Форма итоговой аттестации по дисциплине «Деловая письменная коммуникация».

На итоговое занятие все слушатели приносят: оформленные результаты практической работы на семинарах в виде документов. Перечень документов будет формироваться в процессе семинарских занятий для каждого студента индивидуальный.

Для тех студентов, которые занятия пропускали, будет подготовлен отдельный перечень документов, выданный накануне зачета.

Для студентов, которые не получили автоматический зачет, будет проведен устный зачет.

К устному зачету не допускаются:

1. Студенты, которые не прошли контрольный промежуточный срез знаний;

2. Студенты, которые в день зачета не предоставили оформленные практические работы.

3. Студенты, которые не подготовили доклад.

Критерии автоматическогозачета по дисциплине «Деловая письменная коммуникация»:

1. Посещение лекций (не более 3-х пропусков);

2. Наличие конспектов лекций;

3. Сдача контрольного промежуточного среза знаний;

4. Практическая работа на семинарах и оформленные результаты работы;

5. Выступление с докладом на 10-15 минут. Оформленный доклад сдается.

Вопросы к зачету:

1. Каково значение и место документов в системе управления?

2. Как связаны понятия "документ" и "информация"? Какое значение имеют информация и документы в жизни человека и общества?

3. Какое определение понятия "документ". Как развивалось понятие "документ"?

4. Почему информационная функция присуща всем документам?

5. Какие документы наделены правовой функцией изначально, т.е. данная функция заложена сознательно автором в момент создания документа?

6. Почему документ полифункционален?

7. Какие способы документирования можете назвать?

8. Что влияет на приобретение документом юридической силы?

9. Какие классификации документа и по каким признакам можно дать?

10. Почему законы предписывают обязательность документирования информации?

11. Организационные документы - уставы, положения, инструкции, штатные расписания и др.

12. Распорядительные документы - постановления, решения, приказы, распоряжения и др.

13. Информационно-справочные документы

14. Кадровая документация.

15. Приказное делопроизводство.

16. Коллежское делопроизводство.

17. Министерское делопроизводство.

18. Назовите основные этапы развития работы с документами.

19. Каковы характерные черты развития приказного делопроизводства?

20. Что явилось причиной реформ государственного аппарата 1717-1720?

21. В чем значение Генерального регламента 1720 года для развития работы с документами?

22. Почему коллежское делопроизводство считается прогрессивней по отношению к приказному?

23. Когда и почему возникло министерское делопроизводство?

24. Какие можно выделить особенности в организации работы с документами в период министерского делопроизводства?

25. Какие меры были предприняты советским правительством для организации работы государственного аппарата?

26. Какие реформы были проведены в период 20 -30 -х годов?

27. Для чего были разработаны Единая государственная система делопроизводства?

28. Какие документы установили единые требования к оформлению организационно-распорядительных документов?

29. Систематизируйте законодательные акты, нормативно-методические акты регулирующие вопросы управления документацией.

30. Нормативные правовые акты, регламентирующие документационное обеспечение на федеральном уровне.

31. Государственные стандарты на документацию.

32. Ведомственные нормативные акты.

33. Какими нормативно-методическими документами регламентируется современное делопроизводство?

34. Каким документом регламентируется делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти?

35. Какой ГОСТ устанавливает единые требования к организационно-распорядительным документам?

36. В каком документе закреплены требования к составлению номенклатуры дел и формированию дел?

37. Понятие "документооборот" и его развитие.

38. Основные правила организации документооборота в организации (учреждении).

39. Схема движения и технология обработки документов.

40. Регистрация документов.

41. Основные этапы документооборота?

42. Этапы обработки проходят входящие документы?

43. В какие сроки должны быть осуществлены доставка и рассмотрение входящих документов?

44. Какие документы называют исходящими? Какие операции входят в состав обработки исходящей документации?

45. Какие документы называют внутренними? В чем заключается особенность работы с внутренними документами?

46. Учет объема документооборота. Для чего и как производится учет объема документооборота?

47. Какие виды документов подлежат регистрации? Какие существуют формы регистрации документов?

48. Какие документы подлежат обязательному контролю?

49. Номенклатура дел. Виды номенклатур дел.

50. Требования к составлению номенклатуры.

51. Заголовки и их составление в номенклатуре дел.

52. Порядок составления и утверждения номенклатуры дел.

53. Требования к заполнению формы номенклатуры дел.

54. Установление сроков хранения дел.

55. В каком нормативном акте закреплено понятие Государственная тайна"? Дайте определение понятия "конфиденциальная информация".

56. Назовите три степени секретности, которые были установлены законом "О государственной тайне". Какими нормативными актами регламентируется порядок отнесения документов к государственной тайне.

57. Какие основные принципы должны быть соблюдены при организации работы с документами ограниченного доступа.

