Методические указания по работе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ хмао

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Кулагина И.В.

Учебное пособие по дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ»

Данные публикации:
Кулагина И.В. Социология: учебное пособие в 2 ч. Ч.1, - Сургут: «Изд-во СурГУ», 2006. -69с.

г. Сургут – 2006

Рецензент: зав. кафедрой социологии Томского государственного университета, кандидат философских наук Поправко Н.В.

Аннотация

В учебно-методическом пособии в кратком виде представлен лекционный материал по дисциплине «Социология». Пособие может быть использовано студентами очной и заочной формы обучения как при подготовке к зачету, так и для самостоятельного изучения дисциплины социологии.

Методические указания по работе

В соответствии учебным планом по курсу «Социология» студент должен ознакомиться с курсом лекций и рекомендованной литературой, выполнить контрольное задание (контрольную работу) и сдать зачет (экзамен). Контрольное задание выполняется в соответствии с описанием, изложенным в Приложении 3. Выполнение контрольного задания служит для оценки усвоения изученного материала, реализации творческого потенциала исследователя. Выполнение контрольного задания является допуском к зачету (экзамену). Подготовка к зачету (экзамену) должна включать в себя чтение предложенного курса лекций, самостоятельное изучение вспомогательной литературы, проверку знаний с помощью вопросов для самоконтроля, выполнение заданий к главам.

Пояснения

Выделены курсивом и подчеркиванием термины и понятия, которые будут истолкованы в тексте .

Выделены жирным шрифтом названия всех разделов, вопросы, термины и понятия на которые следует обратить внимание.

Примеры и пояснения даются в тексте курсивом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление
Глава 1. Введение в социологию
1.1. Первые учения об обществе: социально-политические воззрения Древней Греции и Древнего Востока
1.2. Социология – научное знание
1.3. Первые трудности
1.4. Что изучает социология?
1.5. Основные задачи социологии
1.6. Развитие социологии как науки
1.7. Социологическое знание в России
Вопросы для самоконтроля и задание первой главе
Дополнительная литература к первой главе
Глава 2. Уровни социологической теории: личность
2.1. Значение психологии в становлении социологической теории личности
2.2. Концепции социализации личности
2.3. Концепция мотивов и установок личности
2.4. Концепция социального действия
2.5. Концепция девиантного поведения
2.6. Концепция самоактуализации личности
Вопросы для самоконтроля и задание ко второй главе
Дополнительная литература ко второй главе
Глава 3. Уровни социологической теории: группа
3.1. Понятие социальной группы
3.2. Первичные и вторичные группы
3.3. Социальные эффекты группы
3.4. Теория социальной организации
3.4.1. Формальная организация
3.4.2. Неформальная организация
3.5. Маргинальность
Вопросы для самоконтроля и задание к третьей главе
Дополнительная литература к третьей главе
Глава 4. Уровни социологической теории: общество
4.1. Теория социальных институтов
4.2. Социальная структура общества
4.2.1. Элитаристская модель общества
4.2.2. Концепция социальной стратификации
4.3. Социальный контроль
4.4. Социологические модели общества
4.4.1. Традиционное общество
4.4.2. Индустриальное общество
4.4.3. Постиндустриальное общество
4.5. Социальная динамика: общество и мировая социальная система
4.5.1. Социальные изменения и социальный прогресс
4.5.2. Научно-технический прогресс
4.5.3. Промышленная революция
4.5.4. Информационная революция
Вопросы для самоконтроля и задание к четвертой главе
Дополнительная литература к четвертой главе
Глава 5. Прикладная социология
5.1. Организация социологического исследования
5.2. Методологическая часть
5.2.1. Проблема и цель исследования
5.2.2. Объект и предмет исследования
5.2.3. Гипотезы
5.2.4. Интерпретация основных понятий
5.3. Методическая часть
5.3.1. Определение выборки
5.3.2. Методы сбора социологической информации
Вопросы для самоконтроля и задание к пятой главе
Дополнительная литература к пятой главе
Приложение 1. П. Монсон «Лодка на аллеях парка: Введение в социологию»
Приложение 2. Образец анкеты
Приложение 3. Контрольное задание по курсу «Социология»: «Опрос общественного мнения»





Социология – научное знание

Период Средневековья (с III по XVI вв.) в Европе наложил характерный отпечаток на представления об обществе. Государства признаются теократическими, то есть существуют и управляются по воле Божьей. Законность и порядок сохраняются в обществе благодаря силе религиозных убеждений и контролируются развернутой системой наказаний за их нарушение (как со стороны церкви, так и при помощи Божьей кары).

