Теория, методология и философия
Все эти соображения приводят непосредственно к другому кругу проблем. Коротко остановимся на них. Могут спросить, будет ли это исследование только научным, и не погрузится ли оно в опасные воды философии. Конечно, такое рискованное предприятие окажется необходимым, и в определенных местах без него будет трудно обойтись. Поэтому было бы целесообразно сделать несколько общих утверждений относительно отношений этих дисциплин друг к другу и к исследованиям такого типа, как наше. Подобно всем другим утверждениям данной главы, они будут сделаны кратко и без критического обоснования.
Основные характеристики эмпирической науки уже были даны. Отличие науки от всех философских дисциплин является весьма существенным. Это будет видно на любой стадии данной работы. Но это не означает, что эти две дисциплины не являются существенно взаимосвязанными и что каждая из них может позволить себе игнорировать другую. Для целей данного исследования (но не для других) справедливо определить философию как остаточную категорию. Она является попыткой достигнуть рационального осмысленного понимания человеческого бытия методами, отличными от методов эмпирической науки.
Существование важных взаимосвязей между философией и наукой, коль скоро различие между ними установлено, является простой дедукцией из общей природы самого разума. Общий принцип состоит в том, что разум по своей природе стремится к рационально последовательному объяснению всего опыта, находящегося в его границах. Поскольку как к философским, так и к научным положениям привлекается внимание одного и того же разума, то естественна тенденция установления логической согласованности между ними. Отсюда точно так же следует, что в человеческом опыте не может существовать непроходимых перегородок. Рациональное познание является единым органическим целым.
Установленные выше методологические принципы служат каноном, который можно использовать как в этом, так и в других контекстах. Поскольку основное внимание в данной работе сосредоточено на характере и развитии конкретных теоретических систем в науке, рассматриваемых с научной точки зрения, философские вопросы будут затрагиваться лишь тогда, когда они будут приобретать важную роль для этих систем. Обсуждение будет умышленно ограничено только важными философскими вопросами в указанном ограниченном смысле. Но нигде не будет предпринято попытки уклониться от их рассмотрения на том основании, что они являются философскими или «метафизическими» вопросами и, следовательно, им нет места в научной работе. Часто такой подход оказывается легким путем уклонения от решения важных, но запутанных проблем.
Необходимо коротко указать некоторые главные пути, по которым философские вопросы будут втор-
гаться в проблемы данного исследования. Во-первых, несмотря на то, что научное познание отнюдь не является единственным когнитивным отношением человека к своему опыту, оно обладает подлинностью и достоверностью. Это значит, что два ряда дисциплин находятся во взаимной корректирующей критической связи. В частности, материал для доказательства, получаемый из научных источников, наблюдение фактов и теоретические средства из этого наблюдения представляют собой в той мере, в какой это носит научный характер, твердую почву для критики философских взглядов.
Далее, если правильное и имеющее отношение к важным проблемам научное доказательство вступает в конфликт с философскими положениями, эксплицитно или имплицитно присутствующими в исследуемых работах, то это служит указанием на необходимость вникнуть в основу этих взглядов на философском уровне. Цель здесь состоит в том, чтобы установить, в какой степени философские основания являются неопровержимыми и не оставляют другой альтернативы, кроме пересмотра более раннего представления о том, что принято считать достоверным научным доказательством. Нам встретится значительное количество примеров такого рода конфликтов, когда философские идеи вступают в противоречие с существенно важным для данного контекста эмпирическим доказательством. Однако ни в одном из этих случаев невозможно обнаружить убедительные философские основания для того, чтобы можно было отбросить этот фактический материал24.
24 Самым ярким примером является здесь положение позитивистской (в нашем смысле) философии о том, что «цели » не могут быть реальными (не-эпифеноменальными) причинными элементами действия. Эта проблема рассмотрена ниже.
