Глава 39. массовый опрос и интервьюирование.
Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической информации является опрос. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные методом опроса. Широкая его распространенность объясняется, во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной, во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно, в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время, в-четвертых, относительной дешивизной его проведения.
Опрос – это метод сбора первичной социологической информации, посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.
Поскольку опрос представляет собой процедуру, в процессе которой социолог обращается ко множеству людей (респондентов) с вопросами с целью получения интересующих его сведений, важное практическое, теоретическое и методическое значение приобретает выяснение инструментальной функции вопроса. В социологическом опросе респондентов вопрос – это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентами в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы. В качестве основного носителя информации выступают ответы респондентов на поставленные вопросы, их вербальные реакции на вопросительные высказывания исследователя. Список подобных высказываний, при помощи которых осуществляется запланированное получение ответов по интересующей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.
Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь – вопросник – респондент, либо исследователь – вопросник – анкетер (интервьюер) – респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя информацией, необходимой ему для решения исследовательской задачи, исследователь должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.
Структура социологической анкеты обычно состоит из следующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация – вопросы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней событиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респондента – пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).
По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:
Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, в учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента. Например, при проведении опроса респондентам задают вопрос о месте их работы, а в предполагаемом ответе содержится несколько возможных вариантов: "на государственном предприятии", "в коммерческой организации", "на предприятии негосударственной формы собственности", "нигде официально не работаю" и др.
Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации. Скажем, во время проведения опроса о приватизации собственности респондентам задают такие вопросы: "Как, по Вашему мнению, изменится положение вашего предприятия в случае его приватизации?" или "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни" в современных условиях?"
Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п. Например, в процессе опроса различных групп населения об отношении их к Союзу России и Беларуси, в анкете был сформулирован блок вопросов, имеющих целью выяснить, из каких источников респонденты узнали об этом союзе, читали ли они Устав Союза, другие документы по этому поводу.
Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Примером здесь могут служить часто встречающиеся в анкетах вопросы типа: "Как бы Вы оценили современную социально-экономическую ситуацию в Беларуси?" с вариантами ответов: "ситуация улучшается", "ситуация ухудшается", "ситуация стабилизируется", "затрудняюсь ответить" и т.п. или вопрос: "Как Вы оцениваете деятельность местных органов власти?"
Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Примером может служить блок вопросов: "Как Вы относитесь к частной собственности на землю? К колхозно-совхозной собственности? К фермерским хозяйствам?, К приватизации промышленных предприятий? К приватизации торговли и бытового обслуживания? К привлечению в экономику иностранного капитала?" и т.п.
Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок. Например, респондентам анкетер задает такой вопрос: "Если Вы собираетесь сменить место работы, то чем это вызвано?" с возможными вариантами ответов, "неинтересная работа", "низкая зарплата", "плохие отношения с администрацией", "нет надежды на профессиональное и должностное продвижение" и т.п.
По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на несколько типов.
Основные вопросы – это такие высказывания, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов.
Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Например, основной вопрос "Удовлетворены ли Вы своей работой?", сопровождаемый пятичленной шкалой ответов: "вполне удовлетворен", "в основном удовлетворен", "скорее не удовлетворен, чем удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен", "не удовлетворен", дополняется двумя контрольными вопросами: "Хотели бы Вы перейти на другую работу" (ответы: "да" – "нет" – "не думал") и "Если бы Вы оказались временно безработным и Вам предложили бы несколько вариантов, в том числе и прежнюю работу, вернулись бы Вы на прежнее место работы?" Учет ответов на эти контрольные вопросы позволяет установить, насколько искренними и продуманными были ответы респондента на основной вопрос.
Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации. Допустим, проводится маркетинговое исследование, одной из задач которого является определение, какие марки сигарет и почему предпочитают респонденты. В таком случае один из вопросов формулируется так:
Q 2 "Какие из перечисленных продуктов Вы лично употребляете в последнее время постоянно или время от времени?" В качестве возможных ответов на прилагаемой карте называются: жевательная резинка, печенье, сигареты, кофе, чай, конфеты и т.п. Затем используется вопрос-фильтр: "Если упомянуты сигареты – продолжайте дальше, если сигареты не упомянуты – переходите к Q 4.
Q 3. "Какие из перечисленных табачных продуктов Вы употребляете?"
