Роль традиций в политической жизни

Политические традиции (от лат. traditio — передача) представ­ляют собой форму трансляции от поколения к поколению полити­ческого опыта, обычаев, представлений, норм, ценностей, институ­тов. Передается из поколения в поколение то, что позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей природной и соци­альной среды. На основе такой адаптации в течение длительных промежутков времени возникают специфические общности людей, которые называют этносами (от греч. etnos — народ). Этносы при­спосабливаются к условиям окружающей среды посредством созда­ния специфических стандартов поведения — стереотипов, которые передаются от поколения к поколению. Эти стереотипы посте­пенно меняются (модифицируются) вместе с изменением состоя­ния окружающей среды в каждом новом поколении. Трансляция и усвоение стереотипов образует традиции. Усвоенные стереотипы отличают представителей одного этноса от другого. Совокупность этносов, связанных одной исторической судьбой (возникающих одновременно в одном ландшафтном регионе), называется супер­этносом [Гумилев, 1990, 499-500].

Суперэтнос представляет собой исторически развивающийся симбиоз (безраздельное сосуществование) этнических стереотипов.

[79]

Он складывается на основе комплементарности (взаимной допол­няемости) этносов. Суперэтнос развивается циклически, проходя ряд последовательных фаз [Гумилев, 1992, 20—21]. Каждый такой цикл продолжается около 1500 лет. Цикл включает подъем и спад активности этносов, входящих в суперэтнос. В первой половине цикла (рост активности) создается система стереотипов поведения, соответствующая новым условиям жизни. Во второй половине цикла (спад активности) наблюдается распад старой системы сте­реотипов и начинается новый цикл, создающий новую систему стереотипов, в которой старые стереотипы занимают подчиненное положение, и т.д. В результате нескольких циклов происходит на­копление форм адаптации к условиям среды, т.е. повышается ко­эффициент адаптации всех этносов, объединяющихся в суперэт­нос.

Таким образом, население, постоянно занимающее определен­ную территорию (регион ландшафта) Земли, в ходе истории пери­одически обновляет социокультурную систему своего взаимодейст­вия как с природой, так и с населением других (прежде всего со­седних) территорий. Так, например, в течение последних 2000 лет на территории, занимаемой сейчас народами СНГ, древнерусский суперэтнос, существовавший в период с I по XV в., постепенно, начиная с XIII в., был заменен российским суперэтносом. В пери­од с XIII по XV в. одновременно происходило разрушение древне­русского и формирование российского набора этнических стерео­типов. К концу XV—началу XVI в. были упразднены последние по­литические реликты старой этнической системы (вечевые демокра­тии Новгорода, Вятки и Пскова) и заложены основы новой этно-политической системы в Великом княжестве Московском [Гуми­лев, 1992, 254]. Весь этот период шла борьба между двумя система­ми стереотипов социального (в том числе и политического) дейст­вия, которая привела к трансформации древнерусского суперэтно­са в российский. В то же время у отдельных этнических групп и их представителей существовали многообразные сочетания элемен­тов старой и новой систем поведения.

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева отличается от теорий культур­но-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера цикли­ческим характером. В обоих вариантах все эти типы выстроены в линейную временную структуру, в рамках которой они последова­тельно сменяют друг друга. В итоге делается вывод об особом зна­чении и перспективности славянского (у Данилевского) или рус­ско-сибирского (у Шпенглера) культурно-исторического типа. Между тем западноевропейская, китайская, исламская, североаме­риканская и латиноамериканская этнические системы имеют не меньшее значение и не менее прогрессивны. Каждая из них может

[80]

трансформироваться и увеличивать адаптивный потенциал в рам­ках своего ландшафтного региона до тех пор, пока будет существо­вать жизнь на Земле.

В процессе этногенеза возникают, транслируются и трансфор­мируются не только стереотипы сознания и поведения, но и соот­ветствующие им социальные институты, в том числе и политичес­кие. Институты представляют собой форму объективации стерео­типов.

Государство как совокупность институтов власти служит усло­вием устойчивого существования этнических систем социального действия. Определенные исторические формы государства возни­кали и разрушались вместе с возникновением и разрушением соот­ветствующих комплексов этнических стереотипов. Вместе с тем нужно учитывать, что старые институты так же, как и старые сте­реотипы, не исчезали бесследно, а сохранялись в преобразованном виде в новых этнополитических системах, хотя и занимали подчи­ненное положение по отношению к новым институтам власти и стереотипам, позволяющим успешно адаптироваться к изменив­шимся условиям существования людей в пределах ареала (от лат. area — площадь, пространство) — зоны распространения опреде­ленных видов животных, растений, полезных ископаемых, языков, диалектов и т.д. Политические институты и стереотипы существу­ют независимо от людей и передаются от поколения к поколению в ходе политической социализации — усвоения новыми поколения­ми созданного предшествующими поколениями.

