Перечень основной учебной литературы. 1. Задача и цели делового выступления.

План

1. Задача и цели делового выступления.

2. Работа над композицией выступления. Общие принципы построения выступления.

3. Способы изложения материала, типичные ошибки.

Перечень основной учебной литературы

1) Глазунова, О. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О. И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва :КноРус, 2015. – 243 с.

2) Колотілова Н.А. Риторика. Навч. посібник. — К.: Центр учбової літератури, 2007 — 232 с.

3) Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — 2-е изд., исправл. — Мн.: Новое знание, 2001. — 328 с ; ил.

4) Реденко, А. М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334с.

5) Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В. Д. и др.]; под общ.ред. В. Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 505с.

6) Стилистика русского языка и культура речи: учебное по-собие для студентов специальности 031202.65 «Перевод и пе-реводоведение» / автор-составитель Е.А. Елина / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 92 с.

1. Задача и цели делового выступления.

Речь – публичное выступление, произносимое перед аудиторией по какому-то случаю, по поводу какого-то события. Оратор, выступая перед слушателями, всегда должен провозглашать что-то весомое и, по возможности, новое.

Как и каждый из видов делового общения, публичная речь требует тщательной подготовки.

На начальном этапе оратор должен определить свою стратегию и тактику, сформировать замысел речи, раскрыть её тему через подбор соответствующего материала.

Стратегия общения — это общая схема действий (или общий план достижения цели).

Тактика общения — это система действий, используемых для реализации стратегии.

Итак, начинать подготовку к речи нужно с определения стратегии. Поэтому при подготовке к конкретному выступлению необходимо обратить внимание на следующие этапы.

1) Выбор проблемы и темы выступления– один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Проблема – это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема – это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы.

Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:

– тему необходимо формулировать четко и кратко, так как длинные формулировки, включающие незнакомые слова и выражения, могут вызывать отрицательное отношение к предстоящему выступлению;

– выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;

– формулировка также должна привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.

Довольно удачным риторическим приемом, привлекающим внимание, является название речи в виде вопроса. Сравните, например, такие названия:

А) "Что привело к финансовому кризису в государстве?"

Б) "Финансовый кризис в государстве".

Однако таким приемом не следует злоупотреблять, поскольку формулировка темы в виде вопроса предполагает, что в речи есть четкий ответ на него.

Идеальными в ораторской деятельности есть такие случаи, когда оратор сам выбирает предмет речи и у него есть возможность учесть два важных момента.

Во-первых, выбор предмета основывается на интересе. Имеется в виду, что тема должна быть интересной как для самого оратора, так и для аудитории. Во-вторых, выбор предмета предопределяется наличием у оратора определенных знаний о нем. Особенно это касается выступлений перед подготовленной аудиторией. Конечно, нельзя требовать от оратора всесторонних знаний любого предмета. Однако для успешного выступления он должен знать о предмете речи в несколько раз больше, чем аудитория.

Определение стратегии оратора завершается формулировкой главных положений. Они являются тем, что должны узнать слушатели в речах информативного характера, или тем, в чем оратор должен убедить аудиторию.

2) Определение цели выступления.

Цель – это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т.п.

Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен отчетливо понимать, достижение какой цели он преследует своим выступлением. В соответствии с этим он выбирает тип публичной речи.

Специалисты выделяют следующие целевые установки:

• информировать,

• соблюсти протокол,

• убедить,

• развлечь.

На основании этого можно говорить о следующих типах публичных выступлений:

а)информационная речь. Цель этой речи – дать новую информацию о том или ином предмете, углубить знания, расширить кругозор. Основными жанрами информационной речи являются публичная лекция, отчетный доклад, обсуждение проекта и т.д.

б)протокольно-этикетная речь. Цель данной речи – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала. Видами такого рода выступлений можно считать следующие: приветствие и речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и т.д.

в)убеждающая речь. Цель убеждающей речи – побудить аудиторию принять мнение оратора, его оценку какого-либо факта, события. В убеждающей речи можно выделить две основные разновидности: аргументирующую речь и агитационную речь.

- Аргументирующая речь. Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие.

- Агитационная речь. Цель агитационной речи – на основе эмоциональной аргументации побудить слушателей к какому-либо действию. Примером агитационных выступлений могут служить выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку тех или иных общественных движений. Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления. Это, как правило, выступления с политическими призывами, с протестом.

г)развлекательная речь. Цель развлекательной речи – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время. Примеры развлекательных выступлений: речь на банкете, тост, рассказ в компании о забавном случае.

3) Предварительный анализ аудитории. В современной литературе существует много классификаций слушателей по различным показателям. Готовясь к публичному выступлению, оратору нужно учесть по крайней мере следующие факторы:

• количество слушателей;

• уровень осведомленности в теме;

• социально-культурные признаки;

• отношение к речи.