Но эта необходимость критики философских положений с научной точки зрения представляет собой не единственную важную сторону в отношениях двух дисциплин. Любая научная теоретическая система приводит к философским последствиям, не только позитивным, но и негативным. Это не более чем естественное следствие рационального единства познавательного опыта. Столь же истинным является и утверждение, что любая система научной теории строится на философских предпосылках25. Эти предпосылки могут быть различными. Из них особое внимание следует обратить на «методологические» предпосылки. Такие вопросы, как обоснование эмпирической достоверности положений науки, виды процедур, ведущих, исходя из общих оснований, к получению истинного знания и т.д., вторгаются в философские области логики и гносеологии26.
25 Следует отметить, что данные два термина обозначают два аспекта одного и того же явления. Две системы — философия и наука — логически взаимосвязаны. Научные рассуждения приводят нас к философским импликациям. Но поскольку последние не поддаются верификации путем эмпирического наблюдения, то с точки зрения научной системы они остаются допущениями.
26 См. обсуждение методологических вопросов в книге: Scbelting A. von. Мах Weber Wissenschaftslehre, Tubingen, 1934, Sec. I.
В самом деле, не будет преувеличением, если мы скажем, что главной проблемой современной гносеологии, начиная примерно с Локка, был именно вопрос о философских основаниях достоверности положений эмпирической науки. Поскольку вопросы достоверности будут оставаться насущными в течение всего исследования, нельзя без нежелательных последствий пренебрегать их философскими аспектами. Особенно важными эти аспекты будут в одном контексте: нам встретится группа методологических взглядов, которые для удобства, и только для этого, объединяются под названием «эмпиризм». Их общей характеристикой является идентификация значений отдельных конкретных положений науки, теоретических или эмпирических, с научно познаваемой целостностью внешней реальности, к которой они относятся. С их точки зрения, существует непосредственное соответствие между конкретной реальностью, могущей быть познанной при помощи опыта, и научными положениями, и только в силу соответствия имеет место достоверное знание. Иными словами, они отвергают законность теоретической абстракции. Стало уже очевидным, что такой взгляд в основе своей несовместим с точкой зрения на природу и статус теоретических систем, которая является основой всего нашего исследования. Поэтому нельзя избежать обсуждения философских оснований, выдвигаемых для поддержки этого взгляда.
Термином «методология» в данной работе обозначается именно эта пограничная область, существующая между наукой, с одной стороны, и логикой и гносеологией, с другой. Поэтому этот термин относится прежде всего не к «методам» эмпирических исследований, таким как статистика, монографическое исследование, интервью и т.п. Последнее более целесообразно назвать техникой исследований. Методология рассматривает общие27 основания достоверности научных положений и их систем. Как таковая, она не является ни чисто научной, ни чисто философской дисциплиной. Конечно, она является областью, в которой научные системы подвергаются философской критике по поводу оснований их достоверности, но в то же время это и область, где философские аргументы, выдвигаемые в пользу или против достоверности научных положений, подвергаются критике в свете данных самой науки. Если философия имеет значение (implications) для науки, то не менее справедливым является утверждение, что наука имеет значение для философии.
27 В противоположность частным основаниям специфических фактов данной области науки.
Следующий пример проиллюстрирует, что при этом имеется в виду. До Канта обычно ставили гносеологический вопрос: каковы философские основания для того, чтобы считать, что мы имеем достоверные эмпирические знания о внешнем мире? Кант полностью изменил постановку этого вопроса и прежде всего констатировал: фактом является то, что у нас есть такие знания. И только после этого он спрашивал: как это возможно? Хотя ответ Канта может быть не полностью приемлем, его постановка вопроса имела революционное значение. Наличие таких знаний — это факт, известный так же надежно, как любой другой факт эмпирического опыта28. Существование и последствия этого факта должны оставлять главную исходную точку для любого философского рассмотрения оснований достоверности науки.
