Классификация потребностных диспозиций и ролевых ожиданий
Эталонные переменные являются инструментом для классификации диспозиций потребностей и ролевых ожиданий, которые, как было указано выше, являются центром как личности, так и социальной системы. Прежде чем мы перейдем к классификации этих единиц, наверное, будет резонно кратко рассмотреть способы локационного и ин-тегративного фокусирования, как оно существует в системе отсчета теории действия. Мы должны сказать, что системы действия — как акторы, так и социальные объекты — могут быть и личностями, и коллективами: те и другие являются абстракцией от одних и тех же конкретных действий. Различные способы абстрагирования использованы в разведении этих двух систем, поскольку непосредственно из наблюдения следует, что личности и коллективы имеют различные способы локационного и интегративного фокусирования. Интегративное фокусирование — это, в некотором смысле, принципы абстрагирования, используемые при размещении или ограничении системы: так, индивидуальный организм — интегративный фокус социальной системы. Интегративное фокусирование, следовательно, используется для абстрагирования самой социальной системы от всей сферы потенциальных социальных проблем.
Локационное фокусирование, с другой стороны, дает первичные единицы, используемые для анализа системы действия в ее элементах или частях. Локационное фокусирование личностных систем — это диспозиции потребностей. Система личности — в определенном смысле — формируется из различных диспозиций потребностей: каждая из них обеспечивает удовлетворение тех или иных потребностей системы личности. Диспозиции потребностей соответствует ряд конкретных ориентации. Другими словами, диспозиция потребностей — это сущность, получаемая в результате логических рассуждений; она получается в результате осмысления последовательности, наблюдаемой в выборе и катексисе, проявляющейся в широком круге разнообразных ориентации. Таким образом, когда мы говорим о диспозиции потребностей, иногда кажется, что мы говорим о какой-то реальной сущности, причинно контролирующей большое разнообразие ориентации и представляющей их содержание; в других случаях оказывается, что мы говорим о последовательном ряде ориентации (абстрагируемом на основании этой постулируемой сущности) как таковом. Логики могут указать нам, что это — обычное использование понятий как взаимозаменяемых: с одной стороны, выводимая в результате рассуждений сущность, постулированная на основании ряда данных и, с другой — этот ряд данных сам по себе. Эта постулируемая сущность в определенном смысле — сокращенное выражение для ряда данных, на основании которых она выведена.
Локационный центр социальной системы — роли или ролевые ожидания. Социальная система в определенном смысле состоит из разнообразных ролей или ролевых ожиданий; каждая из них обеспечивает удовлетворение тех или иных потребностей социальной системы. Роли, так же, как и диспозиции потребностей, соответствует ряд ориентации; роль или ролевое ожидание — это сущность, выводимая точно таким же образом, как и диспозиция потребности. Каждая ориентация, соответствующая постулату, — одна из функций роли (которая частично контролирует ее), диспозиции потребностей (которая также частично ее контролирует), а возможно также и других факторов, не указанных здесь45. Когда ориентации сгруппированы (или абстрагированы) в соответствии с диспозицией потребностей, которая их обусловливает, и в соответствии с индивидуальным организмом, который обладает этой диспозицией потребностей, мы имеем дело с системой личности. Когда ориентации сгруппированы по ролям или ролевым ожиданиям, обусловливающими их, и в соответствии с группой взаимодействующих лиц, которым они принадлежат, мы имеем дело с социальной системой.
