глава 4.Социализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Глава 5.Социологическое исследование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

5.1. Структура социологического исследования . . . . . . . . . . . . .29

5.2. Виды социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 30

5.3. Выборочные исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

5.4. Методы сбора социологической информации. . . . . . . . . . . . .31

ПРИЛОЖЕНИЕ. Темы для рефератов и литература . . . . . . . . . . . . . . .33

Глава 1.

Социология как наука. Историко-социологическое введение

Социология является частной эмпирической наукой, которая изучает человеческие общества в их целостности и отдельных проявлениях, их функционирование и развитие. Она исследует поведение индивидов, деятельность различных социальных групп и институтов, типы людей, характер их культуры, традиции, ментальность, изучает общественное мнение и др.

Социологию интересуют механизмы влияния общества на человека и людей на общество, причины изменений в поведении людей, а также особенности их социальных взаимодействий. Она изучает роль в этих процессах человеческого сознания, инстинктов, природных, религиозных, этнических и других факторов. Основное внимание социология обращает на среднестатистическое поведение личностей, входящих в эти социальные группы, на характер их мотивации. В ней разработаны особые методы, приемы и процедуры, позволяющие достаточно адекватно выявлять количественные и качественные характеристики самых разных общественных явлений и процессов от рейтингов политиков до причин семейных конфликтов и особенностей рынков сбыта тех или иных товаров и услуг. Путем экспертных опросов социологи способны, например, разрабатывать прогнозы перспектив развития инвестиционных процессов в различных странах и регионах. Возможность замера количественных характеристик социальных явлений составляет специфику социологии как науки. Обобщая полученные данные, социологи способны устанавливать закономерности общественной жизни и давать прогнозы дальнейшего развития изучаемого социального явления или процесса.

1.1. Этимология термина "социология"

Термин "социология" происходит от 2-х слов: латинского "societas" – общество и греческого "логос" – учение. Впервые данный термин для обозначения особой – «позитивной» – науки об обществе употребил Огюст Конт (1798 – 1857), французский философ-позитивист. Таким образом, этимологически социология есть наука об обществе во всех его проявлениях. Но такое понимание социологии, очевидно, является слишком широким.

Глава 2.

Социальная структура общества

Социальная стратификация

Расположенные друг над другом социальные слои называются стратами. В совокупности они составляют социальную стратификацию общества. Эта тема в социологии является центральной. Понятие "стратификация" заимствовано из геологии, где оно означает разрез пластов земли по вертикали. В социологии стратификация – это дифференциация страт, а страта – это социальная группа с определенным социально-экономическим статусом.

Социальная стратификация – это деление общества на слои, выражающие реально существующее в обществе социальное неравенство, а также сам процесс расслоения общества, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.

Социальная стратификация характерна для любого общества, не только современного, но и традиционного и даже примитивного. Цель социальной стратификации как метода исследования – представление общества в разрезе по горизонтали и по вертикали. В основе этого метода лежит феномен социального неравенства, существующий вследствие непрерывного действия механизма социальной дифференциации.

В настоящее время в социологии нет единого понимания причин этого феномена. Выделяются две точки зрения: функционалистский и конфликтологический подходы.

Согласно первому социальное неравенство возникает из-за дифференциации социальных функций по их содержанию, т. е. по причине разделения труда между разными социальными группами, а также по значимости этих функций для общества, вследствие иерархизации групп, классов и слоев, выполняющих эти функции. Иерархическая лестница, как утверждает Т. Парсонс, определяется не только функциональной целесообразностью, но и господствующими в обществе ценностями.

Конфликтологический подход понимает неравенство как результат борьбы социальных групп и классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов.

Для теоретического описания социального неравенства используется понятие социального пространства. Оно многомерно. Соотнося положения индивидов в этом пространстве по таким параметрам как пол, национальность, доход, профессия и др., социологи выявляют реальное положение той или иной социальной группы, ранжируют группы по их положению на социальной лестнице. Понятие социального пространства позволяет измерять статус и диапазоны разрыва между статусами.

М. Вебер различал два вида социального неравенства: экономическое и статусное. Они в значительной мере автономны друг относительно друга. Статусное неравенство находятся "в сфере распределения престижа" (Вебер). Один из основоположников теории социальной стратификации П. Сорокин в противовес марксистской идее социально-классового деления общества, исходил из многомерности пространства стратификации, множественности стратификационных критериев.