а)Относительно количественного показателя различают такие аудитории:

- Большая аудитория (более 30 человек) более склонна доверять оратору и практически не склонна критически оценивать речь. Она нетерпеливая, быстро устает. Оратору при выступлении в такой аудитории следует отдать предпочтение монологическом способа изложения своей речи.

- Малая аудитория (наиболее оптимальной считается аудитория от 12 до 30 человек) настроены более критично. С другой стороны, небольшое количество людей характеризуется большей активностью. Оратору следует отдать предпочтение диалогической форме общения.

б)Относительно уровня осведомленности аудитории в теме различают:

- подготовленные аудитории; Главный мотив, на который реагирует подготовленная аудитория, - это мотив "что нового?". В ораторской речи должен преобладать логос. Пафосом (это средства влияния, которые апеллируют к чувствам) надо пользоваться очень осторожно, лишь для оживления материала речи. Для того, чтобы выступление в такой аудитории оказалось успешным, оратор должен четко изложить различные точки зрения на проблему, а также объяснить, почему он придерживается именно такой позиции.

- неподготовленная аудитория характеризуется склонностью к таким модусам публичного выступления, как этос (это средства влияния, которые апеллируют к моральным принципам, к нормам человеческого поведения) и пафос (это средства влияния, которые апеллируют к чувствам). То есть эмоциональность речи оратора должно быть как можно большим. Эффективными риторическими приемами являются примеры из жизни, смешные истории, поговорки, ссылки на авторитеты, повторы. Для того, чтобы выступление такой аудитории стало успешным, оратору достаточно изложить свою точку зрения и не вызывать сомнений там, где их еще нет.

в)по социально-культурным признакам.

Относительно них выделяют немало групп аудиторий (по гендерному признаку, возрасту, национальности, вероисповеданию и тому подобное). Эти признаки, как правило, и подсказывают оратору, о чем и как говорить с такими слушателями.

Например, гендерный признак существенно сказывается на умении слушать. Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль слушания характеризуется повышенным вниманием к содержанию речи; как только становится ясно, о чем речь, мужчины больше сосредоточиваются на критических замечаниях или вообще начинают перебивать оратора. Женский стиль слушания характеризуется повышенным вниманием к эмоциональной составляющей, к самому процессу общения. Женщины лучше понимают чувства собеседника, менее склонны перебивать.

г)по отношению к речи оратора различают:

- благосклонные аудитории. В расположенной аудитории нужно применять одностороннюю аргументацию, сразу переходить к главному, формулировать тезис с самого начала.

- безразличная аудитория встречается довольно часто. В таких случаях задача оратора состоит прежде всего в том, чтобы привлечь внимание слушателей. Начало речи должно быть захватывающим. Также следует показывать слушателям возможную пользу от того, что рассматривается в речи. Для успешного выступления речь должна иметь определенную цель, четкую структуру, пункты, последовательно и доступно раскрывающие идеи оратора.

- конфликтные аудитории. Наиболее сложным для оратора является выступление перед конфликтной (негативно настроенной) аудитории. В таких случаях нужно двигаться постепенно от аспектов согласия оратора с аудиторией к предмету разногласий. Следует помнить о том, что примерно 10% любой аудитории негативно относятся к самому оратору или к его речи. Оратор должен быть готовым к тому, что ему не удастся увлечь всех слушателей, надо рассчитывать на большинство аудитории.

4)Подбор материалов для выступления.

Содержание выступления, как уже отмечалось, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен собрать интересный и полезный для аудитории материал. Откуда же оратор может почерпнуть его?

Если это опытный оратор, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Новые же идеи, сведения, факты, примеры для своей речи можно найти, обратившись к официальным документам, справочной литературе, научной и научно-популярной литературе, статьям из газет и журналов, материалам, помещенным в Интернете; передачам радио и телевидения, результатам социологических опросов, художественной литературе, личным контактам, беседам, интервью, размышлениям и наблюдениям.

5)Разработка плана выступления. План выступления – это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной.

6)Работа над композицией. Композицией называется построение выступления, соотношение его отдельных частей со всем выступлением как единым целым. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи резко снижается.

7)Написание и овладение текстом выступления.

Существуют три типа написания и владения публичного выступления:

а)Первый тип подготовки (написание полного текста речи); рекомендуется для ответственных, официальных ситуаций. Написание полного текста речи определенным образом дисциплинирует оратора, ведь у него есть возможность тщательно продумать формулировку собственных мыслей и точно рассчитать продолжительность речи.

