Типы ролей, дифференциация и интеграция социальных систем
Структурные роли социальных систем, подобно структурам потребностей-предрасположений системы личности, должны быть ориентированы на ценностные эльтернативы. Вполне естественно, что выбор всегда принадлежит индивиду, но в социальной системе этот выбор не может осуществляться индивидами произвольно. В самом деле, один из наиболее важных функциональных принципов сохранения социальной системы состоит в том, что ценностные ориентации различных акторов, включающихся в одну и ту же социальную систему, в какой-то мере должны быть интегрированы в единое целое общепринятым способом. Все действующие социальные системы действительно обнаруживают тенденцию к формированию единой системы общепринятых культурных ориентации. Общность ценностных ориентации особенно существенна и важна, хотя очень важным детерминантом устойчивости социальной системы является также согласие относительно систем идей и экспрессивных символов.
Диапазон вариаций и способ распределения ролей в социальной системе не являются ни параллельными, ни совпадающими с диапазоном вариаций и распределением типов личности акторов, исполняющих эти роли. Ясно, что действительное функционирование структуры ролей как действующей системы возможно в конечном счете только потому, что участвующие в ней личности мотивированы действовать необходимым образом и достаточному числу индивидов обеспечивается достаточное удовлетворение в данной или же в более обширной системе ролей. Существуют функциональные императивы, ограничивающие степень несовместимости возможных видов ролей в одной системе действия; эти императивы в конечном счете связаны с условиями сохранения общей действующей социальной системы, для которой характерны наиболее существенные из этих ролей. Социальная система, как и личность, должна быть организованной системой, а не просто случайным набором компонентов.
Как и в случае личности, функциональные проблемы социальной системы могут быть выражены как проблемы размещения и интеграции. В любой системе действия всегда существует дифференциация функций внутри этой системы, следовательно, должно быть и соответствующее размещение таких функций по различным классам ролей; роли должны быть организованы для вы-
полнения задач, требующих сотрудничества и дополняющих друг друга действий. Человеческая жизнь ограничена, а поэтому в системе ролей, если эта система продолжает функционировать, постоянно должен идти процесс замещения личного состава. Более того, и возможности, необходимые для осуществления функций и вознаграждения, столь важные для мотивации индивидуальных акторов, не могут не быть дефицитными. И если бы их размещение осуществлялось в ходе нерегулируемого процесса конкуренции, оно сопровождалось бы тяжелой фрустрацией и конфликтами. Регулирование всех этих процессов распределения и выполнения функций, благодаря которому система или подсистема продолжает действовать достаточно интегрированно, невозможно без некоторой системы, определяющей роли и санкции за конформность или отклоняющиеся действия. С развитием сложной дифференциации в социальной системе возникают роли и подсистемы ролей, специфичные для интегративных функций данной системы.
Такое определение функций, распределение и интеграция ролей, личного состава, возможностей и вознаграждений в социальной системе предполагают процесс выбора по эталонам оценивания, которые применяются к характеристикам объектов (индивидуальных и коллективных). Все это не означает, что некто намеренно вырабатывает «план» социальных систем. Но, как и в других типах систем действия, невозможно, чтобы осуществляемые акторами выборы были случайными и в то же время образовывали хорошо организованную и функционирующую социальную систему. В этом смысле можно считать, что структура социальной системы — кумулятивная и итоговая результирующая большого числа выборов, совершаемых многими индивидами, которая стабилизируется и поддерживается институционализацией ценностных эталонов, узаконивающих совершение выбора в определенных направлениях и мобилизующих санкции Аля поддержки таких результирующих ориентации.
Образцы действия, которые в виде институциональных ролевых ожиданий включают в структуру социальной системы, по меньшей мере в одном функциональном аспекте своего содержания (а именно, в плане определения прав и обязанностей) идентичны с обсуждавшейся выше культурной ценностной ориентацией. Последняя в форме общего морального согласия относительно прав и обязанностей является поэтому фундаментальным компонентом структуры социальной системы. Структурные различия между социальными системами зачастую обнаруживаются как различия в содержании и уровне этого согласия.
Хотя моральное согласие по поводу эталонов ценностных ориентации само по себе обеспечивает стандарты и устанавливает пределы, регулирующие размещение функций, все же должны существовать и институциональные механизмы, с помощью которых принимаются и выполняются решения относительно такого размещения. Главную роль в этом процессе играют институциональные роли, наделенные властью и престижем. Причина в том, что власть и престиж обладают всеобщим значением при распределении льгот и вознаграждений. Поэтому распределение власти и престижа, а также институциональные механизмы, которые регулируют это распределение, являются особенно важными для работы социальной системы.