Можно выделить различные виды социальной структуры: половозрастную, профессиональную, политическую, экономическую и др. Теория социальной стратификации выделяет различные типы стратификационных систем и способы их установления. Например, это:

1. Физико-генетическая стратификационная система. Дифференциация в ней осуществляется по полу, возрасту, физическим данным. Эта система поддерживается силой принуждения или обычая.

2. Рабовладельческая стратификационная система. Дифференциация строится на основе прав собственности и гражданства силой военного принуждения.

3. Кастовая система основана на религиозном и этническом разделении труда с помощью религиозного ритуала.

4. Сословная система в своей основе имеет обязанности перед государством и детерминируется силой права.

5. Классовая система строится в соответствии с размерами собственности (отношением к средствам производства) и регулируется рыночным обменом.

6. Соиально-профессиональная система делит людей по роду занятий и квалификации. Различение осуществляется, например, при помощи образовательных сертификатов.

7. Культурно-нормативная система дифференцирует людей по стилям жизни. Способом детерминации здесь выступает моральное регулирование или подражание.

8. Культурно-символическая система дифференциации связана с обладанием сакральным знанием (посвящением) и детерминируется религиозным, технократическим или идеологическим манипулированием и др.

В наиболее обобщенном виде, как правило, выделяют три основных социальных слоя (страты): высший (богатые), средний(средний класс) и низший (бедные). Рабочий класс обычно либо выделяют в самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами, либо разделяют: квалифицированных рабочих относят к среднему классу, а неквалифицированных – к бедным.

Главное достояние высшего класса – накопленное богатство, а не доходы. Богатые из высшего класса имеют более высокое образование и больший объем власти. Они занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии, которые лучше оплачиваются. Элиту общества составляют политические лидеры, крупные предприниматели, высшие менеджеры и деятели искусства. К зажиточным слоям общества (среднему классу) относят на Западе врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшему слою (бедным) относят неквалифицированных и сельскохозяйственных рабочих, безработных и др. Общество таким образом напоминает пирамиду, построенную на неравенстве доступа к социальным благам.

Принадлежность социальной группы к тому или иному уровню определяется на основе изучения общественного мнения по выбираемым социологам показателям. Социологические исследования свидетельствуют о преобладании в современных западных обществах среднего класса. Он составляет более 60 % от совокупного населения. В России же средний класс составляет менее 21% (данные Т. Заславской) и его структура в значительной мере иная, чем в западных странах, где, например, врачей, учителей, юристов, средних и мелких предпринимателей, служащих и квалифицированных рабочих обычно причисляют к среднему слою. Некоторые авторы вообще выражают сомнение в существовании среднего класса в России. Высший класс в России составляет примерно 0,5% от всего населения.

Многоаспектный анализ показывает, что в основе деления общества на слои, прежде всего, лежат уровень накопленного богатства и доходы людей. С их величиной коррелируют такие показатели как уровень культуры, образования, объем власти и т. п. Чем выше у человека доходы, тем выше, как правило, уровень его образования, культуры, тем большей властью он обладает. Высшие, средние и низшие слои общества, в свою очередь, также неоднородны и имеют весьма сложную структуру.

Как показали исследования социологов, общество порождает целую систему особых механизмов и институтов, поддерживающих и охраняющих сложившуюся стратификационную структуру, которые способствуют тому, чтобы богатые сохраняли свое богатство, а бедные оставались бедными. К ним относятся политические институты, институты собственности, наследования, образования и т. д. Изменение принципов социальной стратификации ведет к изменению этих институтов. Легитимация социального неравенства осуществляется через усвоение людьми определенных представлений, ценностей и норм, убеждающих их в необходимости сохранения сложившейся стратификационной структуры. Ими могут быть мифы, верования, идеологемы и др. Закреплению сложившейся структуры способствуют также законы (нормы права), механизмы социализации и опривычивания.

Важным показателем состояния общества в рамках теории социальной стратификации является социальная мобильность. Это способность (возможность) индивида или группы переходить из одного социального положения (слоя) в другое как по горизонтали, так и по вертикали. Социальная мобильность может выступать критерием демократичности того или иного общества. Чем выше социальная мобильность, тем, как правило, более демократическим является общество. В закрытых (кастовых или сословных) обществах мобильность была минимальной или вовсе отсутствовала. При рабстве, сословном или кастовом обществах люди точно знали свое место. В современных западных обществах социальная мобильность является весьма высокой, никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы это ощущаете интуитивно.