Выступление с предварительно написанным текстом речи может осуществляться тремя путями:

- Наименее приемлемой для успешного публичного выступления является речь, которую читают по рукописи. Оратору трудно установить контакт с аудиторией том, что записи образуют определенный барьер между ним и слушателями. Взгляд оратора в таких случаях сосредоточен на тексте, а не на аудитории. Соответственно, ему трудно следить за реакцией слушателей. Аудитория вряд ли положительно будет воспринимать такую речь.

- Речь, которую полностью изучают наизусть, требует немалых усилий от оратора. Она воспринимается более позитивно, чем речь, которую читают. Однако во время выступления существует опасность "застопориться", ведь точный словесный текст трудно воспроизводить, особенно большой.

- Наиболее приемлемой является речь, которую произносят с опорой на текст. В аудитории создается представление о свободное владение оратором данным материалом. У опытного оратора в таких случаях есть возможность во время выступления вносить изменения в речи в зависимости от реакции слушателей. Однако для начинающего оратора существует опасность перейти к чтению своей речи. Это связано с волнением и с мыслью о том, что лучше, чем написано, вряд ли удастся сказать.

Впрочем на начальных этапах желательно писать текст речи. Такие упражнения способствуют формированию стиля и совершенствованию навыков письменной коммуникации. Недостатки текста становятся лучше видны, например, на следующий день. И у оратора есть возможность их исправить и не допускать неувязок во время выступления.

б)Второй тип подготовки (запись главных положений: тезисов и аргументов) является оптимальным для опытного оратора. Текст не фиксируется раз и навсегда. Речь допускает изменения во время выступления в зависимости от того, как аудитория ее воспринимает.

Однако даже при отсутствии полного текста риторика рекомендует определенные положения записывать, а при выступлении зачитывать. Это цитаты и цифровой материал. Ведь цитата, которую зачитывают, воспринимается как заранее точная. Кроме того, малейшая неточность в таких материалах может изменить смысл сообщения. Например, ошибка в цифрах, перестановка слов может привести к существенному искажению информации. Если оратор выбирает такой тип подготовки к речи, то ему следует записать:

1) первые и последние фразы речи;

2) формулировка тезисов и аргументов;

3) цитаты и цифровой материал.

При этом тексты, охватываемые пунктами 1 и 2 лучше выучить наизусть, а материала пункта 3 можно зачитывать при выступлении.

в)Третий тип подготовки - это импровизированная речь, произнесения речи экспромтом.

Однако, как известно, лучший экспромт - это подготовленный экспромт. Преимуществом импровизированной речи можно считать развитие уверенности в себе.

2. Работа над композицией выступления. Общие принципы построения выступления. Способы изложения материала, типичные ошибки.

Композицией называется построение выступления, соотношение его отдельных частей со всем выступлением как единым целым. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи резко снижается.

Существуют общие принципы построения выступления, которыми следует руководствоваться оратору:

– принцип последовательности. Каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей;

– принцип целесообразности. Оратор и слушатели должны осознавать направленность выступления по следующей цепочке: проблема – тема – тезис – аргументы – цель выступления;

– принцип усиления. Речевое воздействие на слушателя должно наращиваться от начала выступления до его конца. Опытные ораторы наиболее сильные доводы приводят в конце выступления;

– принцип экономиизаключается в стремлении достичь поставленной цели наиболее простым, рациональным способом с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств;

– принцип результативности. Выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя вступление, основную часть и заключение.

Цель вступления – заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении различают зачин и завязку. Цель зачина – подготовить аудиторию к восприятию, привлечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные примеры. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления, на знакомство аудитории с пунктами плана.

Если в первые минуты оратору это не удалось заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей, тогда вряд ли его выступление в целом будет успешным.

Наиболее распространенными являются три приема, которые используются во вступлении:

• Привлечение внимания аудитории

• Начало издалека

• Неожиданное вступление

1) Первый прием (привлечение внимания аудитории) предусматривает три случая в зависимости от того, какому компоненту риторического треугольника предоставляется преимущество:

а) Оратор подчеркивает свое право говорить на определенную тему.

Имеются в виду ситуации, когда аудитория в принципе готова

слушать, надо только стимулировать ее интерес к выступающему. Риторика в подобных случаях рекомендует тактику, которая ориентирована не на презентацию личности оратора, а на презентацию его отношения к тому, что происходит. Например:

«Уважаемые слушатели! Вы уже прослушали интересные и яркие выступления моих коллег по проблемам... Я сам с большим удовольствием прослушал их и теперь продолжу эту тему. Хочу предложить вам свое видение этих вопросов».

б) Оратор подчеркивает важность темы для аудитории.

в) Оратор подчеркивает значимость самого предмета речи.

2) Прием «начало издалека» используется преимущественно в конфликтной аудитории. Задача оратора при таких условиях заключается в том, чтобы настроить аудиторию на положительное восприятие-понятие речи.