Далее, поскольку ни одна из этих более глубоких переменных (локационный центр и проч.) не оказывает другого эффекта за исключением влияния на ориентацию действия (которое не обязательно бывает сознательным или рациональным) и поскольку все ориентации имеют тенденцию представлять не только локационный центр как социальной так и личностной системы, будучи их составными частями, но также ценностные эталоны (которые, будучи интернализованными, становятся глубинными переменными, подобными диспозициям потребностей и ролевым ожиданиям), ни диспозиции потребностей, ни ролевые ожидания не оказывают воздействия вне связи их с определенными ценностными ориентациями, с которыми они оказываются последовательно связанными (по крайней мере в том смысле, что как те, так и другие обусловливают одни и те же ориентации в определенный момент времени). Следовательно, при рассмотрении личностей или социальных систем как первичных единиц для абстрагирования диспозиций потребностей или ролевых ожиданий, мы можем представлять ценностно-ориента-ционные компоненты этих ориентации, сгруппированные таким образом, что они становятся ценностно-ориента-ционными компонентами самих диспозиций потребностей или ролевых ожиданий. Следовательно, мы получаем возможность классифицировать диспозиции потребностей и ролевые ожидания с точки зрения тех ценностных ориентации, с которыми они имеют тенденцию связываться.
45 Как будет показано далее, каждая ориентация зависит в определенном смысле от ценностных эталонов, которые частично обусловливают ее. Кроме того, каждая ориентация в какой-то части своей зависит от объектной ситуации личности.
В принципе, следовательно, каждая конкретная диспозиция потребностей46 личности, или каждое ролевое ожидание социальной структуры, включает определенную комбинацию ценностей пяти эталонных переменных. Совмещенная классификация каждой из пяти с каждой другой, образующая таблицу из тридцати двух клеток, дает, при условии, что список эталонных переменных является исчерпывающим, классификацию основных ценностных эталонов. Интернализованные в систему личности, эти ценностные эталоны служат отправной точкой для классификации возможных типов диспозиций потребностей; институциализированные в систему социального действия они дают классификацию компонентов определений ролевых ожиданий47.
46 Термин «диспозиция потребностей», используемый здесь, всегда включает ряд диспозиций по отношению к объектам. Абстрагированное от объектов, это понятие становится эллиптическим. Только для того, чтобы избежать еще большей громоздкости термина, здесь обычно не употребляется более сложное выражение: «диспозиция потребностей по отношению к объекту». Однако такие диспозиции потребностей и отдельные объекты, их удовлетворяющие, необычайно разнообразны. Механизм субституции связывает диспозицию потребностей с различными объектами, которые на самом деле не удовлетворяют ее.
47 Классификация диспозиций потребностей и ролевых ожиданий в соответствии с ценностными эталонами — это только часть более широкой проблемы классификации диспозиций потребностей и ролевых ожиданий. В общую картину должны быть включены другие компоненты действия, прежде чем удастся получить классификацию, релевантную и адекватную для проблемы анализа этих систем. Например, один ряд факторов, входящих в диспозиции потребностей, — компоненты, обусловленные конституцией организма, — совершенно эксплицитно и преднамеренно были исключены из настоящего анализа. Поскольку же они являются существенными для адекватной классификации элементов диспозиции потребностей личности, эта классификация, проведенная в рамках эталонных переменных, с очевидностью требует доработки.
Следует пояснить, что такая классификация ценностных компонентов диспозиций потребностей и ролевых ожиданий с точки зрения эталонных переменных — первый шаг к конструированию динамической теории систем действия. Для того, чтобы достигнуть эмпирического значения, эта классификация должна быть связана с функциональными проблемами развития систем действия48.
И наконец, прежде чем перейти к проблемам самой классификации, следует указать, что логически возможные комбинации эталонных переменных, по-видимому, не все имеют одинаковое эмпирическое значение. Тщательный анализ их включенности в огромное разнообразие феноменов показывает, что все они являются действительно независимыми переменными для определения контекстов и что схема не заключает в себе никаких тавтологий. Тем не менее, существуют некоторые тенденции к тому, что определенные комбинации образуют друг с другом как бы узлы. Невозможность любого произвольного распределения комбинаций и эмпирических трудностей и, наконец, даже сама невозможность реализовать некоторые комбинации в системе действия обязательно будут ставить важные динамические проблемы.