Известно множество факторов социальной мобильности – условий, влияющих на нее. На микроуровне – это непосредственное окружение индивида, его совокупный жизненный ресурс и т.д. На макроуровне – это состояние экономики, уровень развития науки и техники, характер политического режима, система стратификации, природные условия и др.

Наиболее полно принципы стратификации реализовались в США. К высшему классу там относятся 3-4%, среднему – 43-47%, Рабочему классу – 51-43%, низшему – 1-5%. В некоторых странах сохранились пережитки сословного строя6 Англия, Япония, Россия и др.

Социальные общности

Человек обретает свою социальную природу в ходе взаимодействия с другими людьми. Благодаря этим взаимодействиям люди включаются в те или иные социальные общности. Социальными общностями называются структуры, объединяющие людей по какому-либо признаку (профессиональному, политическому, религиозному, месту проживания и т. д.). К возникновению социальных общностей приводит процесс координации, объединения усилий, согласования действий. Социальные общности – это, прежде всего, комплексы социальных действий, ориентированных на взаимную поддержку. В их основе лежит особый тип социальных связей – солидарные связи. Их наличие повышает эффективность действий, защищенность индивидов, способность последних противостоять внешним влияниям, позволяет экономить ресурсы. Развитость и многообразие подобных общностей является существенным признаком высокого уровня организации социальной жизни. Примерами общностей являются классы, толпа, группы и др. Посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты.

Социальная общность – это не некое телесное образование, а определенным образом организованный ансамбль (система) социальных действий людей, реализующих солидарные ожидания и ориентации, особое духовное единство. Оно предполагает определенное единство целей, норм (правил) и ценностей. Только на этой основе могут возникать солидарные социальные взаимодействия.

Современная социология выделяет следующие виды социальных общностей: неинтегрированные – массы, агрегации и категории и интегрированные или контактные (обусловленные солидарной социальной связью) – аудитории, круги, толпы, группы, организации. В случае неинтегрированных общностей (множеств) отсутствуют совместные социальные действия (даже при общности целей и интересов). Пример: пассажиры транспортных средств, очередь в магазин и т. п.

Социальные категории выделяются по формальному признаку, без учета наличия социальных связей между ними. В качестве признаков могут выступать возрастные, половые, профессиональные, имущественные и т. д.

Агрегация – это локализованная общность людей, имеющих сходные цели, но не обладающих взаимной направленностью действий (пассажиры конкретного самолета, посетители определенного музея и т. п.).

Массой называются большие общности людей, характеризующиеся однотипными действиями (слушатели или зрители СМИ, покупатели, беженцы, люди, попавшие под влияние паники и т. п.). Люди в массе выступают как отдельные изолированные индивиды, не связанные друг с другом какими-либо узами или обязательствами. Каждый сам за себя. Средства массовых коммуникаций особенно объемно низводят людей до уровня масс, усердно распространяя так называемую массовую культуру.

В контактных общностях социальная связь устанавливается. Она может быть как неустойчивой, кратковременной, так и устойчивой. Аудитория – это одноразовое и непродолжительное прямое взаимодействие выступающего и множества индивидов (концерт, публичная лекция, спектакль и т. п.).

Толпой является спонтанная и кратковременная (неустойчивая) общность людей, объединенная общим импульсом (зеваки, самоорганизовавшаяся очередь, митинг, демонстрация и др.). В толпе происходят прямой обмен мнениями, подражание, спонтанные действия, но возникает и определенная координация действий, появляется импульсивный вожак.

Социальные круги – это люди, собравшиеся вместе (знакомые, профессионалы и т. п.) ради удовлетворения какой-либо потребности (в общении, в научном поиске, в престиже, в установлении деловых связей и др.).

Социальными группами называются устойчивые, целостные комплексы солидарных отношений, определенные социальные организмы, имеющие общие цели и ценности. Таковыми, например, являются семья, производственная бригада, спортивная команда. Устойчивость группе придают система взаимопомощи и эффект вознаграждения (престиж, уважение, перспективы, материальные блага) за групповую солидарность. В группе индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить он вряд ли сможет. Группы отличаются развитой структурой отношений и их институциализацией (возникновением определенных норм группового поведения, их обязательностью, наличием статусов, ролей, санкций, появлением лидера).