58. Общие требования, предъявляемые к документу. Виды документов.

59. Назовите и прокомментируйте требования, предъявляемые к документу в любой стране.

60. Что такое деловое письмо? Каковы разновидности деловых писем?

61. Текстовые нормы деловой письменной речи. Какую роль играют реквизиты в деловой переписке? Какие реквизиты являются необходимыми в деловом письме?

62. Языковые нормы деловой письменной речи. Что представляют собой стандартные языковые формулы деловой речи? Приведите примеры.

63. Какова роль документа при принятии и оформлении управленческих решений?

64. Какова роль документационного обеспечения управления в современном офисе?

Список литературы

1. Деловая коммуникация: учебное пособие / О.А. Казакова, А.Н. Серебренникова, Е.М. Филиппова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 132 с.

2. Деловая письменная коммуникация: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина, С.В. Малервейн. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 159 с.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2000 Демин Ю.Н.. Современное деловое письмо. - М.: "Бератор", 2004.

4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет.: учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – 312с.

5. Трофимова О.В., Купчик Е.В. Основы делового письма. — М.: Флинта: Наука, 2010.

6. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2000.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. Ред. Л.К.Граудина и Е.Н.Ширяев. – М.: Норма, 2006.

8. Рогожкин М.Ю. Современное деловое письмо. 3-е изд. М., 2008.

9. Организация работы с документами: Учебник/ В.А. Кудряев и др. - М.: ИНФРА-М,1998. 575с.

10. "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).

11. "ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 №28-ст).

12. Большой толковый словарь компьютерных терминов. М., 1999. С. 512.

13. Документационное обеспечение управления : Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Пшенко, Л.А. Доронина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 160 с.

14. Илюшенко Μ.П., Кузнецова Т.В. Формуляр документа: учеб. пособие. М.: МГИАИ, 1986.

15. Кадровое делопроизводство. Полный практикум в схемах и таблицах + 300 образцов. – ЗАО «Актион-Медиа», 2014. – 352 с.

16. Конявский В.А., Гадасин В.А. Основы понимания феномена электронного обмена информацией. Минск, 2004.

17. ОК 011–93 Общероссийский классификатор управленческой документации.

18. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению доку Андреева В.И. Делопроизводство: практическое пособие/10-е изд., перераб. и доп. М.: Управление персоналом, 2005.

19. Организация работы с документами. М., 1998; Кузнецова Т.В. Секретарское дело. М., 2002.

20. Организация работы с документами: учеб. для вузов / под ред. проф. В.А. Кудряева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

21. Павлюк Л.В., Воробьев Н.И. Справочник по делопроизводству и основам работы на компьютере. М.; СПб., 1997.

22. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" (вместе с "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов").

23. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 №477 (ред. от 26.04.2016) "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти".

24. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 №30 (ред. от 27.08.2015) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти".

25. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 №452 (ред. от 27.08.2015) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти".

26. Приказ Росархива от 23.12.2009 №76 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти".

27. Приказ Роструда от 28.09.2007 №219 (ред. от 17.02.2014) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости".

28. Сокова А.Н. Документоведение: теория и практика/предисл. проф. М.В. Ларина. М., 2009. с. 333

29. Указ Президента РФ от 06.03.1997 №188 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".

30. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "Об архивном деле в Российской Федерации".

31. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

32. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 №2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном гербе Российской Федерации".

33. Энциклопедия секретаря / В.И. Андреева [и др.]. М.: МЦФЭР, 2004.

Темы докладов

1. Виды записи и носители информации

2. Фотодокументирование: история и современность.

3. Кинодокументирование. Видеозапись: история и современность.

4. Фоно (аудио) документирование, его особенности и области применения.

5. Документирование с применением электронно-вычислительной техники.

6. Механические и электромеханические средства документирования.

7. Ручные пишущие средства.

8. Автоматические средства составления и изготовления документов.

9. Основные технологии и средства копирования и размножения документов.

10. Древнейшие материалы для письма.

11. Изобретение бумаги и совершенствование ее производства. Виды, свойства, форматы бумаги.

12. Классификация современных носителей документированной информации. Их характеристики.

13. Копии, их историческое развитие и виды.

14. Фальсифицированные документы. Способы подделки документов.

15. Редактирование документов. Корректурные знаки.

16. Понятие ценности документа. Принципы, методы, основные критерии определения ценности документов. Возникновение и развитие экспертизы ценности.

17. Основные этапы становления и развития архивного дела в России.

18. Приказное делопроизводство.

19. Коллежское делопроизводство.

20. Министерское делопроизводство.

21. Становление и развитие делопроизводства в советских учреждениях.

22. История развития делопроизводства в ХХ веке.

23. Кадровая документация.

24. Организация работы с документами, которые отнесены к государственной тайне.

25. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.

Наши рекомендации