В этом контексте можно различить три уровня рассмотрения. Прежде всего это собственно научная теория. Мы уже более или менее подробно обсудили ее статус. Она непосредственно связана только с частными эмпирическими фактами и с логическими импликациями положений, включающих эти факты, для других положений, включающих другие факты. Следовательно, собственно теория ограничивается формулированием и логическим связыванием положений, содержащих эмпирические факты, в прямом взаимодействии с наблюдением этих фактов, т.е. с эмпирической проверкой истинности теоретических положений.
Методологическое рассмотрение начинается тогда, когда мы идем дальше этого и спрашиваем, являются ли законными процедуры, при помощи которых проводились эти наблюдения и проверка, включая формулирование утверждений и входящих в них понятий, и способы, которыми делаются выводы из них. Мы спрашиваем, может ли, исходя из общих оснований, независимо от специфического характера конкретных фактов, такая процедура привести к достоверным результатам или же наше впечатление их достоверности иллюзорно. Проверка научной теории на этом уровне является задачей методологии. Отсюда дальнейший путь ведет к философскому уровню рассмотрения, ибо некоторые из оснований достоверности научной процедуры29, действительных или мнимых, будут философского порядка, и их надо будет рассматривать философски. Таким образом, эти три уровня рассмотрения являются тесно взаимосвязанными. Но тем не менее важно помнить об их логическом различии30.
28 Если бы это не было фактом, то не могло бы быть и действия в том смысле, в каком оно является предметом рассмотрения настоящего исследования, т.е. вся схема, построенная на «действии », должна была бы быть выброшена из научного обихода.
29 Заметьте, не единственное основание.
30 Одной из наиболее распространенных серьезных ошибок является представление о том, что взаимозависимость предполагает отсутствие независимости. Никакие две целостности не могут быть взаимозависимы, если они в то же самое время не являются в каких-то отношениях независимыми. То есть в общих терминах все независимые переменные ввиду того, что они являются переменными системы, взаимозависимы с другими переменными. Независимость в смысле полного отсутствия взаимозависимости свела бы отношения двух переменных к простой случайности, не поддающейся выражению в терминах какой-либо логически определенной функции. С другой стороны, зависимая переменная — это переменная, которая находится в фиксированном отношении к другой, так что если известна величина X (независимая переменная), то величину Y (зависимую переменную) можно получить из нее с помощью формулы, выражающей их отношения, не прибегая к каким-либо другим эмпирическим данным. Напротив, в системе взаимосвязанных переменных значение любой переменной невозможно точно определить до тех пор, пока не известны величины всех остальных переменных.
Следует вкратце отметить два основных контекста, в которых с необходимостью встают методологические вопросы.
Первый — это область общих оснований достоверности теорий эмпирической науки в нашем смысле употребления этого термина, т.е. вне зависимости от конкретного класса или типа эмпирических фактов. Каждую теорию, претендующую на научность, правомерно подвергнуть критическому анализу в этих категориях. Методологические вопросы встают в связи с суждениями, с одной стороны, о достоверности положений относительно конкретных типов эмпирических фактов, а с другой — о достоверности стоящего за этими положениями конкретного типа теоретической системы, отличной от других систем. Неразличение с достаточной четкостью этих двух порядков методологических вопросов является источником ненужной путаницы и недоразумений.
Эмпирическим предметом данного исследования является действие человека в обществе. Можно отметить несколько специфических характеристик этого предмета, в связи с которыми встают методологические проблемы. Независимо от того, как это будет истолковано, является фактом, что люди приписывают своим действиям субъективные мотивы. Если спросить их, почему они совершают некоторый поступок, они ссылаются на «мотив ». Безусловно также, что они выражают причины своих поступков, т.е. субъективные чувства, идеи, мотивы, как при помощи языковых символов, так и другими путями. Кроме того, как в действии, так и в науке, встречаются некоторые классы конкретных явлений, подобных следам чернил на бумаге. Их толкуют как «символы», обладающие «значением».
