Институционализация социального порядка
Реальность, в которой мы живем, есть реальность нашего конкретного общества. Она уже является упорядоченной социальной реальностью. Отсюда следует вопрос, каким образом возникла ее упорядоченность? Общий ответ Бергера и Лукмана звучит довольно тривиально: «...Социальный порядок — это человеческий продукт, или точнее, непрерывное человеческое производство... И в своем генезисе (социальный порядок как результат прошлой человеческой деятельности), и в своем настоящем (социальный порядок существует, только поскольку человек продолжает его создавать в своей деятельности) — это человеческий продукт».1
Институционализация
Производство общественного порядка не является ни систематическим, ни запланированным, но и не является случайным. Скорее всего, его можно считать весьма целесообразным. В этой связи Бергер и Лукман отмечают: «Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (т. е. опри-вычиванию). Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 88-89.
Концепция социального конструирования реальности... 117
может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознанно как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием».1 Основанием для такого утверждения служит философская антропология Арнольда Гелена (1904-1976), который называет устойчивые привычки социальными институтами.2
Если, согласно теории Гелена, институты являются твердо «установленными» социальными образованиями, то П. Бергер и Т. Лукман развивают динамическую теорию институционализации. Несомненно, признают они, что успешные действия людей в отношении природы и своего социального окружения характеризуются повторяемостью, а часто встречающиеся действия превращаются в модель будущих действий, которая сохраняется в мышлении. На практике это означает, что мы типизируем известные нам действия и ситуации. Философ А. Шюц исследовал социальные функции таких типизации и обнаружил, что типизации обыденного мышления сами являются существенными компонентами конкретно-исторического и социально-культурного «жизненного мира», в рамках которого они считаются само собой разумеющимися и социально признанными.3 Таким образом, в основе социального порядка лежит способность к типизации.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 89-90.
2 GehlenA. Der Mensch. Frankfurt am Main, 1971. S. 35.
3 Ср.: Schiitz A. Husserls Bedeutung fur die Sozial-wissenschaften // Schiitz A. Gesammelte Aufsatze. Bd. I. S. 172.
118 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Человек приписывает своим действиям определенные значения, то есть обобщает свое поведение как типичное. В результате получается, что «становится необязательным определять каждую ситуацию заново, шаг за шагом. Огромное разнообразие ситуаций может быть отнесено к разряду тех определений, которые были даны раньше. И тогда можно предвидеть действия, которые нужно совершить в этих ситуациях».1 Надежные и сохраняемые типизации представляют собой часть процесса институционализации, который происходит благодаря взаимной типизации действий людьми. «Ин-ституционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода. Иначе говоря, любая типизация есть институт. Что здесь следует подчеркнуть, так это взаимность институциональных типизации и типичность не только действий, но и деятелей в институтах. Типизации опривыченных действий, составляющих институты, всегда разделяются; они доступны для понимания всех членов определенной социальной группы, и сам институт типизирует как индивидуальных деятелей, так и индивидуальные действия».2
Как пишут Бергер и Лукман, А и В являются друг для друга типичными представителями типичных действий. Типизации в этом смысле всегда являются обобщениями ожиданий, и, следовательно, институ-ционализация означает в конечном итоге процесс нормирования. «...Институты уже благодаря самому
Концепция социального конструирования реальности... 119
факту их существования контролируют человеческое поведение, устанавливая предопределенные его образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений. Важно подчеркнуть, что этот контролирующий характер присущ институционализации как таковой, независимо от и еще до того, как созданы какие-либо механизмы санкций, поддерживающих институт».1
Институционализация делает поведение взаимно предсказуемым. Это влечет за собой разгрузку, совместная жизнь облегчается благодаря рутине повседневной жизни. Когда люди покидают этот институциональный мир, он передается дальше, тем, кто не знает его с рождения. Институциональный мир становится историей, в которой происходит все и все является само собой разумеющимся.
«С обретением историчности этим образованиям требуется совершенно иное качество, появляющееся по мере того, как А и В начали взаимную типизацию своего поведения, качество это — объективность. Это означает, что институты, которые теперь выкристаллизовались... воспринимаются независимо от тех индивидов, которым "довелось" воплощать их в тот момент. Другими словами, институты теперь воспринимаются как обладающие своей собственной реальностью; реальностью, с которой индивид сталкивается как с внешним и принудительным фактом.
Пока зарождающиеся институты только создаются и поддерживаются лишь во взаимодействии А и Б, их объективность остается незначительной,
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 91.
2 Там же. С. 92.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 93.
120 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация
легко изменяемой, почти игровой... Лишь А и В ответственны за конструирование этого мира. А и В в состоянии изменить или аннулировать его. Они понимают мир, который создан ими. Все это меняется в процессе передачи новому поколению. Объективность институционального мира "увеличивается" и "укрепляется"... Для детей переданный родителями мир не является абсолютно прозрачным. До тех пор пока они не принимают участия в его создании, он противостоит им как данная реальность, которая, подобно природе, является непрозрачной, по крайней мере отчасти».1
«Увеличение» и «укрепление» можно понимать как возникновение «социальных фактов» в духе Дюркгейма, которые противостоят нам как вещи. Бергер и Лукман формулируют это положение следующим образом: «Институты в качестве исторических и объективных фактичностей предстают перед индивидом как неоспоримые факты».2 В этой связи они еще решительнее, чем Дюркгейм, предостерегают от ложных выводов и пишут: «Важно иметь в виду, что объективность институционального мира — сколь бы тяжелой ни казалась она индивиду — созданная человеком, сконструированная объективность. Процесс, посредством которого экстер-нализированные продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности, называется объективацией. Институциональный мир — как и любой отдельный институт — это объективированная человеческая деятельность. Иначе говоря, несмотря на то, что социальный мир отмечен объективно-
1 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 98-99.
2 Там же. С. 100-101.
Концепция социального конструирования реальности 121
стью в человеческом восприятии, тем самым он не приобретает онтологического статуса, независимого от человеческой деятельности, в процессе которой он создается».1
Накапливаясь, опыт образует нечто вроде «остатков»2. Будучи разделяемым всеми участниками, он приобретает институциональный характер. «Передача смысла института основана на социальном признании этого института в качестве "перманентного" решения "перманентной" проблемы данной общности».3
Согласно Бергеру и Лукману, «истоки любого институционального порядка находятся в типизации совершаемых действий, как наших собственных, так и других людей».4 Действия, которые повторяются в определенных ситуациях, узнаются как таковые и ожидаются в сходных ситуациях. Это означает типизацию ожидаемых действий индивидов. При возникновении коллективного знания о «взаимных типизациях поведения» можно говорить о социальных ролях. Знание ролей подобно «ненаписанному сценарию драмы», в которой участвуют все члены общества. «Лингвистически объективированные роли — существенный элемент объективно доступного мира любого общества. Играя роли, индивиды становятся участниками социального
1 Бергер П , Лукман Т Социальное конструирование реальности. С. 101-102.
2 «Остатки» — термин итальянского социолога В Па-рето, которым он обозначил чувства, коренящиеся в иррациональных пластах человеческой психики — Прим перев
3 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 116.
4 Там же С. 120.
122 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
мира. Интернализируя эти роли, они делают этот мир субъективно реальным для себя».1 Эта тема является классическим предметом теоретической социологии, который разрабатывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.
«С помощью ролей институты воплощаются в индивидуальном опыте».2 Если вслед за Бергером и Лукманом отождествить институты с правилами, с помощью которых общество укрепляет свои внутренние связи, то это значит, что общество входит в нас через роли и тем самым обосновывает свою реальность для нас. Это объясняет, почему Бергер и Лук-ман говорят о «социальном конструировании реальности». «Все роли представляют институциональный порядок в указанном выше значении»3 и тем самым являются изображением социальной реальности. Никто не находится на необитаемом острове, и мы не можем избавиться от социальной реальности. Это одна из основных тем социологии Дюркгейма, которая была развита в теории социализации. В этой связи Бергер и Лукман придают ролям центральное значение: «Благодаря ролям, которые он играет, индивид оказывается посвященным в особые сферы социально объективированного знания не только в узком когнитивном значении, но и в смысле "знания" норм, ценностей и даже эмоций».4
Важнейшим шагом процесса объективации, согласно Бергеру и Лукману, является реификация.
Концепция социального конструирования реальности .123
«Реификация — это восприятие человеческих феноменов в качестве ролей, то есть в нечеловеческих и, возможно, сверхчеловеческих терминах... Реификация означает как то, что человек может забыть о своем авторстве в деле создания человеческого мира, так и то, что у него нет понимания диалектической связи между человеком-творцом и его творениями. Реифи-цированный мир, по определению, представляет собой дегуманизированный мир. Он воспринимается человеком как чуждая фактичность, как opus alienum, который ему неподконтролен, а не как opus proprium его собственной производительной деятельности».1 В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс выразили это положение вещей следующим образом: «Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями».2 «Главный рецепт реификации институтов — наделение их онтологическим статусом, независимым от человеческой деятельности и сигнификации».3
Здесь социология находится перед сложной проблемой. Именно поэтому Бергер и Лукман так подробно разрабатывают этот аспект проблемы институтов и с помощью понятия институционализации привлекают внимание к тому, что человек должен сознательно участвовать в социальном конструировании реальности, всемерно содействовать этому процессу.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 123.
2 Там же. С. 122.
3 Там же. С. 126.
4 Там же. С. 127.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 146.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Предисловие // Соч. Т. 3. С. 11.
3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 148.
124 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Легитимация
Реальность мира повседневности сохраняется не только благодаря производству смысла и недопустимости сомнения. Она имеет целый ряд механизмов, которые подчеркивают основательность институционального порядка. В этой связи Бергер и Лук-ман говорят о легитимации социальной реальности. Необходимость в легитимности не ощущается до тех пор, пока все люди знают, как нужно вести себя в данном социальном порядке. Основой легитимации является общий опыт, приобретенный всеми членами данного общества.
