Идентичность как фантом нормальности и фантом уникальности

Очевидно, фигуры в гофмановских сценах ли­шены подлинного душевного покоя. Большинство из них — виртуозы лавирования в житейских об­стоятельствах. В позитивном смысле они являются изощренными стратегами, способными в современ-

1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 61.

2 Ibid. S. 6.

1 Thomas W. Das Kind in Amerika. S. 114.

93ак "484

242 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ных условиях противостоять угрозе идентичности. Они не рискуют привлекать к себе слишком силь­ное внимание, так как остерегаются слишком сильно сблизиться с кем-либо и в то же время боятся зате­ряться среди публики и предпринимают усилия для создания дистанции, отделяющей их от массы. Де Левит описывает эту концепцию идентичности, ссылаясь на К. Клакхона и Дж. Мьюира: каждый индивидуум является одновременно «таким же, как все, таким же, как некоторые, и в то же время как никто другой».1 Отмеченный здесь голый факт мож­но считать выражением следующей потребности: никто не желает быть совершенно незаметным и в то же время полностью отличаться от других.

Стратегию балансирования между нормально­стью и уникальностью, без которой невозможна об­щественная жизнь, можно назвать «стратегией двой­ственного "как будто"». Правда, подобные предпо­ложения могут повредить репутации некоторых действий как искренних и дискредитировать мод­ные ритуалы проявления открытости. Тем не ме­нее благодаря «стратегии двойственного "как буд­то" у нас возникает уверенность в социальной ре­альности (относительно действий других людей) и личной свободе (как уверенности в адекватности и значимости своего поведения). Однако не очевидна тесная связь этой стратегии с риском и личными иллюзиями. Балансирование между нормальностью и уникальностью является, по сути дела, напря­женным отношением между двумя иллюзиями, ко­торые касаются самого человека и других людей.

1 De Levita D. Der Begriff der Identitat. Frankfurt am Main, 1976. S. 97f.


Ирвинг Гофман: Техники презентации

Эти иллюзии рассматриваются в критическом направлении теории социального взаимодействия как балансирование между фантомом нормально­сти и фантомом уникальности. Эту парную метафо­ру обычно приписывают Гофману, хотя у него го­ворится только о фантоме нормальности; под ними понимается стратегический расчет людей, идентич­ность которых затронута стигмой,1 то есть тех, кто не может уклониться от повышенного внимания к себе. Тем не менее они вынуждены вести себя так, словно они такие же, как все, чтобы другие могли обращаться с ними как с нормальными. Из этого двойного преломления стратегии сохранения нор­мальности можно прийти к выводу, уже сделанно­му Юргеном Хабермасом 2 из гофмановских описа­ний выступления человека на социальной сцене. Вывод говорит о потребности человека демонстри­ровать свою уникальность и привлекать к себе вни­мание. 3 Человеку свойственно вести себя так, как будто в нем есть что-то особенное, хотя на самом деле ничего особенного в нем может и не быть. Ха-бермас называет это явление «фантомом уникаль­ности». Вероятно, Гофман согласился бы с таким парным понятием, ведь оно хорошо согласуется с

1 Goffman E. Stigma. S. 152. Гофман говорит о фанто­ме признания (phantom acceptance) и фантоме нормаль­ности (phantom normalcy) в связи с социальным взаимо­действием между стигматизированным и обычным чело­веком (S. 122).

2 Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation // Kultur und Kritik. Frankfurt am Main, 1973. S. 132.

3 К. Ленд также считает, что речь идет именно об этом. См.: Lenz К. Erving Goffman — Werk und Rezeption, S. 71f.

244 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

его объяснением стратегии поддержки ролевой ди­станции. Однако как неизбежно ролевое поведение вообще, так и стратегии наигранной нормальности и наигранной уникальности не могут дать челове­ку подлинной свободы. Фантом нормальности и фантом уникальности описываются стратегиями рас­чета поведения, за которыми можно обнаружить угрозу идентичности. Речь идет не только о соци­альных аутсайдерах, которые вынуждены приме­нять эти стратегии, но и о тех, кто находится в центре внимания общества. Балансирование фан­томов показывает, что понятие идентичности фак­тически стало симптомом кризиса современного об­щества.

