Глава 5. Э. Дюркгейм: «Социальные факты» – основа социологии.
Согласно Эмилю Дюркгейму (1859—1917) социальная реальность включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам.
Общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам.
Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.
Основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам.
Будучи внешними по отношению к индивидам, социальные факты составляют объективную реальность, независимую от индивидуального сознания, но поскольку они суть типы поведения и мышления, ценности и нормы, воплощающие в себе коллективное сознание, они зависят от последнего.
Социальные факты, все нормы, ценности, обычаи, традиции не только объективны, независимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания.
Из признания специфики социальной реальности, воплощенной в социальных фактах, вытекает, согласно Э. Дюркгейму, самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии.
Важную роль играет в обществе социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современного общества и основана на разделении труда.
Основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э. Дюркгейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и одновременно основным элементом социальной структуры.
В современном индивидуалистическом обществе основная проблема состоит в поддержании минимума коллективного сознания, без которого органическая солидарность способна привести к общественной дезинтеграции. Конкретным воплощением последней является аномия – патология социальной жизни, проявляющаяся в отрицании норм, правил общепринятого поведения.
На основе действия социальных механизмов аномии Э. Дюркгейм объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а причины его социальны.
Глава 6. "Понимающая" социология М. Вебера.
В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером (1864--1920), наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющая науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.
С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М. Вебером: "Социология … есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие" (4; 602).
Важнейшая категория веберовской социологии -- социальное действие обладает тремя отличительными признаками: 1)наличие действующего индивида; 2)осмысленность предпринимаемого действия; 3)социальная ориентированность действия на других людей.
С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности вся совокупность социальных действий может быть подразделена на четыре основных типа: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное действие. Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побочным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип -- ценностнорациональные действия, отличающиеся осознанным определением своей направленности на определенную ценность на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте и т.п. Третий тип -- традиционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями и т.п. Четвертый тип -- аффективные действия чаще всего находятся за пределами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффекта -- страха, гнева и т.п.
С социальными действиями, в понимании М. Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующиеся на это. Содержание этого отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т.д. Социальное отношение может быть длительным или преходящим, а его содержание способно изменяться, например, в политических отношениях солидарность может превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов.
Выделение основных типов действий и отношений привело М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории "идеальный тип". Под идеальным типом он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.
В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории "организация", отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, постоянно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих административных аспектов организации применяется термин "бюрократия", который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей.
Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу, существуют и другие объединения, в которых социальное поведение и социльные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и средствах их достижения. Таковы, в частности социальные институты, характерные особенности которых состоят в следующем: 1)люди включаются в них на основании объективных данных (наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.); 2)основными факторами, определяющими поведение в них, служат наличие рациональных установлений (правил, предписаний и др.) и аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Веберу, выступают государство, церковь, политическая партия.
Теория рационализации, модифицированная в учении об организациях и институтах, подводит М. Вебера вплотную к теоретическому осмыслению явлений господства, подчинения и власти, занимающих главенствующее положение в политике. Концентрированным воплощением господства и власти является государство, которое, по его словам, "есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство" (5; 646).
М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. законного господства: 1)"традиционное" господство, базирующееся на авторитете "вечно вчерашнего, т.е. власти, передаваемой по наследству -- от князя или короля его наследнику; 2)господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе; 3)авторитет необычного личного дара, которым обладает носитель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать магическое воздействие на других людей и властвовать над ними.
М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых религий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь, протестантской этики, на возникновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.
Структурно-логические схемы
1. Особенности социального действия.
Наличие действующего индивида | ||
Признаки | ||
социального действия | Осмысленность предпринимаемого действия | |
Социальная ориентированность действия на других людей |
2. Основные типы действий
Целерациональное действие | Высокий | ||
Типы действий и уровни их рацио- нальности | |||
Ценностнорациональное действие | |||
Традиционное действие | |||
Аффективное действие | Низкий |
3. Три типа легитимного господства.
Традиционный | ||
Демократический | Тип господства | Харизматический |
4. Взаимосвязь протестантской этики, духа капитализма и капиталистического производства.
Протестантская этика | Дух капитализма | Капиталистическое рациональное производство | ||
Семейная социализация | Мотивация высокопроизводительной работы |