Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология.
Основоположник феноменологической социологии Альфред Шюц, опираясь на феноменологическую философию Э. Гуссерля и философскую антропологию О. Шпенглера, выдвинул концепцию интерсубъективного социального мира, охватывающего собой всю совокупность человеческих представлений от переживаний единичного субъекта до абстрактно-теоретических конструкций социальных наук. Под термином «социальная реальность» А. Шюц понимает совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыт обобщенного сознания людей, как общий для всех них интерсубъективный мир, созданный в процессе взаимодействия и взаимовлияния многих субъектов между собой.
Социальный мир не только интерсубъективен, представляет собой воплощение межсубъектного взаимодействия людей в опыте их повседневной жизни, но и является миром значений.
В процессе межсубъективных взаимодействий людей благодаря миру значений возникает различие между индивидуально-уникальными и типичными явлениями социальной реальности. Над первым рядом значений, возникающих в повседневном опыте индивидов и представляющих собой конструкции обыденного сознания, надстраиваются теоретические конструкции общественных наук, являющиеся конструкциями второго уровня.
Перед социологической феноменологией возникает первостепенная проблема: как возможно сформировать объективно верную и проверенную теорию на основе субъективно значащих структур интерсубъективного социально мира, т.е. проблема объективности идеальных конструкций второго ряда и их адекватности интерсубъективному миру социальной реальности. Эта проблема может быть разрешена, считает А. Шюц, благодаря тому, что выполнение требований логической последовательности гарантирует объективный характер идеальных объектов, сконструированных социологом. А выполнение требования адекватности гарантируется совместимостью теоретических конструкций общественной науки с конструкциями обыденного сознания, конструкциями повседневной жизни. Это возможно в том случае, когда мы не ограничиваем наше понимание чувственным восприятием объектов социальной реальности, а включаем в него опытные формы, посредством которых обыденное сознание в повседневной жизни понимает человеческие действия и их результаты с точки зрения основных мотивов и целей таких действий.
В рамках социологической феноменологии на рубеже 60-70-х годов ХХ столетия возникла этнометодология. По замыслу ее основателя Гарольда Гарфинкеля, этнометодология должна превратить методы исследования примитивных общин и культур, применяемые в этнологии и антропологии, в процедуры изучения всех социальных и культурных явлений, более того – в методологию их исследования. Отсюда и проистекает название данного направления, интегрированное из двух терминов: этно плюс методология.
Этнометодология базируется на твердо установленном этнологами и антропологами факте: члены примитивных обществ не в состоянии описать, а тем более объяснить функционирование существующих в этих обществах социальных институтов ( религии, культуры и т. п.), которые навязываются им как бы извне. Такое осмысление возможно только в современных обществах индустриального и постиндустриального типа, в которых большинство граждан принимают участие в создании и функционировании существующих здесь социальных институтов. Но такое осмысление происходит только на основе осмысленной коммуникации, возможной только в языковой форме. Однако язык способен не только прояснить смысл тех или иных действий, в том числе и социальных институтов, но и затемнить, исказить их. Поэтому социолог должен не ограничиваться применением терминов специального научного языка, а использовать выражения повседневной разговорной речи, воплощающие несопоставимые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Именно такие механизмы наиболее полно изучены этнологией, социальной и культурной антропологией, занимающимися преимущественно исследованием примитивных общин и культур.
Этнометодология различает два уровня социального познания: 1) повседневны опыт; 2) социологическую теорию. В соответствии с этим все суждения и выражающие их предложения дифференцируются на два типа – индексичые и объективные. Индексичные выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, причем в непосредственной связи с тем социальным контекстом, в котором они возникают и используются. В отличие от них объективные выражения дают обобщенное описание определенного типа, класса, рода социальных объектов независимо от контекста употребления.
С точки зрения сторонников этнометодологии, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а видоизменяется в зависимости от особенностей, содержания и форм выражения той социальной коммуникации, в которой она возникает и развивается. Более того, социальная реальность конструируется, создается в процессе социальной, прежде всего речевой коммуникации. Это происходит посредством употребления людьми субъективных смыслов и значений в процессе их взаимной коммуникации при помощи индексичных выражнений.
В отличие от этого объективные выражения, в которых социальная реальность унифицируется и классифицируется на определенные типы и классы явлений, отстраняются от уникальных ситуаций, изолируют их от неповторимого контекста. А это означает, что научные термины, концепции, теории являются вторичными, производными от повседневного опыта, в процессе развертывания которого и создается сама объективная реальность.
Г. Гарфинкель, Г. Сази, Дж. Джеферсон, П. Макхью и другие этнометодологи утверждают, что для проникновения сквозь толщу научных терминов, концепций, теорий в сущность социальных явлений необходимо отказаться от разделения, дистанцирования субъекта и объекта, свести теоретические конструкты к здравому смыслу, к "народной мудрости" и повседневному опыту, коренящимся в глубинах этнического сознания.
Все изложенное не означает, что этнометодология отказывается от теории. Ее теоретическое содержание базируется на четырех постулатах:
1)отождествляется социальное взаимодействие и речевая коммуникация;
2) отождествляется исследование и интерпретация действий собеседника и коммуникация с ним.
3) выделяются два различных, хотя и связанных друг с другом, слоя в интерпретации - понимание и разговор;
4) происходит отождествление структурной организации разговора (коммуникации) с синтаксисом повседневной речи.
Основной вывод этнометодологии таков: социолог, прежде всего, этнометодолог, в исследовании социальной реальности не должен занимать позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, он всегда включен в контекст повседневной коммуникации, в процессе которой социальная реальность не только понимается и интерпретируется, но и конструируется, т. е. создается.