С приходом эпохи Нового времени в Европе, прошедшей длительный путь феодальной раздробленности с доминированием христианской теологии, возникает новое направление развития знания.

В большинстве европейских стран в период Нового Времени с середины XVII до начала XVIII века ситуация пассивного подчинения наук интересам церкви кардинально меняется: с одной стороны, Европа охвачена революциями, цель которых – переход от феодализма к капитализму, с другой стороны идет ломка старых представлений о мире и бурный рост и изменение научного знания и мировоззрения (см. Рисунок 1).

 
  Методические указания по работе - student2.ru

СОЦИОЛОГИЯ

 
 
Рисунок 1 - Возникновение социологии

Постепенно меняется не только система наук и содержание научного знания, но и подходы к созданию теорий общественного устройства.

Новая наука об обществе должна была отвечать следующим требованиям:

- строится по научным канонам, быть строгой и логически выверенной;

- описывать, объяснять и прогнозировать события социальной сферы (т.е. быть практически полезной).

Принцип научности или, проще говоря, требование создания социологии как науки со строгой системой аксиом, понятий, терминов, логикой, языком, проистекал из особенностей самого времени. С одной стороны, складывался идеал практического научного знания, которое к этому моменту стало жизненно необходимым для овладения новой ситуацией в обществе. Важнейшая роль в науке придавалась практическому значению и использованию результатов научных исследований в социальной и политической сфере.

С другой стороны, социологическая наука возникает, как попытка преодолеть недостатки религиозно-философской картины мира. Философия, будучи долгое время служанкой богословия, оправдывала порядок в обществе исключительно религиозными догмами. Наука социология была призвана создать иное (научное, эмпирическое) обоснование существования тех или иных общественных явлений.

Таким образом, возрождение научного знания, связанное с именами Декарта, Локка, Бэкона и др., стало предпосылкой возникновения новой науки – науки об обществе, социологии. Отцом-основателем социологии как науки принято считать Огюста Конта – французского философа-позитивиста начала 19 века. Именно Конт ввел в обиход термин социология.

Первые трудности

Создав новую науку о человеческом обществе, социологи столкнулись с серьезной проблемой. Если социология – точная наука, тогда и предмет ее должен был быть исчерпывающе определен. Требовалось понять: что изучает социология? Общество? Если так, то должно быть дано четкое определение общества.

Определений общества (синоним: социум) возникало множество:

- целостный организм, система, который развивается;

- совокупность взаимодействующих между собой общественных групп и индивидов;

- совокупность людей, объединенных общим ареалом обитания, культурными и историческими особенностями проживания и т.д. и т.п.

В поисках наилучшего определения, социологи столкнулись со второй проблемой: всегда неизменно терялась какая-либо характеристика, которая могла оказаться важной в дальнейшем. Определение общества становилось громоздким, размытым и все более бессмысленным. Оно так и не учитывало всего многообразия объекта исследования. Постепенно социологи пришли к пониманию необходимости дробления общественного организма на более мелкие составляющие: личность, группы, социальные процессы и т.д.

На сегодняшний день социология представлена в виде многоотраслевой науки. Она делится на направления, каждое из которых в основе своей имеет специфический предмет: семью (социология семьи), молодежь (социология молодежи), образование (социология образования), религиозные убеждения (социология религии) и т.п.

Что изучает социология?

Рассуждая о предмете социологии, все многообразие социологических теорий можно условно поделить на три направления (уровня).