Критическая оценка

«Весь мир — театр». Эти слова, взятые из коме­дии Шекспира «Как вам это понравится», могли бы быть эпиграфом ко всему творчеству Гофмана. Гофман цитирует их и продолжает: «Конечно, не весь мир является театральной сценой, однако не­легко найти важные сферы жизни, для которых это не было бы справедливо».1 Речь идет не о комедии, а поистине о трагедии жизни, причем в отношении постановок индивидов друг перед другом и друг для друга.

Гофман хотел показать стратегии социальных постановок. Они особенно хорошо видны, когда

1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 67.


Ирвинг Гофман: Техники презентации

люди выступают против других людей, всего обще­ства, социальных институтов. Однако по поводу описания стратегий поведения в повседневной жиз­ни, которые так безжалостно раскрывает Гофман, у нас возникает определенное сомнение. Может быть, мы чувствуем себя застигнутыми на месте пре­ступления, может быть, мы не желаем расставать­ся с иллюзией, что в повседневной жизни все идет «по-настоящему». Для нас невыносимо сомнение в социальной реальности. Эти рассуждения делают­ся с точки зрения значения «постановки» для зри­телей, так как (подчеркнем еще раз) Гофман рас­сматривает социальную постановку с точки зрения постановщика. Отсюда следует социологический вопрос: почему постановщик совершает то, что так красочно описывает Гофман? Один из ответов со­держится у X. Штайнерта: «Чтобы все шло так, как и идет».1 В конечном итоге оказывается, что мир Гофмана, «несмотря на всю его пустоту и про­извол», является упорядоченным.2

Последнее мнение является недостаточно обосно­ванным, но первое можно считать печальным под­тверждением результатов Гофмана. Именно так и течет наша жизнь, но мы не замечаем, почему и как это происходит. Пока мы не замечаем этого, мы не замечаем и требований жизни. Когда мы наконец их заметим, включается внимание, и то­гда одни загораются желанием сделать жизнь об­щества более сознательной, другие выступают про­тив его чрезмерных требований. Вероятно, Гофман

1 Steinert H. Das Handlungsmodell des Symbolischen Interaktionismus. S. 85.

2 Ibid. S. 87.

246 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

имел перед своим мысленным взором прежде всего людей второго типа. В этой связи его иронические комментарии к собственной социологии, высказан­ные в анализе рамок взаимодействия, не должны вводить нас в заблуждение. Так, на критику за то, что он не занимается структурой общества, Гофман отвечает: «Мой анализ в данном случае действительно не касается различий между привилегированны­ми и обделенными классами, даже можно сказать, что он уводит от таких вопросов. Это замечание яв­ляется справедливым. Я могу лишь согласиться с тем, что кто желает преодолеть ложное сознание и довести до сознания людей их истинные интересы, тому предстоит большая работа, потому что люди находятся в глубокой спячке. Что до меня, то я не собираюсь сочинять здесь колыбельную, а просто пытаюсь наблюдать за человеком, спящим с гром­ким храпом».1

Вместо социологических выводов здесь уместно поставить вопрос: кто же теперь может спать с чи­стой совестью после того, как ему все это рассказа­ли?!

1 Goffman E. Rahmen-Analyse. S. 23.

Литература

Бергер П., Лукман Т. Основы знания в повсе­дневной жизни // Социология. 1992. № 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструиро­вание реальности. М., 1995.

Бутенко И. А. Социальное познание и мир повсе­дневности. М., 1987.

Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. / Гофман Э. Представление себя другим // Совре­менная зарубежная социальная психология: Тек­сты. М., 1984.

Гофман И. Самость и повседневность // Кон­тексты современности: актуальные проблемы обще­ства и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия. Казань, 1995.

Григорьев Л. Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1988. № 2.

Дюркгейм Э. Метод социологии // О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное посо­бие. М., 1998.

Кравченко Е. И. Эрвин Гофман. Социология лицедейства. М., 1997.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Пре­дисловие // Соч. Т. 3.

Mud Дж. Интернализованные другие и са­мость. От жеста к символу//Американская социо­логическая мысль. Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления 1996. С.222-224.

248 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М., 1997.

Фрейд 3. Очерк истории психоанализа // Основ­ные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб., 1998.

Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // О четвертом корне... Мир как воля и представле­ние. Т. 1. Критика кантовской философии. М., 1993.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993.

Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

Шюц А. Формирование понятия и теории в об­щественных науках // Американская социологиче­ская мысль. М., 1994.

Abels H. Karl Mannheim "Es 1st also unsere Auf-gabe, das Ideal der demokratischen Personlichkeit als Erziehungsziel unserer Gesellschaft zu bestimmen" // Erler, Ehrlich u. Held (Hg.) "Meinetwegen 1st die Welt erschaffen". Das intellektuelle Vermachtnis des deut-schsprachigen Judentums. Frankfurt am Main, 1997.

Abels H. Abschied von der Identitat // Hagener Mate-rialien zur Soziologie. 1997. H. 1.

Abels H., Link U. Die Entstehung von Interak-tionsregeln. Zur Zivilisationstheorie von Norbert Elias: Studienbrief / FernUniversitat. Hagen, 1986.

Abels H., Link U. Interaktion und Identitat im Medium symbolischer Kommunikation: George Herbert Mead: Studienbrief / FernUniversitat. Hagen, 1991.


Литература

Abels H., Stenger H. Gesellschaft lernen. Opladen, 1989.

Alfred Schutz und die Idee des Alltags in den Sozial-wissenschaften / W. Sprondel, R. Grathoff (Hg.) Stutt­gart, 1979.

Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit / Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hg.) Bd. 1. Symbolischer Interaktionismus und Ethno-methodologie; Bd. 2. Ethnotheorie und Ethnographie des Sprechens. Reinbek, 1973.

Aronoff J. Relations in public // The Sociological Quarterly. 1973. № 14.

Baeyer A., von. Einleitung. // Schutz A. Gesam-melte Aufsatze. Bd. I-III. Den Haag, 1971.

Berger P., Luckmann T. Die gesellschaftliche Konst-ruktion der Wirklichkeit. Frankfurt am Main, 1993.

Berger P., Berger В., Kellner H. Das Unbehagen in der Modernitat. Frankfurt am Main, 1975.

Bergmann J. Ethnomethodologie und Konversa-tionsanalyse: Studienbrief, Kurseinheit 1 / FernUni­versitat. Hagen, 1988.

Berman M. Weird but brillant light on the way we live now // New York Times Book Review. Febru­ary. 1972.

Blumer H. Der methodologische Standort des Sym-bolischen Interaktionismus // Alltagswissen, Interak­tion und gesellschaftliche Wirklichkeit / Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hg.) Bd. 1. Symbolischer Interaktionismus und Ethnomethodologie. Reinbek, 1973.

Brumlik M. Der symbolische Interaktionismus und seine padagogische Bedeutung. Frankfurt am Main, 1973.

250 X. Aöejibc. HnmepaKi^un, udewnuHHOcmb, npesenmau^un

Cicourel A. Basisregeln und normative Regeln im Prozeß des Aushandelns von Status und Rolle // All­tagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirk­lichkeit / Arbeitsgruppe Bielefeider Soziologen (Hg.) Bd. 1. Symbolischer Interaktionismus und Ethno-methodologie. Reinbek, 1973.

Cicourel A. Sprache in der sozialen Interaktion. München, 1975.

Collins R. Relations in public // The Sociological Quarterly. 1973. N° 14.

Dahrendorf R. Homo sociologicus. Opladen, 1976.

Dahrendorf R. Vorwort // Goffman E. Wir alle spielen Theater. München, 1969.

De Levita D. Der Begriff der Identität. Frankfurt am Main, 1976.

Douglas J. (Hg.) Understanding everyday life: To-ward the reconstruction of sociological knowledge. Chicago, 1970.

Dreitzel H. Die gesellschaftlichen Leiden und das Leiden an der Gesellschaft. Stuttgart, 1968.

Durkheim E. Erziehung, Moral und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1984.

Eberle T. Rahmenanalyse und Lebensweltanalyse // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation / R. Hettlage, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.

Eickelpasch R. Das ethnomethodologische Pro­gramm // Eickelpasch R. u. Lehmann B. Soziologie ohne Gesellschaft? Probleme einer phänomenologischen Grundlegung der Soziologie. München, 1983.

Elias N. Der Prozeß der Zivilisation. Bd. 2. Frank­furt am Main, 1978.

Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation / R. Hettlage, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.


JIumepamypa

Ethnomethodologie. Beiträge zu einer Soziologie des Alltagshandelns / E. Weingarten, F. Sack, J. Schen­kein (Hg.). Frankfurt am Main, 1976.