Эти и подобные факты порождают центральные методологические проблемы, специфические для наук о действии человека. Существует «субъективный аспект» действия человека. Он проявляется в языковых символах, которым придается значение. Этот субъективный аспект включает мотивы, ради которых, как мы с вами считаем, мы совершаем действия. Никакая наука о действии человека, если она хочет проникнуть глубже, не может избежать методологических проблем отношения фактов такого порядка к научному объяснению других фактов человеческого действия31. Настоящее исследование будет занято преимущественно этими проблемами.
Укажем на еще один пункт, связанный с предыдущими, в котором философские проблемы тесно переплетаются с проблемами наук о человеческом действии в их отличии от естественных наук. Несомненным фактом является то, что люди имеют и выражают философские, т.е. ненаучные «идеи»32. Этот факт также порождает фундаментальные проблемы для наук о человеческом действии, ибо несомненно, что люди субъективно теснейшим образом связывают эти идеи с мотивами, которые они приписывают своим действиям. Важно знать о соотношениях таких идей и определенных действий. Это будет одной из центральных содержательных проблем всего исследования.
31 Часто понимаемых, как факты «поведения».
32 Ненаучные идеи могут быть названы философскими лишь постольку, поскольку они содержат экзистенциальные, а не императивные положения.
Есть еще один аспект отношения к философии, о котором стоит упомянуть. То, что у ученого, как и у всякого человека, могут быть философские идеи и что они будут определять отношение к его научным теориям, является следствием имманентной тенденции разума рационально интегрировать опыт как целое. В самом деле, поскольку выдающаяся научная теория подразумевает высокий уровень интеллектуальных способностей, это будет более справедливо в отношении ученых, чем в отношении прочих людей. Ясно, что нельзя резко противопоставлять Weltanschaunung (мировоззрение) и научные теории выдающегося ученого. Но это не дает оснований считать, что не существует имманентного процесса развития самой науки33, а именно это развитие и будет в центре нашего внимания. Прежде всего мы не будем рассматривать мотивацию ученого в выборе им его предмета, за исключением тех случаев, когда это определяется структурой самой теоретической системы, с которой он работает. За всем этим, разумеется, отчасти лежат философские и другие причины его заинтересованности в самой системе. Их рассмотрение было бы важно для полной картины развития его научных теорий. Но сейчас мы стремимся не к такому полному описанию, а к описанию с ограничениями, на которые указывалось выше. Все остальное будет лежать в области «социологии знания» и, следовательно, выпадает из рамок данного исследования. Конечно, в силу всего сказанного, в некоторых пунктах личные философские взгляды изучаемых людей вторгаются в поле наших интересов. Именно здесь они становятся важными для рассматриваемой теоретической системы. Если это верно, то их следует рассмотреть не потому, что они «интересны» или «пагубны» как философские взгляды, и не потому, что они бросают свет на общие мотивы их носителей, а потому, что они имеют отношение к определенным теоретическим проблемам, находящимся в поле нашего исследования. Поэтому если мы вообще будем их рассматривать, то только в таком контексте.
33 То есть взаимозависимость этих двух аспектов не предполагает отсутствия в них независимых элементов, не означает их полной взаимной детерминации.
Типы понятий
До сих пор мы говорили о теории и теоретических системах в общих выражениях, как если бы между различными видами теорий и теоретически релевантными понятиями не было значительной разницы. Тем не менее, неразумно было бы пытаться решать основную задачу без сколько-нибудь детального рассмотрения различных типов теоретических понятий и различных отношений между ними и эмпирическими элементами научного знания. В нижеследующем обсуждении мы в предварительной форме попытаемся очертить основные формы понятий, имеющие прямое отношение к данному исследованию.
