Система понятий политической социологии

Предмет политической социологии характеризуется системой ее понятий (мысленных конструкций, выражающих существенные признаки политических явлений в их взаимной связи). Анализ этой системы нужно начинать с понятия «политика». Согласно М. Веберу, политика означает «стремление к участию во власти

[66]

или к оказанию влияния на распределение власти» [Вебер, 646], политика связана с действиями людей в сфере власти.

Понятие власти — одно из наиболее общих не только социоло­гии но и социальной философии. В политической социологии оно занимает центральное место. Власть можно рассматривать как спо­собность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобяза­тельные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общест­венное отношение, в рамках которого одни люди оказывают опре­деляющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть поперемен­но властвующими или подвластными. Власть над людьми не явля­ется врожденным свойством особого типа людей, она создается со­циальными ситуациями.

В случае монополизации власти в руках одного человека или группы людей власть превращается в господство. Последнее озна­чает такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться (М. Вебер). Господство — это такое отношение, для которого ха­рактерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязыва­ние своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных институ­тов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, на­зывается государством. Государство, пишет М. Вебер, — это «отно­шения господства одних людей над другими, опирающиеся на ле­гитимное насилие» [Вебер, 646]. Государство представляет собой совокупность институтов власти.

Во всех исторически существовавших с начала периода цивили­зации и существующих в настоящее время обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинст­вом, которое называют правящей элитой [Гидденс, 97—98]. Это гос­подствующее меньшинство не является однородным — оно разде­лено на слои, которые ведут постоянную борьбу друг с другом за контроль над государственной администрацией (бюрократией), не­посредственно осуществляющей функцию легитимного насилия. Эта группа людей обеспечивает господство элиты над населением. В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать вли­яние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему назы­вают гражданским обществом. Государство (совокупность институ­тов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической сиc-

[67]

темы — механизма распределения и осуществления власти. Про­цесс создания, использования и изменения таких механизмов, со­ставляющий содержание социального действия в сфере власти, можно назвать политической жизнью. Отдельные люди и группы людей могут лишь активно или пассивно участвовать в ней (или не участвовать совсем).

Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В со­временных обществах существуют многочисленные (институциали-зированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим этого взаимодействия, обеспечивающий контроль создан­ных населением структур гражданского общества над администра­тивным аппаратом государства, называется демократией (народо­властием). В современном обществе существуют два типа демокра­тии: представительная и демократия участия [Гидденс, 86—87]. Альтернативный демократии режим, обеспечивающий контроль ад­министративного аппарата государства над структурами граждан­ского общества, можно назвать автократией (самовластием). В на­стоящее время автократия существует в формах авторитаризма (в республиках) и деспотизма (в монархиях). Способ участия людей в политической жизни называется политической культурой. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти.

Наши рекомендации