Темы историографического обзора

1. Политическая мысль Западной Европы и России: общее и особенное.

2. Концепция социологии труда в различных социологических школах.

3. Проблема человека как «существа политического» в спектре политических учений.

4. Концепция «русской идеи».

5. Идеи социализма России в XIX – начале XX века.

6. Российский консерватизм в XIX – начале XX века.

7. Евразийские идеи в России в XIX–XX вв.

8. Подходы к глобализации.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Роль среднего класса в обществе.

2. Роль политики в общественном развитии.

3. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

4. «Для достижения политической цели любые средства хороши»

5. «Моя политическая социализация».

6. Что значит быть лидером?

7. Как стать настоящим политическим лидером?

8. Российская демократия в конце XX – начале XXI века.

9. «Я хочу жить в демократической стране…».

10. «Зачем мне надо читать политическую литературу?».

11. «Если бы я был представителем власти…».

12. «Государство – это я».

13. «Моя роль в строительстве гражданского общества в России»

14. «Что я могу сделать для построения правового государства в России».

15. Необходимость толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 0

1. Общество как социокультурная система.

2. Социальные роли и ролевой конфликт личности.

3. Сравните политические режимы (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политический режим современной России.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 1

1. Типы социального действия.

2. Социальные роли и ролевой конфликт личности.

3. Назовите изменения в системе выборов в Российской Федерации, произошедшие за последние 10 лет. Опишите избирательную систему России в настоящий момент.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 2.

1. Социальный контроль.

2. Трудовые конфликты и мотивация персонала.

3. В чем проявляется влияние религии на политику в современном мире? Назовите самые известные примеры.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 3

1. Социальные конфликты и способы их решения.

2. Этническая социология.

3. Плюсы и минусы демократии.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 4

1. Структура и типы личности.

2. Культура и ее компоненты. Формы культур.

3. Охарактеризуйте современную политическую систему Российской Федерации.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 5

1. Структура и функции социологии.

2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений.

3. Что такое манипуляция общественным сознанием? Какие технологии манипулирования сознанием в современной политике применяются?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 6

1. Социологические признаки общества.

2. Социометрия Морено в сфере производства.

3. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в современном мире. Что нужно сделать для улучшения позиций Российской Федерации на мировой арене?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 7

1. Семья: понятие, типы, функции.

2. Отклоняющееся поведение.

3. Какова роль политики в общественной жизни? Покажите эту роль на конкретных примерах.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 8

1. Анализ документов в социологическом исследовании.

2. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлора.

3. Сравните в табличной форме такие политические идеологии как либерализм, консерватизм, национализм и коммунизм по следующим параметрам: а) идейные истоки; б) идеал общественного устройства; в) методы достижения цели; г) высшие ценности; д) отношение: к государству, к личности, к собственности, к общественному развитию. Каких идеологий придерживаются крупнейшие политические партии России?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 9

1. Массовая культура и субкультура.

2. Кайдзен: понятие, особенности, сфера применения.

3. Опишите порядок формирования (избрания) органов государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ). Какие требования существуют для занятия должности Президента РФ, депутата Государственной думы РФ, члена Совета Федерации?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения бóльшую часть учебного материала по социологии и политологии изучают самостоятельно. Это определяется как спецификой заочной формы обучения, так и тем, что процесс обучения в вузе все больше включает в себя самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студентов. Научиться работать самостоятельно – это не только активно, творчески подходить к изучению какой-либо проблемы, разбираться в актуальных вопросах науки, но и приобрести навыки постоянного, систематического пополнения и обновления своих знаний в практической деятельности.

Поскольку изучение дисциплины «Социологи и политология» студентами заочной формы обучения происходит в основном самостоятельно, главное место отводится такой форме учебного процесса как контрольная работа. Она представляет собой самостоятельные и законченные ответы на задания одного из десяти представленных вариантов. Студент выбирает тот вариант, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Каждый вариант включает четыре задания, из них первые два – по социологии, следующие – по политологии.

Три первых задания имеют в основном теоретический характер. Ответы на них следует искать в учебниках, учебных пособиях, научных работах (рекомендуемый список литературы и Интернет-ресурсов приводится после вопросов к зачету).

4-е задание имеет практическую направленность. Оно означает перечисление важнейших с точки зрения студента политических событий, которые произойдут между сессией, на которой начались лекции, и сессией, на которой должен быть сдан зачет по этой дисциплине. Их лучше отслеживать по Интернет-источникам, например, на сайте газеты «Взгляд» (www.vz.ru). Особо стоит подчеркнуть, что хроника должна содержать как мировые, так и российские, так и региональные новости. Если студент проживает не в Удмуртии, он должен описывать новости своего региона. За каждую неделю следует описать не менее 3 событий.