48 Это значит прежде всего, что мотивационные процессы действия должны быть проанализированы не как процессы, с точки зрения законов, ими управляющих, а как механизмы - с точки зрения значения их результатов для функционирования тех систем, частью которых они являются. Попытка сделать это и будет предпринята в своем месте. Следует отметить, что необходимые конституциональные факторы, которые в данной схеме были рассмотрены как остаточные, найдут свое место в ряду функциональных требований систем.
Классифицируя диспозиции потребностей и ролевые ожидания, мы должны приступить к делу составления совмещенной классификации таблиц, указанных выше. При конструировании этих таблиц мы нашли, что определенные дихотомии эталонных переменных имеют большее значение с точки зрения диспозиций потребностей (и следовательно систем личности). А некоторые другие дихотомии эталонных переменных имеют большее значение для ролевых ожиданий (и следовательно, для социальных систем). Более того, эталонные переменные, более важные для классификации диспозиций потребностей, — не те же самые, которые важны для классификации ролевых ожиданий; в действительности, эти два набора более или менее взаимодополнительны; те, которые имеют большее значение для диспозиций потребностей, имеют меньшее значение для ролевых ожиданий, и наоборот.
Только одна эталонная переменная оказывается одинаково приложимой как к диспозициям потребностей, так и к ролевым ожиданиям — это переменная ориентации на себя — ориентации на коллектив (номер второй в списке). Из других четырех первая: эффективность — аффективная нейтральность и пятая: специфичность — диффуз-ность оказываются важными преимущественно для диспозиций потребностей. Третья: универсализм — партикуляризм и четвертая: качество — результативность важны главным образом для ролевых ожиданий.
Схемы 3 и 4 представляют формальную классификацию типов ориентации диспозиций потребностей и ориентации ролевых ожиданий, соответственно. В том и другом случае ради простоты эталонная переменная, имеющая дело с распределением частных и коллективных интересов и ценностей, опущена. Эта переменная занимает, как мы увидим, особое место в интеграции системы в целом, и она — единственная, полностью симметричная для обеих диаграмм. Поэтому и возможно ее здесь опустить и ввести тогда, когда личностная и социальная системы будут рассматриваться более детально.
Характеристики каждого из типов в клетках главной диаграммы и иллюстрация в дополнительных показывают, что каждая из клеток имеет эмпирический смысл. Конкретные феномены можно без труда привести в качестве иллюстраций. Эти две схемы упорядочены не идентичным образом. Схема 3 делает свой вклад в четыре главных «блока» посредством совмещенной классификации четвертой и пятой эталонных переменных, в то время как Дальнейшее подразделение внутри каждого из блоков — результат совмещенной классификации других двух переменных: универсализм — партикуляризм и качество — Результативность. В схеме 4 четыре главных блока — Результат совмещенной классификации переменных: Универсализм-партикуляризм и качество—результативность, в то время как дальнейшее подразделение внутри главных типов совершается посредством наложения классификаций переменных: эффективность — аффективная нейтральность и специфичность — диффузность. Эталонная переменная: ориентация на себя — ориентация на коллектив не включается в симметричную ассим-метрию этих основных классификационных таблиц и опускается.