Как уже говорилось ранее (см. гл. 1), политическая подсистема в рамках системы социального действия выполняет функцию целе-достижения, поддержания определенного порядка совместной жизни людей, позволяющего им согласовывать свои индивидуаль­ные и групповые действия и обеспечивать эффективное использо­вание имеющихся в их распоряжении ресурсов. Политические тра­диции оказывают решающее воздействие на характер функциони­рования и трансформации институтов государства и гражданского общества. Политическая система любой страны может быть ста­бильной и эффективной лишь в том случае, если она создается и развивается в соответствии с политическими традициями этой страны, если она учитывает укоренившиеся в политическом со­знании и поведении ее населения стереотипы. Все народы по-своему уникальны, уникальны и политические системы, создавае­мые ими. Достаточно сравнить такие исторически связанные поли­тические системы, как системы США и Великобритании [Страны мира. Факты и цифры. М., 2000. С. 35, 157], чтобы убедиться в правомерности данного утверждения. Политические институты

[81]

должны формироваться (и реформироваться) с учетом политичес­ких традиций народа, иначе последний не сможет их освоить и применить для решения проблем своей жизни, точно так же, как эти институты не смогут получить поддержку народа при проведе­нии того или иного курса. Попытки заимствования форм государ­ственного устройства у других народов, как правило, заканчивают­ся неудачно.

Традиции отличают одну страну от другой, выражая особеннос­ти ее рождения и исторического пути, модифицируя все компо­ненты ее политической жизни. Так, например, сильная ориентация американцев на местное, а не централизованное начало в государ­стве, отмеченная исследователями как в XIX, так и в XX в., обусловлена тем, что становление американской государственности начиналось с общины [Токвиль, 66—69]. Однако эту форму орга­низации первые европейские переселенцы переняли у индейских аборигенов. Бенджамин Франклин, один из составителей Консти­туции США (1787), писал: «Американская институциональная мо­дель, первоначально основанная на слабой централизации власти и сильных штатах, создавалась под влиянием модели ирокезов» [Шварценберг, 2, 250]. Данная модель наиболее соответствовала условиям жизни в том ландшафтном регионе, в котором началось зарождение американских штатов, впоследствии образовавших союз.

Не меньший интерес представляет анализ циклических процес­сов, наблюдаемых в различных странах после завершения процес­сов становления их политических систем, в период их стабильного функционирования и эволюционной трансформации. Американ­ский историк Артур Шлезингер указывает на наличие маятниковых колебаний между консерватизмом и либерализмом в США, между ориентацией на частные и общественные интересы [Шлезингер, 42—45]. Он связывает эти циклы политической жизни США с ди­намикой поколений: в первый период самостоятельной жизни каждое поколение осваивает политические институты, во втором периоде оно занимает ключевые позиции в сфере власти и в то же время постепенно вытесняется из нее новым поколением, начина­ющим свой собственный цикл. Первая часть цикла имеет либе­ральный, вторая — консервативный характер [Там же, 50-53]. В этом примере наиболее важно то, что колебания происходят в одном и том же поколении. Это значит, что консервативная и ли­беральная политические стратегии равнозначны в различных си­туациях.

То же самое можно сказать о циклах политической жизни за­падноевропейских стран. Здесь наблюдаются маятниковые колеба-

[82]

ния между политическими стратегиями правого (собственность, свобода личности) и левого (социальные гарантии, социальное ра­венство) толка, между консервативной (выражающей интересы предпринимателей) и социал-демократической (выражающей инте­ресы наемных работников) идейными ориентациями. Так, в насто­ящее время в ФРГ социал-демократы пришли на смену христиан­ским демократам, а в Великобритании лейбористы сменили кон­серваторов. В основе этих колебаний лежат так называемые сред­ние циклы экономической конъюнктуры — чередование периодов подъема и спада производства. В периоды подъема население предпочитает левых, а в периоды спада — правых. В обоих случаях обеспечивается решение накопившихся проблем.

Существуют ли в России подобные воспроизводящиеся разно­родные стратегии политического действия? Мы не можем восполь­зоваться данными электоральной статистики для ответа на этот во­прос, поскольку свободные альтернативные выборы проводятся в России недавно. Поэтому нам придется проанализировать историю российского государства. С помощью теоретической реконструк­ции ее эпизодов можно обнаружить «то в прошедшем, что не про­ходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон» (В.О. Ключевский). Главными источниками эмпирического материала в данном случае могут быть летописи, официальные до­кументы и работы историков.

Наши рекомендации