Билет 27. Манипулятивные технологии в современных СМИ
Психологическая техника в речах Мартина Лютера Томаса по радио
Трюк "одинокий волк"
Трюк "одинокого волка" идет из арсенала Гитлера, который постоянно похвалялся своими семью одинокими и героическими товарищами по партии, основавшими движение, и который якобы мог рассчитывать только на самого себя, в то время как другие имели в своем распоряжении прессу и радио. Томас несколько умереннее: он бесчисленное количество раз повторяет в разных вариантах уверение: "У меня нет покровителей, и ни один политик никогда не потратил ни одного доллара на это движение"'. Эта модификация возникает из манипуляции американским недоверием к профессиональным политикам, которые якобы получают личную выгоду от мошеннических махинаций в общественных делах. Так как у Томаса самого, как и у его подобных, имеются все признаки политического афериста, он с большим страхом пытается свалить позорное пятно профессии политика на тех, от которых он притворно дистанцируется. Чем сильнее он бичует обман, тем менее вероятно, как он считает, что его примут за обманщика.
Трюк "освобождения от чувств"
Оратор подчеркивает симулированную спонтанность и неманипу-лированную индивидуальность посредством совершенно осознанного и настоятельного подчеркивания чувств. Это становится составной частью его техники и не только выставляется на всеобщий обзор, но также и рекомендуется. Томас при всякой возможности подчеркивает, что он чуть было "не плакал", когда он принимал от бедной старой вдовы пожертвование в размере 50 центов. Хотя все его личное обрамление - это обрамление вождя, он всячески избегает позы "полной достоинства". Именно отказ от достоинства является, очевидно, самым действенным стимулом фашистской пропаганды. Гитлер постоянно прибегал к демонстративным истерическим вспышкам, и одно из его любимых выражений гласило: "Я бы скорее убил себя, чем...".
Трюк "преследуемая невинность"
Выбор личных качеств, которыми, как утверждает оратор, он обладает прямо или косвенно, приобретает значение только благодаря противопоставлению их тем качествам, отсутствие которых бросается в глаза. Например, он подчеркивает по старым шаблонам избирательной пропаганды, свою чистоту и честность, намекает на свое призвание вождя, но никогда не упоминает свои особые таланты для выполнения довольно запутанной .задачи, над которой он работает, свое политическое становление, свои знания и какие-либо определнные черты, которые могли бы характеризовать его как политического вождя. Вместо всего этого он ограничивается расплавчатыми ссылками на зов Бога. Сочетание саморекламы и неясных намеков на свою личность имеет особое значение.
Трюк "неутомимость"
Когда Томас говорит об исповедуемой им честности, самоотверженности, верности любимому делу, он редко забывает упомянуть еще и о своей неутомимости. Он читает сотни писем в день, тратит свою полезную энергию, из-за постоянного напряжения он рано поседел, он жертвует собой и работает несравнимо больше, чем его слушатели. "Я должен Вам еще раз сказать, что мое дело - это труд, который я охотно на себя возложил. Я прошу вас только принять жертву вместе со мной. Я не жду от вас, что вы будете так же тяжело трудиться, как и я".
Трюк "посланец"
Гитлер также при становлении национал-социализма использовал трюк посланца, когда он сказал о себе: "Я только барабанщик". Явньм мотивом является тот факт, что многие фашистские вожди вначале были в большей степени пропагандистами, а не политиками, это - само по себе знаменательное явление нашего общества, в котором все больше стирается граница между рекламой и действительностью. Между тем и этот трюк имеет также психологическую подоплеку, которую, наверно, может прояснить случайное замечание Томаса о его отце: "Мой отец был очень умным человеком. К сожалению, его сын ничего не унаследовал от его ума". Пропагандистская ироническая скромность оратора только слегка маскирует противоположность его отцу. которая проявляется также и в других высказываниях, особенно, когда Томас противопоставляет свое религиозное рвение мнимому "агностицизму" отца.
Трюк "Большой маленький человек"
О трюке "большой маленький человек" есть двоякое суждение. Во-первых, это отношение Томаса к деньгам, или способ, каким он объясняет свои финансовые проблемы. Однако, если он действительно зависел от небольших взносов своей радиобщины. то его поведение довольно необычно. Никакое уважение собственного достоинства не мешает ему снова и снова клянчить деньги, никакие благочестивые угрызения совести не запрещают ему смешивать религиозные и финансовые дела в такой форме, которая должна возмущать верующего человека. Все речи наполнены слезливыми, нарочито бесстыдными, умоляющими просьбами о пожертвовании. Нет ни одной речи, в которой он не выступал бы как нищий.
Трюк «Человеческий интерес»
Мотивом другой предпочитаемой Томасом позы. трюка "человеческий интерес", является контингент его аудитории, которая большей частью состоит из пожилых, немного одиноких, разочарованных людей, и прежде всего слушательниц женского пола. По хорошо показавшему себя образцу, типа ключевых фигур в женских журналах с их чрезвычайной силой притяжения, он симулирует личное тепло, близость и доверие. Он выступает в некоторой степени как простой философ, по-народному добродушный, скромный человек с золотым сердцем, который, хотя сам и не живет в роскоши, думает прежде всего о своем близком, несет ему облегчение и помогает то в одном, то в другом.
Трюк "Доброе старое время"
Особой формой трюка "человеческий интерес" можно назвать трюк "доброе старое время". Он акцентирует старомодное и устаревшее в действиях и в окружении людей. Вероятно, американский культ нового вызывает скрытую враждебность у тех, кто не пользуется плодами технической цивилизации, хотя для других, использующих ее преимущества, жизнь в быстром темпе прогресса становится все холоднее. Томас с избытком компенсирует это чувство, подчеркивая старомодность и домашнее как настоящее, как связанное с традицией, как бы несущее налет старины, которого нет у нового, но которое, как и все новшества, само попадает под рекламную схему, под известные методы рекламы.