сигареты с фильтром
сигареты без фильтра
папиросы
трубка или сигары
самокрутка
Q 4. "Вы когда-либо в прошлом курили сигареты фабричного производства или нет?"
Да
Нет
В случае "нет" переходите к разделу "Демография".
Q 5. "Какую марку сигарет Вы чаще всего курите в настоящее время?"
По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:
Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос – это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, "обед из трех блюд", т.е. три варианта. Например, на содержащийся в анкете вопрос "Какие источники доходов использует Ваша семья?", респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту работы, временные подработки, совместительство, собственное дело (предпринимательство), фермерство, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из названных позиций: 1. Заработная плата по основному месту работы; 2. Совместительство; 3. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.
Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да—нет", носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. Пример такого вопроса: "Случалось ли Вам за последний год попадать в ситуацию, когда ущемлялись Ваши права?", который предполагает только два дихотомических варианта ответа: либо "да", либо "нет".
Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.
Полузакрытые вопросы – это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса. Например, на вопрос "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни"? Что здесь самое главное?" респонденту предлагается следующий веер вариантов ответа.
Зарабатывать много денег, иметь высокий доход.
Иметь все материальные блага: хорошую квартиру, дом, машину и т.п.
Иметь высокое общественное положение.
Пользоваться значительным влиянием в обществе.
Реализовать свои способности в науке, политике, спорте и т.п.
Добиться признания окружающих.
Прославиться, добиться широкой известности.
Жить без забот, в свое удовольствие.
Другое (напишите, пожалуйста).
Прямые вопросы – это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п., например, "Боитесь ли Вы оказаться безработным?"
Косвенные вопросы – это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: "Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?"
Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если испытывает при этом определенные затруднения. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как "не знаю", "затрудняюсь ответить" и др.
Процесс составления анкеты представляет собой не механическое объединение различных вопросов, интересующих исследователя, а логическое построение своеобразного "сценария" ситуации опроса, в котором исследователь прямо или косвенно (через анкету) общается с респондентом, выступающим источником информации..
Важнейшее значение имеет конструкция анкеты, расположение в ней вопросов. Какого-либо единого алгоритма ее построения не существует, однако в социологическом мире общепризнанно, что в начале анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть (так называемый метод воронки). В той же последовательности обычно размещаются общие и частные вопросы: здесь движение вопросительных предложений происходит от общего к конкретному.
Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования.
Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетирование. Чаще всего применяется групповая его разновидность.
Групповое анкетирование – это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот процесс проводится по месту работы, но групповой опрос может проводиться в местах отдыха и развлечения, в транспортных средствах (поездах, автобусах, пароходах), в местах ожидания (вокзал, аэропорт), среди прохожих на улицах. Использование группового опроса обычно бывает связано с типом выборки. Например, групповое анкетирование трудно и нецелесообразно совмещать со случайной выборкой на основе списков избирателей, так как объединить в одну группу респондентов, у каждого из которых известен только домашний адрес, очень сложно из-за различного времени и места их работы, нежелания людей изменять свои планы на тот или иной день, отсутствия подходящего помещения и т.п. Совсем иное дело, когда строится квотная или случайная выборка из работников одного предприятия, так как гораздо легче собрать вместе людей, работающих в одно и то же время, выбрав подходящее для этого место и часы суток. Непосредственное руководство групповым опросом осуществляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует опыт, групповые опросы при численности аудитории 10-20 человек. Если группа возрастает до 25-30 человек то руководителю желательно иметь и ассистентов.
При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.
В зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов опросов.
Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только что охарактеризован.
Довольно распространенным является почтовый опрос, при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентам и получается исследователем посредством почты. Его достоинства заключаются в том, что 1) низка его стоимость; 2) проста его организация; 3) существует возможность одновременного проведения опроса на значительной территории; 4) отсутствует зависимость респондентов от влияния интервьюеров и возможного давления со стороны группы, возникающее иногда при групповом опросе.
Телефонные опросы, осуществляемые посредством телефонной связи с респондентами, получили достаточно широкое распространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Одно из основных требований к социологу при таком опросе – умение вызвать интерес у респондента к теме исследования и поддержать его в ходе интервью. Основное достоинство телефонного опроса – оперативность и дешевизна его проведения.