Принципом деления в данном случае может выступать структурный уровень объекта: первый уровень – уровень личности как единицы общественного устройства, второй уровень – уровень группы как образования, соединяющих нескольких личностей по каким-то признакам, третий уровень – уровень общества как некоторой структуры, объединяющей в себе множество отдельных индивидов и групп. Такой способ представления общества будем называть структурным (вид структуры общества).

Однако, выделив в качестве предмета изучения отдельных индивидов или группу, мы не сможем получить полную картину социального устройства. Мы увидим лишь голую схему общества (рис. 2). Эта схема будет громоздкой, но ничего не скажет нам о тех проблемах, которые волнуют общество; о тех мотивах, которые движут людьми; о связях, которые по какой-то причине строятся и разрушаются между индивидами и группами; о функциях, которые выполняют те или иные индивиды и группы и т.д. Социологу необходимо учитывать не только положение личности или группы в обществе, их взаимодействие, но и различные стороны жизни общества, которые могут влиять на существование всей общественной структуры. Такой способ представления общества будем называть экзистенциалистским (от английского «existence» – существование).

Таким образом, представить предмет изучения социологии можно в виде трехуровневой схемы. Каждый уровень подразумевает существование своей специфической области познания, и требует от социолога рассмотрения его одновременно как со структурной, так и с экзистенциалистской позиции:

- микроуровень социологической теории – исследует личность (или индивида), с индивидуальными установками, особенностями социального развития и становления, ролью в обществе, мнением, социальным и асоциальным поведением и т.д.;

- средний уровень социологической теории – исследует группу, рассматривая вопросы коммуникации, образования, взаимодействия групп с их внутренними особенностями и источниками изменений и т.д.;

- макроуровень социологической теории – анализирует общество с механизмами его возникновения и развития, социальными изменениями и структурными компонентами и т.д.

 
  Методические указания по работе - student2.ru

В реальности каждый из уровней существует как единое целое с остальными. Изменения, происходящие в одном из уровней, непреодолимо влекут изменения в другом. Микроуровень в социологии является компонентой среднего и макроуровня, а личность всегда изучается в рамках своей социальной группы, группа – в системе общества (см. Рисунок 2). Социолог не может изучать непосредственно группу или общество, он изучает людей в группах, в обществе с их установками, мотивами, нормами, поведением, законами взаимодействия и т.д.

Познание глобальных общественных процессов и закономерностей развития общества тесно связано с фундаментальными исследованиями в области социологии личности и наоборот, знание особенностей тех или иных социальных процессов помогает нам понять и действия отдельно взятого человека.

Можно также добавить, что при изучении общества принято выделять статическую и динамическую составляющие.

Статическая составляющая определяет те атрибуты человеческого общества, которые составляют его незыблемую суть: личность, группа, менталитет, нормы, закон и т.д. (как наличие сердца или печени в организме человека). Они существуют всегда, без них общество просто невозможно представить.

Динамическая составляющая отражает явления, феномены, процессы, которые возникают, длятся, завершаются и определяют развитие общества в каждый момент времени и в каждой точке социума: аномия, процесс социализации, маргинализация, революция, прогресс (как процессы деления клеток, роста волос, сна или активности у человека).

Замечание: Изучая предмет социологии, мы будем двигаться с помощью указанной выше системы координат: постепенно переходя от микроуровня социологической теории к среднему и макроуровню, учитывая структурные и экзистенциалистские, статические и динамические компоненты каждого из них.

1.5. Основные задачи социологии

Социология имеет свой собственный предмет – общество, анализирует его специальными методами и методиками. Но зачем?

Какие задачи преследуют теоретики социологии и практические исследователи? Какие гипотезы(предположения) они выдвигают? (См. Таблицу 1).

Таблица 1. - Задачи и гипотезы социологии

Задача Гипотеза
1. Объяснение поведения людей, групп. Социальный статус (положение) личности определяет ее социальное поведение. Знание социальных характеристик личности позволяет социологу делать выводы о возможных моделях социального поведения данного человека (пример: на выборах пенсионер чаще придерживается коммунистических убеждений).
2. Регулятивная задача. Знание механизмов группового и межличностного взаимодействия позволяет регулировать отношения между группами в обществе и управлять социальными процессами.