Фундаментальным положением является то, что не существует эмпирического знания, которое не было бы каким-то образом сформулировано понятийно. Все разговоры о «чисто чувственных данных», о «сыром опыте» или о бесформенном потоке сознания не описывают действительный опыт; это лишь методологическая абстракция, законная и важная для некоторых целей, но тем не менее абстракция. Как отметил профессор Ген-дерсон, всякое эмпирическое наблюдение выражается «в терминах концептуальной схемы»34. Это справедливо не только в отношении сложнейших научных наблюдений, но и в отношении утверждений здравого смысла. Концептуальные схемы в этом случае заключены в структуре языка и, как знает любой человек, в совершенстве владеющий более чем одним языком, они сильно отличаются друг от друга.
34 См.: Henderson L.J. An Approximate Definition of Fact. University of California Studies in Philosophy, 1932.
Можно выделить три типа концептуальных схем, представляющих интерес для нас. Как следует из вышеприведенных соображений, описание фактов связано с наличием такой схемы. Это не просто воспроизведение внешней реальности, а упорядоченная выборка из нее. Когда научное наблюдение начинает выходить за рамки здравого смысла и приобретает определенную степень методологической сложности, возникают эксплицитные схемы, которые можно назвать описательными системами координат35. Они могут значительно отличаться по степени широты применимости и, возможно, по другим параметрам. Мы не будем пытаться исчерпывающе проанализировать их здесь. Они представляют собой схему общих фактуальных отношений, имплицитно содержащихся в применяемых описательных терминах.
35 Frame of reference — термин, вызывающий трудность при переводе. В некоторых случаях — как здесь — он переводится словосочетанием «система координат», в других — как в разделе «Ценности, мотивы и системы действия » из книги «К общей теории действия » — используется формулировка «система отсчета ». Расхождения в переводе как этого, так и некоторых других введенных Т. Парсонсом терминов мы сохраняем, поскольку на русском языке соответствующая терминология еще не устоялась и, следовательно, есть смысл пока оставить читателю возможность выбора. — Прим. ред.
Такой схемой, к примеру, является пространственно-временная сетка классической механики. В ней факт, релевантный для данной теории, должен быть описан как относящийся к физическому телу или телам, которые можно локализовать в пространстве и времени относительно других тел. Подобной схемой в социальных науках является схема спроса и предложения в экономике. Факт, релевантный ортодоксальной экономической теории, также должен рассматриваться в терминах спроса и предложения. Он должен поддаваться интерпретации как товар или услуга, на которые есть спрос и которые в какой-то степени дефицитны относительно спроса на них.
Совершенно ясно, что сама по себе локализация при помощи такой схемы ничего не объясняет. Но она является необходимым предварительным условием для объяснения. Утверждение, что некоторое физическое тело в данное время и в данном месте обладает некоторым свойством, например, скоростью, еще не объясняет, почему оно обладает этой скоростью. Для этого следует обратиться как к другим его свойствам в данное и в другое время, так и к свойствам других тел. То же самое можно сказать и об экономическом факте, например, о том, что в данный день цена на пшеницу (данного сорта) на чикагском рынке была 1 дол. 25 центов за бушель. Такая локализация вовсе не предусматривает возможности полного объяснения факта в терминах какой-либо одной теоретической системы — механики или экономической теории. Например, скорость человека, падающего с моста, в момент соприкосновения с водой есть физический факт. Но если этот человек самоубийца, то провозглашение этого физического факта никоим образом не доказывает, что все, что предшествовало этой скорости и являлось ее причиной, может быть объяснено в терминах теории механики. Подобным же образом, если в первые несколько дней войны цена на пшеницу резко возрастет, то нет никакого доказательства тому, что этот факт, хотя он и является экономическим фактом, т.е. относящимся к описательным и аналитическим схемам экономики, может быть удовлетворительно объяснен с помощью экономической теории36.
Когда речь идет о конкретных примерах, то все это кажется очевидным. Но корень многих ошибок, в частности в социальной науке, заключается именно в отсутствии понимания этого. Подобное заблуждение хорошо вскрыл профессор Уайтхед, назвав его «неправильно определенной реальностью»37. Отсюда проистекают методологические вопросы, которые будут иметь фундаментальное значение в ходе всего дальнейшего исследования.