Прессовые опросы – такой вид массового опроса, который осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновременной просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые вопросы. При определенной своей эффективности этот метод опроса имеет свою познавательную ограниченность в связи с тем, что здесь более проблематичным является возврат заполненных респондентами анкет.
Социометрический опрос – специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах, позволяющий выявить степень и направленность симпатий, антипатий, предпочтений и т.п. чувств в межличностных взаимодействиях.
По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют два вида опросов:
1.Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.
2.Экспетрный опрос - это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности. Существенно также предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их подтверждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в основном качественный, хотя количественные показатели естественно принимаются во внимание.
Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование. Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.
Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1)выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью); 2)определение места и времени интервью; 3)фиксацию ответов опрашиваемых; 4)окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.
Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть, во-первых, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию.
Во-вторых, должен быть общительным, уметь завязать разговор, вести его непринужденно, а в случае необходимости повернуть его в нужное русло.
В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования.
В-четвертых, он должен умет запомнить и в разговорной манере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в случае необходимости скорректировать формулировку некоторых вопросов или их последовательность.
В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.
Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.
Свободное (нестандартизированное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на начальной стадии исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций.
Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких десятков тысяч сотен, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них.
Полустандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетается особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.
По процедуре проведения интервью подразделяются на : 1)индивидуальные; 2)групповые; 3)панельные; 4)клинические; 5)фокусированные.
Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.
Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.
Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентаций обследуемых лиц по исследуемой проблеме.
Глубинное (клиническое) интервью - это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценках, высказываемых интервьюируемыми.
Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.
По типу опрашиваемых интервью бывают: 1)с ответственным или очень известным лицом; 2)с экспертом; 3)с рядовым респондентом.
Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования: 1)запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии; 2)запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью); 3)механическая звукозапись с применением магнитофона. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне. Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.
Интервьюирование очень часто применяется в едином процесс социологического исследования вместе с анкетированием. Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает социология. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы. Поэтому они играют ключевую роль в динамике развертывания социологического исследования. Оно включает в себя ряд последовательных этапов.
Первый этап развертывания прикладного социологического исследования - разработка заказа. Цель данного этапа - определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема, необходимых для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и основных этапов исследования.
Второй этап - разработка программы исследования, главными компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), определение направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.
Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).
Четвертый этап - конструирование выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария.
Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.
Шестой этап - проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.
Седьмой этап - сбор первичной социологической информации методом анкетирования и/или интервьюирования.
Восьмой этап - компьютерная обработка данных, полученных в процессе анкетирования и интервьюирования.
Девятый этап - логический анализ, обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций.
Десятый этап - подготовка отчета о результатах исследования и предоставление отчета заказчику.
Одиннадцатый этап - консервация материалов исследования (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторинговых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов исследования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории.
Структурно-логические схемы
1. Причины широкой распространенности массовых опросов
Преимущества вербальной информации | Невозможность получить данные другими методами | |
Причины распространенности опросов | ||
Возможность многократного повторения и тиражирования | Относительная дешевизна |
2. Структурная композиция социологической анкеты
3. Типы вопросов в социологической анкете.
4. Типология опросов респондентов
5. Концентрическая модель социограммы малой группы
мужчины
женщины
взаимная симпатия
взаимная антипатия
односторонняя симпатия
6. Основные требования к интервьюеру
Высокая образованность и эрудированность | ||
Общительность | ||
Хорошее знание темы, цели интервью и техники интервьюирования | Интервьюер | |
Умение запоминать и воспроизводить обширные тексты вопросника | ||
Дисциплинированность и честность в работе |
7. Основные типы интервьюирования
8. Этапы социологического опроса и интервьюирования
Консервация и/или публикация материалов исследования | |||||||||||||||||
Подготовка отчета | |||||||||||||||||
Анализ и обобщение результатов | |||||||||||||||||
Компьютерная обработка данных | |||||||||||||||||
Анкетирование, интервьюирование | |||||||||||||||||
Пилотажное исследование | |||||||||||||||||
Тиражирование инструментария | |||||||||||||||||
Конструирование выборки | |||||||||||||||||
Разработка инструментария | |||||||||||||||||
Разработка программы исследования | |||||||||||||||||
Разработка и получение заказа | |||||||||||||||||