Различают первичные и вторичные группы. Первичные /неформальные/ группы возникают на базе личностных контактов, чувстве единства, солидарности. Например, семья, группа болельщиков и др. Вторичные группы создаются для достижения поставленных целей и носят формальный характер. Поэтому их часто называют формальными. Таковыми являются воинское подразделение, учебный класс, цех и т. д. Однако в формальных группах наряду с формальными существуют и неформальные отношения. Соответственно, наряду с формальным лидером появляется и неформальный лидер. Отношения между ними могут быть и весьма сложными.

В социологии группы часто делят на большие и малые. Большими называются группы, состоящие из большого количества людей лично друг с другом не знакомых, но имеющих опосредованные социальные связи. Это молодежь, рабочие, бизнесмены, национальные общности и т. д. В малых группах люди прямо взаимодействуют между собой, а число участников не должно превышать 15 – 20 человек. В них формируется эмоционально-психологическое единство Я и Мы. В больших же группах важным сплачивающим фактором становится идеология.

Особой, наиболее развитой разновидностью групп являются организации. Организация – это объединение людей, имеющих общие интересы, направленное на достижение определенной цели, в котором за каждым членом распределены и закреплены определенные функции (обязанности, права и ответственность). Организацию можно охарактеризовать как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность. Важнейшим признаком организации является синергия, т.е. организационный эффект. Его суть – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источниками этого эффекта выступают одновременность и однонаправленность действий, специализация комбинирование и разделение труда, кооперация и управление. Однако человек, как существо, обладающее собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения, будучи главным элементом организации, привносит в ее функционирование значительную неопределенность и порождает границы управляемости. Важнейшее средство преодоления организационной сложности – формализация отношений. Она состоит в создании стандартных образцов поведения для индивидов и их документальном закреплении в виде правил и норм.

Выделяют два типа организаций: формальные и неформальные. В формальных организациях имеется специальный административный аппарат, координирующий деятельность сотрудников организации. Однако наряду с бюрократическими принципами в организациях действуют и неформальные отношения, которые возникают в ходе общения, взаимодействия сотрудников и повышают эффективность организации.

Глава 3.

Культура

Термин культура происходит от латинского cultura и в буквальном переводе означает возделывание земли. Длительное время культурность ассоциировалась с начитанностью и утонченностью. Однако сегодня возникла существенно иная интерпретация этого термина.

С позиции современной социологии культура – это исключительно сложное и многоплановое явление, присущее отнюдь не только т. н. цивилизованным народам. Она является важнейшим фактором и условием самого существования человеческой социальности, ее смыслообразующим элементом. Культура сплачивает людей и регулирует взаимоотношения между ними с помощью символических феноменов: ценностей, мировоззрения, норм, традиций, критериев, правил и т. п., выступает способом символического, оценочного освоения и упорядочивания мира и действия в нем.

Культура – это генетически не наследуемая система средств, норм, ценностей и идеалов, выраженная через язык, ритуалы, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей друг с другом и со средой обитания, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения.

Культура носит искусственный, надприродный характер, т. е. ее феномены в природе не встречаются. Таковы, например, язык, орудия труда, деньги, одежда, политические партии и др. Культурное поведение дополняет биологически-инстинктивные проявления в человеческом поведении, регулирует, а иногда и подавляет их.

Глава 4.

Социализация

Известно, что человеческий индивид не обладает каким-либо врожденным опытом, знаниями и навыками, делающими его способным жить и действовать в обществе. Личность и сознание возникают в процессе взаимодействия человека с другими людьми, а не даны от природы. Социализация представляет собой естественный, во многом стихийный процесс формирования социальных качеств, освоения индивидом социальных ролей, культурных норм, приобретения циркулирующих в обществе знаний и умений, ценностей и идеалов.

В отличие от обучения социализация не ограничена ни временными, ни пространственными рамками и практически не поддается искусственному управлению или манипуляции. Социальной роли невозможно обучиться по книгам или, например, методом деловой игры. Каждая роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Она связана с множеством других ролей. Вместе с тем, процесс социализации тесно связан с процессом образования.

Процесс социализации происходит непрерывно с раннего детства и до глубокой старости, а "учителями" выступают все люди, вступающие в контакт с данным индивидом. Тем не менее, детство – особо значимый для социализации период жизни человека. В ходе социализации, в общении с другими людьми формируется личность человека, человеческое «Я». Формы и механизмы социализации определяются социальной организацией общества и его ценностями.

