Гл. Становление личности святителя , как духовного подвижника

Курсовая работа

по дисциплине:«Миссиология ».

Тема: «Миссионерское служение святителя Тихона Задонского

Выполнил: студент 4 курса, группы М8-1-07

Кандаков И. А.

Проверил

Преподаватель :Смулов А.М .

г.Москва

2016 г.

Содержание

Введение

1. Становление личности святителя , как духовного подвижника

2. Миссионерское служение святителя Тихона Задонского на Воронежской Кафедре в XVIII веке .

3. Духовное наследие святителя Тихона Задонского и его значение для современной миссии .

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Гл. Становление личности святителя , как духовного подвижника

Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах... Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях. (Исаака Сирина слово 36)  

  Этими словами приличнее всего начать повествование о жизни и подвигах свт. отца нашего Тихона .Будущий подвижник земли русской родился в тысяча семьсот двадцать четвёртом году .Как описывается в житии святителя: « Он был сын дьячка Новгородской губернии, Валдайского уезда, села Короцка, Саввы Кириллова»[1].По рождении он был наречён Тимофеем. Жил и воспитовался он в многодетной семье. В детстве отца рано лишился. «Старший сын занял место отца, и у него жила мать Домникия, имея на своем попечении троих сыновей и двух дочерей»[2]. С раннего детства после смерти отца его семья жила в очень большой и сильной нужде ,что были моменты , что даже есть было нечего. «Когда есть дома нечего, — вспоминал после Святитель об этом времени, — то, бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом».[3]Семья юного Тимофея находилась в очень серьезной нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику. Как вспоминал сам святитель Тихон ,находясь в Задонске о своём детстве : «К нам часто приходил ямщик из нашего прихода, человек богатый, но бездетный. Я полюбился ему, и он часто просил меня у матушки: «Отдайте мне Тимофея своего,— говорил он,— я его вместо сына воспитаю и все имущество мое его будет». Матушке моей, хотя и жалко было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил ее согласиться. Взяв за руку, она повела меня к ямщику; брата старшего в то время не было дома. Когда пришел он и узнал от сестры, что меня повели к ямщику, тотчас побежал, догнал матушку на дороге, и став перед ней на колени, сказал: «Куда вы ведете брата? Ямщику отдадите, ямщик и будет; я не хочу, чтобы брат ямщиком был, я лучше с сумою по миру пойду, а брата ямщику не отдам. Постараемся обучить его грамоте, а тогда он, может, к какой-нибудь церкви во дьячки или пономари определится». Матушка воротилась домой» [4]

После этого случая Тимофей остался жить дома у старшего брата, где он и рос до четырнадцати летнего возраста .

В тысяча семьсот тридцать седьмом году выходит указ императрицы Анны Иоанновны о «о разборе церковнослужительских детей» : ««Синодальных и архиерейских дворян и монастырских слуг и детей боярских и их детей, также протопопских, поповских, диаконских и прочего церковного причта детей и церковников, не положенных в подушный оклад, есть число не малое; того ради взять в службу годных 7000 человек, а сколько оных ныне где налицо есть, переписать вновь, и за тем взятием, что где остаётся годных в службу ж и где им всем впредь быть, о том определение учинить, дабы они с прочими в поборах были на ряду. Вышеописанных же чинов некоторых губерний у присяги не было более 5000 человек, из которых взять в службу годных всех, сколько по разбору явится»[5]. Строгость указа и строгое исполнение его административными органами власти побудили церковнослужителей на последние средства отдавать своих детей в духовные школы, состоявшие тогда большей частью при архиерейских домах. «Эти указы, особенно строго исполнявшиеся в Новгородской епархии, побудили многих родителей из духовного сословия отдавать своих детей в духовную славянскую школу при Новгородском архиерейском доме. Мать Тимофея также решила устроить туда своего сына, но наплыв желающих был так велик (в училище собралось до тысячи мальчиков всякого возраста), что для бедного сына дьячка и сироты Тимофея не нашлось в этой школе места»[6].По своей бедности мать Тимофея не могла обеспечить его содержание .Уже решался вопрос об исключении его из духовного звания и перевода его в арифметическую школу. Но брат Петр, бывший тогда причетником в Новгороде, жалея брата, при всей своей бедности, просил духовное начальство о принятии его в училище, обещаясь давать ему содержание .Эта просьба была удовлетворена . Начиная с этого момента Тимофей Кирилов, записанный под фамилией Соколов начинает под надзором брата посещать школу .

