Модуль I. Стилистическая система современного русского языка Курс 1 Семестр 2
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет филологический
Кафедра русского языка, культуры речи и методики их преподавания
Утверждаю:
заведующий кафедрой
________________________
________________________
«20» февраля 2014 г.
Балльно-рейтинговая карта дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Исторический факультет
Бакалавриат
Профиль «Право»
Курс 1 семестр 2
Ведущий преподаватель:
к.ф.н., доц. В.Л. Карякина
Самара, 2014
Сведения о дисциплине
Курс, семестр | Объем и виды учебной работы | |||||||||
Лекции, ч | Семинары, ч | Практические занятия, ч | Курсовая работа (+) | Индивидуальн. работа | Контрольные работы | Самостоятельная работа | Зачет (+) | Экзамен (+) | ||
1 к., 2сем. | 12 ч | 20 ч. | 20 ч. | . |
Распределение баллов по дисциплинарным модулям
Вид или форма контроля | Максимальное количество баллов |
Семестр 2 КУРС 1 | |
Модуль1 | |
1. Текущий контроль по модулю 1 (модулю): | |
Аудиторная работа | 15 (5+3+7) |
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | |
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | |
2. Контрольное мероприятие по модулю 1 | |
3. Промежуточный контроль по модулю 1 | |
Модуль 2 | |
1. Текущий контроль по модулю 2: | |
Аудиторная работа | 30 (7+23) |
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | |
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | |
2. Контрольное мероприятие по модулю 2 | |
3. Промежуточная аттестация по модулю 2 | |
Рубежный контроль (экзамен) | |
Семестровый рейтинг по дисциплине |
Уч. г
Рейтинг-карта по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Модуль I. Стилистическая система современного русского языка Курс 1 Семестр 2
Вид контроля | Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля | Кол-во баллов | Критерии оценки | Баллы за семестр | Тема для изучения | Сроки выполнения |
Аудиторная работа | ||||||
Текущий контроль | Посещаемость занятий | 1 балл присутствие на занятиях | Все темы | 30-34 недели | ||
Ответы на вопросы на практических занятиях. Выполнение практических заданий | 1-2 | 1 балл – отдельные реплики, замечания по обсуждаемым вопросам; 2 балла – глубокий содержательный ответ на один из обсуждаемых вопросов. | Тема 1. Функционально-стилистическая дифференциация русского литературного языка. Подстили и жанры. Тема 2. Редактирование и моделирование текстов разных стилей (научного, официально-делового, публицистического). | 30-34 недели неделя |
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | ||||||
Текущий контроль | Подготовка реферата на тему «Виды деловых писем и документов» | 1-10 баллов | 5 баллов -продемонстрировано умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; но недостаточно выдержано стилевое единство текста. В плане реферата имеются несоответствия теме, отклонения в содержании от темы и плана реферата; обнаружены недостаточная полнота и глубина знаний по теме. Нарушены правила оформления ссылок на используемую литературу, список литературы; есть незначительные нарушения норм грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), наблюдается неуверенное владение терминологией; нарушены требования к объёму реферата. 6 баллов - продемонстрировано умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; выдержано стилевое единство текста, единство жанровых черт. План реферата соответствует теме; содержание соответствует теме и плану реферата; но обнаружены недостаточная полнота и глубина знаний по теме. Проявлены удовлетворительная грамотность и культура изложения (в т.ч. орфографическая, пунктуационная, стилистическая культура), свободное владение терминологией, но нарушены правила оформления ссылок на используемую литературу, списка литературы, нарушены требования к объёму реферата. 7 баллов -продемонстрировано умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; выдержано стилевое единство текста. План реферата соответствует теме; содержание соответствует теме и плану реферата; обнаружены полнота и глубина знаний по теме. Есть оценка использованной литературы, но привлечены не все наиболее известные работы по теме исследования. Проявлены хорошая грамотность и культура изложения (в т.ч. орфографическая, пунктуационная, стилистическая культура), свободное владение терминологией, но нарушены правила оформления ссылок на используемую литературу, списка литературы, нарушены требования к объёму реферата. 8 баллов. Продемонстрировано умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; выдержано стилевое единство текста. План реферата соответствует теме; содержание соответствует теме и плану реферата. Есть оценка использованной литературы, привлечены наиболее известные работы по теме исследования. Проявлены отличная грамотность и культура изложения (в т.