Вопрос 3. Классический канон риторики и ораторское выступление. Этап изобретения.
Этапами классического канона риторики являются:
1) инвенция (= изобретение) – раздел, в котором рассматривается процедура отбора материала для будущего сообщения;
2) диспозиция (= расположение) – раздел, регулирующий расположение материала в лучшем для конкретной речи порядке при соблюдении логичности, последовательности в изложении тезисов;
3) элокуция (= украшение) – раздел, под которым понимается учение о трех стилях (высоком, среднем, низком) и средствах возвышенного стиля (отбор слов и стилистических фигур (украшений));
4) мемория (= запоминание) – раздел, который служит разработке определенной мнемотехники, что позволяет оратору опираться на особые приемы запоминания материала, гарантирующие выступающему контроль всей структуры произносимой им речи и при необходимости подключение сведений из известных ему областей знания;
5) акцио (= произнесение) – раздел, отвечающий за пластическое решение произносимой речи, за внешнее поведение оратора перед аудиторией.
Этап изобретения.
А. Кому адресован текст?
Таблица 1
1. Демографическая характеристика | ||||||
А) Пол | Мужчины | Женщины | ||||
- явления всех сфер жизни (в том числе политика, наука); - абстрактное мышление (факты, статистика); - предпочитают умеренную эмоциональность изложения. | - явления материального и бытового плана; - конкретно-образное мышление (наглядность, чужие мнения и оценки); - предпочитают высокую эмоциональность изложения. | |||||
Б) Возраст | Школьники | Молодежь | Люди среднего возраста | Люди старшего возраста | ||
Иллюстрации | Психология* | Прагматика | Мораль, нравственность | |||
2. Интеллектуальный уровень | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Интеллектуальная информация | Прагматика и эмоции. Абстрактные рассуждения неэффективны, необходимы конкретные доводы. Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. | Прагматика. Апеллировать к практическому результату (вы будете иметь..., вы сможете..., у вас не будет... и т. д.). Максимум примеров, случаев из жизни. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно. Говорить медленно. | ||||
3. Установка на общение | ||||||
Конструктивная (ценностные ориентиры говорящего и слушающего совпадают) | Конфликтная аудитория | Соглашательская (аудитория не компетентна в этом вопросе или не имеет своего мнения) | Инфантильная (равнодушная) | |||
Восходящая аргументация | Нисходящая | Нисходящая | Нисходящая | |||
* Приведем основные черты, характеризующие молодежную аудиторию:
- беззаботность;
- необремененность житейскими проблемами;
- неразвитость способности к логическому мышлению;
- эмоциональное восприятие преобладает над рациональностью;
- неприязнь к наставлениям, прямым назиданиям;
- критиканство (огульное охаивание без конкретных предложений);
- максимализм в суждениях и оценках и т.д.
Б. Зачем вы создаете этот текст?
1. Цель (убедить, информировать и т.д.).
2. Задача – конкретизация цели (напр., убедить в том, что).
3. Тезис – это «царствующая» мысль текста. Формулируется путем ответа на вопрос задачи.
В. Как вы будете информировать/ убеждать/ побуждать?
1. Разбивка тезиса на смысловые части (подтезисы).
2. Поиск топосов – ценностей, принимаемых как говорящим, так и аудиторией (при поиске ценностей обратите внимание на Таблицу 1).
3. Отбор аргументов.
Внимание! Необходимая информация!
Ценности чрезвычайно разнообразны. Выделяются ценности социальные, ценности, связанные со способностью человека к созданию глобальных общественных идеалов, ценности, санкционируемые и культивируемые официально, с помощью находящейся в распоряжении государства разветвленной системы средств, ценности, которые функционируют лишь на уровне обыденного сознания и т. д.
Предпринимая попытку классификации ценностей, В. И. Карасик предлагает ценности индивидуальные (персональные, авторские), микрогрупповые (социальные, ролевые, статусные и др.), этнические и общечеловеческие.