Обсудим теперь те резоны, по которым пара эталонных переменных, важных для личности, является дополнительной по отношению к паре переменных, важных для социальных систем. Личностные системы, как мы уже отмечали, — это по преимуществу констелляции диспозиций потребностей. Основные проблемы, связанные с потребностными диспозициями и ориентациями, от них зависящими, это: 1) в плане ориентации — разделение объектных ориентации по главному вопросу: позволяет ли диспозиция потребностей себя оценивать. Метафорически можно так задать вопрос: взаимодействует ли данная диспозиция с другими диспозициями в системе мирным путем? Если она позволяет оценивать себя, то она взаимодействует мирным путем, если она отвергает оценку, она соперничает со всеми другими или организм не может осуществить над ней эффективный контроль; 2) в плане объекта вопрос состоит в том, является ли данная диспозиция потребностей, опосредующая достижение любого данного объекта, частичной (представляющей, может быть, неполный отрезок системы биологических влечений или какой-то очень частично осознаваемой мо-тивационной системы) или она является сложной интеграцией многих влечений и мотивов в одну диффузную и комплексную диспозицию потребностей, которая может проявляться во многих различных ситуациях и условиях. Эти две проблемы первичны, потому что они касаются большей части основных аспектов отношений, возникающих между диспозициями потребностей; так, выбор из различных диспозиций потребностей по указанным проблемам в определенном смысле формирует природу данной личностной системы.
Социальные системы, как мы уже сказали, — это по преимуществу констелляции ролей или ролевых ожиданий. Первичные проблемы, связанные с ролевыми ожиданиями и ориентациями, которыми они обусловливаются, следующие. 1. В плане ориентации вопрос заключается в том, основываются ли взаимные ролевые отношения одних ролей по отношению к другим (или к ролевым ожиданиям, определяющим роль) на познавательных или на различительных эталонах. (Если данная роль связана с другой ролью на основании познавательных эталонов, то ее главные характеристики не определяются ее специфическими отношениями с другими социальными объектами; и тогда ее характеристики не изменяются значительно в зависимости от характеристик тех «других », с которыми она взаимодействует.) 2. В плане объекта вопрос заключается в том, связана ли данная роль с другими ролями на основании деятельностных или качественных характеристик ее носителя. Эти две проблемы первичны, потому что они касаются большей части основных аспектов взаимоотношений, которые имеют место между ролями; таким образом выбор ролей (или исполнителей ролей) в соответствии с данными проблемами в определенном смысле формирует природу данной социальной системы.
Сейчас необходимо обратиться к схемам 3, За, 4 и 4а. Схема 3 представляет главную классификацию диспозиций потребностей; т.е. в соответствии с переменными эффективность — аффективная нейтральность и специфичность — диффузность. Схема За представляет совмещенную классификацию, в которой к помещенным на схеме 3 добавлены еще две переменные вторичного значения для личности: универсализм — партикуляризм и качество — результативность. Схема 4а представляет совмещенную классификацию, состоящую из той, которая помещена на схеме 4 с добавлением двух переменных, имеющих вторичное значение для системы социальной: эффективность — аффективная нейтральность, и специфичность — диффузность.
Схема 5 иллюстрирует «симметричную асимметрию», указанную выше. Она выявляет, что аффективность — аффективная нейтральность и специфичность — диффузность имеют самое непосредственное применение к проблеме мотивационной ориентации, и следовательно — к системе, образуемой мотивационными единицами, и что универсализм — партикуляризм и качество — результативность наиболее прямо относятся к проблеме ценностной ориентации, а следовательно — к системе, образуемой единицами, устанавливаемыми с помощью социальных ценностей и норм (т.е. системы ролей и ролевых ожиданий). Наконец, она демонстрирует, что переменная: ориентация на себя — ориентация на коллектив применима к проблемам как мотивационным, так и ценностно-ориентационным, а следовательно, как к личностной, так и к социальной системе.
Для того, кто ознакомился с диаграммами, дальнейшие объяснения не нужны. Дальнейшее изложение начинается в следующем разделе. Для того, кто интересуется общим очерком, а не детальным разбором нашей теории, имеет смысл прямо переходить к этому разделу. Для того же, кто желает такого разбора, мы добавляем краткое описание этих диаграмм.