Таблица 1 - Задачи и гипотезы социологии (продолжение)

Задача Гипотеза
3. Идеологическая задача. Можно формировать мировоззрение людей, используя знания, полученные в результате социологических исследований (пример: современный человек не успевает следить за всеми событиями, поток информации слишком велик; социология дает возможность пользоваться данными своих исследований для формирования человеком собственного представления об окружающем мире).
4. Прогностическая задача. Можно прогнозировать развитие общества на каждом из его уровней. Грамотно проведенное социологическое исследование позволяет делать прогнозы относительно динамики социальных явлений и поведения людей, групп, сообществ в будущем.
5. Методологическая задача. Методы сбора и анализа информации об обществе влияют на объективность знаний. Меняющийся мир заставляет социологов совершенствовать методы и способы его познания, чтобы получить максимально точное и объективное знание об обществе. Появление необъяснимых явлений в обществе заставляет социологов создавать и пересматривать социологические теории.

Таблица 2 - Факторы влияния на развитие социологии

Интернальные факторы Экстернальные факторы
Возникновение и разработка течений и парадигм в рамках теории социологии Ход исторического развития общества (смена эпох)
Формирование социологических школ в различных странах Развитие смежных дисциплин: психологии, философии, кибернетики…
Развитие отраслевой и прикладной социологии Развитие техники и научно-технические достижения (компьютеры)

Постепенное усложнение структуры общества привело социологов к необходимости создания различных подходов к рассмотрению общества, поиску особых способов и методов его изучения. Так возникали парадигмы (целостные системы представлений об обществе) в социологии: структуралистская, функционалистская, экзистенциалистская. Социологи разных государств объединялись в школы, заимствуя из культуры и истории своих стран особенности рассмотрения общества.

Стремление получить максимально объективное знание привело социологию к выделению особой области – области прикладных социологических исследований.

Таблица 3 - Способы, механизмы и агенты социализации

Автор концепции Способ Механизмы Агенты
З. Фрейд, австрий-ский психиатр, основопол. психо-анализа Воспитание(овладение соци-альными форма-ми, адаптация, зависимость от воспитания). 1. Подражание игра «делай как я!» 2. Подтверждениеисключением (ты молодец, а он - плохой) Социализация в семье до 5 лет. Стадии аналогич-ны психосексуа-льным.
Ж. Пиаже, швейцар-ский психолог –экспери-ментатор Научение - овладение пред-метной деятель-ностью. 1. Ассимиляция – уподобление, слияние, усвоение. 2. Аккомодация – приспособление, приноровление. Основное условие социализации - игра. Коллектив, про-фессиональная деятельность.
Коммуни-кативные теории, Д. Мид, американ-ский психолог Коммуникация – непрерывный процесс общения. Овладениенавыками взаимодействия, выработка способов согласования дей-ствий, развитие спо-собностей к пони-манию целей и мо-тивов других лю-дей. Референтная группа (семья, улица) –субъекты, с кото-рыми индивид взаимодействует.

Значительную роль в развитии концепции социализации сыграли идеи известного психолога З. Фрейда, отмечавшего пагубное воздействие социализации на индивида. Это воздействие выражается в ограничении свободы индивида выражать и реализовывать свои биологические потребности. Позже исследователями было признано, что процесс социализации является неотъемлемой частью адаптации личности в обществе и инкультурации (помещения в культуру).

Понятие социальной группы

В социологии подразумевается, что каждый индивид обладает набором определенных социальных характеристик: в какой семье родился и был воспитан, какое образование получил, к какому вероисповеданию относится, к какой этнической группе принадлежит, каковы его политические убеждения, какой род занятий выполняет и т.д. Таким образом, из индивидов образуются глобальные социальные группы (например, группа «рабочие», группа «православные христиане»). Разумеется, что члены названных групп чаще всего не только не знакомы, но могут и не подозревать о том, что принадлежат к какой-то социальной группе. Современный человек обычно называет группой непосредственный круг своего общения: рабочий коллектив, студенческую группу, компанию друзей. Именно такое понимание группы мы будем использовать, говоря о теориях среднего уровня в социологии.

