Взаимодействие и развитие личности
Входящий в систему действия элемент взаимодействия, сочетаясь с рассмотренными выше основными переменными организации поведения, является причиной чрезвычайно сложной дифференциации и организации
социальных систем и систем личности. Взаимодействие является основным процессом, который в своих различных формах и вариантах обеспечивает зарождение того, что на человеческом уровне мы называем личностью и социальной системой. Взаимодействие делает возможным развитие культуры на человеческом уровне и придает культуре ее значимость в детерминации действия.
Социализация
Прежде чем начать анализ системы личности, мы вкратце рассмотрим значение взаимодействия в процессе социализации. Раньше мы ссылались на потребность ребенка в социальных отношениях. Важность этой потребности определяется тем, что ребенок изначально находится в зависимом положении. В результате этой зависимости социально опосредованный контекст социальных отношений, в котором удовлетворяются или не удовлетворяются органические потребности, становится, видимо, столь же важным, как и непосредственное удовлетворение или отсутствие удовлетворения самих органических потребностей. Необычайная чувствительность ребенка к реакциям значимых для него взрослых, в особенности матери, открывает дорогу новым возможностям появления фрустраций и даже травм. Ребенок развивает потребности в соответствующих установках взрослых по отношению к нему. Именно на основе таких новых потребностей человек достигает уровней организации, недоступных животным.
Обучение образцам поведения, принадлежащим культуре взрослых, требует новых типов обобщения, включающих символы, которые абстрагированы от конкретных ситуаций и соотносятся с классами объектов при помощи языка. Для того чтобы научиться обобщать, необходимо отвлечься от некоторых частных привязанностей, весьма важных на ранних стадиях развития. Это замещение осуществляется при помощи такого рода механизма: ребенок формирует социальную привязанность, которая превосходит удовлетворение любой частной органической потребности с помощью объекта. Такая привязанность позволяет ребенку отказываться от удовлетворения более
ранних типов и приобретать новые привязанности, которые, несмотря на то, что затрудняют получение прежних удовлетворений, обеспечивают положительные реакции со стороны значимого социального объекта. Усвоение обобщения приемлемо для ребенка лишь тогда, когда он чувствует, что взрослые хотят от него совершения определенных действий и что его любят.
Хотя эта проблема до сих пор не ясна, существует некоторое согласие по поводу того, что развитие способности отождествления21 со взрослыми является существенным механизмом процесса социализации. Для нас наиболее значимой характеристикой отождествления в этом смысле является принятие ребенком в релевантных контекстах ценностей взрослого; другими словами, ребенок начинает хотеть для себя того, чего хочет для него взрослый. Остается открытым вопрос, в какой мере ребенку необходимо для этого сформировать некоторый идеальный образ себя как во всех отношениях подобного взрослому (например, в отношении пола, даже если взрослый противоположного пола).
Ценностные ориентации и другие компоненты культуры наряду со специфическими составными частями, включающими культурную традицию в форме навыков, знаний и т. п., передаются следующему поколению. Через процесс социализации системы ожиданий организуются в образцы выбора, эффективным критерием которого является дифференциальная значимость различных альтернатив для баланса удовлетворения—отсутствия удовлетворения. Утверждение, что система действия как система имеет некоторую степень устойчивости, равносильно утверждению, что в ее образцах выбора существуют некоторые устойчивость и постоянство, что является необходимой предпосылкой для развития более высоких Уровней культурного поведения.
21 Хорошо известно, что этот термин используется в разных смыслах. Представляется важным различать: 1) интернализацию ценностей (но не роли) объекта подражания и 2) интернализацию его специфической роли. Хотя существуют другие значения этого термина, эти два представляются наиболее важными для наших целей. В обоих случаях перенимаются ценностные стандарты, а не действия.
В силу зависимости ребенка от взрослого образцы реакций последнего становятся решающими факторами в организации образцов выбора ребенка. Ребенок начинает ориентироваться на желания, в которых для него воплощаются ценности взрослого, и его органические потребности становятся культурно организованными потребностями, оформленными таким образом, что их удовлетворение ищется в направлениях, позволяющих ребенку интегрироваться в эту систему взаимодействия.
Личность как система
Развитие «личности» (или «структуры эго») ребенка следует рассматривать как установление относительно специфичной определенной и устойчивой системы потребностей-предрасположений, выполняющих роль избирательных реакций на альтернативы, предоставляемые ребенку объектной ситуацией или организуемые им для себя путем поиска новых объектных ситуаций и формирования новых целей. Поэтому для связного описания и анализа человеческой личности как системы нужны категории и гипотезы, основанные на четырех основных рядах переменных:
1. Обсуждавшиеся выше основы психологии поведения: мотивация, баланс между удовлетворением и отсутствием удовлетворения, первичные потребности и возможные потребности в социальных отношениях, познание и обучение, так же как и основные механизмы
когнитивного и катектически-оценочного обучения и регулирования. Последние включают исследование таких механизмов обучения, как дифференциация и обобщение, в которых главенствует когнитивный интерес, а также подкрепление, подавление, торможение, замещение,отождествление и имитация, в которых главенствуют катектические или оценочные интересы.
2. Процессы размещения22, посредством которых усилия, направленные на удовлетворение, распределяются между различными доступными объектами и обстоятельствами, а возможности удовлетворения распределяются между различными потребностями-предрасположениями. Эти процессы удерживают конфликт и тревогу в границах, необходимых для нормальной работы системы личности; при нарушении же беспрепятственного хода этих процессов требуется включение в действие специальных механизмов защиты и регулирования.
