Опасности для индивидуальности

Когда в 1969 году Ральф Дарендорф написал предисловие к немецкому изданию книги Гофмана «Представление себя другим в повседневной жиз­ни», он, ссылаясь на «тотальную заидеологизиро-ванность» Мангейма, усматривал у Гофмана «абсо­лютизацию ролевого аспекта поведения». Подобно тому как, по Мангейму, мышление возможно лишь с определенных социальных позиций, у Гофмана действие возможно лишь как ролевое поведение и никак иначе. Такая «тотальная увлеченность ролью», конечно, напоминает о «досадном факте существования общества»,1 на который указал сам


 

202 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация

Дарендорф в своей известной книге «Homo sociolo-gicus». Различие между обвинением Гофмана в «то­тальной увлеченности ролью» и трактовкой Дарен-дорфом отношений индивида и общества состоит в следующем: «Гофман говорит больше о необходи­мости, нежели о возможности ролевого поведения». После чтения его сочинений трудно допустить возмож­ность человека «освободиться от общества как то­тального института».2 Тем самым был задан вполне определенный угол зрения на творчество Гофмана, который длительное время был, по сути дела, един­ственным в немецкой социологии.

К этой интерпретации Гофмана относится и дру­гое авторитетное мнение, высказанное А. Гоулдне-ром в связи с оценкой всей западной социологии, согласно которому Гофман просто описывает стра­тегию выживания представителей среднего слоя, которые «упорно цепляются за иллюзию самости», хотя и знают, что подчиняются общественным от­ношениям. Получается, что наш мещанский мир управления впечатлениями «наполнен пугливыми людьми с потными руками, которые все время бо­ятся разоблачения со стороны окружающих или опасаются нечаянно выдать себя».3 Благодаря такой оценке Гофман считается непосредственным последо­вателем Давида Рисмена 4, который в начале 50-х го­дов сформулировав тезис о преобладании «извне-ориентированной» личности в Америке, тем самым

1 Dahrendorf R. Homo sociologicus. Opladen, 1976. S. 14.

2 Dahrendorf R. Vorwort. S. VIII.

3 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 457.

4 Riesman D. Die einsame Masse.


Ирвинг Гофман: Техники презентации

лишил почвы любые претензии человека на свободу и уникальность личности. Однако, по Гоулднеру, у Гоф­мана гораздо резче, чем у Рисмена (понимавшего под «внешней ориентацией» поведения то, что Эрих Фромм называет рыночной ориентацией J), высту­пает моральная сторона поведения. Если Рисмен описывает переход от религиозно мотивированной «изнутри-ориентированной» личности к приспособ­лению ради успеха, то Гофман, по мнению Гоулд-нера, рассматривает переход от «людей с кальви­нистской совестью к игрокам, которые действуют не по внутреннему убеждению, а ухитряются пред­восхищать реакции других с помощью изысканных поведенческих трюков».2 Можно добавить — ловко включаются в спектакль на сцене жизни. Для та­кой интерпретации творчества Гофмана, очевидно, как нельзя лучше подходит перевод названия его главного произведения «Представление себя другим в повседневной жизни» на немецкий язык — «Wir alle spielen Theater»!3

На фоне сложившейся интерпретации творчества Гофмана дать иную оценку трудно отчасти потому,

1 Ср.: Замечание Рисмена по поводу книги Э. Фром­ма «Психоанализ и этика» (М., 1993) (См.: Riesman D. Die einsame Masse S. 38, Anm. 1).

2 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 463.

3 В этой связи отметим, что на русский язык назва­ние этого сочинения Гофмана было бы уместно перевес­ти как «Весь мир лицедействует» (totus mundus agit hist-rionem) — латинским изречением, начертанным у входа в театр Шекспира. Однако в российской социологии по­лучает распространение вышеуказанный перевод «Пред­ставление себя другим в повседневной жизни». — Прим. перев.


I

204 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

что социологи, придерживающиеся канонов строгой научной систематики и аналитических абстракций, вряд ли заинтересованы в переоценке творчества Гоф­мана. Поэтому очень важна защита Гофмана Г. Ос­вальдом * от обвинения в оправдании трюков и мо­шенничества в повседневной жизни. В некрологе о Гофмане он отметил, что движущей силой творчества Гофмана является борьба с опасностями для индиви­дуальности личности в социальном взаимодействии. Исходя из этого, рассмотрим вкратце важней­шие работы Гофмана и покажем, что мысль об угро­зе индивидуальности постоянно сопутствует твор­честву Гофмана, и поэтому он все время изучает, как люди пытаются сохранить свою личность в по­вседневной жизни — перед лицом других и всего общества. Очевидно, что он должен рассмотреть, как общество и социальные институты «направляют» формирование идентичности на исполнение опре­деленных функций. Интересно, что этот вопрос сформулирован в самом начале его творчества.



Наши рекомендации