Риторический идеал Цицерона
13. Риторический идеал Квинтилиана и его отличия от идеала Цицерона.Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.
Труд Квинтилиана состоит из 12 книг. В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы.
Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они лишь подготовка к риторике. Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия: о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
14.Идеал древнерусской риторики.РиторикаДревней Руси (XI XVII в.в.)Красноречие Древней Руси начиналось на площадях старинных русских городов. На главной городской площади на сходах решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли. Самая знаменитая из речей, отраженных в летописи, - это обращение к варягам. Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались терминами: поучение, беседа, слово. Они писались для молодежи, для учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как Поучение Владимира Мономаха (нач. XII в.), Житие Сергия Радонежского (1418 г.), Житие протопопа Аввакума (1673 г.).В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе общечеловеческой культуре. Кирилл Туровский один из выдающихся древнерусских ораторов (достопамятный вития наш 12-го века, воссиявший паче всех на Руси), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия.В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы. Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Риторические понятия обозначены множеством терминов: ветийство/витийство, риторикия (риторика только в XVII в.), благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрославие, златоустие, сладкоречие, красноречие, хитроречие и др. Первый русский учебник риторики известен под названием Риторика Макария. Он датирован 1620 г. (Перевод лат. "Риторики" Филиппа Меланхтона - нем. гуманиста (издан в 1577 г. во Франкфурте). Автор перевода неизвестен. Авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию). В русской истории это окончание Смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой государственности.Такое время не может не требовать реорганизации и в области образования. Однако настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований.
15. Связь между риторикой и демократией , актуальная для европейской культуры, особенно хорошо видится извне – в частности из Китая. Две противоположные процедуры – убеждение людей и манипуляция ими – выходят за пределы исторических эпох, обусловивших их проявление (на уровне государственном или частном). Одни традиции избирают путь прямого столкновения и состязания мнений, другие отдают предпочтение обходному маневру.
Эти процедуры составляют две противоположные линии поведения людей: в одном случае на «другого» оказывается «словесное» давление при помощи пылких доводов и доказательств, увещевание происходит публично, «на глазах у всех», и основывается на силе речи, на искусстве оратора, неотделимом от деятельности разума. Театральность и логика – две составляющие древнегреческого наследия.
В другом случае производится манипуляция, скрытое воздействие на ситуацию, что позволяет обходными путями добраться до противника, и, действуя незаметно, «взять его в кольцо» и обезоружить.
16. Петровский период (конец XVII в. I пол. XVIII в.В это время появляются такие известные труды, как Риторика М.И. Усачева, риторическое сочинение Ф. Прокоповича. Риторика М.И. Усачева была издана в 1699 году. В начале XVIII в. сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного Ф. Прокоповичем в 1706-1707 г.г. в Киево-Могилянской академии.
17.Теория красноречия Ломоносова.Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав Краткое руководство к красноречию (1748 г.).Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей: О изобретении, О украшении, О расположении. Риторика есть учение о красноречии вообще В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит , и посему разделяется Риторика на три части на изобретение, украшение и расположение.
Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных. В Кратком руководстве Ломоносов дает следующее определение риторики:Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению.Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.
Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин красноречие, выбрав его из длинного ряда синонимов (см. выше).Интересно, что М.В. Ломоносов различал термины: риторика наука, учение, правила, красноречие искусство, умение красно говорить, а также тексты словесности. для красноречия, по Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память), телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В Риторике Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей: вступление, пояснение
утверждение, заключение. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать нравы человеческие, учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют возбуждению страстей образность речи, выразительность стиля ,убежденность оратора.
18. Правила высшего красноречия Сперанского.Рукописный курс М.М. Сперанского (1777-1839) (работа была опубликована после смерти автора только в 1844 г.) расходился во множестве списков и обладал несомненным влиянием благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы:структуры публичного выступления,аргументации,композиции,выразительности речи.Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели.Сперанский считал, что основание красноречия суть страсти, т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, - это склонить ум, тронуть сердце1.М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора: изобретение,расположение,изложение речи Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому;все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей.