Переплетение социальных действий
Из предшествующих основных теоретических положений следует, что интеракция есть нечто большее, чем простая сумма отдельных поступков. Она представляет собой нечто постоянно изменяющееся и обусловливающее каждое отдельное социальное действие. Изменения порой несложно упустить в повседневной рутине постоянно повторяющихся действий. Однако и в этом случае справедливо, что в любой момент времени действующее лицо демонстрирует себе и другим нечто такое, что позволяет сравнивать новую ситуацию со старой. Без такого бессознательного процесса интерпретации невозможно было привлечь воспоминания о прежних ситуациях!
В процессе взаимных указаний друг на друга отдельные поступки людей неразрывно переплетаются между собой. Термин переплетение можно понимать буквально, так как одни социальные действия вызывают другие и в то же время сами являются реакцией на другие действия и условием для последующих действий. Механизм переплетения (interlinkage) обусловливает возможность совместных действий. По поводу переплетения социальных действий Блумер делает три замечания, которые касаются видимого повторения действий, их переплетающегося расширения и их предыстории.
В первом замечании он рассматривает повторяющиеся и стабильные случаи совместного действия и пишет: «Подавляющая часть социальных действий в обществе, особенно в сформировавшемся обществе, существует в форме повторяющихся схем социального взаимодействия. В большинстве ситуаций, в
Символический интеракционизм Г. Блумера
которых взаимодействуют люди, они заранее точно знают, как они желают действовать сами и как будут действовать другие. У них есть предварительное общее представление о том, что следует ожидать от поступков других, и поэтому каждый участник взаимодействия в состоянии управлять своим поведением посредством таких представлений».1 Повторяющиеся и заранее предусмотренные формы социальных действий с давних пор привлекают социологию, а для некоторых социологов они представляют собой сущность социальности. Тем самым, по Блумеру, они допускают грубую ошибку, что мы уже рассматривали выше в связи с намерением Блумера отстоять в теории принцип свободы действий индивида в обществе. Здесь Блумер еще раз поясняет: «Большинство социологических моделей основаны на уверенности в том, будто человеческое общество представляет собой жесткий распорядок жизни, который является совокупностью правил, норм, ценностей и санкций, точно предписывающих людям, как они должны действовать в различных ситуациях».2 Его критика направлена опять же против структурного функционализма Т. Парсонса и особенно против ролевой теории, которая вытекает из него. Говоря конкретно, Блумер обратился против функционалистской теории социального действия, согласно которой в случае успешной социализации отклоняющееся поведение просто невозможно. Он пишет: «Прежде всего просто неверно, что вся полнота жизни любого человеческого общества является лишь выражением заданных форм совместных
Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-
lischen Interaktionismus. S. 97f. 2 Ibid. S. 98.
62 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Символический интеракционизм Г. Блумера
действий. В сфере совместной жизни людей постоянно возникают новые проблемные ситуации, которые не укладываются в существующие правила».1
Нет общества, свободного от проблем, и поэтому нет общества, в котором люди не должны обсуждать возможности своих действий. Само собой разумеется, что в повседневной жизни справедливо вышесказанное: однажды возникает взаимосвязь действий, обусловленная их повторением. В этой связи Блумер обобщает первое замечание о переплетении социальных действий в теоретическое высказывание, которое носит диаметрально противоположный характер по отношению к объяснению социального порядка в социологии Парсонса: «Поспешное принятие концепции приоритета социальных ценностей, норм, правил и тому подобного сделало представителей социальных наук слепыми в отношении того факта, что каждый из нас сталкивается с процессом социального взаимодействия — процессом, необходимым не только для изменения этих ценностей и норм, но и в равной степени для их сохранения. Социальное взаимодействие является процессом совместной жизни людей, который создает правила социальной жизни, а не наоборот, не правила сами по себе создают и поддерживают совместную жизнь людей».2
Во втором замечании о переплетении, которое обосновывает возможность совместных социальных действий, Блумер говорит о расширении взаимосвязей. Расширяющиеся связи социальных действий составляют большую часть совместной жизни людей. Блумер называет их сетью социальных действий
(networks of action) или социальными институтами. Сети социальных действий включают в себя «переплетение и взаимопроникновение социальных действий разных лиц». Примерами сетевой взаимосвязи социальных действий является четкое «разделение труда... которое начинается у крестьян со сбора урожая и завершается продажей готового хлеба в магазине, или имеет место в тщательно разработанной цепочке, которая начинается с ареста подозреваемого в преступлении и завершается его выходом из тюрьмы после отбытия наказания. Сеть социальных действий с регламентированным участием различных лиц и их поступками представляет собой панораму социальных институтов, которая всегда была важной предметной областью социологии».1 Однако Блумер подходит к ней совершенно иначе: в то время как другие теоретики были очарованы регулярностью и повторяемостью социальных действий и искали причины тому в социальных институтах или даже говорили о собственной динамике социальных институтов (как это часто встречается у представителей системной теории), Блумер подчеркивает первостепенное значение действий самого индивида и пишет: «Сеть социальных действий, социальный институт не могут функционировать автоматически на основе некоей внутренней динамики или подчиняясь требованиям системы; они функционируют благодаря тому, что индивиды с их различными социальными позициями делают нечто — а то, что они делают, и есть результат их определения ситуации, в которой они должны действовать».2
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 98.
2 Ibid. S. 99.
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 100.
2 Ibid.
64 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Третье замечание Блумера относится к предыстории конкретного социального действия. В этой связи Блумер еще раз обращает внимание на тот факт, «что каждый случай совместного действия, будь то новый или давно существующий, с необходимостью основывается на более ранних действиях его участников. Новый вид совместного действия не бывает свободен от подобного фона».1 Каждый вносит в социальное взаимодействие свою часть значений и интерпретаций, с которыми он познакомился в течение своей жизни. Каждое действующее лицо в любой момент времени связано со своей биографией. Поэтому в социальном взаимодействии каждый его участник «вписывается» в биографию всех других. «Совместное социальное действие характеризуется не только так называемым горизонтальным переплетением действий его участников, но еще и "вертикальным" переплетением, основанным на начавшемся совместном действии».2
Социолог А. Стросс, ученик Блумера, образно выразил сущность переплетения социальных действий с биографиями других людей в следующем примере: «Пусть на сцене выступают лишь два главных актера, но есть и другие актеры, которые видны зрителям или только одному из актеров. Тем самым актер, обращаясь к другому, одновременно обращается и к другим, которые как будто тоже присутствуют на сцене».3
Символический интеракционизм Г. Блумера 65
Заключение
Основные положения социологии Блумера можно подытожить следующим высказыванием: согласно теории символического интеракционизма социальные действия индивидов представляют собой демонстрацию себе и другим символического значения своих действий.
В дальнейшем Альфред Шюц разработал целую теорию, основанную на таких центральных исходных положениях и теоретико-познавательных основах. Предмет его феноменологической социологии — непрерывный процесс социальной интеракции, в которой мы конструируем свой социальный мир и делим его с другими.
3 Зак 3484 |
1 Blumer Н. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 95.
2 Ibid. S. 101.
3 Strauss A. Spiegel und Masken. Frankfurt am Main, 1968. S. 58.