36 По поводу экономики см. гл. IV.
37 Whitehead A.N. Science and Modern World, N.Y., 1925, p. 75.
Мы уже отметили, что такие системы координат могут различаться по объему. Следует подчеркнуть, что одни и те же эмпирические факты в соответствии с научным замыслом можно фиксировать в терминах более чем одной такой схемы, и эти схемы могут относиться друг к другу не только таким образом, что одна есть частный случай другой, но и так, что они пересекаются. Заслуга профессора Знанецкого состоит в том, что он указал, что одни и те же факты о «человеке в обществе» могут описываться в рамках любой из четырех38 схем, которые он называет «социальным действием», «социальными отношениями», «социальнымигруппами»и «социальнойличностью». Для нас эти термины почти не нуждаются в объяснении. Можно лишь отметить, что схема социальной личности относится не к «психологии», а к конкретному индивиду как члену общества, принадлежащему к группам и находящемуся в социальных отношениях с другими людьми. Основой данного исследования будет схема действия, в рамках которой индивиды будут рассматриваться как приспосабливающие средства к целям. У каждой из этих схем могут быть свои подсхемы. Спрос и предложение следует рассматривать как подсхему действия39.
Дескриптивные системы координат в нашем смысле имеют фундаментальное значение для любой науки. Но они ни в коем случае не исчерпывают научную концептуализацию. Вне рамок такой схемы факты описать невозможно, но описание их в этой схеме имеет прежде всего функции определения «явления», которое подлежит объяснению40. То есть из всей огромной массы возможных эмпирических наблюдений мы выбираем только те, которые представляют смысл в рамках такой схемы и принадлежат друг другу. Таким образом, вместе они служат для характеристики существенных аспектов конкретного явления, которое тем самым становится объектом научного интереса. Это то, что Макс Вебер называет «исторической индивидуальностью ». Следует отметить, что это не простой случай рефлексии внешней реальности, но ее концептуализация в связи с определенным направлением научного интереса41.
38 ZnameckiF. The Method of Sociology, N.Y., 1934, ch. IV.
39 Эта классификация может быть, а может и не быть исчерпывающей. Данный вопрос здесь не рассматривается.
40 Причины этого станут ясными позже. См. особенно главы IV и VI.
41 См. гл. XVI.
Только после того, как дан такой объект, возникают дальнейшие проблемы формулирования понятий, связанные с «объяснением» в собственном смысле слова. Здесь открываются две фундаментальные линии процедуры, и их различение очень важно.
Мы начинаем с того факта, что определенный объект научного интереса описан в терминах одной или более систем координат. Теоретическое объяснение требует разбивки его на более простые элементы, которые должны служить единицами одной и более теоретических систем, в терминах которых он будет описан. Эта разбивка может идти не в одном, а по крайней мере в двух логически разных направлениях.
С одной стороны, мы можем разбить конкретный объект на части или единицы. На физическом или биологическом уровне их достаточно легко увидеть. Паровой двигатель состоит из цилиндров, поршней, шатунов, котлов, клапанов и т.д. Таким же образом организм состоит из клеток, тканей, органов. В этом плане часть — это единица, чье конкретное существование, помимо ее отношения к другим частям и ко всему целому, вполне значимо, «имеет смысл ». Машину можно разобрать на части. Организм нельзя разобрать на части в этом смысле, по крайней мере не нарушив навсегда его функций, хотя можно расчленить мертвый организм и выделить его части. Общим для этих двух примеров является пространственное отнесение, части здесь являются образованиями, которые можно пространственно локализовать относительно друг друга.
