Типология форм семьи и брака
Для современных социологических подходов к семье ключевыми являются: 1) связь между типами семейной структуры и индустриализацией; 2) положение женщины в семье и в обществе в целом. Социология семьи изучает следующие проблемы: структура семьи и влияние социальных условий на рождаемость, смертность и миграцию, практика брака, рождение внебрачных детей.
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей и живущих в одном доме.
Родство - социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на сродстве, то есть образованными в результате брака.
Родство носит универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности.
Брак (marriage) – культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. Постоянство брачного союза изменчиво. В большинстве стран законодательно расширены основания для развода и бракоразводные процессы менее дорогостоящи. Брачные отношения основаны на свойстве (с ударением на последний слог (по англ. affinity)) и свойственных (affinal) связях. Этот термин относится к отношениям посредством брака, а не посредством реальных или мифических уз происхождения. Например, теща или свекровь представляет отношение свойства в отличие от отношения мать-ребенок, являющегося отношением по происхождению.
Формы брака варьируются в зависимости от числа брачных партнеров. Как институт брак является либо моногамным (заключенным в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключенным одновременно с двумя и более партнерами).
Моногамия (monogamy) – практика, посредством которой люди вступают в брак только с одним супругом одновременно. Рост числа разводов имеет своим результатом "серийную моногамию", при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак. Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[231] обосновывал мысль о том, что моногамия (как практически пожизненное прикрепление женщины к мужчине) пришло на замену парному браку как более или менее постоянному союзу, основанному на взаимной привязанности, вследствие появления частной собственности и необходимости ее унаследования. (Дети, рожденные вне законного брака, лишаются права на наследство и родословную, фамилию): поэтому незаконнорожденные дети в закрытых обществах дискриминировались.)
Существуют общества, в которых обычаем является для мужчины иметь одновременно несколько жен (полигиния) или для женщины несколько мужей (полиандрия). Итак, полигамия включает в себя: 1) полигинию (один мужчина и две или более жены); 2) полиандрию (одна женщина и два или более мужа); 3) групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке).
Все человеческие общества обладают социальными правилами, устанавливающими определенные категории людей, которые считаются подходящими для брака партнерами. Правила брака внутри и вне определенных родственных групп имеют фундаментальное значение для всякого исследования родства. Правило эндогамии (endogamy) разрешает или предписывает брак внутри определенной группы, основанной на родоплеменной, классовой или религиозной принадлежности, например, лишь внутри своего племени, касты, сословия, расы, конфессии, класса, "круга". В закрытом и полузакрытом обществах правила эндогамии жестче, чем в открытом: от полного запрета на любое межкастовое общение до осуждения мезальянса (неравного брака) господствующей моралью в системах стратификации с жесткими классами или аристократическими традициями. Правило экзогамии (exogamy) вынуждает к браку вне непосредственной группы, например, вне своей расширенной семьи, рода, села.
Социальное положение партнеров характеризуется как степенью гетерогенности супругов, так и уровнем гетерогамности членов семьи. Первый критерий подразделяет браки на гомогенные (молодожены принадлежат к одному социальному слою, классу, касте, сословию) и гетерогенные (супруги относятся к разным социальным стратам). Второй критерий выделяет браки гомогамные (супруги имеют единую этническую принадлежность, общую профессию или место работы, образование и близки по возрасту) и гетерогамные (супруги различаются по показателям социального статуса). В закрытом обществе мезальянсы запрещены или затруднены, в открытом обществе растет доля социально неравных браков, что не всегда служит упрочению союза мужчины и женщины.
Разнообразны браки и по своей продолжительности и способам институциализации. Сюда относятся такие характеристики, как социально-возрастные рамки брака (требования к возрастному соотношению партнеров; мера обязательности брака; способы заключения и расторжения брака; регулирование добрачных, брачных, внебрачных и постбрачных отношений; проблема пробных браков; проблема внебрачных детей и полусирот.
Форма семьи определяется размером семейной сети и числом людей, живущих под одной крышей.