Группа – совокупность людей, выделяемых по некоторому признаку.

В социологии принято выделять 2 вида групп:

- большие группы или социальные сообщности (классы, слои, сословия, нации, народности и т.д.);

- малые (или референтные группы), т.е. группы общения; все члены малой группы контактируют между собой). Наиболее часто встречающейся малой группой является семья, она же как правило служит для личности важнейшим кругом общения.

Соотношения выделенных видов групп и их взаимосвязи показаны на Рисунке 5.

3.2. Первичные и вторичные группы

Группы также могут подразделяться на первичные (неформальные) и вторичные (формальные) по степени вовлеченности личности в группу. Пользуясь идеей Ч. Кули, можно составить соответствующую таблицу (см. Таблицу 4).

Для неформальных групп одной из важных характеристик является феномен лидерства – свойство группы выделять инициативную персону.

Выделяют 2 типа лидеров:

- инструментальный лидер (лидер – инструмент достижения групповой цели, способен находить решение задач);

Таблица 4 - Первичная и вторичная группы

  Первичная (неформальная) Вторичная (формальная)
Пример группы семья, группа близких друзей. рабочая группа, коллектив сотрудников.
Наличие эмоциональных отношений в группе Эмоциональные отноше-ния между членами груп-пы. Эмоциональные отноше-ния слабы или отсутс-твуют.
Наличие ролей в группе Роли не распределены или могут свободно меняться в зависимости от ситуа-ции. Четкая система функци-ональных обязанностей (ролей).
Приоритет сторон личности Индивидуальные характеристики личности. Профессиональные качества личности.
Фиксация способов взаимодействия Способы взаимодействия не зафиксированы или подвижны. Способы взаимодействия строго определены и записаны в должностных инструкциях.

- экспрессивный лидер (экспрессия – яркое проявление чувств, лидер объединяет на основе умения привлечь, заинтересовать).

Существуют определенные признаки, по которым социолог всегда безошибочно определит наличие группы.

Признаки группы:

Общность целей, интересов.

Пример: узнать группу всегда можно по наличию общей цели. Это может быть получение высшего образования у группы «студенты», написание книг у группы «писатели», исполнение музыки у группы «музыканты», собирание марок у группы «филателисты» и т.д.

Социальные эффекты группы

Как правило, нахождение в группе влияет на способ восприятия участниками группы окружающего мира, действий, событий (см. Рисунок 6). Вы можете настолько принять правила группы, что уже перестанете различать, что в вас вашего, а что - от группы. Представитель общества «зеленых» будет оценивать действия охотника с точки зрения своей группы.

Группа-секта может оказывать невидимое изнутри, но серьезное давление на индивида.

Некоторые группы возникают стихийно и также стихийно распадаются. Другие же группы могут годами вырабатывать свой «Устав» и правила внутреннего распорядка, членство в таких группах может быть получено лишь за особые заслуги (закрытый клуб).

 
  Методические указания по работе - student2.ru

В обществе между различными группами устанавливаются связи, оговариваются способы и формы существования групп. Некоторые группы общество поддерживает и оформляет их существование юридически (легитимно). Другие группы могут входить в конфликт с общественными интересами и подавляются, запрещаются (например, профашистские группировки в России). Молодежные группировки могут быть непонятны людям старшего поколения, и не приниматься с культурной точки зрения: разные возрасты – разные культурные позиции.

3.4. Теория социальной организации

Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций. По сути дела, социальная организация есть система социальных групп и отношений между ними (см. Рисунок 7).

 
  Методические указания по работе - student2.ru

Социальная организация - закрытая и иерархическая структура, создаваемая с определенной целью и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой должностей и ценностно-нормативной структурой.

Организация является одним из основных структурных элементов современного общества. Основной целью создания организации являются повышение эффективности деятельности и облегчение управления человеческими ресурсами.

