Расположение и движение оратора в аудитории

Оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее. Стоящий оратор демонстрирует уважение к аудитории; создает постоянное напряжение для себя; лучше чувствует время; энергичнее говорит. Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство. Если вы выступаете с возвышения – подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею. В процессе выступления обязательно необходимо двигаться. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека. Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, это создает впечатление уверенности оратора. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах – это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, оратора. Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т. д. – лучше взять в руки указку или мел.

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны. А это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Можно дать следующие рекомендации:

1) Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

2) Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли

3) Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

4) Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией

5) Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

6) Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

7)Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей.

8)Глядя на слушателя, смотрите ему в глаза.

9) В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Поза

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним – это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.

Жесты оратора

Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией.

Рекомендации:

1)Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.

2) Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение.

3) Жесты не должны быть непрерывными.

4) Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию.

5) Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности.

6) Не шевелите открыто пальцами.

7) Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению.

Голос и интонация оратора

Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего.

Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Разумеется, она связана с размером аудитории. Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что вы говорите громче, чем обычно; в подавляющем большинства случаев этой громкости будет достаточно.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования. Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. Во-вторых, интонация должна быть естественной, она должна соответствовать содержанию того, что вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично – и ваша интонация будет естественна.

Темп должен быть средним, причем следует избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

Наши рекомендации