Ценности определяются, во-первых, общественными институтами, во-вторых, устойчивыми представлениями о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса (т.е. потребностями).
Теорию человеческих потребностей, предложил в 40-е гг. психолог Абрахам Маслоу. Он выделил 5 стадий потребностей и указал, что при выполнении (иногда частично) низшей стадии человек переходит к выполнению потребности высшего порядка.
Иерархия потребностей по А. Маслоу:
5 стадия | Потребности в самовыражении (реализация заложенных способностей) |
4 стадия | Потребности в признании (например, власть, право принимать решения) |
3 стадия | Социальные потребности (в контактах) (принятие определенной группой, любовь) |
2 стадия | Потребности в безопасности |
1 стадия | Физиологические потребности (питание, квартира, одежда и др.) |
Г. Аргументация
1. Логический аргумент – это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой.
2. Психологический аргумент – это процесс передачи, истолкования и внушения адресату информации, зафиксированной в «тексте» адресанта. Конечная цель этого процесса – формирование убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если адресат воспринял, понял, принял мысли адресанта.
Соответственно, выделяются две функции аргументации: познавательная и коммуникативная.
Требования к аргументам
1. Мысль, сформулированная в аргументе, должна быть самодостаточной.
2. Аргументы должны быть логически связаны с доказываемым тезисом.
3. Аргументы не должны противоречить друг другу.
Точность формулировок аргументов
Самая разумная идея, если она плохо выражена, не будет воспринята читателями, а следовательно, не даст никакого эффекта. Чтобы текст документа был понятным, необходимо выбрать такую форму выражения, которая позволит донести содержание речи до читателей без смысловых потерь, сделать свою мысль их мыслью и таким образом воздействовать и на рациональную и на эмоциональную сферу. Этому в немалой степени способствует точное словоупотребление.
Виды логических аргументов
1. Факты – это предложения, фиксирующие эмпирическое (чувственное) знание. Например, утверждение о том, что «Иванов нанес ущерб нашему предприятию» может быть доказано фактом хищения материальных ценностей.
2. Статистика – количественные показатели развития производства и общества, их соотношение и изменение.
Например: «Затраты рабочего времени руководителей промышленных предприятий на работу с устной информацией 1
Должностные категории работников | Затраты рабочего времени в течение недели на работу с устной информацией (по видам, в процентах к общим затратам времени) | Итого | |||
Приём посетителей 2 | Деловые совеща ния 3 | Телефон ные перегово ры 4 | Другие виды работы с устной информацией | ||
Директор предприятия | 4,7 | 14,2 | 5,3 | 2,6 | 26,8 |
Заместители директора | 5,2 | 16,4 | 6,3 | 1,7 | 29,3 |
Начальники цехов | 4,9 | 19,0 | 3,7 | 2,9 | 30,5 |
1 Составлена по материалам фотографий и самофотографий рабочего времени руководящих работников предприятий.
2Подчинённые руководителю сотрудники, работники других подразделений, представители поставщиков, потребителей, научных учреждений, вышестоящей организации (без учёта представителей контролирующих организаций).
3 Без учёта участия в совещаниях, проводимых вне предприятия.
4 По внутренним и внешним каналам телефонной связи».
В устной речи цифрами надо пользоваться очень осторожно. Во-первых, в речи их не должно быть слишком много, во-вторых, все цифры имеют значение только в сравнении, в-третьих, в устной речи можно пользоваться только целыми цифрами.
Эти правила нарушены в этом отрывке из устного доклада: «Правительством не повышались пенсии с 1 мая и с 1 ноября 2012 г., хотя рост средней заработной платы по стране в I и III кварталах 2012 г. был по 9-10 %. Средняя заработная плата по стране за 2012 г. увеличилась на 37, 7 %, увеличился Пенсионный фонд на 30 %, а пенсию увеличили только на 15,5 %, или в 2,5 раза меньше, чем рост заработной платы в стране».
