Условия успешной подготовки к выступлению
1. Выбор темы: на этом этапе важно понять, интересна ли вам эта тема, близка и лично значима ли она для вас.
2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала. Это труд кропотливый и незаметный. Вначале накапливаются так называемые «заготовки», выписки из журнальных статей, книг, цитаты, факты, собственные наблюдения; все это систематизируется.
3. Составление списка литературы по теме выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации (иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить свою точку зрения с общепринятой и пр.
4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетенция.
5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой оратора. Над речевой культурой следует работать постоянно и повышать ее.
41. 1. Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.
Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить".
В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители школы философов-просветителей - обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.
Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.
Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чем угодно.
2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом поэтому было необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
3. В новых духовных условиях Средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.
4. Новое время, начавшееся западноевропейским Возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность. Характерное для новой эпохи понимание задач риторики отражено в словах физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662): "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть".
5. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
6. Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала XVII века, сделанный предположительно митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизмененный при переводе, дошел до нас в 34 списках. В этой книге дается представление о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи.
В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев.
Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес М.В. Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748)
42. Профессиональная компетенция— способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач;
«В кризис будут востребованы те, кто умеет нестандартно мыслить и хорошо говорить». С искусством общения связаны многие сферы человеческой деятельности. Менеджеры, адвокаты, бизнесмены, бухгалтеры, преподаватели, студенты.
В процессе работы сотрудникам приходиться общаться как друг с другом, так и с руководством, решать разные вопросы. И вот тут могут возникать конфликты, могут появляться претензии начальства, которому кажется, что сотрудник не совсем справляется со своей работой. А сам человек считает, что работает хорошо, и заслуживает уважения. В таких случаях – целое искусство аргументировано объяснить свою точку зрения, оградить себя от необоснованных претензий, отстоять свою честь, и сделать это предельно деликатно. В этом смысле риторика очень помогает. Часто люди думают, что говорить они умеют с детства, и специально учиться этому не нужно. Но это заблуждение. Учиться искусству общения необходимо.
Как риторика поможет при приеме на работу? - При приеме на работу важно уметь произвести впечатление. Ведь речь – визитная карточка человека. И когда человек грамотно общается, он производит впечатление уверенного в себе человека, что импонирует работодателю. В этом смысле риторика позволяет проявить себя, подать как можно выгоднее при устройстве на работу. Ведь сейчас везде требуются коммуникабельные, уверенные в себе люди. Главное, чему мы учим – презентовать себя. Недаром когда к Сократу привели юношу и попросили оценить его достоинства, он сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Эти слова – фактически девиз нашего центра.
Специфика риторики не обезличенное общение, как при электронной переписке, а умение подать себя в устной речи, при визуальном контакте. Но владение мыслительной культурой позволяет нашим клиентам общаться на любые темы с любыми людьми и в любой форме. Если человек умеет общаться – он будет и красиво говорить, и четко излагать свои мысли на бумаге.
В кризис для руководителя важно не столько уметь успокаивать сотрудников, сколько побуждать их к самосовершенствованию, к работе над собой. Думаю, в нынешних условиях обучение риторике должно стать одним из элементов бизнес – тренингов для руководителей. И если сотрудники будут внимать начальнику, и действительно совершенствоваться в своем деле – их не нужно будет успокаивать. Профессионалы ценились во все времена. И никакие кризисы им не страшны.