ч. орфографическая, пунктуационная, стилистическая культура), свободное владение терминологией, но нарушены правила оформления ссылок на используемую литературу, списка литературы, нарушены требования к объёму реферата. 9 баллов - продемонстрировано умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; выдержано стилевое единство текста. План реферата соответствует теме; содержание соответствует теме и плану реферата; обнаружены полнота и глубина знаний по теме. Привлечены наиболее известные работы по теме исследования. Проявлены отличная грамотность и культура изложения (в т.ч. орфографическая, пунктуационная, стилистическая культура), свободное владение терминологией, но нарушены правила оформления ссылок на используемую литературу, списка литературы, соблюдены требования к объёму реферата. 10 баллов - продемонстрировано умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; наблюдается выраженность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; выдержано стилевое единство текста. План реферата соответствует теме; содержание соответствует теме и плану реферата; обнаружены полнота и глубина знаний по теме, обоснованность способов и методов работы с материалом. Есть оценка использованной литературы, привлечены наиболее известные работы по теме исследования (в том числе журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Проявлены отличная грамотность и культура изложения (в т.ч. орфографическая, пунктуационная, стилистическая культура), свободное владение терминологией, верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы, соблюдены требования к объёму реферата. | Тема «Деловое письмо». | 33 неделя неделя | |
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | ||||||
Текущий контроль | Подготовка конспектов к темам семинарских занятий | 1-2 | 1 балл – конспект структурирован, основные положения темы выделены, написан кратко. 2 балла – конспект структурирован, основные положения темы не только выделены, но и прокомментированы, проиллюстрированы примерами. | Тема 1. Понятие о русском языке. Формы существования национального языка. Тема 2. Функциональные стили русского литературного языка, основания их выделения. Подстили и жанры. Тема 3. Характеристика экстралингвистических и языковых особенностей функциональных стилей русского литературного языка . | Устанавлива-ется индивидуально | |
Презентация по заданной теме (разделу) | 1-5 | 1 балл – допущены погрешности в отборе материала, грубые ошибки в его структурировании и написании; 2 балла – допущены некоторые погрешности в отборе и структурировании материала, выделении ключевых моментов; небрежность в написании текста; 3 балла – материал соответствует теме, но есть погрешности в структурировании и в написании текста; 4 балла – материал соответствует теме, структурирован, выделены ключевые слова и фрагменты, неудачно применены мультимедийные эффекты; 5 баллов – материал соответствует теме, структурирован, выделены ключевые слова и фрагменты, уместно использованы мультимедийные эффекты. | Тема 1-3. Функциональные стили современного русского литературного языка. . | Устанавлива-ется индивидуально | ||
Контрольное мероприятие | Тест «Функциональные стили русского литературного языка» (выполняется аудиторно) | 1-10 | По 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. | Тема «Функционально-стилистическая дифференциация русского литературного языка» | 34 неделя | |
Всего по I модулю |
Модуль 2 «Культура речи. Основы красноречия» Курс 1 Семестр 2
Текущий контроль | Посещаемость занятий | 1 балл присутствие на лекционных и практических занятиях | Все темы | 35-39 неделя | |||||||||
Ответы на вопросы на практических занятиях. Выполнение практических заданий | 1-2 | 1 балл – присутствие на занятии, отдельные реплики, замечания по обсуждаемым вопросам; 2 балла – глубокий содержательный ответ на один из обсуждаемых вопросов. | Темы 4-8. Нормы русского литературного языка (акцентологические, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические). Тема 9. Риторика как наука об искусстве речи, способах речевого воздействия. Роды и виды красноречия. Разделы классической риторики (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио). . | 35-37 неделя | |||||||||
Выступление с докладом или сообщением на практическом занятии | 1-2 | 1 балл – доклад соответствует теме, структурирован; цель, сформулированная в докладе, достигнута; представлено современное видение проблемы; 2 балла – доклад соответствует теме, структурирован; цель, сформулированная в докладе, достигнута; представлено современное видение проблемы; доклад подготовлен самостоятельно, продемонстрировано свободное владение материалом, доклад сопровождается показом наглядного материала и / или электронной презентации. | Тема 10. Композиция публичного выступления | 38 неделя | |||||||||
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | |||||||||||||