Filmer P. Zur Ethnomethodologie Harold Garfin-kels // Filmer P. u. a. Neue Richtungen in der soziolo­gischen Theorie. Wien, 1975.

Garfinkel H. Das Alltagswissen über soziale und in­nerhalb sozialer Strukturen // Alltags wissen, Interak­tion und gesellschaftliche Wirklichkeit / Arbeits­gruppe Bielefelder Soziologen (Hg.). Bd. 1. Symboli­scher Interaktionismus und Ethnomethodologie. Reinbek, 1973.

Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust äs a condition of stable concerted actions // Motivation and social interaction / O. Harvey (Hg.). New York, 1963.

Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Engle-wood Cliffs. Prentice-Hall, 1967.

Garfinkel H., Sacks H. Zum Phänomen der Indexi-kalität. Anhang // Alltagswissen, Interaktion und ge­sellschaftliche Wirklichkeit / Arbeitsgruppe Bielefel­der Soziologen (Hg.). Bd. 1. Symbolischer Interaktio­nismus und Ethnomethodologie. Reinbek, 1973.

Garfinkel H., Sacks H. Über formale Strukturen praktischer Handlungen // Ethnomethodologie. Beit­rage zu einer Soziologie des Alltagshandelns / E. Wein­garten, F. Sack, J. Schenkein (Hg.). Frankfurt am Main, 1976.

Gehlen A'. Der Mensch. Seine Natur und seine Stel­lung in der Welt. Frankfurt am Main, 1971.

Gidlow B. Ethnomethodology. A new name for old practices // British Journal of Sociology. 1972. Vol. 23.

Goffman E. A reply to Denzin and Keller // Con-temporary Sociology. 1981. N° 10.

252 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Goffman E. Asyle. Uber die soziale Situation psy-chiatrischer Patienten und anderer Insassen. Frank­furt am Main, 1991.

Goffman E. Das Individuum im offentlichen Austa-usch. Frankfurt am Main, 1982.

Goffman E. Forms of Talk / University of Pennsyl­vania. Philadelphia, 1981.

Goffman E. Geschlecht und Werbung. Frankfurt am Main, 1981.

Goffman E. Interaktion: Spafi am Spiel. Rollen-distanz. Munchen, 1973.

Goffman E. Interaktionsrituale. Uber Verhalten in direkter Kommunikation. Frankfurt am Main, 1994.

Goffman E. On cooling the mark out: Some aspects of adaptation to failure // Human behavior and social processes / A. Rose (Hg.). Boston, 1962.

Goffman E. Rahmen-Analyse. Ein Versuch uber die Organisation von Alltagserfahrungen. Frankfurt am Main, 1993.

Goffman E. Stigma. Uber Techniken der Bewal-tigung beschadigter Identitat. Frankfurt am Main, 1996.

Goffman E. Strategische Interaktion. Munchen, 1981.

Goffman E. Verhalten in sozialen Situationen. Strukturen und Regeln der Interaktion im offentlichen Raum. Gutersloh, 1971.

Goffman E. Techniken der Imagepflege // Interak­tionsrituale. Uber Verhalten in direkter Kommuni­kation. Frankfurt am Main, 1994.

Goffman E. The Interaction Order. American Socio­logical Association, 1982. Presidential Address // American Sociological Review. 1983. Vol. 48.


Литература

Goffman E. Wir alle spielen Theater. Munchen, 1991.

Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. Reinbek, 1974.

Gouldner A. Romantisch.es und klassisches Denken. Tiefenstrukturen in den Sozialwissenschaften // Rezip-rozitat und Autonomie. Frankfurt am Main, 1984.

Grathoff R. Alfred Schiitz // Klassiker des soziolo-gischen Denkens / D. Kasler (Hg.). Bd. II. Munchen, 1978.

Habermas J. Stichworte zur Theorie der Soziali-sation // Kultur und Kritik. Verstreute Aufsatze. Frank­furt am Main, 1973.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Han-delns. Bd. 2. Frankfurt am Main, 1981.

Hettlage R. Klassiker der zweiten Generation — Erving Goffman // Erving Goffman — ein soziolo-gischer Klassiker der zweiten Generation / R. Hettla­ge, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.

Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organi­sation unseres Wissens um die Ordnung der Wirkli-chkeit // Erving Goffman — ein soziologischer Klas­siker der zweiten Generation / Hettlage R., Lenz K. (Hg.). Bern, 1991.

Hettlage R,, Lenz K. Erving Goffman — ein unbe-kannter Bekannter // Erving Goffman — ein soziolo­gischer Klassiker der zweiten Generation / R. Het­tlage, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.

Romans G. Elementarformen sozialen Verhaltens. Opladen, 1972.

Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissen-schaften und die transzendentale Phanomenologie / Husserliana. Gesammelte Werke. Bd. VI / W. Biemel (Hg.). Den Haag, 1976.


Jlumepamypa


254 X. AÖejibc. H HmepaKmm, udenmuHHocmb, npesenmanun



Interpretative Verfahren in den Sozial- und Text­wissenschaften / H.-G. Soeffner (Hg.)- Stuttgart, 1979.

Joas H. George Herbert Mead // Klassiker des soziologischen Denkens / D. Käsler (Hg.). Bd. 2. Mün­chen, 1978.

Joas H. Praktische Intersubjektivität. Die Entwic­klung des Werkes von George Herbert Mead. Frankfurt am Main, 1980.

Joas H. Rollen- und Interaktionstheorien in der Sozialisationsforschung // Neues Handbuch der Sozi-alisationsforschung / K. Hurrelmann u. D. Ulich (Hg.). Weinheim, 1991.

Kellner H. Vorwort und Einleitung // Mead G. Phi­losophie der Sozialität. Aufsätze zur Erkenntnisan­thropologie. Frankfurt am Main, 1969.

Koeck R. Das Problem der «ethnomethodologischen Indifferenz». Ein Plädoyer für eine kritische Ethnome-thodologie // Soziale Welt. 1976. H. 3.

Kon I. Soziologie der Persönlichkeit. Köln, 1971.

Legnaro A. Wenn einer neben dem common sense herläuft. Zum Beispiel Till Eulenspiegel // Kölner Zeit­schrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 1974. H. 3.

Lenz K. Erving Goffman — Werk und Rezeption // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation / R. Hettlage, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.

Lenz K. Goffman — ein Strukturalist? // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation / R. Hettlage, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.

Luckmann T. Phänomenologie und Soziologie // Alfred Schütz und die Idee des Alltags in den Sozial­wissenschaften / W. Sprondel, R. Grathoff (Hg.). Stutt­gart, 1979.

Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. Ber­lin, 1992.

Mannheim K. Beiträge zur Theorie der Weltanschau­ungs-interpretation // Wissenssoziologie / K. Wolff (Hg.). Neuwied, 1974.

Mannheim K. Ideologie und Utopie. Frankfurt am Main, 1978.

Manning P. Relations in public // The Sociological Quarterly. 1973. N° 14.

Materialien zur Soziologie des Alltags. Sonderheft 20 der Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozial­psychologie / K. Hammerich, M. Klein (Hg.). Opladen, 1978.

Mead G. Die Genesis des sozialen Selbst und die soziale Kontrolle // Philosophie der Sozialität. Aufsät­ze zur Erkenntnisanthropologie. Frankfurt am Main, 1969.

Mead G. Geist, Identität und Gesellschaft / Mit einer Einleitung herausgegeben von Ch. Morris. Frank­furt am Main, 1973.

Mead G. Sozialpsychologie / Eingeleitet und hera­usgegeben von A. Strauss. Neuwied, 1969.

Mead G. Philosophie der Sozialität. Aufsätze zur Erkenntnisanthropologie. Frankfurt am Main, 1969.

Mills C. Situated actions and vocabularies of mo-tive // Social psychology through symbolic interaction/ G. Stone u. H. Farberman (Hg.). Waltham, 1970.

Morris Ch. Einleitung // Mead G. Geist, Identität und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1974.

Natanson M. Das Problem der Anonymität im Denken von Alfred Schütz // Alfred Schütz und die Idee des Alltags in den Sozialwissenschaften / W. Spron­del, R. Grathoff (Hg.). Stuttgart, 1979.


JIumepamypa


256 X. AÖejibc. HnmepaKi{ua., udenmuHHocmb, npesenmamm



Nunner-Winkler G. Normen // Handbuch Sozio­logie. Zur Theorie und Praxis sozialer Beziehungen / H. Kerber u. Schmieder (Hg.). Reinbek, 1984.