Пример правильного употребления статистики: «Как ни объясняй, никому нельзя объяснить российскую экономику, которая производит тракторов в 5 раз больше на душу населения, комбайнов – в 10 раз больше на эту душу, чем США, а хлеба производит в 2 раза меньше».
3. Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина через значение уже известного. Задача определения – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории. Чтобы дать определение, необходимо отыскать существенные признаки, которые помогают отличить данный предмет от других.
Например: «Развитие персонала – это важнейшее условие успешного функционирования любой организации».
4. Ссылки на законы, документы, постановления и другие нормативные акты, обязательные для выполнения.
Например: «Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2013 г.».
Виды психологических аргументов
1.Апелляция к высшим ценностям – обращение к категориям Свободы, Равенства, Справедливости и т.д.
2.Использование благородных мотивов – указание на стремление помочь ближнему.
3.Повышение статуса источника информации – указание на должность, звание докладчика (директор, депутат, выходец из народа и др.), а также на источник информации («Я только что приехал с международного симпозиума…» и др.).
4.«К карману» - указание на выгоду.
5.«Палочный аргумент» - угрозы.
6.«К человеку» - вместо обсуждения идеи рассматриваются положительные или отрицательные качества ее инициатора.
7.«К опыту» - ссылка на факты, которые хорошо известны слушателям.
8.«К самолюбию»
Способы аргументации
Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя аргументация оратором своей позиции предполагает, что: либо излагаются только аргументы «за» (чистый позитив); либо излагаются только аргументы «против» (чистый негатив). При двусторонней аргументации слушателю дают возможность сопоставить точки зрения, дают возможность выбрать из двух альтернатив, излагая противоположные точки зрения.
Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Например: «Говорят, что мы не умеем работать, не способны управлять... Что ж, давайте посмотрим на факты...». Оппонент при двусторонней аргументации и контраргументации может быть как реальный – например, лицо, являющееся носителем определенных взглядов, так и «вымышленный», сконструированный самим оратором. Такой прием называется «чучелом оппонента»: моделируется некоторое типичное мнение по вопросу, излагается; разбираются все плюсы и минусы и делаются выводы
Односторонняя | Двусторонняя |
Эффективна для укрепления сознания людей, уже имеющих взгляды и установки на предлагаемый материал | Эффективна при воздействии на сознание людей, негативно относящихся к сообщаемому |
Хорошо действует на людей малообразованных или неподготовленных | Лучше действует на подготовленную аудиторию |
Позволяет выработать стойкие убеждения | Способствует выработке иммунитета к манипулированию сознанием в дальнейшем, повышает сопротивляемость контрпропаганде, вырабатывает более стойкие убеждения |
Учит воспринимать готовые мысли | Учит анализировать, делать самостоятельные выводы |
Обращайте внимание на то, что аргумент содержит суждение, иллюстрацию и вывод. Например:
Аргумент:
Суждение: Овладение знаниями в области русского языка и их успешное применение развивает память, внимание, логику и интеллект в целом. Данные качества особенно нужны в профессиональной сфере, т.к. они формируют способность организовать свой труд и экономить время.
Иллюстрация: По мнению специалистов PMI (Project Management Institute), менеджер проектов примерно 90% своего рабочего времени обычно тратит на «коммуникацию», то есть – на общение; вживую, по телефону, по переписке в том или ином виде. Это очень и очень много.
Вывод: Совершенное владение русским языком позволит получать, обобщать информацию, затрачивая минимум времени и усилий.
Д. Сбор информации.
При подготовке доклада в зависимости от темы и ситуации могут быть использованы различные источники информации: специальная литература, энциклопедии, словари, справочники и даже художественная литература. Однако не вся информация, которая там имеется, нужна вам. Чтобы научиться находить необходимые для доклада мысли, надо знать -
Типы информации по ее значимости для содержания текста
Информация:
1. Основная, констатирующая тезисы (главную мысль текста).
2. Дополнительная (содержащая доказательство главной мысли).
3. Дублирующая (повторяющая уже переданное содержание).