Переплетение социальных действий

Из предшествующих основных теоретических положений следует, что интеракция есть нечто боль­шее, чем простая сумма отдельных поступков. Она представляет собой нечто постоянно изменяющееся и обусловливающее каждое отдельное социальное действие. Изменения порой несложно упустить в повседневной рутине постоянно повторяющихся дей­ствий. Однако и в этом случае справедливо, что в любой момент времени действующее лицо демонст­рирует себе и другим нечто такое, что позволяет срав­нивать новую ситуацию со старой. Без такого бес­сознательного процесса интерпретации невозможно было привлечь воспоминания о прежних ситуациях!

В процессе взаимных указаний друг на друга отдельные поступки людей неразрывно переплета­ются между собой. Термин переплетение можно понимать буквально, так как одни социальные дей­ствия вызывают другие и в то же время сами явля­ются реакцией на другие действия и условием для последующих действий. Механизм переплетения (interlinkage) обусловливает возможность совмест­ных действий. По поводу переплетения социальных действий Блумер делает три замечания, которые ка­саются видимого повторения действий, их перепле­тающегося расширения и их предыстории.

В первом замечании он рассматривает повторя­ющиеся и стабильные случаи совместного действия и пишет: «Подавляющая часть социальных действий в обществе, особенно в сформировавшемся обществе, существует в форме повторяющихся схем социаль­ного взаимодействия. В большинстве ситуаций, в


Символический интеракционизм Г. Блумера

которых взаимодействуют люди, они заранее точно знают, как они желают действовать сами и как бу­дут действовать другие. У них есть предваритель­ное общее представление о том, что следует ожи­дать от поступков других, и поэтому каждый участ­ник взаимодействия в состоянии управлять своим поведением посредством таких представлений».1 Повторяющиеся и заранее предусмотренные формы социальных действий с давних пор привлекают со­циологию, а для некоторых социологов они пред­ставляют собой сущность социальности. Тем самым, по Блумеру, они допускают грубую ошибку, что мы уже рассматривали выше в связи с намерением Блумера отстоять в теории принцип свободы дей­ствий индивида в обществе. Здесь Блумер еще раз поясняет: «Большинство социологических моделей основаны на уверенности в том, будто человеческое общество представляет собой жесткий распорядок жизни, который является совокупностью правил, норм, ценностей и санкций, точно предписывающих людям, как они должны действовать в различных ситуациях».2 Его критика направлена опять же про­тив структурного функционализма Т. Парсонса и особенно против ролевой теории, которая вытекает из него. Говоря конкретно, Блумер обратился про­тив функционалистской теории социального действия, согласно которой в случае успешной социализации отклоняющееся поведение просто невозможно. Он пишет: «Прежде всего просто неверно, что вся пол­нота жизни любого человеческого общества являет­ся лишь выражением заданных форм совместных

Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-

lischen Interaktionismus. S. 97f. 2 Ibid. S. 98.



62 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Символический интеракционизм Г. Блумера



действий. В сфере совместной жизни людей постоян­но возникают новые проблемные ситуации, которые не укладываются в существующие правила».1

Нет общества, свободного от проблем, и поэтому нет общества, в котором люди не должны обсуждать возможности своих действий. Само собой разумеет­ся, что в повседневной жизни справедливо вышеска­занное: однажды возникает взаимосвязь действий, обусловленная их повторением. В этой связи Блумер обобщает первое замечание о переплетении соци­альных действий в теоретическое высказывание, ко­торое носит диаметрально противоположный харак­тер по отношению к объяснению социального поряд­ка в социологии Парсонса: «Поспешное принятие концепции приоритета социальных ценностей, норм, правил и тому подобного сделало представителей со­циальных наук слепыми в отношении того факта, что каждый из нас сталкивается с процессом соци­ального взаимодействия — процессом, необходимым не только для изменения этих ценностей и норм, но и в равной степени для их сохранения. Социальное взаимодействие является процессом совместной жиз­ни людей, который создает правила социальной жиз­ни, а не наоборот, не правила сами по себе создают и поддерживают совместную жизнь людей».2