Но это не самое существенное. Тот же анализ можно провести там, где части как таковые не существуют пространственно, поскольку пространственные координаты не заключены в соответствующих системах отсчета. Достаточно указать для примера, что в анализе можно различить части комплекса действий, такие как рациональные и нерациональные поступки или религиозные и светские и т.д. Контрольным вопросом здесь всегда будет следующий: можем ли мы мыслить такой поступок как существующий «сам по себе», т.е. как «чистый тип», не включающий других типов, от которых он явно отличен. Здесь не важно, что в большинстве действительные конкретные поступки являются «смешанными
типами». Так, можно определить тип чисто «нордического человека » (как бы ни был определен этот тип) и вовсе не обязательно априорно предполагать, что по определению в нем присутствует примесь средиземноморской или другой ненордической крови.
Основная трудность работы с понятиями «части » или «типа» связана с одним обстоятельством. Оно состоит в том, что конкретные образования, с которыми имеет дело наука, обладают разной степенью свойства, обычно называемого «органичностью». То есть целое, состоящее из частей, может быть в различной степени органически целым. На одном полюсе будет «механический » случай, где все важные «свойства » конкретно функционирующих частей могут быть определены независимо от других частей или всего целого. Это особенно касается тех случаев, когда часть может быть конкретным образом высвобождена из этих отношений и при том оставаться «той же». Так, можно разобрать паровой двигатель и осмотреть его поршни, записать их размеры, форму, прочность и т.д. То же можно сделать и с другими частями и, если только наши наблюдения будут точными, из этих наблюдений заключить, как они будут работать вместе после сборки (например, можно вычислить КПД двигателя).
Если же целое органично42, то такая процедура невозможна.
42 Наиболее подробное рассмотрение понятия «органичность» можно найти в работах проф. Уайтхеда.
По определению, в органическом целом отношения определяют свойства частей. Свойства целого не являются простой суммой свойств частей. Это остается справедливым как для организма, так и для других образований, таких, например, как «разум», «общество» и многое другое. Если это верно, то понятие «части» приобретает абстрактный характер, поистине становится «фикцией», ибо часть органического целого не остается той же, если ее фактически или концептуально отделить от целого. Возможно, классическим утверждением этого положения является высказывание Аристотеля о том, что рука, отделенная от живого тела, уже не рука, «разве что в том сомнительном смысле, в котором можно говорить о каменной руке»43.
Но независимо от того, относится ли понятие части к механической «части», которую можно изучать в полной изоляции от целого, не вызывая при этом существенных изменений ее свойства, или речь идет о части организма, которая в случае конкретного отделения от целого является частью лишь «в сомнительном смысле», логический характер этого понятия остается тем же. Гипотетически или действительно оно относится к существующей конкретной целостности, как бы сильно понятие «чистого типа», особенно в «органическом» случае, ни отличалось от того, что конкретно наблюдается. Проверка его на пригодность состоит в том, чтобы представление о нем, как о конкретно существующем, имело смысл, чтобы оно не порождало противоречия в терминах44
43Аристотель. Политика, кн. I., с. 4. Эта аристотелевская формула сама по себе не может считаться удовлетворительной. Действительно, «часть» органического целого, абстрагированная от ее отношений с остальными частями, является абстракцией и, следовательно, ее можно сравнивать с функционирующей частью только «в сомнительном смысле». Однако отсюда не вытекает, что в механической системе отношения между частями несущественны. Машина не есть машина, она не работает, пока ее части не находятся в необходимом отношении друг к другу.
44олее точно различие можно сформулировать, обратившись к концепции «эмерджентных свойств» органических систем (см. гл. XIX). В органической области описание конкретных систем, получаемое с помощью только так называемых «прямых генерализаций » свойств элементов, при соотнесении с конкретной реальностью обнаруживает свою незаконченность. Пробел заполняется добавлением эмерджентных системных свойств, которые в эмпирическом наблюдении изменяют свою величину независимо от «элементарных свойств». Эти сложные вопросы невозможно пытаться удовлетворительным образом разъяснить в данном введении. Это примечание сделано лишь для того, чтобы показать сложность проблемы органического и необходимость рассматривать приведенные выше формулировки как грубо приблизительные, имеющие целью привлечь внимание читателя к важности данной проблемы в контексте нашего исследования. " Один из принципиальных признаков для понятия «идеальный тип » М. Ве-бера состоит в том, что он должен обязательно быть «объективно возмож-ным»(см. гл. XVI).