Агентами социализации выступают не только отдельные люди, но и целые учреждения, ответственные за обучение культурным нормам. Различают агентов первичной социализации (ближайшее окружение человека: родители, родственники, знакомые и др.) и агентов вторичной социализации (его широкое окружение: администрация учебных заведений и предприятий, представители милиции, судов, армии, государства, партий, СМИ и т. п.). Соответственно, социализация делится на первичную (раннюю) и вторичную.

Первичная социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особенно она важна на ранних этапах жизни. Вторичная социализация связана с овладением специальных знаний и навыков (прежде всего связанных с профессиональной деятельностью), с приобщением к определенной субкультуре.

Одним из механизмов социализации выступает идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «Я-концепцию». Эта концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.). Действие идентификации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Действия людей во многом определяются их самооценкой и групповым членством.

Процесс социализации в каждом конкретном случае опосредуется индивидуально-психологическими чертами человека и его личностными качествами.

Процесс социализации протекает под непрерывным контролем общества, получившим название социального контроля. Его задача поддерживать принятые в обществе стандарты поведения. Агентами такого контроля выступают все окружающие. Социальный контроль выполняет охранительные функции в обществе, выступает как фундамент его стабильности. Если бы не было социального контроля, люди делали бы всё, что им заблагорассудится. Наступил бы общественный хаос. Этот особый механизм поддержания общественного порядка включает в себя ценности, нормы и санкции.

Нормами называются предписания, требования, пожелания и ожидания от индивида определенного поведения. "Нормируются" не только действия, но и чувства, слова и даже мысли. Другими словами, нормы – это идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать или делать в конкретных ситуациях.

Свои нормы существуют как в обществе в целом, так и в малых группах (в семье, в круге друзей, в местах отдыха и т. п.). В качестве норм выступают обычаи, традиции, нравы, законы, манеры, этикет и др. Выступая как обязанности одного лица по отношению к другим и как взаимные ожидания, они связывают людей в единую общность, формируют сеть социальных отношений.

На язык предписаний переводится всё то, что ценится обществом. Например, даже привычка соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок) в широком смысле выступает как ценность и переводится на язык предписаний. Нормы выступают как стражники ценностей.

Санкции – это формы наказания (замечание, выговор, телесное наказание и др.) или поощрения (благодарность, премия и др.) за отклонения от принятого поведения. Санкции стимулируют людей соблюдать нормы, что делает их поведение предсказуемым. Санкции бывают не только позитивными и негативными, но и формальными (орден, выговор) и неформальными (похвала, обидное высказывание). Каждой норме должна соответствовать определенная санкция.

Если санкция применяется человеком к самому себе, то принято говорить о самоконтроле. Его проявлением выступает совесть. Самоконтроль в условиях современного общества оказывается ведущей, а в некоторых сферах и единственно возможной формой социального контроля. Самоконтроль основывается на волевом усилии. Он означает, что индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывает его с общепринятыми нормами. (Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью называется инфантилизмом.)

Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Один из недостатков внешнего контроля – он тормозит развитие самосознания и волеизявления.

Внешний контроль бывает формальным и неформальным, общим и детальным (надзором).

Методы контроля могут быть жесткими (репрессии) и мягкими, прямыми и косвенными (влияние СМИ). В организациях контроль бывает также общим или детальным.

Разновидностью социального контроля является общественное мнение. Это совокупность оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения, либо его частью. Оно есть в производственном коллективе, поселке, у социального класса, этнической группы или общества в целом. Воздействие общественного мнения может быть очень сильным.

Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется отклоняющимся, или девиантным. Формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, уголовная преступность, психические расстройства и др. С точки зрения Р. Мертона отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения. Проблема состоит, прежде всего, в неодинаковых возможностях использования нормативных средств у различных социальных групп и в разном к ним отношении.

С другой стороны, и в самом обществе иногда происходят резкие изменения в нормах и ценностях. Это случается в периоды трансформации общества. Данный процесс получил в социологии название аномия (от «номос» - норма). Аномия общества наступает тогда, когда старые нормы уже разрушились, а новые еще не сформировались. Например, при переходе от традиционного общества к современному обществу. Любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм.

Глава 5.

