Социология: хеппенинг или практическая неуверенность?
Этнометодология направлена на исследование методов повседневного конституирования социальной реальности, следует интересам классической феноменологической социологии и символического интеракционизма. Ее отличительной чертой является поиск этих методов путем разрушения нормальных повседневных ситуаций, по реакции на которое можно судить, к примеру, о сущности обычной социальной нормальности. Поэтому Гарфинкель умышленно принимает на себя роль чужака, для которого повседневная жизнь общества не является само собой разумеющейся, но делает это иначе, чем это описано у Г. Зиммеля в его знаменитом очерке о чужаке.1 Гарфинкель описывает не способы ориентации «чужака» в непонятной ему социальной реальности, а попытки обычных людей привести в порядок реальность, которая вдруг стала им непонятной. Кто-то однажды заметил, что этно-методолог превращает себя в «чужака» в обыденной жизни. Это несколько упрощенная оценка. «Кризисные эксперименты» показывают, что Гарфинкель претендует на большее. В своих экспериментах он разрушает фундамент рутинных действий в мире повседневности и по реакции судит о конститутивных методах конструирования социальной реальности.
1 Simmel G. Exkurs uber den Fremden // Soziologie. Simmel Gesamtausgabe Bd. 11. Frankfurt am Main, 1992.
Этнометодология о методах ...
«Кризисные эксперименты» связаны прежде всего с именем Гарфинкеля. По поводу таких экспериментов А. Гоулднер, один из самых видных критических умов западной социологии, заявил, что эт-нометодология сводит социологию к хеппенингу.1 По его мнению, она является «элегантным анархизмом», который бросает маленький вызов установленному порядку,2 не желая изменить его. Революции не требуется, достаточно лишь немножко побунтовать. Это обвинение в адрес этнометодоло-гии было высказано еще в 70-е годы, причем именно в тот период оно имело значение. Его можно оценить лишь на фоне студенческого движения того времени, да и вся привлекательность этнометодо-логии связана с духом той поры и воспоминаниями о ней.
Исходя из этого политически разрушительного настроения, Гоулднер дал оценку этнометодологии с точки зрения ее направленности на изменение общественных отношений. Однако на самом деле такой направленности в этнометодологии вообще не было. Было лишь желание «просветить» людей. Поэтому нейтральность этнометодологии направлена на нечто иное: она демонстрирует, что никакой единой социальной реальности не сущес-г^ШФ^ЗГе^ть лишь множество реальностей,~~й~ что нет никакой абсолютной рациональности, а есть лишь индивидуальная рациональность, согласно которой действие приобретает смысл. Социолог может сожалеть по этому поводу, но это его личное дело. В качестве
1 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. Reinbek, 1974. S. 466.
2 Ibid. S. 472.
6. Ирвинг Гофман: Техники презентации |
186 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация
исследователя он может лишь изучать, почему люди так хорошо уживаются друг с другом в мире повседневности, несмотря на то, что каждый придерживается своей рациональности. На этот «тонкий лед» само собой разумеющихся предпосылок повседневной жизни и выходит Гарфинкель в своих «кризисных экспериментах». Ответить на вопрос, почему он делает это, принимая в расчет, что «тонкий лед» повседневности постоянно проваливается под ногами, можно так: он надеется обнаружить, что такое социальный порядок в его самых сокровенных основах посредством его разрушения. Вероятно, он надеялся, что тогда люди будут действовать в повседневной жизни немного сознательнее.
Социолог массового общества
Едва ли найдется социолог, который не слыхал бы что-нибудь об Ирвинге Гофмане. Бесспорно, что «его работы часто обеспечивают единственный контакт с социологией антропологам, правоведам, психологам, психиатрам, криминологам, представите-
На фотографии: Ирвинг Гофман / Erving Goffman.
Фотография предоставлена: Hettlage, Robert/Lenz, Karl (Hrsg.), Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation, Bern; Stuttgart: Haupt, 1991 (UTB fur Wissenschaft: Uni-Taschenbucher; 1509). © 1991 by Verlag Paul Haupt, Bern und Stuttgart.