Все ответы должны быть даны на основе нескольких печатных или электронных (Интернет) источников (статей, монографий, учебных пособий и т.п.), ссылка на которые обязательна. Их поиск происходит в основном самостоятельно. Если использовались материалы из сети Интернет, необходимо указывать не только его адрес, но и название текста с фамилией автора. В случае затруднений с обнаружением литературы или выполнением контрольной работы необходимо обращаться к преподавателю. Сделать это можно, придя на консультацию (расписание консультаций – на стенде кафедры и на информационном портале на сайте академии) или задав вопрос через информационный портал на сайте академии.

Контрольная работа в целом будет считаться выполненной, если даны полные и правильные ответы на все четыре задания, и она соответствует всем требованиям к ее оформлению (указаны в следующем разделе методических указаний).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СДАЧЕ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Контрольная работа должна быть оформлена в машинописном или рукописном виде. Оба вида обязаны иметь титульный лист. Образец его оформления дан в приложении А.

2. Страницы кроме первой должны быть пронумерованы. На второй странице обязательно указывается содержание, т.е. названия всех заданий.

3. Машинописный вид оформляется следующим образом: размер шрифта 14, интервал одинарный, поля – со всех сторон по 20 мм.

4. Объем контрольной работы – 25-35 страниц, выходить за пределы указанного количества нежелательно.

5. Показателем профессионализма студента является оформление ссылок на использованную литературу. Ссылки могут быть внутритекстовыми, подстрочными и затекстовыми.

6. В конце контрольной работы обязателен список использованной литературы в количестве не менее 5. Для использованных Интернет-источников необходимо указание не только сайта, но и фамилий авторов использованных текстов с названиями статей, книг.

7. Выполненная контрольная работа сдается старшему лаборанту кафедры отечественной истории, социологии и политологии (1-й корпус, каб. 510 а), желательно в самом начале сессии. Контрольная работа, оформленная с нарушением вышеперечисленных требований, может быть не зарегистрирована.

8. К зачету допускаются только те студенты, чьи контрольные работы получают отметку «зачтено», которая проставляется в журнале.

9. Не допускаются к зачету студенты, чьи контрольные работы имеют серьезные недоработки, ошибки и отметку «не зачтено». Такие работы необходимо доработать с учетом замечаний преподавателя, размещаемых на титульном листе или в тексте, и повторно сдать на кафедру.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко, И.А. Политология / И.А. Василенко. – М. : Юрайт, 2014.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – М.: КНОРУС, 2015.

3. Гаджиев, К.С. Политология: краткий конспект лекций / К.С. Гаджиев. – М. : Юрайт, 2015.

4. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М. : Инфра-М, 2017.

5. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Алгоритм, 2007.

6. Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2012.

7. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Эксмо, 2005.

8. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М. : ИНФРА-М, 2008.

9. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М. : НЛО, 2007.

10. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для академического бакалавриата / Р.Т. Мухаев. – М. : Юрайт, 2014.

11. Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.

12. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. – М. : Эксмо, 2004.

13. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М. : Юрайт, 2013.

14. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2015.

15. Политология: учебное пособие для студентов аграрных вузов / сост. С.Н. Уваров, Е.Н. Дербин; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015.

16. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект-Пресс, 2012.

17. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М. : Эксмо, 2006.

18. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. – М.: Проспект, 2017.

19. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2012.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы объединены в шесть групп. В первую входят сайты аналитических центров и научно-исследовательских фондов, персональные сайты экспертов и ученых.

Среди наиболее заметных аналитических центров: Фонд развития гражданского общества – http://civilfund.ru/; Институт социально-экономических и политических исследований – http://www.isepr.ru/; Центр социально-консервативной политики – http://www.cscp.ru/; «Интеллектуальная Россия» – http://www.intelros.ru/; «Современная Россия»http://www.nasledie.ru и др.

Социологические центры: «Ромир» – http://romir.ru/; Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) – http://www.wciom.ru; Фонд «Общественное мнение» – http://www.fom.ru; Центр политических исследований «Индем» – http://www.indem.ru; и др.

Персональные сайты: сайт С. Глазьева (http://www.glazev.ru/) и др.

Вовторую группуресурсов объединяютсянаучные периодические электронные издания:«ПОЛИС»– http://www.politstudies.ru; «Россия в глобальной политике» – http://www.globalaffairs.ru/; «СОЦИС» - http://ecsocman.hse.ru/socis/.