Oevermann U. u. a. Die Methodologie einer «objektiven Hermeneutik» // Interpretative Verfahren in den Sozial- und Textwissenschaften / H.-G. Soeffner (Hg.). Stuttgart, 1979.

Oswald H. In memoriam Erving Goffman // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 1984. Die Nummer.

Parsons T. Brief vom 2. Februar 1941. // Schütz A., Parsons T. Zur Theorie sozialen Handelns. Ein Brief­wechsel / W. Sprondel (Hg.). Frankfurt am Main, 1977.

Parsons. T. The social System. New York, 1964.

Patzelt W. Grundlagen der Ethnomethodologie. Theorie, Empirie und politikwissenschaftlicher-Nutzen einer Soziologie des Alltags. München, 1987.

Plessner H. Zur deutschen Ausgabe // Berger P., Luckmann T. Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit. Frankfurt am Main, 1993.

Psathas G. Ethnotheorie, Ethnomethodologie, Phänomenologie // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit / Arbeitsgruppe Biele-felder Soziologen (Hg.). Bd. 2. Ethnotheorie und Eth­nographie des Sprechens. Reinbek, 1973.

Reiger H. Face-to-Face Interaktion. Ein Beitrag zur Soziologie Erving Goffmans. Frankfurt am Main, 1992.

Riesman D. Die einsame Masse. Reinbek, 1958.

Schäfers B. Die Grundlagen des Handelns // Ein­führung in Hauptbegriffe der Soziologie / H. Körte u. B. Schäfers (Hg.). Opladen, 1992.

Schenkein J. Letzte Bemerkungen zur Ethno­methodologie // Ethnomethodologie. Beiträge zu einer

Soziologie des Alltagshandelns / E. Weingarten, F. Sack, J. Schenkein (Hg.). Frankfurt am Main, 1976.

Schütz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frank­furt am Main, 1974.

Schütz A. Wissenschaftliche Interpretation und Alltagsverständnis menschlichen Handelns // Gesam­melte Aufsätze. Bd. I Den Haag, 1971.

Schütz A. Husserls Bedeutung für die Sozial­wissenschaften // Gesammelte Aufsätze. Bd. I. Den Haag, 1971.

Schütz A. Gesammelte Aufsätze. Bd. I-III. Den Haag, 1971.

Schütz A., Luckmann T. Strukturen der Lebens­welt. Bd. I. Neuwied, 1975.

Schütz A., Luckmann T. Strukturen der Lebens­welt. Bd. II. Frankfurt am Main, 1984.

Schütz A., Parsons T. Zur Theorie sozialen Han­delns. Ein Briefwechsel / W. Sprondel (Hg.). Frankfurt am Main, 1977.

Scott M., Lyman S. Praktische Erklärungen // Seminar: Kommunikation, Interaktion, Identität / M. Auwärter u. a. (Hg.). Frankfurt am Main, 1976.

Simmel G. Exkurs über den Fremden // Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesell­schaftung. Simmel Gesamtausgabe. Bd. 11. Frankfurt am Main, 1992.

Soeffner H.-G. Alltagsverstand und Wissenschaft // Auslegung des Alltags — Der Alltag der Auslegung. Zur wissenssoziologischen Konzeption einer sozialwis­senschaftlichen Hermeneutik. Frankfurt am Main, 1989.

Soeffner H.-G. Handlungs-Szene-Inszenierung. Zur Problematik des 'Rahmen'-Konzeptes bei der Analyse



JIumepamypa

258 X. Aöejibc. HnmepaKi4UJi, udenmuHHOcmb, npeseHmcmua



von Interaktionsprozessen // Kommunikationstypo­logie / Kallmeyer (Hg.). Düsseldorf, 1986.

Soeffner H.-G. Literaturbesprechung zu Schütz u. Luck-mann: Strukturen der Lebenswelt // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 1987. H. 4.

Soeffner H.-G. Erving Goffman // Metzler Philoso­phenlexikon. Stuttgart, 1989.

Soeffner H.-G. Auslegung des Alltags — Der Alltag der Auslegung. Zur wissenssoziologischen Konzeption einer sozial wissenschaftlichen Hermeneutik. Frankfurt am Main, 1989.