Таковым по характеру является представление об отдельном физическом теле или системе таких тел в механике. Это верно даже в случае, когда речь идет о таких понятиях, как «идеальный газ», «машина без трения» и т.д. То же самое можно сказать и в отношении химических элементов, хотя некоторые из них не могут быть найдены в природе в чистом виде. К тому же типу понятий относится и «абсолютно рациональный поступок», «полностью интегрированная группа» и т.п. Научная правомерность, даже необходимость таких понятий не вызывает сомнения. Без понятий подобного рода наука не могла бы существовать.
Более того, такие понятия в своем использовании отнюдь не ограничены определением и эмпирическим отождествлением их как «реальных» частей некого конкретного явления. Скорее они являются первым шагом научного обобщения, поскольку такие части могут идентифицироваться как общие для множества различных явлений. Далее, при случае оказывается возможным сказать многое о поведении этих частей в тех или иных определенных обстоятельствах. Такие суждения могут привести к обобщению, обладающему значительной объясняющей ценностью, в определенных пределах абсолютно достоверному. Общие утверждения относительно возможного или вероятного поведения таких конкретных явлений, а также различных их комбинаций, в данных типичных обстоятельствах будут рассматриваться как «эмпирические обобщения»45. Необходимо подчеркнуть радикальное логическое различие между двумя видами понятий: между «типами-частями» и «эмпирическими обобщениями», с одной стороны, и другим видом, который в строгом смысле может быть назван «аналитическими» понятиями. Этот вид концептуализации в действительности вытекает из первого, ибо на какие бы конкретные или гипотетически конкретные единицы или части ни разбивалось сложное конкретное явление, коль скоро эти единицы установлены, они с логической необходимостью наделяются общими атрибутами или качествами.
45 В этом смысле «часть », которую мы делаем «предельной » единицей анализа, является в известной мере произвольной. Не существует собственно логического предела разделения действительности на все более и более «элементарные » единицы. Однако как раз в прямой зависимости от «ограниченности » явления, по мере увеличения элементарности единиц возрастают их «абстрактность» и «пустота» как понятий. Предел для проведения такого типа анализа устанавливается отношением этого вида понятия к двум другим. Этот вопрос будет обсужден в последней (XIX) главе.
Любое конкретное или гипотетически конкретное явление или единица мыслится не как свойство, а как обладающее способностью быть описанным в терминах определенной комбинации «значений » этих общих свойств. Так, физическое тело описывается как обладающее массой, скоростью, месторасположением и т.д., когда речь идет об аспектах, релевантных для теории механики. Подобно этому, поступок может быть описан как обладающий определенной степенью рациональности, незаинтересованности и т.д. Именно к этим общим атрибутам конкретных явлений, релевантным в рамках данной дескриптивной системы координат, а также их определенным комбинациям, относится термин «аналитические элементы».
Подобные аналитические элементы не следует мыслить, даже гипотетически, как конкретно существующие отдельно от других аналитических элементов той же логической системы. Мы можем сказать, что такое-то тело обладает массой X, но не то, что оно является массой. Мы можем сказать, что такой-то поступок рационален (в определенной степени), но мы никогда не скажем, что это действие является рациональностью в смысле некоторой конкретной вещи. Рациональность действия существует в том же логическом смысле, что и масса тела. Различение между типами-частями и аналитическими элементами не имеет ничего общего с относительной степенью «органичности » тех явлений, к которым они относятся46.
46 А также с различиями между физическими и социальными науками, которые так часто коррелируют с про