Четыре главных типа (приведенных на схеме 3) диспозиций потребностей — это варианты установки актора по отношению к любому объекту, привлекающему его, дифференцируемые далее с помощью «объема» этой привязанности актора к объекту. Два из этих типов (клетки I и III) представляют потребности актора в прямом удовлетворении с помощью специфической или диффузной привязанности его к объекту. Для первого характерно специфическое отношение к объекту (т.е. объект для удовлетворения голода или сексуальной потребности). Для другого привязанность диффузна и включает в себя большое количество систем действий <<эго» по отношению к объекту. Связь с объектом охватывает как восприятие установок объекта, так и наличие взаимно с ними связанных собственных установок по отношению к объекту. Впрочем, отсутствие взаимности в этой структуре реакции диспозиции потребностей и ответа на нее (который опосредует связь) на практике весьма часто.
Таким образом, здесь представлена главная проблема динамического анализа личностной и социальной систем. Ее следует анализировать с помощью введения других переменных в дополнение к тем, которые только что были рассмотрены.
Другие два главных типа диспозиций потребностей (клетки II и IV) связаны с менее непосредственным, менее интенсивным в положительно-аффективном отношении удовлетворением. Для них более значима схема ценностных эталонов. В случае специфичности удовлетворения диспозиция потребностей дисциплинирована сильнее: привязанность, становящаяся потребностью, — это привязанность к специфическому качеству или деятельности. Здесь также существует взаимозависимость реакции и ответа на нее. Диспозиция потребностей направлена на одобрение качеств или деятельностей другого лица и одобряется «другими» за собственные качества или деятельности ее носителя в соответствии с определенными специфическими ценностными эталонами (которые интернализованы личностью). В случае диффузности привязанность, становящаяся потребностью, — это привязанность к человеку в целом; потребность тогда — это потребность в уважении со стороны другого на основании конформности к ряду эталонов, применяемых к человеку в целом, и в потребности уважать других за их конформность к тем же эталонам. Следует подчеркнуть, что катексис, который в этом случае является основным, относится к обеим фазам: к любви и любимому объекту, к уважению и к уважаемому объекту и т.д.
Комментируя эту упрощенную систематическую классификацию диспозиций потребностей, мы должны несколько вернуться назад и посмотреть, каким образом она получена, затем привести примеры и указать, что должны существовать различные виды диспозиций потребностей, потом, вероятно, показать, как эти диспозиции потребностей формируются внутри личности. Однако в таком изложении, как здесь, мы не можем осветить все эти ступени полностью. Достаточно будет
сказать, что эти категории выведены из наших основных категорий действия с помощью эталонных переменных. Мы старались сделать отдельные ступени этого выведения явными. Что касается примеров, то мы не будем входить здесь во все специфические виды потреб-ностных диспозиций, которые можно вывести из наших категорий; можем указать только, что существуют такие потребности как: ощущать определенные установки других людей и отвечать другим также определенными установками. На вопрос о том, как «эго>> приходит к тому, что начинает интересоваться установками любви, уважения, одобрения и др., которые «другой» направляет ему (и которые «эго» направляет «другому»), мы должны ответить, что существует ка-тексическая сенситивностъ к установкам других, которая развивается в процессе социализации. Ребенок учится потребности в любви, одобрении и уважении со стороны других, и в том же смысле он обучается потребности любить, одобрять или уважать других с помощью идентификации. В несколько иной форме то же самое можно сказать и о потребности специфической привязанности к объектам как непосредственным источникам удовлетворения. Существуют, вероятно, физические компоненты всех этих потребностных диспозиций, в соответствии с которыми они могут быть (либо уже) классифицированы. И, разумеется, они изначально могут быть выведены генетически из органических источников, заключающихся в зависимости ребенка (от взрослых) — его потребностей как биологического организма, но в своем функционировании в качестве частей системы диспозиций потребностей они приобретают далеко идущую функциональную автономию в форме системы личности.