Существует два способа социальной организованности:

1. формальная организация;

2. неформальная организация.

Формальная организация

Формальная организация имеет свою функциональную цель, отношения между участниками данной организации строятся по определенной программе и строго регламентированы. Примером формальной организации может служить вуз, рабочее предприятие, администрация города и т.п.

Структура формальной организации является жесткой и неизменной аналогично структуре формальной группы:

1. система функциональных позиций (должностей)

2. система функциональных норм (должностных инструкций)

3. система коммуникации (служебные связи)

Формальная организация имеет свои проблемы:

· Функционирование формальной организации зависит от сохранения порядка в ее структуре. Изменения во внешней среде неизбежно ведут к возникновению непредвиденных ситуаций, которые не описаны в инструкциях или не указано, кто какие функции в этих обстоятельствах должен выполнять. Примером такой ситуации может служить любые незапланированные изменения – смена власти, землетрясение, отключение электроэнергии.

· Формальная организация строится в соответствии с поставленной целью. Однако возможности человеческого прогнозирования весьма ограничены и человек не может предусмотреть все возможные внутренние проблемы на пути к цели. Примером такой ситуации могут служить недочеты при планировании требуемых рабочих мест, устаревание должностных инструкций, сложность учитывания особенностей людей.

· Существование формальной организации неизбежно порождает у ее членов потребность в создании неформальной среды для общения, самореализации, достижения неформальных целей.

Неформальная организация

Неформальная организация строится по другому принципу – она возникает спонтанно и обеспечивает членам формальной организации возможность реализовывать связанные с присутствием в организации личные интересы.

Неформальная организация может существовать как:

· Система неформальных служебных отношений, которая существует для решения производственных задач неформальными (не зафиксированными инструкциями) методами. Примером такой организации может служить бюро рационализации на предприятии, собрание актива, передовиков производства.

· Система неформальных неслужебных отношений, которая строится для удовлетворения личностью потребности в общении. Примером организации для такого общения может стать референтная группа (см. п. 3.1.)

Важным понятием для неформальной организации является социально-психологический климат - чувства, существующие в организации.

Значение совместного существования формальной и неформальной организаций очень велико. Неформальная организация очень часто способствует принятию нового члена в формальную организацию.

Пример:

Новичок приходит в новый коллектив и от того, как он себя зарекомендует с момента появления у будущих коллег, так и в дальнейшем будут выстраиваться его служебные отношения.

В свою очередь формальная организация сталкивает людей, заставляя их взаимодействовать, человек часто находит поддержку и больше общается именно в рабочем коллективе. Очень часто должностное (формальное) неравенство воздействует на неформальные взаимоотношения у сотрудников разных уровней.

Пример:

В фильме «Служебный роман» Э. Рязанова выстраивается следующая ситуация: с одной стороны формальный лидер - директор Людмила Прокофьевна Калугина не может установить неформальных контактов с сотрудниками своего учреждения. Производственный конфликт с Анатолием Ефремовичем Новосельцевым способствует установлению неформальных отношений не только между ними, но и приносит директору возможность создать дружеские отношения с другими подчиненными (секретарша Верочка, Ольга Рыжова).

Маргинальность

Термин маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) используется для обозначения социального положения, особенностей сознания, поведения личности или группы, которые оказываются за пределами характерных для данного общества социальных организаций.

Маргинал - личность, утратившая или отвергнувшая старое социальное положение и социокультурное поведение и не принявшая нового (см. Рисунок 8).

Термин маргинальность появился в США в 20-е годы XX века в связи с массовым наплывом эмигрантов из других стран. Многие эмигранты так и не смогли адаптироваться к новой культуре, ценностям, нормам, опустились на дно общества. Маргинальность связана с двусторонним отторжением или отчуждением индивида из группы: личность не принимает группу, а группа не принимает личность.

 
  Методические указания по работе - student2.ru

Однако не всегда маргинальность означает падение личности. В моменты серьезных внутриполитических изменений в структуре российского общества выделялись маргинальные группы – отрицающие данный политический строй и отвергнутые самим обществом. Примером таких маргинальных групп и личностей может служить дворянское сословие, которое после октябрьской революции 1917 года оказалось за пределами нового рабоче-крестьянского общества.