Риторика в подобных случаях рекомендует создать, по возможности, «нейтральный» фон для последующего общения, отдаляя момент «выяснения отношений». Для этого можно:

— указать на многомерность истины, невозможность односторонней оценки определенного явления и тем самым подтолкнуть слушателей к готовности выслушать другие взгляды на проблему;

— использовать «обходной маневр», то есть выразить мнение аудитории как собственную точку зрения и постепенно завести ее в тупик» (показать, что следствия из этого положения неприемлемы, ложные).

3) Третий прием («неожиданное вступление») предполагает непосредственное обращение оратора к основной проблеме. Как правило, подобный прием используется в тех ситуациях, когда аудитория уже живо заинтересована в рассмотрении определенной темы, страсти слушателей в разгаре. Тогда оратору нужно начать речь с сильной риторической фигуры. В основном такой фигурой выступает риторический вопрос.

Выбор оратором того или другого приема вступления диктуется особенностями конкретной речевой ситуации, прежде всего характером аудитории. Первые фразы должны быть тщательно подготовлены, ведь именно они имеют важное значения для установления контакта со слушателями.

В риторике выделены также универсальные приемы вступления, которые можно использовать в ораторских речах на любую том-м в любой аудитории:

— цитата;

— яркий пример;

— комплимент;

— апелляция к общеизвестному источнику информации;

— проблемный вопрос;

— изложение цели и задач выступления;

— демонстрация определенного предмета и др.

Кроме «положительных» способов вступления, в риторике зафиксированы также и «негативные», неудачные приемы начала речи. А именно: не стоит начинать выступление с извинений по поводу того, что вы не успели подготовиться, что вы не отнимете много времени и тому подобное. П. Сопер цитирует по этому поводу юмориста Джорджа Эдди:

«Это уж последнее дело — объявлять публично о своей несостоятельности. Беда в том, что может произойти, это удастся и доказать».

Общие характеристики первой части речи можно очертить таким образом: вступление должно быть коротким и ярким.

Наиболее значимой является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения. Способы изложения материала, структуру, типичные ошибки, допускаемые ораторами в основной части выступления мы делатьно рассмотрим в третьем вопросе.

Завершающая часть выступления – заключение – в значительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы.

Наиболее распространенными являются три приема завершения речи:

• Формулировка выводов. Первый прием (формулировка выводов) заключается в том, что оратор возвращается к важнейшим пунктам главной части. В таких случаях завершение речи призвано напомнить о них. Оно может опираться на:

1) предмет сообщения;

2) структуру сообщения:

• Рассмотрение перспективы заключается в том, что оратор излагает гипотетическое развитие предмета речи. Для этого оратор может воспользоваться экстраполяцией:

1) временной (предполагает рассмотрение того, чем предмет будет завтра).

2) пространственной (предусматривает введение новых объектов для лучшего усвоения предмета речи. Эти объекты могут быть сходными или контрастными с предметами и речи).

• Апеллирование заключается в том, что оратор пытается эмоционально завершить свою речь и повлиять на чувства аудитории. Чаще всего используется тогда, когда человек пытается сформировать у слушателей намерение определенным образом действовать. В завершениях такого типа не рекомендуется: слишком подчеркивать дистанцию между оратором и аудиторией, характеризовать слушателей (особенно негативно), добиваться согласия аудитории, противопоставлять отдельные группы слушателей между собой, призывать аудиторию к ответам на прямо поставленные вопросы.

Выбор того или иного приема завершения диктуется конкретными условиями общения. Прежде всего оратору следует учесть цель речи. Для информативных речей больше подходит завершения через формулирование выводов, а для убеждающих — рассмотрение перспективы (как правило, неутешительной в случае отказа от определенных действий) или апеллирования.

Последние фразы завершения должны быть тщательно продуманы оратором, ведь они способствуют закреплению того впечатления, которое сложилось в аудитории во время всей речи. В рамках риторики установлены определенные общие приемы завершения, что подходят к речам на любую тему:

— цитата;

— иллюстрация;

— благодарность аудитории, которая имеет вид развернутого комплимента. При выборе приема завершения как благодарности оратору не следует ограничиваться простой фразой: «Спасибо за внимание!» Нужно конкретизировать комплимент аудитории. Например: «Спасибо за внимание. Было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории» и др.

Кроме «позитивных» вариантов завершения речи, специалистами в области риторики установлены и «негативные» способы. Эффективное завершение выступления имеет такое же значение, как и удачное вступление. Не надо завершать речь:

— извинениями;

— дополнительными данными после того, как сформулированы выводы;

— безнадежной перспективой.

Общая черта завершения — это краткость(так же, как и вступления).

Наши рекомендации