Сеть – система личных связей, в которую включен каждый индивид. Э.Ботт в работе «Семейная и социальная сеть»[232] (1957), например, показала, что отношения между мужем и женой зависят от степени "связанности" родственных сетей, в которые включен каждый из них.
Соответственно размерам семейной сети выделяются расширенные и нуклеарные, а также повторные и неполные семьи.
Расширенная семья: состоит из родителей и детей и более дальних родственников (бабушек-дедушек или дядей-тетей, живущих вместе); сейчас это более свободная совокупность связей, когда нуклеарная семья поддерживает контакты с более дальними родственниками и получает от них практическую помощь (в воспитании детей, покупке жилья и др.) Типичной семейной формой в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная, а видоизмененная расширенная семья.
Нуклеарная семья: состоит из мужа и жены, живущих вместе со своими детьми. Многие социологи находят "функциональное соответствие" между такой семьей и индустриализацией, поскольку первая, освобожденная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, дает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора брачного партнера и делает возможным достижение необходимых профессиональных ролей.
Согласно исследованиям: 1) не все семейные структуры доиндустриальных обществ имели классическую форму расширенной семьи; 2) в индустриальных обществах расширены родственные контакты посредством обмена услугами и финансовой помощи; 3) для семейных структур постиндустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домашние хозяйства. Современные семьи с большей точностью могут описываться как модифицированные расширенные, в которых поддерживаются широкие контакты между родственниками, не обязательно живущими вместе, контакты, принимающие форму визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки неродственники также могут иметь важное значение, создавая модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи.
Кроме двух основных форм семьи, выделяются и некоторые специфические: повторная семья, основанная на повторном браке, в котором живут дети от предыдущего брака; неполная семья – детная семья с одним родителем; "нестандартная" семья (однополые пары).
Характер взаимоотношений членов семьи описывается двумя типологиями по субъекту власти и по пространственно-территориальной локализации семьи (выбору местожительства молодоженов).
Тип власти, или образцы распределения власти в семье, также разнообразны. Патриархат – семья, где более старший мужчина (патриарх) господствует над всем семейством, включающим в себя и более молодых мужчин. Матриархат – семья, где правят женщины, или главой семьи является мать, через которую и определяется происхождение. (Ф. Энгельс отмечал, что досовременные общества были матриархальными до появления частной собственности, а с переходом от кочевых (или занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам сменялись патриархальными системами)[233].
В цивилизованных обществах функционируют эгалитарные семьи (супруги равны), куда входят и асимметричные семьи (супруги разделяют обязанности) и симметричные семьи (муж и жена сосредоточиваются на доме, пока имеются маленькие дети), семьи с меньшим разделением труда (мужчины несут все большую ответственность по отношению к домашнему хозяйству и заботе о детях, а замужние женщины больше работают вне дома).
Асимметричные семьи упорядочивают разделение труда в семье и потому менее конфликтогенны.
Выбор местожительства молодых супругов подчиняется определенным правилам. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство (как это было в России и большинстве доиндустриальных обществ), новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи от дома его родителей. Матрилокальное местожительство предполагает проживание молодоженов с родителями невесты или поблизости от них. В современных обществах преобладает неолокальное местожительство – проживание молодоженов отдельно от своих родителей, что ведет к нуклеаризации семей.
Таким образом, основными понятиями, характеризующими семью, являются: условия жизни семьи, структура семьи; отношения родства, свойства, духовно-нравственные отношения, отношения власти и авторитета; ролевые отношения; функции семьи; семейно-брачные нормы и установки; степень стабильности брака, ощущения счастья, влияния семьи на социализацию личности; этапы жизненного цикла семьи.
Функции семьи
Функции семьименялись вследствие изменения общества, его структуры и требований к семье как социальному институту. В первобытном обществе расширенная (семейная община состояла из 15-100 человек) семья выполняла функции основной производственной и потребительскойячейки; феодализм мало изменил функции семьи; при капитализме производство отделилось от семьи, ставшей в основном потребительской ячейкой, ведущей лишь домашнее хозяйство, что привело к нуклеаризации семьи, сохранившей репродуктивную, социализационную функции и функцию ведения домашнего хозяйства.
