Тексты СМК как предмет для изучения
С появлением массовых коммуникаций в обществе внимание исследователей привлекло само содержание информации, курсирующей по каналам. Можно утверждать, что в этом возникла объективная
246 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
потребность. Оформилась индустрия информации — сначала газет, журналов, а впоследствии радио и телевидения, которая производила тексты, причем в огромных количествах. По своему объему эта информация стала социальным фактом, мимо которого не мог пройти исследователь. Многообразие текстов стало, по сути дела, новым социальным явлением, достойным внимания социолога. Другой причиной такого внимания стало осознание влияния этой информации на потребителя.
Научная необходимость состояла также н в том, чтобы исследование текстов, прежде находившееся в ведении гуманитарных наук, сделать точным, объективным, по возможности с применением математики (т. е. того арсенала, который был свойствен точным наукам).
Социология СМК, которая рассматривает основные законы функционирования прессы (газет, радио и телевидения), сущность ее воздействия на Аудиторию, способы формирования прессой общественного мнения, формы отражения общественного мнения в информационных каналах, активно использует разные социологические методы для изучения всех составных частей своего предмета внимания.
Действительно, природа этого социального института такова, что СМК представляют собой чрезвычайно мобильную и по своим масштабам универсальную систему регуляции жизни социума. Поэтому в своей содержательной плоти деятельность по осуществлению этой регуляции векторно геленаправлена, гелеустремлена. Причем категория интенции присуща всему информационному потоку, а если и отдельному сообщению, то лишь в той мере, в какой оно является частью этого потока.
Имея в виду эти социологические веяния в науке об обществе, мы лучше поймем направление, в котором шли поиски методов для анализа информации, составляющей содержание прессы начала XX в.
В принципе уже отмеченные нами подходы к исследованию текстов реализовывались и в рамках социологии — например, для получения сведений о той социальной реальности, которую они репрезентируют: Пытливый социолог может и сегодняшние телесериалы использовать для определенных выводов об образе жизни разных стран и разных народов, о системе жестикуляции в разных субкультурах, о физиономических вариантах эмоций и пр., для оценки тех стандартов, пропорций, ракурсов, полноты, с которыми они воспроизводят реальность.
Постепенно оттачивался особый инструментарий для исследования содержания прессы — ее количественный анализ. Используя математический аппарат, исследователи пытались с помощью различ-
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
ных формализованных процедур выйти на закономерности, тенденции информационного потока, выяснить намерения Коммуникатора при тиражировании информации и спрогнозировать возможные реакции на нее Аудитории.
Текст при таком подходе рассматривается в качестве объективированного (но опосредованного) отражения интересов, запросов сторон, участвующих в процессе коммуникации. Соответственно, анализ текста позволяет исследователю с той или иной долей уверенности судить о поведении участников общения, о проводимой ими политике.
Начиная с самых ранних попыток тематической классификации и количественного измерения параметров содержания газеты, текстме социаривается в системе социального функционирования прессы. Так, в исследовании Г. Спида ставилась задача зафиксировать изменения в тематическом содержимом воскресных нью-йоркских газет в период в 1881 по 1893 гг., когда крупнейшая газета «Нью-Йорк Тайме» резко подняла свои тиражи, снизив цену за номер с трех до двух центов и увеличив его размеры. Изменения были не просто формальными, но, как показал исследователь, газеты больше места теперь отдавали сообщениям о сплетнях и скандалах в ущерб политической тематике, сфере искусства1.
В том разрезе содержания, который предложил Д. Уилкокс в своей книге «Американская газета в свете социальной психологии», мы также находим выход на функции газеты в американском обществе (исследователь проанализировал 240 выпусков ежедневных газет): новости, иллюстрации, литература, мнения, реклама2.
В одной из самых ранних работ, использующих метод контент-ана-лиза в исследовании местной печати, ее автор, М. Уилли, в гипотетическом плане усматривал влияние прессы на процесс социализации J.
Исследование Уилли покоилось на таких теоретических посылках, о которых можно было говорить лишь с гипотетической долей уверенности. Однако они были очень плодотворными для более поздних исследований содержания СМК, которые строили свои программы,
248 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
а значит, и принципы рассмотрения текста, на тех или иных зависимостях между СМК и Аудиторией. В работе С. Кингсбери, X. Харта и А. Кларк спектр новостей в газете раскладывается по степени социального интереса для читателя, к которому эти новости апеллируют. С этой точки зрения все новости делятся на три группы: новости, затрагивающие чисто потребительские интересы читателя; новости, затрагивающие читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности, нации; сенсационные новости. Авторы ставили задачу, взвесив долю каждой группы новостей, определить социальную ценность конкретной газеты1.
Тематическую классификацию газет, предложенную в работе Уилли, использовал советский исследователь общественного мнения и прессы В. Кузьмичев в своем анализе двенадцати советских ежедневных газет2.
Исследование выявило резкую разницу между содержанием советских и американских газет, о чем говорит таблица, приведенная Кузь-мичевым в книге (табл. 14).
Исследование новостей в американских утренних газетах, предпринятое Дж. Вудвордом, ставило аналогичную задачу: исходя из объема определенных тематических пластов, сделать выводы о том общественном мнении, которое формируется той или иной газетой. С точки зрения автора, это возможно, потому что пресса влияет на изменения во мнениях скорее с помощью искажения, пропусков, концентрации или окрашивания фактов, чем прямыми редакционными «проповедями». Таким образом, новости, поступающие к Аудитории с полос ежедневной газеты, формируют представления личности о мире и происходящих в нем событиях, а эти стереотипи-зированные представления в свою очередь становятся базой, определяющей последующее отношение человека к миру3. Вудворд ввел в научный оборот многие из терминов и методических принципов анализа содержания.
Разделение всей газетной площади на определенные тематические пласты, выяснение доли, которая приходится на каждый пласт, позво-
Таблица 14
Тематика газет СССР и США (в % ко всему объему проанализированных газет)
США | СССР | |
Политика | ||
Экономика | ||
Культура | ||
Сенсации | ||
Спорт | ||
Персоналки | ||
Мнения | ||
Развлекательный материал | ||
«Журнальный» материал (рассказы, мода, кулинария, фотографии) | ||
Смесь |
лили авторам сделать выводы относительно газетной политики, т. е. попросту говоря, прокомментировать преобладание одних тематических пластов в ущерб другим.