На что стоит обратить внимание при написании эссе

1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно пра­вильных или неправильных ответов на во­просы, как это бывает в физике или матема­тике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, соб­ственные суждения учащихся и их аргумен­тацию.

3. При выдвижении собственной пози­ции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащего­ся критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргумента­цию других;

б) способность понимания, оценки и ус­тановления связи между ключевыми мо­ментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что явля­ется более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические под­ходы и модели;

д) готовность дифференцировать про­тивоположные подходы и модели и их при­менение к эмпирическому материалу, дис­куссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые на­писаны коротко, четко и ясно.

Чегоследует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в из­ложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утвержде­ний) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без выска­зывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Обязательно даю ребятам определённую схему-трафарет с начальными словами, которые они в дальнейшем могут применять, добавляя своё, когда отточат мастерство.

Вступление Основная часть Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Таким образом,...
Выбор данной темы продик­тован следующими сообра­жениями... Рассмотрим несколько под­ходов... Например,... Подведем общий итог рас­суждению...
Поразительный простор для мысли открывает это корот­кое высказывание... Проиллюстрируем это поло­жение следующим приме­ром... Итак,...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ... Именно поэтому я не могу согласиться с автором выска­зывания...
  Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называ­емой ПОПCформулой: П - Положение (утвержде­ние) - Я считаю, что...; О — Объяснение — Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение (итоговое) -Таким образом,...  

Объясняя всё это учащимся, я перехожу к конкретному разбору определённого выражения, и далее предлагаю ученикам вместе со мной написать эссе. Здесь уже идут конкретные шаги:

1) сначала понять данное высказывание;

2) далее определиться со своей позицией – согласиться с автором или нет;

3) затем подумать над аргументами и доказательствами, которые мы применяем (фиксируем их в черновике), стараемся применить разный уровень аргументации, чтобы избежать бытовой наивности содержания;

4) по ходу всплывают определённые термины – они также записываются (потом, при формировании самого содержания эссе, можно будет что-то добавить, а что-то убрать);

5) и под конец, думаем над заключением;

6) далее всё записываем на черновик, применяя начальные фразы из схемы-трафарета (указаны ранее), корректируем отдельные фразы, чтобы было в едином стиле, грамотно и без лишних повторов, определяем, сколько терминов использовали в работе (просто подчёркиваем и считаем);

7) и только теперь работу можно писать начисто;

8) далее я предлагаю своим ученикам оценить нашу совместную работу по критериям, которые применяют эксперты на проверке части С9.

Думаю, что многое из мною сказанного, делают и другие учителя. Тяжело научить вначале, зато потом ребята чётко понимают, что от них хотят!

Наши рекомендации