В тысяча семьсот сороковом году в Новгороде была устроена семинария при содействии и поддержке Новгородского архиепископа Амвросия Юшкевича, которая впоследствии была переведена в Антониев монастырь . В числе лучших учеников туда был принят и Тимофей Соколов . «Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. Курс он окончил будучи 30 лет.»[7] Вот как сам святитель вспоминал о периоде своей учёбы в семинарии: «…А я начал продолжать учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию себя. И так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам: куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку. Но богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки, то есть осметки лаптей, и начнут смеяться надо мною и оными махать на меня, говоря: «Величаем тя…»[8]. Несмотря на все трудности, которые возникали у юного Тимофея Соколова в процессе учёбы ему удалось добиться значительных успехов .За своё стремление к получению знаний ,своим прилежанием и успехами Тихон Соколов заслужил любовь и почтение семинарского начальства . От природы умный и прилежный, он успешно переходил в высшие классы и занимался с таким усердием, что ему, ученику богословского класса, доверили преподавание греческого языка (с сентября 1750 года).[9] Как преподаватель греческого языка Тимофей Савельевич должен был уделять особое внимание изучению греческой святоотеческой литературы. В книгах святых отцов глубоко запечатлен дух истинного христианства. К этим спасительным истинам тяготела душа Тимофея и в них находила себе духовную, пищу. Кроме того, знание и преподавание греческого языка вместе с изучением творений святых отцов давали возможность восполнить недостатки семинарского образования .[10].В июле тысяча семьсот пятьдесят четвёртого года святитель окончил семинарию и по её окончании был уволен с поста преподавателя риторики .

Будучи на преподавательском посту будущего святителя отличали необыкновенная сердечность, скромность и благочестивая жизнь. Поэтому «  еще будучи учителем греческого языка Тимофей, по склонности к духовной жизни, имел желание вступить в монашество»[11].Однако ряд жизненных обстоятельств ,возникших у Тимофея Соколова отсрочили его постриг в монашество .Связано это было с тем , что

[1] https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/zhitie-svjatitelja-tihona-zadonskogo/1_2 - Елагин Николай Васильевич «Житие святителя Тихона Задонского» часть 1 ,гл.1

[2] https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/zhitie-svjatitelja-tihona-zadonskogo/1_2 - Елагин Николай Васильевич «Житие святителя Тихона Задонского» часть 1, гл.1

[3] https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/svjatitel-tikhon-zadonskij-i-vseja-rossii-chudotvorets-ego-zhizn-pisanija-i-proslavlenie/1 - прот. А. Лебедев «Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление» , глава 1.

[4] https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/zhitie-svjatitelja-tihona-zadonskogo/1_2 - Елагин Николай Васильевич «Житие святителя Тихона Задонского» часть 1 ,гл.1

[5] http://detectivebooks.ru/book/37268583/?page=79 - Курукин Игорь Владимирович « Анна Иоанновна» ,с.79

[6] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/svjatitel-tihon-zadonskij-i-ego-uchenie-o-spasenii/1_1 - схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении», гл.1

[7] http://drevo-info.ru/articles/243.html - статья о святителе Тихоне Задонском .

[8] https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/zadonskij-chudotvorets-v-vospominanijah-kelejnikov/#0_2 – «Задонский чудотворец в воспоминании келейников»; «Записки Василия Чеботарёва».

[9] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/svjatitel-tihon-zadonskij-i-ego-uchenie-o-spasenii/1_1_2 - схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении», гл.1

[10]

[11]

Наши рекомендации