Во втором замечании о переплетении, которое обосновывает возможность совместных социальных действий, Блумер говорит о расширении взаимосвя­зей. Расширяющиеся связи социальных действий составляют большую часть совместной жизни лю­дей. Блумер называет их сетью социальных действий

(networks of action) или социальными института­ми. Сети социальных действий включают в себя «пе­реплетение и взаимопроникновение социальных дей­ствий разных лиц». Примерами сетевой взаимосвя­зи социальных действий является четкое «разделение труда... которое начинается у крестьян со сбора уро­жая и завершается продажей готового хлеба в мага­зине, или имеет место в тщательно разработанной цепочке, которая начинается с ареста подозреваемо­го в преступлении и завершается его выходом из тюрьмы после отбытия наказания. Сеть социальных действий с регламентированным участием различ­ных лиц и их поступками представляет собой пано­раму социальных институтов, которая всегда была важной предметной областью социологии».1 Однако Блумер подходит к ней совершенно иначе: в то вре­мя как другие теоретики были очарованы регуляр­ностью и повторяемостью социальных действий и искали причины тому в социальных институтах или даже говорили о собственной динамике социальных институтов (как это часто встречается у представи­телей системной теории), Блумер подчеркивает пер­востепенное значение действий самого индивида и пишет: «Сеть социальных действий, социальный институт не могут функционировать автоматически на основе некоей внутренней динамики или подчи­няясь требованиям системы; они функционируют благодаря тому, что индивиды с их различными со­циальными позициями делают нечто — а то, что они делают, и есть результат их определения ситуа­ции, в которой они должны действовать».2

1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 98.

2 Ibid. S. 99.

1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 100.

2 Ibid.

64 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

Третье замечание Блумера относится к предысто­рии конкретного социального действия. В этой свя­зи Блумер еще раз обращает внимание на тот факт, «что каждый случай совместного действия, будь то новый или давно существующий, с необходимос­тью основывается на более ранних действиях его участников. Новый вид совместного действия не бывает свободен от подобного фона».1 Каждый вно­сит в социальное взаимодействие свою часть значе­ний и интерпретаций, с которыми он познакомил­ся в течение своей жизни. Каждое действующее лицо в любой момент времени связано со своей биогра­фией. Поэтому в социальном взаимодействии каж­дый его участник «вписывается» в биографию всех других. «Совместное социальное действие характе­ризуется не только так называемым горизонталь­ным переплетением действий его участников, но еще и "вертикальным" переплетением, основанным на начавшемся совместном действии».2

Социолог А. Стросс, ученик Блумера, образно выразил сущность переплетения социальных дей­ствий с биографиями других людей в следующем примере: «Пусть на сцене выступают лишь два глав­ных актера, но есть и другие актеры, которые вид­ны зрителям или только одному из актеров. Тем самым актер, обращаясь к другому, одновременно обращается и к другим, которые как будто тоже присутствуют на сцене».3

Символический интеракционизм Г. Блумера 65

Заключение

Основные положения социологии Блумера мож­но подытожить следующим высказыванием: соглас­но теории символического интеракционизма соци­альные действия индивидов представляют собой демонстрацию себе и другим символического зна­чения своих действий.

В дальнейшем Альфред Шюц разработал целую теорию, основанную на таких центральных исход­ных положениях и теоретико-познавательных ос­новах. Предмет его феноменологической социоло­гии — непрерывный процесс социальной интерак­ции, в которой мы конструируем свой социальный мир и делим его с другими.


3 Зак 3484

1 Blumer Н. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 95.

2 Ibid. S. 101.

3 Strauss A. Spiegel und Masken. Frankfurt am Main, 1968. S. 58.


Наши рекомендации