Текущий контроль | Подготовка конспекта по теме, данной на самостоятельное изучение | 5-10 | 5 баллов – конспект плохо структурирован, не выделены основные положения, отдельные важные положения пропущены, отсутствуют примеры; 6 баллов – конспект структурирован, основные положения темы выделены, написан кратко, отсутствуют примеры; 7 баллов - конспект структурирован, основные положения темы выделены, однако отдельные разделы темы написаны кратко; примеры либо отсутствуют, либо их недостаточно; 8 баллов - конспект структурирован, основные положения темы выделены, приведено недостаточное количество примеров; 9 баллов - конспект структурирован, основные положения темы выделены, приведены примеры, однако их количество недостаточно; 10 баллов – конспект структурирован, основные положения темы не только выделены, но и прокомментированы, проиллюстрированы примерами в достаточном количестве. | Тема 11. Коммуникативный аспект культуры речи. Качества хорошей речи (логичность, точность, чистота, уместность, богатство и выразительность). Тема 12. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. Основные формулы речевого этикета. Проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке. | 37 неделя | ||||||||
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | |||||||||||||
Текущий контроль | Презентация по заданной теме (разделу) | 1-5 | 1 балл – допущены погрешности в отборе материала, грубые ошибки в его структурировании и написании; 2 балла – допущены некоторые погрешности в отборе и структурировании материала, выделении ключевых моментов; небрежность в написании текста; 3 балла – материал соответствует теме, но есть погрешности в структурировании и в написании текста; 4 балла – материал соответствует теме, структурирован, выделены ключевые слова и фрагменты, неудачно применены мультимедийные эффекты; 5 баллов – материал соответствует теме, структурирован, выделены ключевые слова и фрагменты, уместно использованы мультимедийные эффекты. | Темы 4-8. Нормы русского литературного языка (акцентологиче-ские, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразова-тельные, грамматические). | Устанавливается индивидуально | ||||||||
Написание реферата Темы (примерные) рефератов: Риторика: наука или искусство? Разделы классической риторики. Композиция публичного выступления. Оратор и его аудитория. | 5-10 | 5 баллов – в целом содержание соответствует выбранной теме, однако наблюдается некоторая поверхность в изложении рассматриваемого вопроса и есть погрешности в структурировании и написании текста; 8 баллов – цель, сформулированная во введении, достигнута; переданы основные аспекты темы, позиции авторов тех работ, содержание которых используется; 10 баллов – цель, сформулированная во введении, достигнута; глубокое и содержательное раскрытие темы, рассмотрены позиции разных ученых, изложено свое понимание проблемы; текст структурирован; представлено современное видение проблемы. | Тема 9. Риторика как наука об искусстве речи, способах речевого воздействия. Роды и виды красноречия. Разделы классической риторики (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио). | Устанавливается индивидуально | |||||||||
Выполнение контрольной работы | 1-4 | 1 балл – 25 % заданий выполнено верно; 2 балла – 50 % заданий выполнено правильно; 3 балла – 75 % заданий выполнено верно; 4 балла – все задания выполнены верно. | Нормы русского литературного языка. | Устанавливается индивидуально | |||||||||
Контрольное мероприятие | Итоговый тест | 1 балл –60 % заданий выполнено правильно; 2 балла – 70 % заданий выполнено верно; 3 балла – 80 % заданий выполнено верно; 4 балла – 90 % заданий выполнено верно; 5 баллов - все задания выполнены правильно. | Нормы современного русского литературного языка | 38 неделя | |||||||||
Всего по II модулю | |||||||||||||
Всего до ПА: | |||||||||||||
Рубежный контроль | Экзаменационная оценка выставляется по итогам промежуточного контроля (ТК + КМ), а также при желании студентов по результатам тестирования и собеседования по нескольким (не более 3-х) вопросам курса. | (для неатт. студ.) | По одному баллу за каждый правильный ответ на задания теста (всего 10 заданий) + результаты собеседования: 1 балл – ответы на теоретические вопросы поверхностны, не проиллюстрированы примерами или примеры неправильные, 2 балла – ответы на вопросы неполные, студент затрудняется в приведении примеров; 3 балла - ответы на вопросы отражают понимание основных категорий, но нет примеров; 4 балла – ответы на вопросы отражают понимание основных категорий, приведены примеры; 5 баллов - глубокий и содержательный ответ на теоретический вопрос; приведены и прокомментированы примеры. | Вопросы к экзамену в рабочей программе и в пособии Культура речи: учебно-методическое пособие / Сост. В.Л. Карякина, Д.И. Шарипова. Самара, 2008. С. 137-138. (Первые 22 вопроса). | Сессия | ||||||||
ВСЕГО | |||||||||||||