3. Механизмы защиты и регулирования23, с помощью которых различные компоненты диспозиций потребностей-предрасположений внутренне интегрированы в систему и направлены на объекты.
4. Интеграция различных потребностей-предрасположений в «длящуюся» личность, в какой-то мере способную к самоконтролю и целенаправленным действиям. Характер длящейся личности может быть понят только в соотнесении сравнительно независимых промежуточных уровней интеграции в структуре личности с механизмами регулирования, связывающими эти уровни друг с другом. Органические основания структуры потребностей-предрасположений личности продолжают функционировать в течение всей жизни. Но в силу пластичности человеческого организма они непосредственно детерминируют поведение взрослого человека гораздо меньше, чем поведение многих других биологических видов. Через обучение и опыт взаимодействия они интегрируются с сим
волическими структурами культурных традиций, образуя систему взаимозависимых приобретенных потребностей-предрасположений, многие из которых тесно переплетены с привязанностями к специфическим объектам и со специфическими системами ролевых ожиданий. Структура человеческой личности в высшей степени автономна и социализирована в сравнении со своим физиологическим основанием. Кроме того, личность обычно обладает высокой степенью автономии по отношению к социальной ситуации в любой конкретный момент в том смысле, что изменения социальной ситуации не вызывают полностью соответствующих изменений в системах личностей.
22 Под размещением мы понимаем распределение значимых компонентов внутри системы таким образом, который совместим с функционированием системы в данном состоянии. Термин заимствован из экономики.
23 Под механизмами защиты мы понимаем мотивационные процессы, посредством которых в системе потребностей-предрасположений личности либо разрешаются, либо смягчаются в своих последствиях внутренние конфликты. С другой стороны, механизмы регулирования - это процессы, посредством которых устраняются напряжения в отношениях актора с объектами. Полное разрешение этих конфликтов и напряжений может происходить в процессе нормального обучения, но при неполном обучении действуют специальные механизмы.
Личность и социальная роль
Следует кратко упомянуть об одном очень важном аспекте сочленения личности с социальной системой. Когда организованная система взаимодействия между эго и «другим» становится устойчивой, начинают возникать взаимные ожидания относительно действий и установок каждого из них. Эти ожидания представляют ядра того, что молено назвать ролевыми ожиданиями. «Другой » ожидает, что эго в условиях данной ситуации будет вести себя некоторым довольно конкретным образом или, по меньшей мере, в относительно конкретных границах. Далее реакция «другого » будет различной в зависимости от выполнения или невыполнения его ожиданий — выполнение ведет к вознаграждениям и (или) благоприятным установкам; невыполнение приводит к обратному. В свою очередь эго интерпретирует реакции "другого", наделяя их значениями (не обязательно верно — искажения, конечно, возможны и часто случаются), и эта интерпретация играет роль в формировании следующей стадии его действия по отношению к «другому» (все это, очевидно, происходит и с обратной стороны). Образец ожиданий «других», часто обобщенный таким образом, что включает все эти ожидания по отношению к статусу эго, образует в социальной системе институционализированное24 определение ролей эго в конкретных ситуациях взаимодействия.
24 Под институциопализацией мы понимаем интеграцию ожиданий акторов в релевантную систему взаимодействия ролей при общем нормативном эталоне ценностей. Эта интеграция такова, что каждый предрасположен вознаграждать конформность других по отношению к эталону и, наоборот, не одобрять и наказывать отклонение. Институционализация всегда носит относительный характер - о ней нельзя просто сказать, что она присутствует или отсутствует.
Система потребностей-предрасположений эго может склонять его к (или отклонять от) конформности по отношению к этим ожиданиям. Существует, конечно, много сложных возможностей в диапазоне между предрасположенностью к полной конформности и к резкому отчуждению (т.е. к избеганию конформности, к самоустранению или к бунту). Существует также масса возможностей в диапазоне между предрасположенностью не быть конформным в тех или иных формах и степенях и заинтересованностью в том, чтобы избежать санкций, которые может повлечь неконформность.
Больше того, реакции типа отчуждения или конформности по отношению к институциональным ролевым ожиданиям не исчерпывают всех возможностей. Некоторые акторы обладают богатыми возможностями, принимая содержание институциональных ролевых ожиданий, но одновременно модифицируя их и добавляя к ним нечто новое, добиваться собственных целей и осуществления собственных стандартов. Существуют также такие творческие личности, чьи конформность или отчуждение мотивированы главным образом не потребностью— предрасположением к принятию или отвержению заданных институциональных ролевых ожиданий, а потребностью найти, выработать свой собственный идеал эго и соответствовать ему.
Круг проблем, сосредоточенных вокруг конформности, отчуждения и творчества, является одним из наиболее важных для всей теории действия в силу его связи с проблемами социальной стабильности и социального изменения. Для достижения прогресса в этой сфере важно иметь адекватные понятия как о личности, так и о социальной системе, с тем чтобы можно было анализировать эмпирические конфигурации, в которых сбалансированы интеграция и неинтегрированность25.
25 Хотя можно использовать для анализа некоторых эмпирических конфигураций многие схемы, представленная здесь, по-видимому, имеет то преимущество, что она систематически развертывается на основании элементов ориентации. Это позволяет сформулировать понятия, в которых выявляются моменты концептуального соответствия различных типов систем, а это в свою очередь дает возможность более полно и строго проанализировать эмпирические конструкты.