2 аспекта маргинальности:

1. Статусный аспект – маргиналом считают личность или группу в ситуации, когда возникает трудность в выделении ее характерных статусных позиций. В таком случае маргинальность приписывается в связи с неопределенностью статуса (бомж - не рабочий, не крестьянин, не интеллигент).

2. Нормативный аспект - конфликт группы или личности с общепринятыми культурными нормами или неопределенность ценности организации группы или личности.

2 формы маргинализации:

· десоциализация - утрата прежних социальных функций и значения - дно (бомж).

· ресоциализация – утрата прежних социокультурных связей и социальных функций при сохранении интеллектуального и профессионального потенциала личности (безработный).

Факторы и причины маргинализации:

1. Миграция населения. Причины маргинализации – трудность адаптации к новым условиям проживания:

2. Изменения в характере промышленного производства, рост научно-технического прогресса. Причины маргинализации – постоянное повышение квалификационных требований к работнику, рост безработицы.

3. Распространение массовой культуры и стирание культурных барьеров, ограничение культурных стереотипов. Причины маргинализации – трудность культурного и национального самоопределения, утрата обычаев, письменности, веры, фольклорного творчества и т.д.

Способы реагирования на маргинальную ситуацию:

· консерватизм (личность постоянно испытывает потребность в возврате к потерянному статусу, состоянию);

· радикализм (личность под влиянием маргинализации претерпевает кардинальные изменения);

· социальная индифферентность (личность относится к собственному маргинальному положению равнодушно);

· реформизм (личность занимается поиском социальных амортизаторов: ночлежек и горячей еды для неимущих);

· нигилизм (личность приходит к полному отрицанию потребности в социальных отношениях и не видит смысла в существовании общества).

От чего зависит, как будет реагировать личность на маргинальную ситуацию? По сути дела в большей степени этот процесс зависит от самого человека: от его воспитания, пола, возраста, образования, круга общения, психологических особенностей личности, уровня профессиональной квалификации.

Вопросы для самоконтроля к главе «Уровни социологической теории: группа».

1. Что такое группа? Чем группа отличается от толпы?

2. Что для социолога служит основанием для выделения групп в обществе?

3. Какие виды групп выделяет Ч. Кули?

4. Приведите пример формальной и неформальной группы.

5. По каким признакам можно определить наличие группы?

6. Какую роль группа играет в жизни личности?

7. Что такое групповая идентификация?

8. Какую цель преследует социальная организация?

9. Приведите пример формальной и неформальной организации.

10. Какие события могут повлечь появление маргиналов?

Задание к главе:

Фактором попадания в маргинальную ситуацию является миграция населения (причина - политические репрессии). Покажите на примерах разные способы реагирования личности на данную маргинальную ситуацию.

Дополнительная литература к главе «Уровни социологической теории: группа»:

1. Американская социологическая мысль. – М., 1994.

2. Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1972.

3. История теоретической социологии в 4-х томах / Под ред. Ю.Н.Давыдова. – М., 1997.

4. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия / Под ред. Ю.Н.Давыдова. – М., 1994.

5. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М., 1994.

Социальный контроль

Социальный контроль – это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство необходимого типа социальных отношений и социальных структур.

Социальный контроль служит гарантией, что поведение членов данного общества будет соответствовать социальным требованиям. Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны.

Виды социального контроля:

· внутренний;

· внешний.

Внутренний социальный контроль осуществляется уже на уровне социализации, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ценностей, образцов поведения, норм данного общества. Члены общества в процессе социализации постепенно подменяют свои истинные желания на те, которые должны быть у членов данного общества. Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.

Внешний контроль осуществляется чаще всего при помощи группового давления. Индивид входит в различные группы, группы обладают системой норм, ролей, образцов поведения, ценностями, правилами и законами. Нарушение групповых норм карается от группового осуждения до исключения из группы.

С другой стороны, внешний контроль

Наши рекомендации