На что стоит обратить внимание при написании эссе
1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
г) умение понимать аналитические подходы и модели;
д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
Чегоследует избегать при написании эссе:
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
Обязательно даю ребятам определённую схему-трафарет с начальными словами, которые они в дальнейшем могут применять, добавляя своё, когда отточат мастерство.
Вступление | Основная часть | Заключение |
Для меня эта фраза является ключом к пониманию... | Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... | Таким образом,... |
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... | Рассмотрим несколько подходов... Например,... | Подведем общий итог рассуждению... |
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... | Проиллюстрируем это положение следующим примером... | Итак,... |
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... | Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ... | Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... |
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПCформулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...; О — Объяснение — Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение (итоговое) -Таким образом,... |
Объясняя всё это учащимся, я перехожу к конкретному разбору определённого выражения, и далее предлагаю ученикам вместе со мной написать эссе. Здесь уже идут конкретные шаги:
1) сначала понять данное высказывание;
2) далее определиться со своей позицией – согласиться с автором или нет;
3) затем подумать над аргументами и доказательствами, которые мы применяем (фиксируем их в черновике), стараемся применить разный уровень аргументации, чтобы избежать бытовой наивности содержания;
4) по ходу всплывают определённые термины – они также записываются (потом, при формировании самого содержания эссе, можно будет что-то добавить, а что-то убрать);
5) и под конец, думаем над заключением;
6) далее всё записываем на черновик, применяя начальные фразы из схемы-трафарета (указаны ранее), корректируем отдельные фразы, чтобы было в едином стиле, грамотно и без лишних повторов, определяем, сколько терминов использовали в работе (просто подчёркиваем и считаем);
7) и только теперь работу можно писать начисто;
8) далее я предлагаю своим ученикам оценить нашу совместную работу по критериям, которые применяют эксперты на проверке части С9.
Думаю, что многое из мною сказанного, делают и другие учителя. Тяжело научить вначале, зато потом ребята чётко понимают, что от них хотят!