Критическое отношение к определенному социальному порядку возникает вслед за возникновением у людей различий в социальном опыте. Реальное общество всегда находится в таком состоянии, потому что постоянно имеет дело с подрастающим поколением. До тех пор пока живы творцы данного общественного порядка, «...они легко могут вернуться к исходному значению института благодаря своей памяти. Дети А и В оказываются в совершенно иной ситуации. Знание истории передается им через "вторые руки". Первоначальный смысл институтов недоступен их пониманию в терминах памяти. Поэтому для них необходимо истолковать смысл института в различных формулах легитимации».1
Легитимации объясняют и оправдывают социальный порядок. Они представляют собой объективации «второго порядка».2 Бергер и Лукман выделя-
Концепция социального конструирования реальности...125
ют четыре уровня легитимации, которые различаются по степени убедительности и власти над людьми.
Первый уровень легитимации представляет собой то, «что знает каждый». Отсюда родители черпают ответы на дотошные детские вопросы «Почему?». Простые утверждения типа «так уж устроены вещи» представляют собой самые убедительные ответы на детские вопросы. Понятно, что этот уровень — дотеоретический. Бергер и Лукман называют его уровнем первичного знания. «...Теоретическое""" знание — лишь небольшая и отнюдь не самая важная часть того, что считается знанием в обществе. Теоретически сложные легитимации появляются в определенный момент истории институционализа-ции. Знание, имеющее первостепенное значение для институционального порядка, — это дотеоретичес-кое знание. И в сумме оно представляет собой все "то, что знает каждый" о социальном мире — это совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и тому подобное...»1
Второй уровень легитимации образуют теоретические утверждения в рудиментарной форме. Эти обоснования «весьма прагматичны, непосредственно связаны с конкретными действиями. Пословицы, нравственные императивы, народная мудрость, сказки, легенды, часто передаваемые в поэтической форме, — примеры этого уровня».2 Так, следующая пословица учит ребенка нравственности, причем в весьма прямолинейной форме: «Корми деда
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 103.
2 Там же. С. 151.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 109.
2 Там же. С. 155.
126 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация
на печи: и сам будешь там». То же самое касается нормы поведения, высказанной в Новом Завете и гласящей, что женщина должна украшать себя не прической, золотом или дорогой одеждой, а добрыми делами. Тем самым навязывается поведение, которое проблематично осуществить на практике.
Третий уровень — это явные теории легитима ции. Они относятся к «институциональным секторам» и поэтому представляют собой «дифференцированную систему знания». Такие легитимации часто поручаются «специальному персоналу, который передает их с помощью формализованных процедур посвящения».1 Например, в школе мы изучаем ценности своего общества и обоснование его политической системы. В церкви мы приобретаем религиозные убеждения. Примерами таких явных теорий легитимации институциональных секторов являются положения типа: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах».2 «На небесах нас ждет справедливое вознаграждение за земную жизнь». «Социальная рыночная экономика требует компромисса поколений».
Четвертый уровень легитимации социального порядка представляют собой символические универ-
Концепция социального конструирования реальности 127
сумы. Они объединяют разрозненные «области провинции смысла». «Теперь же все сектора институционального порядка интегрированы во всеобъемлющую систему отсчета, которая составляет универсум в буквальном значении слова, так как любой человеческий опыт теперь можно понять как имеющий место в его пределах. Символический универсум понимается как матрица всех социально объективированных и субъективно реальных значений».1 Примерами таких всеобъемлющих легитимации являются «реально существующий социализм», «западноевропейская христианская культура», а также модные ссылки на «постмодерн» или «рациональность», которые претендуют на объяснение всего и вся.
Символические универсумы упорядочивают уровни и провинции реальности, они интегрируют анклавы и пограничные ситуации. Они выполняют «комическую» функцию и «расставляют все по своим местам».2 Символические универсумы выступают в качестве «защитных механизмов как для институционального порядка, так и для индивидуальной биографии. Кроме того, они предусматривают определение социальной реальности, то есть устанавливают границы того, что относится к сфере асоциального взаимодействия ».3
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 155.
2 Эти примеры взяты из Конституции Российской Федерации при переводе текста. — Прим. перев.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 157-158.
2 Там же. С. 161.
3 Там же. С. 167.
128 Х.Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Социальный порядок
Если сформулировать в одном предложении ответ Бергера и Лукмана на вопрос о том, что такое социальный порядок и как он возникает, то можно сделать следующее высказывание: социальный порядок возникает благодаря институционализации схем поведения; он поддерживается благодаря наделению людей обязательным знанием в процессе социализации и его закреплению в процессе повседневных взаимодействий. Отсюда возникает еще один вопрос — какое значение все это имеет для развития идентичности и ее презентации в повседневной жизни. Коснемся этого вопроса подробнее.