Основная причина того, что схема 4 сконструирована из эталонных переменных, опущенных в схеме 3, уже была указана. Мы можем несколько расширить объяснение. Системы личности — это по преимуществу системы диспозиций потребностей; главные же проблемы относительно диспозиций потребностей (которые всегда управляют ориентациями актора по отношению к объектам), когда мы имеем дело с системой таковых, это: 1) интегрированы ли указанные диспозиции потребностей более или менее гармоническим образом с другими диспозициями потребностей данной системы; 2) соотносятся ли данные диспозиции потребностей с другими частями данной системы диффузным образом или же более или менее специфично, отсекая другие аспекты данной системы, частью которой они являются. Следовательно, при описании наиболее важных диспозиций потребностей первично релевантными эталонными переменными будут: 1) те, которые выведены из проблемы — принимается ли в расчет оценка (интегрированы ли диспозиции потребностей, о которых идет речь, с другими) и 2) те, которые выводятся из проблемы — придается ли объекту диффузное или специфическое значение (насколько включена диспозиция потребностей, опосредующая связь с объектом, в систему действия «эго»).
Социальная система — это по преимуществу система ролей. Изначальные проблемы, связанные с ролями (которые управляют взаимными отношениями индивидов внутри социальной системы), если мы имеем дело с системой таких ролей: 1) интегрирована ли данная роль с другими ролями на основании универсалистических или партикуляристических принципов организации; 2) определены ли данные роли — и, следовательно, соотносятся ли они друг с другом — с учетом качеств или результативности, характеризующих их исполнителей. Следует напомнить, что вопрос о том, какая роль связана с тем или иным аспектом, чаще всего зависит от ценностных эталонов, институционализированных в данной социальной системе. Отсюда: эталонные переменные наиболее релевантные для описания нормативных моделей, управляющих ролями (т.е. ролевыми ожиданиями) это качество — результативность и универсализм — партикуляризм. Четыре главных типа ролевых ожиданий представлены в четырех клетках схемы 4. Схема 4а сконструирована посредством дальнейшего наложения классификаций для каждого из основных типов ролевых ожиданий. В схеме 4 классифицировались только главные ценностно-ори-ентационные компоненты ролевых ожиданий и наиболее выразительные из них, а не сами конкретные роли как таковые.
Эти две диаграммы в несколько иной формулировке создают, таким образом, классификации конфигураций альтернатив для выборов, которые формируют системы ценностных ориентации как таковых. Это компоненты «моделей культуры». Опять-таки следует подчеркнуть, что это классификации наборов компонентов систем ценностной ориентации, а не тип самих этих систем. Типы систем образуются из таких констелляций, когда они связываются с более конкретными «проблемами», представленными в ситуациях действия. Все эти и связанные с ними вопросы будут рассмотрены при анализе систем ценностной ориентации в главе III. 49
49 Существует одно следствие, вытекающее из приведенного выше обсуждения, которое, вероятно, следует отметить здесь для дальнейшего анализа. Симметричная асимметрия, которая обсуждалась выше, предполагает различие между последовательным фокусированием ценностно-ориентацион-ной системы личности и связанной с нею социальной системы (схема 5). Система личностных ценностей должна организовываться преимущественно вокруг мотивационных проблем актора, таких, как разрешение и ограничение, и степени значимости объектов. Эталоны отношений между лицами, за исключением тех, которые основываются на заинтересованности, концептуально вторичны, хотя, разумеется, они могут интегрироваться с первичным фокусом. Система социальных ценностей, с другой стороны, должна чаще организовываться вокруг проблем выбора между типами нормативных эталонов, которые управляют отношениями между индивидами, и аспектами этих индивидов, которые являются определяющими для их социального статуса и роли. Асимметрия может быть исключительно важна при определении отношений между исследованием культуры и личности, с одной стороны, и культуры и общества — с другой. Схема 5 представляет схематическое отношение эталонных переменных мотивационной ориентации, с одной стороны, и ролевых ожиданий — с другой. Вторая эталонная переменная: ориентация на себя — ориентация на коллектив относится как к тому, так и к другому и не является центральной ни там, ни там.