Одной из функций семьи (или "домашнего хозяйства") продолжает оставаться домашний труд – те задачи в домашнем хозяйстве, выполнение которых необходимо для его поддержания изо дня в день (приготовление пищи, уборка, забота о детях и присмотр за больными и пожилыми).
Домашнее разделение труда, то есть распределение домашних задач между мужчинами и женщинами, отличается особым неравенством, женщины несут на себе гораздо большее бремя. В индустриально развитых обществах произошли существенные изменения такой функции семьи, как ведение домашнего хозяйства: 1) механизация домашнего хозяйства (широко используются стиральные, швейные и посудомоечные машины, газовые и электрические плиты, личные автомобили, компьютеры и т.п); 2) обобществление некоторых процессов (стирка, приготовление пищи, ремонт квартиры, одежды, домашних приборов, проезд, уход за детьми: услуги кафе, баров, ресторанов, изготовления полуфабрикатов, прачечных, химчисток, ремонтных фирм, обществего транспорта, дошкольных учреждений); 3) переход ряда функций от женщины к мужчине; 4) сокращение времени пребывания женщины в доме из-за роста занятости женщин в общественном производстве (учатся или работают вне дома свыше половины женщин в США, до 90% женщин в России).
Супружеская роль – задачи мужа и жены в домашнем хозяйстве. Э.Ботт в вышеуказанной работе «Семейная и социальная сеть» (1957) проводит различие между обособленными супружескими ролями, в которых у мужа и жены совершенно разные задачи дома, и совместными, когда их задачи являются более или менее сходными. Обособленные супружеские роли связаны с плотной сетью друзей и родственников, которые поддерживают мужа и жену в их отдельной деятельности дома, на работе и в свободное время. Совместные роли связаны обычно с отсутствием какой-либо подобной сети из-за роста мобильности[234].
Значительные перемены произошли в репродуктивной функции семьи. В расширенной семье на брак приходилось в среднем девять рождений. Сейчас этот показатель равен примерно двум. Уменьшилась продуктивность браков, господствует малодетная модель семьи (удельный вес таких семей в России - 80% семей).
Для воспроизводства населения важен средний возраст вступления в первый брак. В традиционном обществе браки были практически обязательными. Вступали в брак в 14-15 лет, браки заключались по сватовству и сводились к переходу женщины из одной семьи в другую. В настоящее время вступление в брак предполагает создание собственной семьи. Средний возраст первого вступления в брак в развитых странах постоянно снижался на протяжении большей части этого столетия, но начиная с 1970-х гг. он снова возрос[235]. Расширились размеры совместной жизни до брака, что привело к росту внебрачных рождений: в настоящее время в Республике Татарстан вне брака рождается каждый четвертый ребенок, а в городах Казани, Набережные Челны удельный вес внебрачных детей в общем числе рождений составляет около 30%[236].
Одной из функций семьи является социализация детей, которая несет правовую и моральную ответственность не только за здоровье детей, но и за их воспитание. Семья – главный агент социализации, именно здесь дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых (общение, познание, труд и личный пример, оценка реального поведения, поощрение и наказание). Эффективность семейного воспитания зависит от таких характеристик семьи, как ее состав (полная-неполная), психологический климат, ценностные ориентации и личный пример родителей, уровень их педагогических знаний и навыков, время и характер общения с детьми. Дети в семье являются не столько потенциально-материальным ресурсом, потенциальным источником благ и привилегий, сколько эмоциональной ценностью. Часть этой функции взяли на себя школа, СМИ, подростковая среда, улица, но семья продолжает играть решающую роль в формировании интеллектуальных способностей детей, навыков содержательного общения и культурной речи, логики мышления и правил повседневного этикета. (Есть и негативная информация: по данным социологических исследований, до 20% современных семей не способны полноценно выполнять свои общественные функции).
Семья также выполняет специфическую функцию комплексного воздействия на формирование личности не только детей и молодежи, но и взрослых, обеспечивая им эмоциональный комфорт и психологическое здоровье. В противном случае она служит средой, воспроизводящей проявления девиантного поведения.