Следовательно, общее необходимое условие интеграции — осуществление контроля за процессами размещения и интеграции одними и теми же или тесно взаимосвязанными ролями и наделение достаточной властью и престижем самих этих ролей и механизмов, регулирующих распределение власти и престижа. И, наконец, важно, чтобы те, кто играет эти роли, при выполнении своих функций по размещению и интеграции были конформны по отношению к существующему ценностному согласию в обществе. Эти роли (исполняемые индивидами или подгруппами) можно считать важными интегративными механизмами общества. Их отсутствие или несовершенство приводят к конфликтам и фрустрации.
Очевидно, что никакая социальная система не бывает ни полностью интегрирована, ни полностью дезинтегрирована. Именно в неинтегрированных секторах, где институциональные роли не дают возможности действовать в соответствии с ожиданиями, или где институционализированные ожидания препятствуют удовлетворению потребностей—предрасположений, или где предохранительные механизмы не обеспечивают снятия напряжений, — именно там следует искать наиболее важный источник изменения и развития.
Любая система интерактивных отношений, объединяющих множество индивидуальных акторов, есть социальная система. Общество28— это социальная система, которая содержит в себе все необходимые предпосылки для существования в качестве самодостаточной системы. Среди наиболее важных из этих предпосылок надо отметить: 1) то, что она организуется вокруг центров территориального размещения и отношений родства, 2) обладает системой для определения функций и размещения льгот и вознаграждений, 3) а также интегрированными структурами, контролирующими эти размещения и регулирующими конфликты и процессы конкуренции.
При институционализации в социальной структуре культурных эталонов, особенно эталонов ценностной ориентации, взаимная интеграция личности, социальной системы и культуры образует полный круг29.
28 Частичные социальные системы, поскольку выяснено их отношение к обществу, в которое они включены, представляют собой законные объекты эмпирических исследований.
29 Хотя, как, вероятно, и каждый из подписавших статью, я предпочел бы видеть отдельные моменты изложенными несколько иначе, существует один вопрос, который оставляет меня более всего неудовлетворенным. Я имею в виду отношение между социальной структурой, социальной системой, ролью и культурой. Многие антропологи (среди них и нижеподписавшиеся) соглашаются сегодня с тем, что в социальном процессе (то есть в процессе взаимодействия) существует элемент, который не определяется культурными образцами и в каком-то смысле не зависит от культуры. Однако тот, кто обладает характерными для антрополога подготовкой, опытом и предубеждениями, почувствует, что в настоящей статье недостаточно полно отражена та степень, в которой роли определяются культурой, социальная структура является проекцией культуры, а социальная система построена на фундаменте эксплицитной и имплицитной культуры. С другой стороны, независимо от моих оговорок я одобряю опубликование статьи в ее нынешнем виде, поскольку убежден, что на теперешней стадии развития социальной науки очень полезно экспериментировать с концептуальными схемами. - Клайд Клакхон.
Такие ценностные эталоны, институционализированные в социальной структуре под действием ролевого механизма, в сочетании с другими элементами организуют поведение взрослых членов общества. В процессе социализации они, в свою очередь, обеспечивают становление структуры нового взрослого члена общества, оформляя пластичность детской личности. Процессы социализации, как это показано выше, зависят от социального взаимодействия. Несомненно, взрослые в своей ориентации на ребенка действуют в рамках ролей в высшей степени институционализированных, и ребенок почти с самого начала приобретает ожидания, которые быстро становятся ролевыми. Впоследствии в рамках сформированных таким образом структур личности взрослые действуют в направлении как поддержания, так и изменения социальной системы и ценностных эталонов, в которых и с помощью которых они живут, а также в направлении изменения и удержания в пределах образца структуры личности своих подрастающих потомков.
Следует иметь в виду, что нами представлена весьма общая и абстрактная схема. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что она не исчерпывает всего богатства и разнообразия человеческого существования. Однако она может помочь анализу его и организации нашего знания о нем.
Представляется вполне очевидным, что набросанные здесь общие контуры систем действия, взаимоотношения их различных элементов и взаимозависимости системных уровней организации этих элементов в значительной степени характерны для современной теории и исследований. Но сложность эмпирического материала настолько грандиозна, что свет нынешних знаний не в состоянии пробить мрак, окружающий неисследованные области. По нашему мнению, прогресс в распутывании этой сложности и в некотором освещении этого мрака зависит, наряду с эмпирическими исследованиями, от более точного и эксплицитного понятийного представления компонентов действия и способов их взаимосвязи.