188 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация
лям других социальных наук».1 Оценки творчества Гофмана настолько противоречивы, насколько это вообще возможно. Так, в 1972 году в одном обзоре в журнале «New York Times Book Review» он был назван самым видным из ныне живущих писателей, имеющим наибольшие основания называться «Кафкой нашего времени». Интересно, что такая оценка дана в статье под заголовком «Таинственный свет на нашем пути».2 Эта оценка наряду с другими обстоятельствами способствовала росту популярности Гофмана. Он прослыл таким социологом, который в точных выражениях рассказывает, что особенного и даже немного тревожного на самом деле творится с нами. В одном из номеров журнала «The Sociological Quarterly», в котором была опубликована серия рецензий на его исследование «Отношений на публике» (1971), рецензент назвал Гофмана одним из самых видных послевоенных социологов 3. В то же время другой рецензент считает, что Гофман просто сочиняет романы, в которых гротеск переводится на уровень китча. Тем не менее он тоже сравнивает Гофмана с выдающимися личностями, причем заявляет, что ничего лучше этих произведений, не уступающих Достоевскому или Диккенсу, он не читал.4 Третий рецензент не видел в оцен-
1 Williams S, Appraising Goffman // The British Journal of Sociology. 1986. Vol. XXXVII. № 3. P. 349f.
2 Berman M. Weird but brillant light on the way we live now; цит. no: Manning P. Relations in public // The Sociological Quarterly. 1973. № 14. P. 135.
3 Colhns R. Relations in public // The Sociological Quarterly. 1973. № 14. P. 137.
4 Aronoff J. Relations in public // The Sociological Quarterly. 1973. № 14. P. 143.
Ирвинг Гофман: Техники презентации
ке Гофмана как писателя ничего удивительного, так как, по его мнению, Гофман является, во-первых, необычайно одаренным писателем, а во-вторых, его исследования настолько оригинальны, что их можно сравнить лишь с работами Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, Карла Маркса и Макса Вебера.1
Репутация Гофмана, как пояснил Р. Коллинс, сложилась в основном в среде простой публики, которая воодушевляла его своей поддержкой изображения вещей такими, каковы они есть.2 Одним он казался политическим радикалом, другим — консервативным представителем среднего слоя или вообще аполитичным человеком.3 Социологическому сообществу с самого начала было непросто с Гофманом. В то время как уже при жизни он пользовался чрезвычайно большим авторитетом у философов, антропологов, лингвистов, психиатров и политологов, он был практически изолирован от своих современников-социологов, которые, как традиционные ученые, придерживались строгого систематического мышления в исследованиях. Конечно, эту ситуацию следует рассматривать и с другой точки зрения: Гофман принес академической социологии своего времени немало «хлопот». Мы еще не раз вернемся к этому сюжету.
Кто же такой Ирвинг Гофман? Гофман родился в 1922 году в маленьком канадском городке Ман-вилл (провинция Альберта) в еврейской семье. Он изучал социологию сначала в университете Торон-
1 Manning P. Relations in public. P. 135. Правда, сейчас уже невозможно выяснить, действительно ли П. Мэн-нинг имел в виду Томаса Манна, отнеся его к ученым.
2 Colhns R. Relations in public. P. 138.
3 Williams S. Appraising Goffman. P. 348.
192 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
ник... Здесь исследуются исключительно драматургические проблемы, касающиеся человека в социальной группе, связанные с презентацией себя перед другими людьми».1 Этой теме посвящено все творчество Гофмана, в том числе и его непрочитанное послание президента Американской социологической ассоциации «Порядок социального взаимодействия». Гофмана интересует основной вопрос: «как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия».2 По этой причине Скотт и Лаймэн называют Гофмана «корифеем в управлении впечатлениями».3
Однако дело не ограничивается лишь проблемой презентации. Другой постоянной темой всего творчества Гофмана были «опасности, которые подстерегают человека в социальном взаимодействии».4 В этой связи С. Уильяме назвал социологию Гофмана «типичной социологией человека в массовом
обществе».5
Здесь невозможно рассмотреть все богатство социологии Гофмана. Остановимся лишь на четырех темах, которые позволят коснуться творчества Гофмана в целом. Прежде всего рассмотрим, как вообще работает Гофман. Ключевым здесь является так называемое «смещение перспектив». Затем вкратце проанализируем наиболее важные работы Гоф-
1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 17f.
2 Oswald H. In memoriam Erving Goffman // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1984. Die
Nummer. S. 211.
3 Scott M., Lyman S. Praktische Erklarungen. S. 86.
4 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 211.
5 Williams S. Appraising Goffman. P. 349.
Ирвинг Гофман: Техники презентации
мана и покажем, как в них трактуется проблема угрозы идентичности человека. В третьей части остановимся на наиболее известном произведении Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», причем в центре внимания будет вопрос о репертуаре и реквизитах представления себя другим. Это ведет нас к проблеме изучения сложного балансирования человека между нормативными требованиями и сохранением уникальности личности.