На федеральном образовательном портале http://ecsocman.hse.ru/db/journals.html представлены ссылки на сайты других российских, а также зарубежных научных журналов.

Третья группа ресурсов,самая многочисленная, – это электронные СМИ публицистического характера. Они являются важным источником информации при знакомстве с политической жизнью. Это ежедневные ленты информационных сообщений: «Взгляд» (http://vz.ru/), РИА «Новости» (http://www.rian.ru/), «Газета.Ру» (http://www.gazeta.ru), «Полит.Ру» (http://www.polit.ru), «Лента.Ру» (http://www.lenta.ru) и др.

Это и журналы научно-популярного характера, например: «Русский Журнал» (http://www.russ.ru/), «Российская Федерация сегодня» (http://www.russia-today.ru/), «Эксперт» (http://www.expert.ru) и др.

Это и электронные версии печатных газет: «Российская газета» (http://www.rg.ru/), «Ведомости» (http://www.vedomosti.ru/), «Точка.ру» (http://www.orossii.ru/), «Известия» (http://www.izvestia.ru/) и др.

Свои сайты имеют телеканалы:например,«Россия»(www.rutv.ru), «Вести» (www.vesti.ru) и др.;и радиостанции: «Радио России» (www.radiorus.ru); «Маяк» (www.radiomayak.ru), и др.

К региональным СМИ также относятся газета «Известия Удмуртской Республики» (http://www.izvestiaur.ru/) и др.; журнал «Деловая Репутация» (http://www.paracels-pr.ru/), журнал «Деловой квадрат» (http://www.d-kvadrat.ru/) и др.; телерадиокампания «Моя Удмуртия» (http://www.myudm.ru/) и др.

Четвертая группа –электронные библиотеки:

1 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/, http://ринц.рф.

2) Портал ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА – http://portal.izhgsha.ru.

3) Электронно-библиотечная система «Руконт» – http://rucont.ru/.

4) Электронно-библиотечная система «AgriLib» – http://ebs.rgazu.ru/.

5) Электронные учебные пособия (курсы) «Социология» и «Политология» – http://moodle.izhgsha.ru/.

Пятая группа ресурсов представлена сайтами непосредственных участников политического процесса России– органов государственной власти и политических партий:

1) http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

2) http://www.kremlin.ru/ – сайт Президента России.

3) http://www.udmurt.ru/ – официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.

4) http://www.edinros.ru/ – сайт партии «Единая Россия».

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Объект, предмет и функции социологии.

2. Основоположники социологии: «социальная физика» О. Конта и «органическая» социология Г. Спенсера.

3. Социология М. Вебера и Э. Дюркгейма: «социальные действия» и «социальные факты».

4. Основные направления и школы в современной социологии.

5. Методика и техника социологического исследования.

6. Социология труда.

7. Социальные взаимодействия: личность и коллектив.

8. Социальные конфликты и пути их преодоления.

9. Понятие, признаки и типологические характеристики обществ.

10. Социальные общности, группы и организации.

11. Социальные институты. Семья как социальный институт.

12. Социальное неравенство, социальная стратификация и мобильность.

13. Социологические теории личности.

14. Социализация личности. Социальные статусы и роли.

15. Понятие и сущность культуры. Формы культуры.

16. Коллективное поведение. Социальные движения.

17. Социология религии.

18. Политика как общественное явление.

19. Политическая власть. Легитимность политической власти.

20. Ветви и уровни государственной власти в современной России.

21. Политическая система, ее структура.

22. Понятие, признаки и функции государства.

23. Формы правления и типы государственного устройства.

24. Политические режимы.

25. Политические процессы. Выборы и избирательная система России.

26. Политическое сознание и идеологии.

27. Политическая культура.

28. Международные отношения и мировая политика.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ   Контрольная работа по социологии и политологии   Вариант №___   Проверил: __________ Выполнил: Ф.И.О. студента профиль ______________ курс ____, шифр ________   Ижевск 20__

______________________________________________________________

Учебное издание

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

Под общей редакцией С.Н. Уварова

Составители:

ДербинЕвгений Николаевич

Козловский Степан Викторович

СмирноваЛюдмила Владимировна

УваровСергей Николаевич

Технический редактор Е.Ф. Николаева

Подписано в печать _________________2016 г.

Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 2,09 Уч.-изд. л. 1,46

Тираж 100 экз. Заказ № ________.

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.

Наши рекомендации