Выборочные исследования

Наиболее распространенным видом социологического исследования являются выборочные исследования. Они гораздо более экономичны и не менее надежны, чем сплошной опрос. Выборка (процедура отбора объектов наблюдения) должна осуществляться таким образом, чтобы можно было сделать вывод о свойствах всей исследуемой совокупности объектов (генеральной совокупности). Соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности, достигаемое с помощью специальных методик, позволяет говорить о репрезентативности данного исследования, т. е. о его достоверности. Ведущим социологическим центрам США на основе опроса 1,5 – 2,0 тысячи человек, как правило, удается предсказывать, например, как будут голосовать американцы на предстоящих выборах. Отклонение выборки от оригинала называют ошибкой репрезентативности. Кого относить к генеральной совокупность – определяют цели исследования, кого включать в выборочную совокупность – решают уже математические методы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ

Основной список:

1. «Понимающая» социология М.Вебера и ее значение для развития современной социологии.

2. «Социологизм» Э.Дюркгейма.

3. Аграрная социология.

4. Биологическое направление в социологии к.Х1Х-н.ХХ вв.

5. Биосоциология.

6. Визуальная социология.

7. Гендерная социология.

8. Географическая школа в социологии.

9. Демографическая социология.

10. Инвайронментальная социология.

11. Индустриальная социология.

12. Социология коммуникации и общественного мнения.

13. Место и роль социологии в социальном управлении и оптимизации управленческих структур.

14. Мотивация трудовой деятельности.

15. Необихевиоризм в социологии.

16. Неопозитивизм и постпозитивизм в современной социологии.

17. Общесоциологическая теория К.Маркса.

18. Общество как социальная система: социальное действие, социальная связь, социальные институты и общности.

19. Объект, предмет, структура и функции социологии как науки.

20. Отклоняющееся поведение как социальное явление. Его социально-экономические основы, типология и роль микросреды.

21. Позитивистская социология О.Конта.

22. Политическая социология.

23. Постиндустриальное общество: социологический аспект.

24. Постмодернизм в зарубежной социологии.

25. Прикладная социология. Методология и методика социологического исследования.

26. Психологизм в социологии.

27. Развитие теоретической социологии Т.Парсонсом, Р.Мертоном и П.Сорокиным.

28. Руководство и лидерство в коллективе.

29. Русская социологическая мысль к. XIX – н. XX вв.

30. Современная западная социология: основные направления.

31. Соотношение макро- и микросоциологии.

32. Социальная психология.

33. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном обществе.

34. Социальная стратификация современного российского общества.

35. Социальная структура общества в условиях рыночных отношений.

36. Социальная структура общества.

37. Социальный конфликт: причины, функции, виды. Динамика социальных конфликтов.

38. Социальный слой предпринимателей, собственников. Проблемы его становления и развития в современной России.

39. Социология армии и военных исследований.

40. Социология брака и семьи

41. Социология возраста.

42. Социология города.

43. Социология девиантного поведения.

44. Социология досуга, спорта, рекреации.

45. Социология занятости и профессий.

46. Социология здоровья и здравоохранения.

47. Социология знания и науки.

48. Социология искусства и литературы.

49. Социология использования времени.

50. Социология конфликта.

51. Социология криминогенности и коррекции поведения.

52. Социология культуры.

53. Социология личности. Отчуждение, индивидуализм, свобода. Социализация. Социальные типы личности и типы социального поведения.

54. Социология малых групп.

55. Социология массовой коммуникации.

56. Социология медицины.

57. Социология ментального здоровья.

58. Социология миграции и иммиграции.

59. Социология молодежи.

60. Социология образа жизни.

61. Социология образования.

62. Социология общественного мнения.

63. Социология организаций.

64. Социология политики.

65. Социология социальной политики и социальной сферы.

66. Социология потребления алкоголя и наркотиков.

67. Социология права.

68. Социология рас, этносов, меньшинств.

69. Социология религии.

70. Социология риска и катастроф.

71. Социология рынков.

72. Социология секса и гендера.

73. Социология социализации.

74. Социология социального взаимодействия.

75. Социология социального контроля.

76. Социология социального прогнозирования.

77. Социология социальной организации.

78. Социология социальных изменений.

79. Социология социальных систем.

80. Социология стратификации и мобильности.

81. Социология труда.

82. Социология урбанизации.

83. Социология экономики.

84. Социология языка.

85. Сравнительно-историческая социология.

86. Структурно-функциональный анализ в социологии и его пред<

Наши рекомендации