Steinert H. Das Handlungsmodell des Symbolischen Interaktionismus // Handlungstheorien — interdiszip­linär / H. Lenk (Hg.). Bd. 4. München, 1977.

Stone G., Hagoel L. Über den Umgang mit Motiven // Materialien zur Soziologie des Alltags. Sonderheft 20 der Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozial­psychologie / K. Hammerich, M. Klein (Hg.). Opladen, 1978.

Strauss A. Spiegel und Masken. Frankfurt am Main, 1968.

Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsycho­logie. Neuwied, 1964.

Thomas W. Das Kind in Amerika // Person und Sozialverhalten / E. Volkart (Hg.). Neuwied, 1965.

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1947.

Weingarten E., Sack F. Ethnomethodologie. Die methodische Konstruktion der Realität // Ethnome­thodologie. Beiträge zu einer Soziologie des Alltag­shandelns / E. Weingarten, F. Sack, J. Schenkein (Hg.). Frankfurt am Main, 1976.

Wenzel H. George Herbert Mead zur Einführung. Hamburg, 1990.

Widmer J. Goffman und die Ethnomethodologie // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation / R. Hettlage, K. Lenz (Hg.). Bern, 1991.

Williams S. Appraising Goffman // The British Journal of Sociology. 1986. Vol. XXXVII. N° 3.

Wilson T. Theorien der Interaktion und Modelle soziologischer Erklärung // Alltags wissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit / Arbeitsgruppe Bielefeider Soziologen (Hg.). Bd. 1. Symbolischer In­teraktionismus und Ethnomethodologie. Reinbek, 1973.



Коротко об авторе



Коротко об авторе

Хайнц Абельс родился в 1943 году в городе Вик-рате (современное название — Мёнхенгладбах), же­нат, имеет дочь. Изучал классическую филологию, социальные науки, историю и педагогику в уни­верситетах Кельна, Бонна и Бохума, завершил уче­бу в 1968 году. В 1970 году защитил диссертацию по социологии на отделении социальных наук Рур­ского университета в Бохуме с присвоением ученого звания доктора социологии. В 1972 году защитил диссертацию по педагогике в Рурском педагогиче­ском институте, в филиале г. Эссена. В 1972-1973 го­дах продолжил свое образование в Калифорнийском университете Беркли, слушал лекции видных аме­риканских социологов Г. Блумера, Дж. Клаузена,

Р. Бендикса и Н. Смелзера. В 1975 году получил профессуру по педагогической социологии в универ­ситете Эссена; с 1978 года — профессор социологии Заочного университета в городе Хагене. С 1995 года руководит представительством Заочного универси­тета Хагена в Петербурге и в качестве приглашен­ного профессора читает лекции по социологической теории на факультете социологии Санкт-Петербург­ского университета.

Профессор X. Абельс является автором 8 книг, вышедших в крупнейших издательствах Германии, в том числе: «Социализация и равенство возможно­стей» (1972); «Бездомные: к социальному положе­нию общественной группы» (1974, совместно с Б. Кел­лером); «Введение в социологию: как изучать об­щество» (1986, 1989 г., совместно с Г. Штейгером); «Молодежь современной эпохи. Социологические и психологические теории XX века» (1994); «Память и история» (1994). Он написал более 40 статей по актуальным проблемам социологии, с 1984 года выпускает учебные пособия для студентов Заочно­го университета Хагена, посвященные творчеству видных социологов и социальных психологов Т. Пар-сонса, Г. Эриксона, Г. Мида, Н. Элиаса, проблемам социализации личности и социологии молодежи. Труды профессора Абельса пользуются большой популярностью в Германии.

На фотографии: Хайнц Абельс / Heinz Abels.

Оглавление

Предисловие ................................................... 5

Введение в символический

интеракционизм Дж. Мида ....................... 10

1.1. Духовные предпосылки:

прагматизм и бихевиоризм ....................... 10

1.2. Знаки, жесты и значимые символы ........... 16

1.3. Принятие роли другого............................. 21

1.4. Идентичность как способность

смотреть на себя со стороны...................... 25

1.5. Индивидуальная и коллективная игра....... 29

1.6. /и Me —импульсивное и

рефлектирующее Л"................................... 36

1.7. Критическая оценка ................................. 41

1.8. Мид и интерпретативная социология ......... 44

Наши рекомендации