Тема №10. Прикладная социология
Социологическое исследование и его виды. Роль и структура программы социологического исследования. Разновидности социологического опроса: анкетирование и интервью. Документ как источник социальной информации. Традиционный и формализованный методы анализа документов. Специфика социологического наблюдения. Социальный эксперимент: особенности и сфера применения.
Тема №11. Современное общество и глобализация
Сущность процесса глобализации. Глобальное сообщество. Мировые империи. Мировая экономическая система. Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции, и развития. Цивилизация. Теория локальных цивилизаций. Современное общество как форма глобальных социокультурных изменений. Политические реформы и модернизация общества. Мировой терроризм. Избыток населения. Мировая эксплуатация. Развитие научно – технического прогресса, средства транспорта, связи и информации в глобальном пространстве. Конкуренция национальных государств в глобальной политической системе. Борьба США за мировое господство.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов 2 курса дневной формы обучения
направление подготовки «Юриспруденция»
Темы | Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Самостоятельная работа |
Введение в социологию. Теория познания социума | ||||
Тема 1. Социология как наука. Основные этапы ее развития | ||||
Тема 2. Возникновение и развитие социологии | ||||
Тема 3. Общество как социокультурная система | ||||
Тема 4. Социология личности | ||||
Тема 5. Социальная структура | ||||
Тема 6. Социальные общности, группы и организации | ||||
Проблемы взаимодействия между личностью и обществом | ||||
Тема 7.Социальные отношения | ||||
Тема 8. Методы и техника сбора социологической информации | ||||
Тема 9. Социология конфликта | ||||
Тема 10. Прикладная социология. | ||||
Тема 11. Современное общество и глобализация | - | |||
Всего часов |
Методические рекомендации по
подготовке к семинарским занятиям
Семинар - форма группового обучения, применяемая для коллективной проработки тем учебной дисциплины, при которой студенты, курсанты, слушатели обсуждают сообщения, доклады и рефераты.
Для достижения эффективности семинарских занятий по учебной дисциплине «Социология» необходимо проводить их с элементами дискуссии. На семинаре теоретические знания, которые получают курсанты, студенты, слушатели в ходе лекций и самостоятельной подготовки к занятиям, расширяются и систематизируются.
Необходимым методическим условием успешного проведения семинарских занятий является умение объединить выступления курсантов, студентов, слушателей по их желанию с выступлениями по предложению преподавателя. На семинаре важно обговаривать не только те вопросы, которые обозначены планом, но и те которые являются наиболее важными и сложными. Также необходимо использовать такие активные элементы и интерактивные технологии, как ответы на проблемные вопросы, метод «мозгового штурма», дебаты, ролевые игры.
Семинар решает следующие задачи:
во-первых, помогает студентам, курсантам, слушателям овладеть научной терминологией и свободно оперировать ею;
во-вторых, в результате самостоятельной работы с литературой и другими источниками, семинар способствует более глубокому пониманию, закреплению и полному усвоению материала, полученного на лекции;
в-третьих, учит студента, курсанта, слушателя использовать полученные на лекциях знания и материалы научных исследователей;
в-четвертых, формирует научное мировоззрение и твердые личные убеждения, развивает общую культуру и речь, умение аргументировано отстаивать и доказывать свою точку зрения;
в-пятых, контролирует содержание, глубину и систематичность самостоятельной работы студента, курсанта, слушателя и дает возможность оценить сильные и слабые стороны в подготовке.
С целью подготовки к семинарскому занятию студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой;
- рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
- выделить проблемные вопросы;
- сформулировать собственную точку зрения;
- предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Самостоятельная работа с литературой при подготовке к семинарскому занятию предполагает ведение записей, которые раскрывают содержание вопросов плана занятия:
развернутый план – каждый из пунктов плана раскрывает одну из сторон выбранной темы, а все пункты в комплексе охватывают тему в целом;
заметки – эта форма используется во время прочтения книг, брошюр, журналов. Суть данной работы состоит в том, чтобы на основании прочитанного выделить и выписать наиболее существенное.
выписки – это сжатое изложение текста в форме утверждений или отрицаний. Выписки готовят после предварительного ознакомления с текстом, при повторном его прочтении. Тезисы, как правила являются близкими к тексту, однако не повторяют его. Вместе с выводами и обобщениями в них могут быть также доказательства, иллюстрации, пояснения. В тезисах могут быть представлены и пояснения автора и логика авторской мысли.
конспект – это одна из общеизвестных, широко распространенных среди студентов форма записей. Конспектирование может осуществляться тремя способами:
- цитирование (полное или частичное) основного лекционного материала;
- передача основных мыслей «своими словами»;
- смешанный вариант.
В конспекте сосуществуют и дополняют друг друга две стороны:
1) Документальность, приближенность к словам лектора, к тексту источника, который изучается;
2) Запись собственных мыслей, творческие выводы, обобщения. Конспект может быть текстуальным или тематическим.
Разница между двумя формами конспекта состоит в том, что текстуальный конспект состоит из отдельных авторских цитат, посвящен конкретной лекции и используется для работы с первоисточником.
Суть тематического конспекта состоит в необходимости освещения какого-либо определенного вопроса из нескольких источников. Данная форма конспекта помогает анализировать и всесторонне обдумывать заданную тему и анализировать разные точки зрения на один и тот же вопрос.